Сказка М.Горького "Старый год".
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
В качестве методической разработки для начинающего педагога предлагается анализ философской сказки М.Горького "Старый год" на уроке литературы в 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_7_kl_lit_staryy_god_gorkiy.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока.
Дата: 05.03.12
Класс: 7
Предмет: Литература
Урок № 48
Учебник: Литература. 7 класс. Т.Ф. Курдюмова.
Программа: Т.Ф.Курдюмова.
Тема урока: Философская сказка М.Горького «Старый год».
Тип урока: беседа с элементами дискуссии..
Цели:
Обучающая: познакомить с понятием «философия», понятиями, характеризующими внутренние качествами человека.
Развивающая: развивать навыки слушания рассказа учителя, расширить кругозор учащихся.
Воспитывающая: воспитывать интерес к личности человека, его внутреннему миру, душевному состоянию,.внимательное отношение к людям, умение видеть положительное и отрицательное в человеке через призму таких понятий как сострадание, любовь, дружба и др., способствовать воспитанию гуманного отношения к близким; умение учащихся слушать товарищей, формулировать свои взгляды и аргументировать их, умение считаться с мнением других.
Оборудование: портрет М.Горького.
План урока:
- Организационный момент. (5 мин.)
- Проверка домашнего задания. (5 мин.)
- Изучение нового материала. (25 мин.)
- Подведение итогов урока. / 5 мин./
- Домашнее задание.(5 мин.)
1.Оргмомент: сообщение темы и целей урока, настрой на урок. /5 мин/
2.Проверка домашнего задания. (5 мин.)
Дома должны были прочитать сказку «Старый год»,поработать с понятием «философия», подобрать 10 положительных качеств человека и отразить их в таблице. Если вопросов нет по домашнему заданию, перейдём к основной части.
Произведение М.Горького "Старый год"- философская сказка. /25 мин./
Что такое философия?
Ученик: / наука о жизни людей в обществе/.
Анализ сказки:
1.Итак, в последний день своей жизни Старый Год - пред тем возвратиться к Вечности - устраивает нечто вроде торжественной встречи своему преемнику - он собирает пред своё лицо все человеческие Свойства и беседует с ними до двенадцати часов - до рокового момента своей смерти, до момента рождения Нового Года.
2.Как вы понимаете слово «вечность»?
Ученик: /старый год уйдёт навсегда и возврата к нему нет/.
3.Вечером в гости к Старому Году стали собираться странные и неопределённые существа, чьи имена и формы известны нам, но чьи сущности и значения для нас мы ещё не можем представить себе ясно.
назовите, кто пришёл в гости?
Ученик: / пришли первыми Лицемерие, Смирение, Честолюбие, Глупость/.
Задание: работа с таблицей и значением качеств человека, которые пришли первыми.
/ см.таблицу/.
4. Как думают, почему они пришли в числе первых?
Ученик: /это все те качества человека, которые так мешают ему жить/.
5.Почему именно они?
Ученик: / широко распространены среди людей/.
6.Ум,Любовь,Вера,Надежда и Мудрость показаны автором серыми, бессильными и гонимыми существами.
7. Задание: найти описание Мудрости, Любви, Веры, Надежды Правды всех тех, кто пришёл вторыми:
Ученик: /Мудрость была одета в яркие и лёгкие ткани, украшенные массой фальшивых камней, и насколько ярок и блестящ был её костюм, настолько сама она была темна и печальна.
Любовь полураздетая, грубая, с глазами, в которых не было ни искры мысли
Вера разбитое и колеблющееся существо
Надежда мелькнула и скрылась
Правда, робкая и забитая, как всегда, больная и печальная, она, тихо и не замеченная никем, прошла в угол и одиноко села там./
8. Как думают, почему правда пришла последней и почему так выглядит?
Ученик: /Правду никто не любит, она портит жизнь, отношения, люди привыкли её скрывать/.
9.В полночь Старый Год собирался навсегда уйти, но явился Меркурий -посланник Вечности и объявил. что Старый Год останется жить до нарождения новых людей. Почему?
Ученик: /Пока люди не обновят дум и чувств своих, Старый Год должен оставаться с ними/.
10.Старый Год, умирал с торжеством. Почему?
Ученик: /тяжело быть всегда рядом с такими качествами/.
11.А какие это качества?
Ученик: /больше отрицательных/.
12. Назовите их
Ученик: /все, кроме любви, веры, надежды, правды/.
13.А если это люди?
Ученик: / то вдвойне тяжелее/.
14. С кем остался Старый год? /
Ученик: / остался снова жить с Унынием, скорбно улыбавшимся в его морщинистое лицо/.
15.Если остался жить с Унынием, что его ожидало?
Ученик: / печаль, скука/.
16.Итак, все человеческие Свойства, прибывшие к Старому Году начали расходиться и остался Старый Год один уже переодевшийся в платье Нового.
17.Что автор хотел сказать этой сказкой, ведь он её зачем-то написал?
То есть в чём идея данного произведения?
Что такое идея?
Ученик: / призыв к чему-либо /.
В человеке живут положительные и отрицательные качества. И пока отрицательные качества будут главенствовать, время и жизнь не смогут идти вперед.
Задание: назвать записанные дома в тетради 10 положительных качеств человеческой натуры, которые способны улучшить мир.
Ученики по очереди делятся своими записями, сделанными дома:/доброта, товарищество, сочувствие, сопереживание, радость, товарищество, ласка, доверие…/.
Подведение итогов урока: Итак, мы говорили в начале урока о философии, / 5 мин. /
затем мы анализировали качества человека. Какой вывод можно сделать?
Ученик: надо уметь жить в обществе, быть честными и быть правдивым, бороться с теми качествами, которые мешают человеку жить, ведь именно негатив делает человека и его жизнь серой, скучной и однообразной.
Люди должны жить в мире добре и согласии, и как говорил Достоевский: «Только красота спасёт мир». Эта красота в самом человеке./ комментирование оценок за урок /
Домашнее задание: 1. Написать сказку по теме урока; / 5 мин./
2.Сочинить стихотворение о добре и зле.
Таблица качеств человека, которые пришли к Старому году
Качества | Их значение |
Лицемерие Смирение Честолюбие Глупость Ум Любовь Суемудрие Вера Надежда Мудрость Правда Уныние | Отсутствие искренности Готовность подчиняться кому-либо Жажда известности Ограниченные умственные способности Способность человека мыслить Чувство взаимной привязанности к кому/чему-нибудь Ложная мудрость Уверенность в ком/чём-либо Ожидание приятного Обладание большим умом То, что соответствует действительности Безнадёжная печаль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Старая, старая сказка..."
Сценарий новогоднего праздника...
"Старая,старая сказка"-новогоднее представление.
Сценарий Новогоднего праздника для 5-9 классов...
Игра «Старая, старая сказка» по творчеству Х.К. Андерсена.
Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-6 классов....
Конспект открытого урока в 5 классе "Изложение по сказке В.Катаева "Старый пень"
Урок разработан для дете, обучающихся 5 класса коррекционной школы для глухих и слабослышащих детей...
СПЕЦИФИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ РАЗРЯДОВ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В СКАЗКЕ М. ГОРЬКОГО «ВОРОБЬИШКА»
В статье рассматривается специфика употребления лексико-грамматических разрядов имен существительных в рассказе М. Горького "Воробьишка"....
Сценарий новогодней сказки 2023г «Как старый год уходить не хотел»
Сценарий праздника представлен в форме театрализованного представления, участниками которого являются дети КГКУ « Центр содействия семейному устройства пгт Славянка» Предложенный сцен...
сценарий спектакля "Старая, старая сказка"
У инвалидов со сложным дефектом есть потребность в получении разных стимулов для обогащения сенсорного опыта. Это можно делать разными способами. Интерактивный спектакль - одна из эффективных форм раб...