Сказка М.Горького "Старый год".
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Грачева Ирина Михайловна

В качестве  методической разработки для начинающего педагога предлагается анализ философской сказки М.Горького "Старый год" на уроке литературы в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_7_kl_lit_staryy_god_gorkiy.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект урока.

Дата: 05.03.12

Класс: 7

Предмет: Литература

Урок № 48

Учебник: Литература. 7 класс. Т.Ф. Курдюмова.

Программа: Т.Ф.Курдюмова.

Тема урока: Философская сказка М.Горького «Старый год».

Тип урока: беседа с элементами дискуссии..

Цели:

Обучающая:   познакомить с понятием «философия»,  понятиями, характеризующими внутренние качествами человека.

Развивающая: развивать  навыки слушания рассказа учителя,  расширить кругозор учащихся.

Воспитывающая:  воспитывать интерес к личности человека, его внутреннему миру, душевному состоянию,.внимательное отношение к людям,  умение  видеть положительное и отрицательное в человеке через призму таких понятий как сострадание, любовь, дружба и др., способствовать воспитанию гуманного отношения к близким; умение учащихся слушать товарищей, формулировать свои взгляды и аргументировать их, умение считаться с мнением других.

Оборудование: портрет М.Горького.

План урока:

  1. Организационный момент. (5 мин.)
  2. Проверка домашнего задания. (5 мин.)
  3. Изучение нового материала. (25 мин.)
  4. Подведение итогов урока. / 5 мин./
  5. Домашнее задание.(5 мин.)

         1.Оргмомент: сообщение темы и целей урока, настрой на урок.           /5 мин/                                  

2.Проверка домашнего задания.                                                                   (5 мин.)

Дома должны были прочитать  сказку «Старый год»,поработать с понятием «философия», подобрать 10 положительных качеств человека и отразить их в таблице. Если вопросов нет по домашнему заданию, перейдём к основной части.

Произведение М.Горького "Старый год"- философская сказка.                           /25 мин./

Что такое философия?

Ученик: / наука о жизни людей в обществе/.

Анализ сказки:
1.Итак, в последний день своей жизни Старый Год - пред тем возвратиться к Вечности - устраивает нечто вроде торжественной встречи своему преемнику - он собирает пред своё лицо все человеческие Свойства и беседует с ними до двенадцати часов - до рокового момента своей смерти, до момента рождения Нового Года.

2.Как вы понимаете слово «вечность»?

Ученик: /старый год уйдёт навсегда и возврата к нему нет/.

3.Вечером в гости к Старому Году стали собираться странные и неопределённые существа,  чьи имена и формы известны нам, но чьи сущности и значения для нас мы ещё не можем представить себе ясно. 
назовите, кто пришёл в гости?

Ученик:  / пришли первыми Лицемерие, Смирение, Честолюбие, Глупость/.

Задание: работа с таблицей и значением качеств человека, которые пришли первыми.

/ см.таблицу/.

4. Как думают, почему они пришли в числе первых?

Ученик: /это все те качества человека, которые так мешают ему жить/.

5.Почему именно они?

Ученик: / широко распространены среди людей/. 

6.Ум,Любовь,Вера,Надежда и Мудрость показаны автором серыми, бессильными и гонимыми существами. 

7. Задание: найти описание Мудрости, Любви, Веры, Надежды Правды всех тех, кто пришёл вторыми:
Ученик: /
Мудрость была одета в яркие и лёгкие ткани, украшенные массой фальшивых камней, и насколько ярок и блестящ был её костюм, настолько сама она была темна и печальна.

Любовь полураздетая, грубая, с глазами, в которых не было ни искры мысли

Вера разбитое и колеблющееся существо

Надежда мелькнула и скрылась

Правда, робкая и забитая, как всегда, больная и печальная, она, тихо и не замеченная никем, прошла в угол и одиноко села там./

8. Как думают, почему правда пришла последней и почему так выглядит? 
Ученик: /Правду никто не любит, она портит жизнь, отношения, люди привыкли её скрывать/.

9.В полночь Старый Год собирался навсегда уйти, но явился Меркурий -посланник Вечности и объявил. что Старый Год останется жить до нарождения новых людей. Почему?

Ученик: /Пока люди не обновят дум и чувств своих, Старый Год должен оставаться с ними/.

10.Старый Год, умирал с торжеством. Почему?

Ученик: /тяжело быть всегда рядом с такими качествами/.

11.А какие это качества?

Ученик: /больше отрицательных/.

12. Назовите их

Ученик: /все, кроме любви, веры, надежды, правды/.

13.А если это люди?

Ученик: / то вдвойне тяжелее/.

14. С кем остался Старый год?  /

Ученик: / остался снова жить с Унынием, скорбно улыбавшимся в его морщинистое лицо/.

15.Если остался жить с Унынием, что его ожидало?

Ученик: / печаль, скука/.

16.Итак, все человеческие Свойства, прибывшие к Старому Году начали расходиться и остался  Старый Год один  уже переодевшийся в платье Нового.

17.Что автор хотел сказать этой сказкой, ведь он её зачем-то написал?

То есть в чём идея данного произведения?

Что такое идея?

Ученик: / призыв к чему-либо /.
В человеке живут положительные и отрицательные качества. И пока отрицательные качества будут главенствовать, время и жизнь не смогут идти вперед.

Задание: назвать записанные дома в тетради 10 положительных качеств человеческой натуры, которые способны улучшить мир.

Ученики по очереди делятся своими записями, сделанными дома:/доброта, товарищество, сочувствие, сопереживание, радость, товарищество, ласка,  доверие…/.

 Подведение итогов урока: Итак, мы говорили в начале урока о философии,       / 5 мин. /

затем мы анализировали качества человека. Какой вывод можно сделать?

 Ученик:  надо уметь жить в обществе, быть честными и быть правдивым, бороться с теми качествами, которые мешают человеку жить, ведь именно негатив  делает человека  и его жизнь серой, скучной и однообразной.

Люди должны жить в мире добре и согласии, и как говорил Достоевский: «Только красота спасёт мир». Эта красота в самом человеке./ комментирование оценок за урок /

Домашнее задание: 1. Написать сказку по теме урока;                                        / 5 мин./

                                    2.Сочинить стихотворение о добре и зле.

 Таблица  качеств человека, которые пришли к Старому году

          Качества

           Их значение

Лицемерие

Смирение

Честолюбие

Глупость

Ум

Любовь

Суемудрие

Вера

Надежда

Мудрость

Правда

Уныние

Отсутствие искренности

Готовность подчиняться кому-либо

Жажда известности

Ограниченные умственные способности

Способность человека мыслить

Чувство взаимной привязанности к кому/чему-нибудь

Ложная мудрость

Уверенность в ком/чём-либо

Ожидание приятного

Обладание большим умом

То, что соответствует действительности

Безнадёжная печаль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Старая, старая сказка..."

Сценарий новогоднего праздника...

"Старая,старая сказка"-новогоднее представление.

Сценарий Новогоднего праздника для 5-9 классов...

Игра «Старая, старая сказка» по творчеству Х.К. Андерсена.

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-6 классов....

Конспект открытого урока в 5 классе "Изложение по сказке В.Катаева "Старый пень"

Урок разработан для дете, обучающихся 5 класса  коррекционной школы для глухих и слабослышащих детей...

СПЕЦИФИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ РАЗРЯДОВ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В СКАЗКЕ М. ГОРЬКОГО «ВОРОБЬИШКА»

В статье рассматривается специфика употребления лексико-грамматических разрядов имен существительных в рассказе М. Горького "Воробьишка"....

Сценарий новогодней сказки 2023г «Как старый год уходить не хотел»

Сценарий праздника представлен в форме театрализованного представления, участниками которого являются дети КГКУ « Центр содействия семейному устройства пгт Славянка» Предложенный сцен...

сценарий спектакля "Старая, старая сказка"

У инвалидов со сложным дефектом есть потребность в получении разных стимулов для обогащения сенсорного опыта. Это можно делать разными способами. Интерактивный спектакль - одна из эффективных форм раб...