Интегрированный урок "В поход за открытиями"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Урок содержит соединение урока литературы и биологического краеведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok..doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Путешествие в мир природы и в мир поэзии.
Цели урока:
Обучающие: 1. Научить использовать литературное произведение для иллюстрации природных сообществ.
2. Формировать умения собирать и систематизировать материал по краеведческой теме.
3. Продолжить работу по анализу стихотворения (использование художественных средств выразительности).
Развивающие: 1. Развивать умения воспринимать объекты природных сообществ в произведениях искусства.
2. Способствовать художественно-эстетическому развитию школьников.
3. Развивать свободное общение и обсуждение, развивать речь учащихся.
Воспитательные: 1. Воспитывать интерес к внимательному прочтению произведения.
2. Развивать эстетические чувства средствами слова.
3. Воспитывать любовь к природе, родному краю, Родине.
Оборудование: мультимедийный проектор, сборник «В поход за открытиями»,
раздаточный дидактический материал по теории литературы.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Приемы и методы, используемые учителем |
I.Оргмомент. | Н.К. Ребята, у нас сегодня необычный урок: интегрированный, где происходит объединение двух учебных дисциплин: у нас - это биологическое краеведение и литература. Тема урока: «Путешествие в мир природы и в мир поэзии» Слайд 1. - Сегодня мы должны изучить природные сообщества нашего края, иллюстрируя стихами, написанными по материалам экскурсии «В поход за открытиями», проведённой прошлой весной. - Помните, мы с вами отыскивали чудеса в природе? По каждому открытию вы сочиняли стихотворение или мини-сочинение. В результате у нас появился сборник «В поход за открытиями». Здесь помещены ваши фотографии с открытиями и ваши произведения. Из этого сборника мы выберем несколько стихов для изучения темы « Природные сообщества», а также попробуем найти художественные средства выразительности, которые использовал автор для передачи своих чувств. Слайд 2. Чтение эпиграфа учителем. - Ребята, найдите ключевое, самое важное слово, передающее смысл высказывания. - Почему выбрали именно это слово? Какой смысл Л.Н.Толстой заложил в это понятие? - А теперь посмотрим на высказывание другого русского писателя - Ф.М. Достоевского. Слайд 3. -О чем эти слова? К чему они нас призывают? -Об этом и пойдет речь на нашем уроке. Начинаем с проверки домашнего задания. | - Единство. - Человек и окружающая его природа взаимосвязаны. В прошлом, настоящем и будущем. Эта связь прослеживается и должна укрепляться, т.к. мы частица природы. - Так как человек – это часть природы, то он должен беречь природу, любить и охранять все её составляющие. | Беседа. Демонстрация сборника. Беседа. |
II. Проверка домашнего задания по литературе. Проверка домашнего задания по краеведению. | Н.К. Дома вы читали стихи, помещенные в разделе « Родная природа в стихах поэтов ХХ века». Это были произведения Александра Блока, Анны Ахматовой, Николая Рубцова. - Каким чувством проникнуты все эти стихотворения? - Посмотрим на стихотворение А.Блока «Летний вечер». Какие литературные приемы помогают создать это удивительное настроение летнего вечера? - А теперь стихотворение А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие». Почему так меняется весной взгляд на все привычные приметы окружающей нас природы? - Стихотворение Н. Рубцова «Звезда полей». Почему это стихотворение так названо? - Таким образом, все эти стихи заставляют нас еще раз прочувствовать Родину, родное место, где мы родились и выросли. - По краеведению у вас тоже было домашнее задание. О.Н. Ребята, что же является составляющим природы? - В какие группы их можно объединить? - Какие организмы относят к производителям? Слайд 4. -Проверим ответ и посмотрим на представителей. Слайд 5. -Какие организмы называют потребителями? - Проверим и посмотрим на представителей. Слайды 6, 7. - Есть еще одна группа – разрушители. Какие организмы составляют эту группу? - Проверим и посмотрим еще на одного представителя разрушителей – личинок коллемболы. Слайд 8,9. - Все эти группы организмов образуют природное сообщество, что же это такое? - Проверим определение. Слайд 10. - Все царства живой природы: растения, грибы, бактерии, животные, в том числе и человек - являются частью природного сообщества. А эти природные сообщества воодушевляют человека, вызывают у него положительные эмоции. |
- Любовь к Родине, родному краю. - Метафора. - Все оживает после зимы, меняется картина. -Звезда – надежный охранник полей, земли, Родины. Пока она светится, все спокойно. - Животные, растения, грибы и т.д. - Производители, или растения. - Только зеленые растения, организмы, способные получать органические вещества из неорганических, т.е. из воды и углекислого газа с помощью солнечного света. - Потребители – это организмы, которые используют только готовые органические вещества. Представителем является царство животных. - Бактерии, грибы. Они разлагают органические остатки на неорганические и возвращают их в виде минеральные веществ в природу, в почву. - Природное сообщество- это живые организмы, населяющие планету, взаимосвязаны между собой. | Беседа. |
III. Анализ стихотворений. IV.Домашнее задание по литературе. | Н.К.- Попробуем отыскать эти положительные эмоции в стихотворении Сергея Есенина « Мелколесье. Степь и дали». Его прочитает Елена Елизарова. Слайд11. Птица - Какой видит Есенин окружающую природу в своем стихотворении? - Каким образом автор подчеркивает настроение поэта, передает свою любовь к родному краю? - Чем объясняет поэт свою родственную , кровную связь с неяркой русской природой? - Есть ли в этом стихотворении «есенинские слова», которые вы не читали и не слышали в произведениях художественной литературы? Это одно из средств выразительности, через которые Есенин передает любовь к родному краю, к Родине. Записываем в тетради по литературе число и название нашего произведения . - А теперь попробуйте определить размер этого стихотворения и рифму. Для этого используем раздаточный материал по теории литературы (первые три листа). -Проверим свою работу. Слайд 12. Это стихотворение дома вы выучите наизусть, с.189 – 190 . - Вы тоже, как и русские поэты, после экскурсии в природу писали стихи, которые воспевают красоту нашего края. Об этом говорит наш сборник. Послушаем стихотворение Ирины Козловой «Венок». Слайд 13. - Посмотрите на это красивое стихотворение и найдите художественные средства выразительности, с помощью которых Ирина показала красоту своего венка. -Назовите эти эпитеты. -А теперь проверим ваши ответы. Слайд 14. - Вот как много эпитетов использовала Ира в своем стихотворении для изображения представителей природного сообщества. - Я тоже приняла участие в составлении вашего сборника. И вот моё стихотворение про ящерицу. Послушаем его. -Посмотрите на это стихотворение. Слайд 15. - Найдите в нем художественные средства выразительности . - Что это за существительные? Выделите в них суффиксы. -А теперь проверим ваши ответы. Слайд 16. - Какие чувства появляются в вашей душе от этих слов? - Да, ящерица – это живое существо, как и человек, которое нужно охранять, хотя на вид страшная, противная, и не каждый сможет взять ее в руки. Ведь в нашей природе есть и красивые представители и не очень красивые, каким является ящерица - представитель потребителей. | - Родной, близкой. - Рисует картины природы. - Свое крестьянское происхождение. -Венка, стынь, звень. 11.04.2011. С. Есенин «Мелколесье. Степь и дали…» Определяют размер. - Эпитеты. Называют. - Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. - Умиление, любовь. | Чтение наизусть. Беседа. Работа в тетради по литературе. Работа с дневником. Показ сборника. Чтение наизусть. Беседа. Чтение наизусть. (Маркарян) |
IV. Новый материал по краеведению. V. Домашнее задание по краеведению. VI. Анализ стихотворения. | О.Н. -Ребята, в какой среде обитают организмы, о которых вы говорили? -Верно. -Сегодня мы рассмотрим наземные природные сообщества. Открываем тетради , записываем число и тему урока. Слайд 17. - Познакомимся с некоторыми его представителями. На территории Нижегородской области встречаются несколько видов сообществ: хвойные леса, смешанные леса, широколиственные леса, лесостепь, луга. А теперь запишите их в тетрадь. Слайд 18. - Какие представители этих сообществ вам знакомы? - Какие абиотические факторы необходимы для жизни растений? - Между растениями происходит борьба за жизненные условия: пространство, свет, воду с растворенными в ней минеральными веществами. В результате борьбы выработались приспособления, позволяющие им жить совместно. Это ярко проявляется в характерной для леса ярусности. Так что же такое ярусность? Определение записываем в тетради. «Ярусность – зависимость высоты растений от количества света, необходимого для их полноценного роста.» Слайд 19. - Когда вы бывали в лесу, наверно замечали, что растения имеют разную высоту.
- Посмотрим ярусность на вашем снимке. Слайд 20. - Верхний ярус представлен светолюбивыми древесными породами (берёза, дуб, сосна, ель). Ниже расположены менее светолюбивые, еще ниже - теневыносливые: рябина, сирень, растущая по опушкам. - Затем начинается подлесок – тенелюбивые, например, черника, сныть (на вашем снимке). - Самый нижний ярус занимают травы и мох. Ярусность прослеживается и в корневой системе, деревья верхних ярусов имеют более глубокие корни, что позволяет им использовать воду с более глубоких слоев почвы. - Дома вы подумайте: меняются ли условия освещения и количество влаги в течение года? Как это сказывается на жизни растений. Заполните таблицу в тетради на стр.62, задание 2. Н.К. А теперь послушаем стихотворение Аксенова Дениса «Сирень». Сирень – это представитель среднего яруса. Слайд 21. - Какими художественными средствами выражает автор красоту русской природы? - Проверим ваши ответы. Слайд 22. - Таким образом, эти глаголы выражают и движение, и ширь земли русской, и действия человека, но действия разумные, направленные на защиту матушки-природы. О.Н. А какие животные вам встретились во время экскурсии? - Как взаимосвязаны организмы в природных сообществах? - Попробуем составить цепь питания, используя ваши материалы. Какие организмы начинают цепь? -На ваших снимках представлено два вида потребителей: растительноядные или консументы 1-го порядка, консументы 2-го порядка, или мелкие хищники. Слайд 21. Посмотрите, насколько тесно взаимосвязаны все компоненты природных сообществ. | - Наземно-воздушная. 11.04.2011. Наземные природные сообщества. Запись в тетради. Называют растения Вода, свет, почва. Записывают определение и представителей ярусности под диктовку учителя. Запись домашнего задания. - Эпитеты, глаголы, выражающие движение. Перечисляют. - Цепью питания. - Начинают цепь питания производители, продолжают потребители. | Беседа. Работа в тетрадях по краеведению. Работа в тетради по краеведению. Работа в дневниках. Чтение наизусть. Беседа. |
VII.Вывод по уроку. | О.Н. Итак, сегодня на уроке мы изучили природные сообщества на примере наземных своего края и закрепили наглядно на материале экскурсии в Носов сад. Урок окончен. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие к дню открытых дверей "Цветик-семицветик-подарок Весны"
В данном открытом музыкально-литературном мероприятии дети старшего дошкольного возраста приобщались к общечеловеческим ценностям культуры, учились ориентироваться в нравственных категориях( доб...
Интегрированное занятие к дню открытых дверей "Цветик-семицветик-подарок Весны"
В данном открытом музыкально-литературном мероприятии дети старшего дошкольного возраста приобщались к общечеловеческим ценностям культуры, учились ориентироваться в нравственных категориях( доб...
Урокв 5 классе "Как получить информацию"
Название работы: урок информатики для 5 класса «Как получить информацию» Программа Л.Л. Босовой (5 класс). Урок с сопровождением презентации. Урок направлен на: развитие информационных компетенц...
Интегрированный урок история - психология "Поход Александра Македонского на Восток!
Интегрированный урок история - психология раскрывает историю известного похода Александра Македонского на восток; а также на примере личности полководца разбираются психологические термины и понятия....
Урокв 9 классе. Характеристика химического элемента и его соединений на основе положения в Периодической системе и строения атома
Цельурока: расширить и углубить полученные знания по строению атомов химических элементов из курса химии 8-го класса....
Интегрированный урок география + физика "Открытие Антарктиды"
Урок посвящен открытию и исследованию Антарктиды. Урок способствует формированию идеи познаваемости мира, развитию умения и навыков учащихся по работе с различными источниками географических знаний (к...
Интегрированный урок-поход физической культуры и географии
Раздел: «Гимнастика»Тема урока:Физкультура – Гимнастика. Акробатика (кувырки вперёд, назад, стойка на лопатках, мост(дев), лазание по канату, опорный прыжок, упражнение в ...