Рабочая программа по литературе для 6 класса
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) по теме
Рабочая программа по литературе составлена к учебнику В.Коровиной и включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_-_l6kl.doc | 61 КБ |
tematicheskoe_planirovanie_-_l6kl.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Литература» составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно – методических документов:
- Закона Российской Федерации «Об образовании»;
- Приказа Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
- Приказа Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
4. Примерной программы основного общего образования по русскому языку, составленной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Министерством образования и науки РФ;
5. Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс (М.: Просвещение, 2009) автора-составителя В.Я.Коровиной.
6. Приказа Минобрнауки России от 23.12.2009 года № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2011-2012 учебный год»
7. Годового календарного графика МБОУ СОШ № 7 г.Сальска на 2011-2012 учебный год.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения литературы на базовом уровне ступени основного общего образования - минимальный уровень.
В 6 классе на изучение предмета отводится 70 часа из расчета 2 часа в неделю (35 учебных недель), в т. ч. на сочинения и изложение отводится 7ч., на уроки внеклассного чтения – ч.
В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ № 7 г. Сальска на 2011-2012 учебный год, а также с государственными праздниками данная программа рассчитана на 70 часов.
Настоящий тематический план разработан на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтения наизусть; устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
- формирование умения давать развернутый ответ на вопрос, рассказывать о литературном герое, характеризовать героя; составлять отзыв о самостоятельно прочитанном произведении; свободно владеть письменной речью;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССА
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизненного и творческого пути писателей;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять тему и идея литературного произведения, давать характеристику героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения;
- владеть различными видами пересказа;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста;
- определения круга своего чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации.
УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Название | автор | издательство | год издания |
1 | «Литература 6 класс в 2 ч.» | В.Я.Коровина | М.: Просвещение | 2008 |
2 | «Литература 6 класс: поурочные планы по учебнику под ред. В.Я.Коровиной» | С.Б.Шадрина | Волгоград: Учитель | 2010 |
3 | Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс | В.Я.Коровина | М.: Просвещение | 2009 |
4 |
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
– осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
– выразительное чтение художественного текста;
– различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
– ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
– заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
– анализ и интерпретация произведения;
– выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по литературе для 6 класса по программе В.Коровиной (70 ч)
N урока | Раздел. Тема урока. | Сроки прохождения | Система контроля | Требования к уровню подготовки | |
знать/ понимать | уметь | ||||
1. | Введение (1ч). Художественное произведение и автор. | Специфика учебного предмета. | |||
2-3. 4. | Мифы народов мира (3ч). Мифы Древней Греции. Мифы древних славян. | Влияние мифов на последующую культуру человечества. Особенности славянской мифологии. | Составлять план рассказа. Пересказывать фрагмент мифа. | ||
5-6. | Русский фольклор (2ч). Обрядовый фольклор. Пословицы и поговорки. | Толкование терминов. | |||
7. | Библия (1ч). Вавилонская башня. Притча о блудном сыне. | Толкование терминов. | Составлять опорный конспект. | ||
8-9. | Древнерусская литература (2ч). «Повесть временных лет». | Сюжет и художественный мир. Отражение исторических событий и вымысел. | Устно пересказывать. Составлять сценарий. | ||
10. 11. 12-13. | Русская литература ХIX века (27ч). А.С.Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Узник». «Зимнее утро». «Пущину». | Жанровые признаки. | Читать и анализировать. | ||
14. | Двусложные размеры стиха. | Термины. | Определять размер ст-я. | ||
15 16. 17. 18. | «Дубровский». Сюжетные линии и герои повести. Основной конфликт. Образ В.Дубровского. Тема «отцов» и «детей». Образы крестьян в повести. | Содержание произведения. Авторское отношение к героям. | Читать и анализировать. | ||
19-20. | Классное сочинение по повести «Дубровский». | Соч.№1 | . | ||
21. 22. 23-24. | М.Ю.Лермонтов. Рассказ о поэте. «Парус». «Три пальмы», «Тучи», «Утес», «Листок». | Мир лермонтовской поэзии. Прием сравнения. Особенности интонации. | Выразительно читать и анализировать лирическое произведение. | ||
25-26. | Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». | Содержание произведения. | Различать реальное и фантастическое в сюжете повести. | ||
27-28. | Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте. «Железная дорога». | Образ народа-труженика, народа-страдальца. | Читать и анализировать прочитанное. | ||
29. | Трехсложные размеры стиха. | Термины. | Определять размер ст-я. | ||
30. 31. 32. | Н.С.Лесков. «Левша». Русский характер в рассказе. Образ повествователя. | Особенности языка произведения. Сказ (развитие понятия). | Составлять рассказ о герое. | ||
33. | Изложение «Левша в гостях у англичан». | Изл.№1 | |||
34. | А.П.Чехов. «Лошадиная фамилия». | Речь героев как источник юмора. | Читать и анализировать прочитанное. | ||
35-36. | Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 в. | Выражение собственных переживаний и мироощущений в ст-ях о родной природе. | |||
37-38. | Из литературы ХХ века (23ч). А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном мире». | Труд как нравственное содержание человеческой жизни. | |||
39-40. | Отзыв о произведении. | ||||
41-42. | М.М.Зощенко. «Галоша». «Встреча». | Юмор в рассказе. | |||
43. 44. 45. 46. | М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Нравственная основа взаимоотношений Митраши и Насти. Одухотворение природы в повести. Смысл названия. | Содержание произведения. | |||
47-48. | Классное сочинение по повести «Кладовая солнца». | Соч.№2 | Составлять план и работать с ним. | ||
49. | Ю.Нагибин. «Мой первый друг, мой друг бесценный». | ||||
50-51. | Поэты о Великой Отечественной войне (2ч). К.Симонов. С.Орлов. Д.Самойлов. Стихи. | Выразительно читать и анализировать прочитанное. | |||
52-53. | В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». | Нравственные проблемы рассказа. | |||
54-55. | В.Г.Распутин. «Уроки французского». | Нравственное превосходство героя. Душевная щедрость учительницы. | Сопоставлять героев. | ||
56-57. | Ф.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». | Влияние учителя на формирование детского характера. | Кратко пересказывать. | ||
58-59. | Классное сочинение. «Мои сверстники в литературе 20 века» (или «Нравственный выбор героя»). | Соч.№3 | |||
60-61. | Родная природа в поэзии 20 века (2ч). | Идея и сюжет. | Выразительно читать. | ||
62-63. | Из зарубежной литературы (6ч). М.Твен «Приключения Гекльберри Финна». | ||||
64-65. | Д.Лондон «Любовь к жизни». | ||||
66. | Э.Сетон-Томпсон «Снап». | ||||
67. | Р.Брэдбери. «Каникулы» или «Зеленое утро». | ||||
68. | Рекомендации на лето. | ||||
69-70. | Резерв- 2часа. | ||||
Итого:70ч (К. соч- 3, к. изл. -1). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...