Детский голос. Профилактика и охрана детского голоса.
занимательные факты по музыке на тему
Свойства нормального певческого звука, рабочий диапозон детского голоса. Профилактика и охрана детского голоса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskiy_golos.odt | 33.3 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Свойства нормального певческого звука, рабочий диапазон детского голоса
В настоящее время музыкальными акустиками установлены свойства нормально развивающегося певческого звука и естественного тембра голоса. Это – звонкость, ровность, полётность (то есть при правильном звучании
голоса звук легко распространяется в пространстве, как бы летит вдаль).
От чего же зависит звонкость голоса?
Дело в том, что каждый гласный звук певческого голоса имеет сложную структуру. Он содержит большое количество дополнительных тонов (обертонов), сливающихся в один основной тон. Эти дополнительные тоны имеют разную частоту колебаний в секунду. Высокочастотные обертоны (соответствующие примерно четвёртой октаве) придают естественно сформированному гласному звуку звонкость, яркость, обогащают тембр голоса интонационными красками.
Тембр детского певческого голоса при естественном звучании отличается высотой, нежностью окраски, звонкостью и «серебристостью». Эти качества объясняются тем, что высокая певческая форманта расположена в спектре детского голоса в области более высоких частот (3200 – 3700 гц). Предполагается, что на звонкость детского голоса могут оказывать влияние также и близлежащие к певческой форманте обертоны в области частот 1800 – 2000 гц .
В музыкальной акустике структура гласного звука называется звуковым спектром. Как цвет можно разложить на составляющие краски, так и звук, при помощи специального прибора, можно разложить на составляющие его обертоны. На экране такого прибора их можно видеть и заснять. Область высокочастотных обертонов называется «высокой певческой формантой».
Звонкость - драгоценное качество, необходимое как низкому, так и высокому голосу. В процессе роста учащихся звонкость в их голосе увеличивается. В переходном возрасте она временно уменьшается, но потом снова продолжает развиваться.
Многие думают, что петь надо громко, с большой силой, тогда пение будет значительным, интересным, содержательным. Это неверно, при злоупотреблении громкостью исчезает не только звонкость, но и другие свойства тембра. При громком пении нарушается закономерная, согласованная работа всего певческого механизма: дыхание делается напряжённым, судорожным, мягкое нёбо – пассивным. Голосовым связкам гортани трудно сопротивляться большому напору воздуха при выдохе, они теряют упругость и равномерность колебаний .
Установлено, что чем меньше возраст ребёнка, тем менее выражена у него ВПФ (высокая певческая форманта). У некоторых детей младшего возраста (7 лет) уровень ВПФ настолько мал, что её вершина не обнаруживается на экране спектрометра. У детей более старшего возраста (11 – 13 лет), не вступивших ещё, однако, в мутационный период, ВПФ уже становится хорошо заметной, хотя и не достигает уровня, свойственного взрослым профессиональным певцам.
Низкий уровень ВПФ у детей, даже высокоодарённых в вокальном отношении, говорит о том, что это свойство голоса не является природным, а приобретается в процессе индивидуального развития человека и связано с возрастом.
Несмотря на то, что уровень ВПФ в женских голосах, и особенно в детских голосах, значительно занижен по сравнению с её нормой в мужских голосах, голоса женщин и детей нередко кажутся на слух довольно звонкими. Это кажущееся противоречие объясняется, с одной стороны, тем, что в женском и детском голосах хорошо выражены обертоны, располагающиеся поблизости от ВПФ (1000 – 2000 гц), которые так же, как и ВПФ, придают голосу звонкость, хотя, по существу, и не входят в её область.
С другой стороны, причина звонкости женского и детского голосов заключается в отсутствии низкочастотных спектральных составляющих (основной тон женского и детского голосов на 1 – 1,5 октавы выше мужского). Таким образом, спектры женских и детских гласных оказываются более узкими («упрощёнными») и как бы «сдвинутыми» в сторону высоких частот. Это обстоятельство и является причиной большей пронзительности и звонкости женских и детских гласных даже при условии сравнительно небольшой интенсивности ВПФ.
В возрасте 13 – 15 лет наступает мутационный период, который характеризуется резким изменением звучания голоса и переходом его от характерного детского тембра к тембру взрослых (Е. М. Малинина, 1967). Наблюдаются нарушения голосовой функции, смещение его вниз по частотной шкале, потере высоких тонов голоса, звонкости, появление хриплости в голосе и т. д .
К 16 годам (иногда раньше) у мальчиков в тембре появляется оттенок будущего взрослого голоса, который может ещё измениться, он неустойчив, иногда даже «двойной» - ученик то поёт «новым» голосом, то переходит снова на прежний. Голосовые связки юноши становятся вдвое длиннее детских, но гортань ещё продолжает расти.
У девушек в этот период уже формируется будущий голос, некоторые из них поют свободно, но бывает (и довольно часто), что в голосе снова появляется «матовость», как и в начале мутации. Это вторая её фаза – продолжение роста голосового аппарата .
Каждый возраст имеет свой возрастной рабочий диапазон. При обучении пению, подборе репертуара, а также при определении характера голоса необходимо это учитывать.
У младших школьников общий диапазон голоса может быть довольно широким. Они могут спеть звуки от ля малой октавы до ре (и даже выше). Однако «звучащая зона» их голоса значительно меньше: она расположена, в среднем, между ми1 и си1 (иногда до2). Эта зона наиболее удобна и для их слухового восприятия и для воспроизведения; она-то и должна в основном использоваться при обучении пению. Называется эта зона рабочим диапазоном голоса.
К переходному возрасту рабочий диапазон, в среднем, достигает до1 – ми2 (фа2). Иногда учащимся уже трудно петь высоко, но бывает и так, что высокие звуки начинают звучать ярче, а средние делаются матовыми, завуалированными, «звучащая зона» временно утрачивает звонкость. Однако крайние звуки в это время слишком неустойчивы и требуют меньшего участия в пении.
Общее звучание голоса приобретает в переходном возрасте большую компактность, и важно не развивать эту компактность, а поддерживать высокое резонирование при умеренной силе голоса, не выходя за границы рабочего диапазона.
Если же учитель станет стремиться преждевременно расширять рабочий диапазон, требовать излишней компактности звука, может исчезнуть звонкость, что повлечёт за собой ослабление функции голосовых связок. Отсюда рождается «ложноальтовое» звучание, лишённое самых драгоценных качеств тембра. После мутации у таких голосов звонкость и свобода голоса не развиваются, а наоборот, совсем утрачиваются.
В период мутации у девочек диапазон временно несколько уменьшается; затем он расширяется, но делается неустойчивым. В это время его границы следует сужать до сим (до1) – фа2 (редко соль2). У юношей границы диапазона меняются резко. Степень этой резкости зависит от протекания мутации, и требуются частые индивидуальные прослушивания, чтобы не терять из поля зрения меняющийся рабочий диапазон. Постепенно он устанавливается, в среднем, в границах рем – ре1.
Знание особенностей возрастного рабочего диапазона поможет учителю правильно распределять учащихся по голосам.
В начальных классах при двухголосном пении поющие делятся на первые и вторые голоса условно и могут легко меняться партиями.
В средних и старших классах этого делать уже нельзя. Следя внимательно за индивидуальным качеством голосов, учитель помещает в альтовую партию учащихся с естественно звучащими, а не искусственно сниженными альтами, легко берущих звуки до2 – ре2. В сопрановой партии могут петь школьники, у которых свободно звучат ми2 и фа2.
Эти звуки называются «переходными», потому что находятся на границе среднего и верхнего регистров. Если они устойчивы, свободны, то переход из регистра в регистр произойдёт плавно, голос будет звучать ровно на всём постепенно развивающемся диапазоне. На этом основано сглаживание регистров
Профилактика и охрана детского голоса
В дело воспитания и охраны детского голоса значительный вклад внёс советский фониатр И. И. Левидов (1939), который совместно с вокалистами-педагогами организовал классы сольного детского пения. И. И. Левидов и преподаватель пения Е. М. Малинина утверждали, что условием нормального воспитания детских вокальных дарований является правильно поставленное и методически продуманное индивидуальное обучение детей при обязательном всеобщем воспитании их в коллективе.
На Всесоюзной вокальной конференции, состоявшейся в Москве в 1954 г., обсуждался вопрос о необходимости воспитания и охраны детского голоса. Вскоре после этого были составлены методические рекомендации, являющиеся и сейчас основой в обучении детей пению.
Таким образом, подтверждались и расширялись указания основоположников русской классической музыки (М. И. Глинка, 1903; И. П. Прянишников, 1912) в целесообразности обучения детей пению. Отмечалось, что, прежде всего, нужно выбирать репертуар, в полной мере доступный детской психике, тесситуре и техническим возможностям ребёнка. И. И. Левидов и Е. М. Малинина (1939) полагали, что кроме определённого репертуара необходимы в той или иной степени специальные упражнения для голоса, направленные на то, чтобы помочь обучающимся выработать певческие навыки.
Кроме того, обращено внимание на акустический анализ певческого голоса у детей, на тактику вокальных педагогов в отношении охраны голоса во время мутации [4; 122-123].
Многие учителя пения и врачи-фониатры считают, что певческая работа с мальчиками во время мутации по возможности не должна прекращаться, однако при этом должны строго соблюдаться охранительные мероприятия. Основными из них являются:
1. Не пользоваться искусственными приёмами для ускорения процесса формирования мужского голоса, а помочь мутирующему мальчику научиться спокойно, постепенно овладевать своим новым звучанием.
2. Не допускать форсированного пения и сложного репертуара.
3. Не позволять петь при наличии сипоты в голосе и при изменениях со стороны голосового аппарата, определяемых фониатром.
4. Мутирующим детям рекомендуется петь на звуках, которые формируются без напряжения, естественно легко.
5. Продолжительность пения с такими детьми должна быть значительно ограничена.
6. Мутирующие в первом периоде смены голоса могут петь только в детском хоре.
7. Мутирующие 3-го периода должны петь в хоре юношей.
Хору юношей рекомендуется исполнение спокойных певучих произведений.
В нашей стране обучение детей пению начинается с дошкольного возраста. В процессе обучения детей пению не всегда в должной мере учитываются их физиологические и возрастные особенности, а так же то, что голосовой аппарат детей переходного возраста весьма чувствителен к голосовым нагрузкам, особенно несвойственным им.
Необходимо, чтобы современный учитель пения, отвечающий за правильное формирование детских голосов, хорошо знал структуру и функцию голосового аппарата детей различного возраста и планировал свою работу, учитывая голосовые возможности учеников в том или ином периоде развития и научно обоснованные нормы певческой нагрузки.
Существует мнение (И. И. Левидов, В. Г. Ермолаев, Н. Ф. Лебедева, В. П. Морозов и др.), что одним из наиболее верных средств борьбы с «беспризорностью» детского пения и в то же время методом сбережения и нормального воспитания детских вокальных дарований является правильно поставленное, методически продуманное индивидуальное обучение пению при обязательном всеобщем воспитании детей в коллективе. Между тем практика показывает, что в детских хоровых коллективах индивидуальные занятия не проводятся. Вопросы развития и воспитания детского голоса при индивидуальном обучении требуют более широкого освещения в литературе с учётом опыта педагогов-вокалистов, фониатров и исследований учёных, занимающихся этой проблемой. Кроме того, для успешного решения этого важного вопроса необходимы мероприятия, направленные на приобретение музыкальных знаний фониатрами и медицинских знаний – педагогами-вокалистами.
Беречь голос следует с раннего детства. Основой детского пения является протяжный звук на плавном равномерном выдохе. Регулярные, дозированные и доступные диапазону детского голоса вокальные упражнения укрепляют и обогащают его. Однако чрезмерное голосовое напряжение, форсированное пение вызывает перенапряжение мышц гортани. Это способствует расстройству голосовой функции, суживается диапазон, искажается тембр, детский голос приобретает крикливый оттенок, появляется хрипота.
С раннего возраста детей необходимо приучать к утренней дыхательной гимнастике, а также к систематическим занятиям зимними и летними видами спорта. В период остро протекающей мутации подросткам рекомендуется ограничить голосовую нагрузку, они должны находиться под наблюдением врача-фониатра, занятия же дыхательной гимнастикой и спортом следует продолжать.
Профилактика заболеваний голосообразующих органов чрезвычайно обширна – постепенное закаливание свежим воздухом, солнцем, водой, физические упражнения. Температура воздуха, его чистота и степень влажности тоже немаловажный фактор в профилактике голосовых расстройств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Гигиена и охрана детского голоса"
Пение оказывает благоприятное влияние на организм ребенка и его интеллект. Но очень важно соблюдать правила охраны голоса....
Консультация для родителей на тему:"Охрана детского певческого голоса"
"Охрана детского певческого голоса"...
Охрана детского голоса
Рекомендации для воспитателей и родителей...
Особенности и охрана детского голоса. Мутация.
Каждый детский голос имеет свою будущность. Конечная цель воспитания детских голосов заключается не только в том, чтобы пользоваться хорошими результатами в течение обучения; надо смотреть и в будущее...
Памятка для родителей "Охрана детского голоса"
Основные рекомендации по охране детского голоса в повседневной жизни для родителей....
Детский голос и его охрана.
В материале описаны особенности детского голоса и его охрана....
ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ...