Интегрированный урок география + физика "Открытие Антарктиды"
презентация к уроку по географии (7 класс) на тему

Марина Татьяна Степановна

Урок посвящен открытию и исследованию Антарктиды. Урок способствует формированию идеи познаваемости мира, развитию умения и навыков учащихся по работе с различными источниками географических знаний (контурными картами,атласами, учебниками, энциклопедическим, справочным материалом, различными видами карт; умениям работать в группах. На примере героической жизни первооткрывателей способствует воспитанию чувства гордости и патриотизма, умению достигать поставленные цели и преодолевать любые трудности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovaya_prezentatsiya_k_uroku.pptx2.02 МБ
Microsoft Office document icon tekst_uroka.doc30 КБ
Microsoft Office document icon tekst_dlya_sravneniya.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированный урок в 7 классе География + физика

Слайд 2

Весь континент – сплошная льдина, Зимой и летом – холодина! Закалка здесь необходима! Бери, мой друг, пример с пингвина.

Слайд 3

Необыкновенное п утешествие в Антарктиду

Слайд 5

Характеристика физико-географического п оложения материка Положение по отношению: к экватору; к «0» меридиану; к другим материкам; к океанам; к поясам освещенности.

Слайд 7

Антарктида – кузница айсбергов

Слайд 8

Задача 1. Рассчитайте массу айсберга высотой 200м и площадью 3300 кв.км. Плотность льда 900 кг/куб.м.

Слайд 9

Антарктида… Какая она?

Слайд 11

Дорогой первооткрывателей Р.Амундсен Ф.Беллинсгаузен М.Лазарев Р.Скотт

Слайд 13

Р.Амундсен Линия сравнения Р.Скотт Подбор участников экспедиции Экипировка Питание Транспорт Быт

Слайд 15

Задача 2. Собачья упряжка за 99 дней прошла путь 2980км. За какое время преодолеет тот же путь пони, скорость которого в 3 раза меньше скорости собаки?

Слайд 16

Исследование Антарктиды продолжается

Слайд 17

Домашнее задание § 47 2. Полюса Антарктиды 3. Показать на контурной карте изрезанность береговой линии материка 4. Рассчитать: на сколько хватит запасов пресной воды, содержащейся в айсберге из задачи №1 для жителей Курска



Предварительный просмотр:

                               Необыкновенное путешествие в Антарктиду

Цели:

Образовательная:

Сформировать представления о своеобразии и уникальности природы материка, о роли ученых в открытии и исследованиях Антарктиды

Развивающая:

Способствовать формированию идеи познаваемости мира, развитию умений и навыков учащихся по работе с различными источниками географических знаний (контурными картами, атласами, учебниками, энциклопедическим, справочным материалом, различными видами карт), умениям работать в группах.

Воспитательная:

На примере героической жизни первооткрывателей способствовать воспитанию чувства гордости и патриотизма, умению достигать поставленные цели и преодолевать любые трудности, а так же прививать бережное участие в сохранении и улучшении окружающей природы.

Инструментарий:

Карты: физическая карта Антарктиды, физическая карта мира, презентация, экран, учебники, атласы, контурные карты

Методы:

логические, практические, частично-поисковые, наглядно-демонстративные, исследовательские.

                   Ход урока

«Бороться и искать, найти и не сдаваться!»  С этими словами я предлагаю вам отправиться на поиски нового материка. Какого? Пусть подскажет вам эта подсказка

Весь континент – сплошная льдина,

Зимой и летом – холодина!

Закалка здесь необходима!

Бери, мой друг, пример с пингвина.

Догадались? Конечно, это Антарктида. И мы отправляемся сегодня с вами в содружестве с учителями физики и ОБЖ  на еще один удивительный материк, который был открыт самым последним

На фоне видеоролика «Антарктида»:

«Исследователи называют его ледяным, безмолвным, пустынным, загадочным и белым. И лежит этот неведомый край снега и льда за южным полярным кругом, ослепительно сияя в лучах солнца полярного дня или окутанный облаками и вихрями пурги во тьме полярной ночи. Восходом и заходом солнца здесь можно любоваться только один раз в году. Он по-своему красив, этот край. И кто побывал там однажды, тот всегда будет вспоминать великое молчание ледяной пустыни, окрашенной в утренние часы в нежные синие, сиреневые и розовые тона, холодные всполохи полярного сияния, уютные огоньки зимовок, укрытых сугробами снега»

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово Антарктида? (ответы учащихся)

Как вы думаете, почему материк назвали Антарктида?, и в чем разница между понятиями Антарктида и Антарктика. (Работа с учебником, стр.193). Работа с учебником: определите по стр.7 площадь материка и его место среди материков Земли. (14 млн.км , 5 место)

С чего мы начинаем изучение материка) (С изучения ФГП)

Что входит в это понятие? Устно дайте характеристику ФГП по плану (Работа с атласом , работа по парам)

Ответ одного ученика у доски.

(Крайняя точка лишь одна – мыс Сифре на Антарктическом полуострове 63 ю.ш.  Делится «О» меридианом на малую западную часть и большую восточную. Омывается только с севера океанами: Индийским, Тихим, Атлантическим. Все материки располагаются только с севера. Располагается в холодном арктическом поясе.)

Велика ли изрезанность береговой линии? (Берега изрезаны слабо. Материк омывают несколько морей, которые носят имена мореплавателей-исследователей Антарктики: Уэдделла, Росса, Беллинсгаузена, Амундсена Лишь один полуостров –Антарктический)

Интересно, что береговая линия периодически меняет свои очертания за счет айсбергов, которые отламываясь, делают ее призрачной.

Вступление учителя физики

Какие еще особенности есть у Антарктиды?

(1.материк почти весь расположен в пределах южного полярного круга;

2.покрыт мощным ледяным панцирем;

3.самый высокий материк Земли

4.самый чистый

5.самый мирный(договор 1959г.-использование Антарктиды в исключительно мирных целях. Запрещено строительство военных баз, испытание любых видов оружия, захоронение радиоактивных и химических отходов)

6.здесь находится 4 полюса Земли (Д/з)

Итак: далекий, холодный, опасный, расположенный далеко в стороне от привычных путей цивилизованного мира. И все же такой привлекательный для исследователей.

Фрагмент мультфильма «Рассказы старого моряка «Антарктида»

С тех пор поиски «южной земли» на долгие годы прекратились, но предсказания Кука не сбылись!

Сегодня каждый из вас проследует дорогами первооткрывателей и исследователей, проанализировав, сделает выводы.

У каждого из вас на столе лежат  дневники исследователя и печатный материал об открытии и исследовании материка. Мы разделимся на 3 группы:

1 группа работает с текстом  «Открытие материка( Беллинсгаузен, Лазарев)»

2 группа: «Открытие Южного полюса (Руал Амундсен)»

3 группа: «Путешествие Роберта Скотта»

Вступление учителя физики

История Антарктиды на ее открытии не закончилась.

«Огромная, уединенная снежная страна, холодно-белая под мерцающими звездами-алмазами, блестящая в лучах дневного светила, хмурая при порывах ветра. Мы пришли, чтобы расследовать ее тайны, мы надеялись согласовать их с наукой, но все-таки здесь всегда оставалось что-то «необъяснимое», которое ускользало от нас и все-таки приковывало наше внимание (Дуглас Моусон)

О современных исследованиях Антарктиды у нас расскажет



Предварительный просмотр:

Сравнение полярных походов Р. Амундсена и Р.Скотта

1. Подбор участников экспедиций

Команда Амундсена формировалась из опытных участников полярных экспедиций с жестким подчинением руководителю.

В экспедицию Скотта был объявлен конкурс, из 8000 желающих отбирались ученые, а так же те, кто вносил средства в фонд экспедиции.

  1. Экипировка участников экспедиции

У экспедиции Амундсена были эскимосские малахаи из оленьих шкур, лыжные костюмы из одеял, штормовки, обувь каждый подбирал себе сам.

У экспедиции Скотта одежда для низких температур была из волчьих шкур, кожаная обувь нарушала теплообмен, что повлекло за собой обморожение ног.

3.Питание

Команда Амундсена очень скурпулезно подошла к набору продуктов: в  рацион входили экспериментальные, с содержанием витаминов, консервы, свежее мясо, сухое молоко, шоколад, овсяные галеты. Провиант расфасовывался в деревянные ящики порциями и почти не требовал времени для распаковки. Свежее мясо заготавливалось непосредственно на базе и сразу замораживалось.

В команде Скотта консервы для экспедиции поставили низкокалорийные, привезенные туши баранины сразу выбросили, мороженое мясо пони ели на обратном пути. Скудное питание привело к потере веса людей, обессиливанию, болезням.

  1. Транспорт

Начало 20 века – век транспортной революции. Поэтому Скотт, для быстроты передвижения делал ставку на аэросани и пони, собакам отводилась незначительная роль. Но сани на гусеничном ходу и тяжелые. Одни утонули, двое других быстро вышли из строя. Также, из-за низкой температуры и ветра пони не могли везти груз, поэтому люди использовались как тягловая сила.

Амундсен делал ставку на собак и был прав, их использовали и как транспорт, и как пищу для себя и для оставшихся собак. Так же для передвижения использовались лыжи.

  1. Быт

У обеих экспедиций были под зимовье собраны дома, но у Амундсена  он был разделен на комнаты, у Скотта перегородками служили ящики с провиантом. У Амундсена читали, играли в карты, дартс, купались, слушали классическую музыку на граммофоне, в экспедиции Скотта читали, слушали  лекции, играли в футбол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов

Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...

Интегрированный урок географии и истории "География населения мира" в 10 классе

Интегрированный урок географии и истории "География населения мира" в 10 классе к УМК В.П. Максаковского...

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

Сборник «Интегрированные уроки географии и математики на примере изучения раздела "Атмосфера" в курсе географии 6 класса» (методические рекомендации).

• Разработка содержит материалы по проведению интегрированных уроков географии и математики, выделены преимущества и сложности таких уроков. • Рекомендовано учебно-тематическое планирование по разделу...