Интегрированный урок "В поход за открытиями"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Урок содержит соединение урока литературы и биологического краеведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok..doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Путешествие в мир природы и в мир поэзии.

Цели урока:

Обучающие:  1. Научить использовать литературное произведение для иллюстрации природных сообществ.

2. Формировать умения собирать и систематизировать материал по краеведческой теме.

3. Продолжить работу  по анализу стихотворения (использование художественных средств выразительности).

Развивающие: 1. Развивать умения воспринимать объекты природных сообществ в произведениях искусства.

2. Способствовать художественно-эстетическому развитию школьников.

3. Развивать свободное  общение и обсуждение, развивать речь учащихся.

Воспитательные: 1. Воспитывать интерес к внимательному прочтению произведения.

2. Развивать эстетические чувства средствами  слова.

3. Воспитывать любовь к природе, родному краю, Родине.

                 Оборудование:   мультимедийный проектор, сборник «В поход за открытиями»,

                                                         раздаточный дидактический материал по теории литературы.

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приемы и

методы,

используемые

учителем

I.Оргмомент.

Н.К. Ребята, у нас сегодня необычный урок: интегрированный, где происходит объединение двух учебных дисциплин: у нас - это биологическое краеведение и литература. Тема урока: «Путешествие в мир природы и в мир поэзии»    

 Слайд 1.

- Сегодня мы должны изучить природные сообщества нашего края, иллюстрируя стихами, написанными по материалам экскурсии «В поход за открытиями», проведённой прошлой весной.

- Помните, мы с вами отыскивали чудеса в природе? По каждому открытию вы сочиняли стихотворение или мини-сочинение. В результате у нас появился сборник «В поход за открытиями». Здесь помещены ваши фотографии с открытиями и ваши произведения. Из этого сборника мы выберем несколько стихов для изучения темы « Природные сообщества», а также попробуем найти художественные средства выразительности, которые использовал автор для передачи своих чувств.

 Слайд 2.

Чтение эпиграфа  учителем.

- Ребята, найдите ключевое, самое важное слово, передающее смысл высказывания.

- Почему выбрали именно это слово? Какой смысл  Л.Н.Толстой заложил в это понятие?

- А теперь посмотрим на высказывание другого русского писателя - Ф.М. Достоевского.

 Слайд 3.

-О чем эти слова? К чему они нас призывают?

-Об этом и пойдет речь на нашем уроке. Начинаем с проверки домашнего задания.

- Единство.

- Человек и окружающая его природа взаимосвязаны. В прошлом, настоящем и будущем. Эта связь прослеживается и должна укрепляться, т.к. мы частица природы.

- Так как человек – это часть природы, то он должен беречь природу, любить и охранять все её составляющие.

Беседа.

Демонстрация сборника.

Беседа.

II. Проверка домашнего задания по литературе.

Проверка

домашнего

задания по

краеведению.

Н.К. Дома вы читали стихи, помещенные в разделе « Родная природа в стихах поэтов ХХ века». Это были произведения Александра Блока, Анны Ахматовой, Николая Рубцова.

- Каким чувством проникнуты все эти стихотворения?  

- Посмотрим на стихотворение А.Блока «Летний вечер». Какие литературные приемы помогают создать это удивительное настроение летнего вечера?

- А теперь стихотворение А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие». Почему так меняется весной взгляд на все привычные приметы окружающей нас природы?

- Стихотворение Н. Рубцова «Звезда полей». Почему это стихотворение так названо?

- Таким образом, все эти стихи заставляют нас еще раз прочувствовать Родину, родное место, где мы родились и выросли.

 - По краеведению у вас тоже было  домашнее задание.

О.Н. Ребята, что же является составляющим природы?

- В какие группы их можно объединить?

- Какие организмы относят к производителям?

 Слайд 4.

-Проверим ответ и посмотрим на представителей.

 Слайд 5.

-Какие организмы называют потребителями?

- Проверим и посмотрим на представителей.

 Слайды 6, 7.

- Есть еще одна группа – разрушители. Какие организмы  составляют эту группу?

- Проверим и посмотрим еще на одного представителя разрушителей – личинок коллемболы.

 Слайд 8,9.

- Все эти группы организмов образуют природное сообщество, что же это такое?

- Проверим определение.  

 Слайд 10.

- Все царства живой природы: растения, грибы, бактерии, животные, в том числе и человек -  являются частью природного сообщества. А эти природные сообщества  воодушевляют человека,  вызывают у него положительные эмоции.

       

- Любовь к Родине, родному краю.

- Метафора.

- Все оживает после зимы, меняется картина.

-Звезда – надежный охранник полей, земли, Родины. Пока она светится, все спокойно.

- Животные, растения, грибы и т.д.

- Производители, или растения.

- Только зеленые растения, организмы, способные получать органические вещества из неорганических, т.е. из воды и углекислого газа с помощью солнечного света.

- Потребители – это организмы, которые  используют только готовые органические вещества. Представителем является царство животных.

- Бактерии, грибы. Они разлагают органические остатки на неорганические и возвращают их в виде минеральные веществ в природу, в почву.

- Природное сообщество- это живые организмы, населяющие планету, взаимосвязаны между собой.

Беседа.

III. Анализ стихотворений.

IV.Домашнее задание по литературе.

Н.К.- Попробуем отыскать эти   положительные эмоции   в   стихотворении    Сергея           Есенина  « Мелколесье. Степь и дали». Его прочитает Елена Елизарова.

  Слайд11.  Птица

- Какой видит Есенин окружающую природу в своем стихотворении?

- Каким образом автор подчеркивает  настроение поэта, передает свою любовь к родному краю?

- Чем объясняет поэт свою родственную , кровную

связь с неяркой русской природой?

- Есть ли в этом стихотворении «есенинские слова», которые  вы не читали и не слышали в произведениях художественной литературы?

Это одно из средств выразительности, через которые  Есенин передает любовь к родному краю, к Родине.

Записываем в тетради по литературе число и название нашего произведения .

- А теперь попробуйте определить размер этого стихотворения и рифму. Для этого используем раздаточный материал по теории литературы (первые три листа).

-Проверим свою работу.              

 Слайд 12.

Это стихотворение дома вы выучите  наизусть,

 с.189 – 190 .

- Вы тоже, как и русские поэты, после экскурсии в природу писали стихи, которые воспевают красоту нашего края. Об этом говорит наш  сборник.

 Послушаем стихотворение Ирины Козловой

«Венок».

 Слайд 13.

- Посмотрите на это красивое стихотворение и найдите художественные средства выразительности, с помощью которых Ирина показала красоту своего венка.

-Назовите эти эпитеты.

-А теперь проверим ваши ответы.

 Слайд 14.

- Вот как много эпитетов использовала Ира в своем стихотворении для изображения представителей природного сообщества.

- Я тоже приняла участие в составлении вашего сборника. И вот моё стихотворение про ящерицу. Послушаем его. 

-Посмотрите на это стихотворение.

 Слайд 15.

- Найдите в нем художественные средства выразительности .

- Что это за существительные? Выделите в них суффиксы.

-А теперь проверим ваши ответы. 

 Слайд 16.

- Какие чувства появляются в вашей душе от этих слов?

- Да, ящерица – это живое существо, как и человек, которое нужно охранять, хотя на вид страшная, противная, и не каждый сможет взять ее в руки. Ведь в нашей природе есть и красивые представители и не очень красивые, каким является ящерица -  представитель потребителей.

- Родной, близкой.

- Рисует картины природы.

- Свое крестьянское происхождение.

-Венка, стынь, звень.

11.04.2011. С. Есенин «Мелколесье. Степь и дали…»

Определяют размер.

- Эпитеты.

Называют.

- Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Умиление, любовь.

Чтение наизусть.

Беседа.

Работа в тетради по литературе.

Работа с дневником.

Показ сборника.

Чтение наизусть.

Беседа.

Чтение наизусть.        (Маркарян)

IV. Новый материал по краеведению.

V. Домашнее задание по краеведению.

VI. Анализ стихотворения.

О.Н. -Ребята, в какой среде обитают организмы, о которых вы говорили?

-Верно.

-Сегодня мы рассмотрим наземные природные сообщества. Открываем тетради , записываем число и тему урока.

 Слайд 17.

- Познакомимся с некоторыми его представителями. На территории Нижегородской области встречаются несколько видов сообществ:

хвойные  леса,

смешанные леса,

широколиственные леса,

лесостепь,

луга.

А теперь запишите их в тетрадь.

 Слайд 18.

- Какие представители этих сообществ вам знакомы?

- Какие абиотические факторы необходимы для жизни растений?

- Между растениями происходит борьба за жизненные условия: пространство, свет, воду с растворенными в ней минеральными веществами. В результате борьбы выработались приспособления, позволяющие им жить совместно. Это ярко проявляется в характерной для леса ярусности.

 Так что же такое ярусность? Определение записываем в тетради. «Ярусность – зависимость высоты растений от  количества света, необходимого для их полноценного  роста.»

Слайд 19.

- Когда вы бывали в лесу, наверно замечали, что растения имеют разную высоту.

 

- Посмотрим ярусность на вашем снимке.

 Слайд 20.

- Верхний ярус представлен светолюбивыми древесными породами (берёза, дуб, сосна, ель).

Ниже расположены менее светолюбивые, еще ниже - теневыносливые: рябина, сирень, растущая по опушкам.

- Затем начинается подлесок – тенелюбивые, например, черника, сныть (на вашем снимке).

- Самый нижний ярус занимают травы и мох.

Ярусность прослеживается и в корневой системе, деревья верхних ярусов имеют более глубокие корни, что позволяет им использовать воду с более глубоких слоев почвы.

- Дома  вы подумайте: меняются ли условия освещения и количество влаги в течение года? Как это сказывается на жизни растений. Заполните таблицу в тетради на стр.62, задание 2.

 Н.К. А теперь послушаем стихотворение Аксенова Дениса «Сирень». Сирень – это представитель среднего яруса.

 Слайд 21.

- Какими художественными средствами выражает автор красоту русской природы?

- Проверим ваши ответы. 

 Слайд 22.

- Таким образом, эти глаголы выражают и движение, и ширь земли русской, и действия человека, но действия разумные, направленные на защиту матушки-природы.

О.Н. А какие животные вам встретились во время экскурсии?

- Как взаимосвязаны организмы в природных сообществах?

- Попробуем составить цепь питания, используя ваши материалы. Какие организмы начинают цепь?

-На ваших снимках представлено два вида потребителей:

растительноядные или консументы 1-го порядка, консументы 2-го порядка, или мелкие хищники. Слайд 21.

Посмотрите, насколько тесно взаимосвязаны все компоненты природных сообществ.

- Наземно-воздушная.

11.04.2011. Наземные природные сообщества.

Запись в тетради.

Называют растения

Вода, свет, почва.

Записывают определение и представителей ярусности под диктовку учителя.

Запись домашнего задания.

- Эпитеты, глаголы, выражающие движение.

Перечисляют.

- Цепью питания.

- Начинают цепь питания производители, продолжают потребители.

Беседа.

Работа в тетрадях по краеведению.

Работа в тетради по краеведению.

Работа в дневниках.

Чтение наизусть.

Беседа.

VII.Вывод по уроку.

О.Н. Итак, сегодня на уроке мы изучили природные сообщества на примере наземных своего края и закрепили наглядно на  материале экскурсии в Носов сад.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие к дню открытых дверей "Цветик-семицветик-подарок Весны"

В данном открытом музыкально-литературном мероприятии дети старшего дошкольного возраста приобщались к общечеловеческим ценностям культуры, учились  ориентироваться в нравственных категориях( доб...

Интегрированное занятие к дню открытых дверей "Цветик-семицветик-подарок Весны"

В данном открытом музыкально-литературном мероприятии дети старшего дошкольного возраста приобщались к общечеловеческим ценностям культуры, учились  ориентироваться в нравственных категориях( доб...

Урокв 5 классе "Как получить информацию"

Название работы: урок информатики для 5 класса «Как получить информацию» Программа Л.Л. Босовой (5 класс). Урок с сопровождением презентации. Урок направлен на: развитие информационных компетенц...

Интегрированный урок история - психология "Поход Александра Македонского на Восток!

Интегрированный урок история - психология раскрывает историю известного похода Александра Македонского на восток; а также на примере личности полководца разбираются психологические термины и понятия....

Урокв 9 классе. Характеристика химического элемента и его соединений на основе положения в Периодической системе и строения атома

Цельурока: расширить и углубить полученные знания по строению атомов химических элементов из курса химии 8-го класса....

Интегрированный урок география + физика "Открытие Антарктиды"

Урок посвящен открытию и исследованию Антарктиды. Урок способствует формированию идеи познаваемости мира, развитию умения и навыков учащихся по работе с различными источниками географических знаний (к...

Интегрированный урок-поход физической культуры и географии

Раздел:  «Гимнастика»Тема урока:Физкультура – Гимнастика. Акробатика (кувырки вперёд, назад, стойка на лопатках, мост(дев), лазание по канату, опорный прыжок, упражнение в ...