Главные вкладки
Фомина Татьяна Николаевна
Сайт учителя русского языка и литературы
Профессия: учитель
Профессиональные интересы: исследовательская деятельность
Увлечения: чтение художественной литературы
Регион: Ленинградская область
Населенный пункт: Гатчина
Место работы: МБОУ "Гимназия им. К.Д.Ушинского"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/fomina-tatyana-nikolaevnaНельзя научить любить то, чего сам не любишь или не умеешь любить.
Россия… Русь… Мысленно подбираю эпитеты, и первым в сознании возникает «святая»... Только потом выстраиваются в ряд: «могучая», «всесильная», «красивая», «богатая»… Именно «святая», Русь соборная: с золочеными куполами церквей, храмов, иконами великого Андрея Рублёва…
В сознании всплывают строки из стихотворения А. Блока:
Ты и во сне необычайна,
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю – и за дремотой тайна,
И в тайне – ты почиешь, Русь…
Восхищает трепетное, благоговейное отношение поэта к Родине как к святыне. Вместе с ним стремлюсь постичь тайны великой России и приобщить к этому своих учеников. Величие Руси не в её размерах, а в духе. Всегда, во все времена сила духа русских людей позволяла преодолеть любые испытания и выстоять перед напором врага. Думается, что духовность – основа жизни Российского государства. Мне запомнилась мысль академика Д.С. Лихачёва: « Мы не выживем физически, если погибнем духовно».
Духовность – то, что позволяет человеку оставаться человеком. Это наши представления о добре и зле, о мире и о себе, о правде и лжи, о любви и ненависти.
Телевидение – вот что является сегодня основным источником познания мира. Что слышат и видят наши дети из средств массовой информации? Огромными потоками льётся кровь, героем оказывается тот, кто способен отомстить, а красивая и правильная речь осталась где-то в прошлом. Миру насилия и жестокости, кричащему с экранов телевизоров, пора сказать «нет»!
Ругать, отрицать легко. Как изменить ситуацию? Что делать? Пора прекратить кивать на Запад, слепо заимствуя то, что нам, русским, чуждо и вовсе не нужно!
«Культ Запада» пора развенчать и укоренить в сознании людей мысль о том, что Россия имеет свою самобытную историю, культуру, замечательные традиции. Только познав свою народную культуру, люди смогут по достоинству оценить и культуру других народов.
Наши дети хорошо знают греческую и римскую мифологию, имея слабые представления о мифологии славянской. Нельзя превращаться в «Иванов, не помнящих родства»! Как не вспомнить слова светоча русской литературы – А.С.Пушкина: «Народ, забывший свою культуру, исчезает как нация»!
Чтобы этого не произошло, надо сегодня позаботиться о духовном мире наших детей. И учитель не может остаться в стороне. Именно он должен помочь учащимся ощутить себя «достойными потомками», трудами которых созидалась и укреплялась великая русская держава. Ещё Ф.М.Достоевский отмечал, что русский – значит православный. Высшая духовность и необыкновенная художественность отличают русскую литературу.
Литература в школе – это искусство, искусство созидания юных душ. Нельзя на уроке литературы мыслить всем одинаково: это – белое, а это – чёрное. И, конечно, ни в какой стандарт литературу не вместить, потому что художественные произведения – это не тексты для чтения и изучения. Это тайны. Тайны писательского мастерства, постичь которые не всегда легко и просто. Разгадать все тайны «Евгения Онегина», «Войны и мира» или «Преступления и наказания» невозможно. Да и не это требуется от учеников. Важно, чтобы каждый вынес из произведения что-то, что помогло бы сформировать взгляд на мир, на людей, на своё земное предназначение. Книга была и будет средством познания жизни и своего места в ней. Хочется, чтобы к прочитанным в школе книгам наши ученики возвращались вновь и вновь, каждый раз открывая для себя что-то новое.
В чём смысл жизни? Что такое счастье? Что есть истина? Нужно ли сострадание?.. Над этими философскими вопросами русские писатели заставляют задуматься героев своих романов, повестей, пьес… и нас с вами.
Доброта, любовь к ближнему, сострадание, честность, самопожертвование, милосердие…С незапамятных времён именно эти качества ценились в человеке. Татьяна Ларина, Наташа Ростова, Пьер Безухов, Данко, Иешуа Га-Ноцри, Юрий Живаго… Этих героев писатели наделили лучшими чертами характера, выразив в них свой идеал.
Как избавить человечество от зла, страдания, ужаса жизни? Этим вопросом задавались многие классики отечественной литературы и в своём творчестве обращались к сюжетам и образам, восходящим к Библии.
Уже не одно поколение учеников с интересом знакомится с эпизодом романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», в котором Соня Мармеладова читает Раскольникову притчу о воскрешении Лазаря. И вместе с героем романа мы понимаем, что возродиться к жизни ему поможет любовь к людям (что свойственна Соне Мармеладовой), вера в Бога, которая позволяет Соне в ужасающих условиях оставаться человеком.
А булгаковский Иешуа с его безграничной любовью к людям!.. Будучи атеистически воспитанными, не зная основ христианского учения, мы, впервые взяв в руки «Мастера и Маргариту», не могли понять, зачем включены в роман страницы, посвященные Понтию Пилату. И этому виной было наше библейское невежество. В то время абсолютное большинство читающих людей никогда не держали в руках Священное Писание.
И как это ни прискорбно, на вопрос, какая книга является самой читаемой в мире, наши дети сегодня отвечают: «Гарри Поттер». Те пересказы, что помещаются в наши учебники, не дадут возможности почувствовать красоту и богатство Библии как памятника мировой культуры. А незнание сюжетов, вдохновивших живописцев, скульпторов, писателей на создание шедевров, - это наш интеллектуальный пробел. Возрождение духовности немыслимо сегодня без соблюдения нравственных заповедей, дарованных людям Священным Писанием. Познакомившись с ключевыми текстами Библии, ребята смогут сами дать оценку прочитанному. И нет необходимости навязывать им своё видение произведения. Не навреди, а значит – не навязывай! Истину нельзя дать, каждый должен найти её сам! Ученик сможет самостоятельно постигать тайны Слова великих мастеров, важно только направить его поиск в нужное русло. Учитель должен быть помощником в получении знаний. Только тогда ученик ощутит себя исследователем-первооткрывателем. Дайте возможность ученику поверить в свои силы!
Духовный вакуум, возникший в современном обществе из-за подмены нравственных ценностей, должен заполняться постепенно, учащимся нужно почувствовать необходимость нравственного самосовершенствования.
А поможет им в этом русская классическая литература, герои которой часто оказываются в ситуации нравственного выбора.
Важно, чтобы наши ученики не только оценивали поступки героев, но и способны были взглянуть на себя, на окружающих с позиций тех же законов Добра, Справедливости, Любви, Милосердия, Сострадания, Истины…
И если болью отзовутся в душах наших учеников сцены бессмысленного кровопролития, описанные в романе «Доктор Живаго», то можно считать, что наши питомцы состоялись как личности!
Закрываем последнюю страницу романа Б.Пастернака и вслед за Юрием Живаго произносим:
Спор нельзя решить железом,
Вложи свой меч на место, человек…
И думается, что наши одиннадцатиклассники, прочитав эти строки, согласятся с поэтом и задумаются над тем, насколько ценна и важна человеческая жизнь. Ведь от них, наших сегодняшних учеников, будет зависеть будущее России.
О себе
В 1989 году окончила Кемеровский государственный университет. Педагогический стаж – 27 лет. Высшая квалификационная категория. Награждена нагрудным знаком "Почётный работник общего образования".
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Мой взгляд на мир
Духовность личности - это система ее ценностей, тот стержень, вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность. Иначе говоря, это наши представления о мире и о себе, о добре и зле, все то, что мы любим и отвергаем, чем вдохновляемся и отчего грустим. Это наш духовный мир. Главная задача педагогики - научить детей любить жизнь, окружающий мир и себя.
Мои достижения
Ежегодно мои ученики принимают активное участие в олимпиадах, различных конкурсах, становясь победителями и призерами.
В 2013-2014 учебном году Монина Екатерина (8 класс) заняла 2 место, показав лучший результат на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников, 3 место в IХ Заочной Многопрофильной Олимпиаде ПСТГУ «Аксиос» для школьников 6-11 классов по литературе; Салмина Екатерина (8 класс) стала призёром муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, Поварёнкин Даниил (5 класс) получил диплом III степени, приняв участие в муниципальном туре VI Общероссийской олимпиады по Основам православной культуры. Седова Кристина, Шатрова Екатерина (8 класс), Шатрова Анастасия (5 класс) заняли 1 место по России в Международном конкурсе-игре «Золотое руно».
В 2015-2016 учебном году обучающиеся показали следующие результаты:
Милосердова Дарья, 10 класс | Городской конкурс «Успех», номинация «Художественное чтение» |
2 место (грамота)
|
Устилимова Ксения, 10 класс | Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе | 2 место |
Монина Екатерина, 10 класс | Муниципальный этап Всероссийского конкурса сочинений |
3 место (грамота) |
Филькина Екатерина, 5 класс | Муниципальный этап Всероссийского конкурса сочинений | 2 место (грамота) |
Филькина Екатерина, 5 класс | Городской этап областного конкурса сочинений «Как я с семьёй безопасно проведу каникулы» | 2 место (грамота) |
Филькина Екатерина, 5 класс | Областной конкурс сочинений «Как я с семьёй безопасно проведу каникулы» | 2 место (грамота) |
Монина Екатерина, 10 класс | XI многопрофильная олимпиада ПСТГУ «Аксиос» по русскому языку (заочный тур) | 2 место (диплом) |
Белецкий Дмитрий, 10 класс | Городская НИК «Шаг в будущее» | 3 место (грамота) |
Белецкий Дмитрий, 10 класс | XV НПК исследовательских работ обучающихся «Кузбасские истоки» | Сертификат участника заочного этапа |
Поварёнкин Даниил, 7 класс | VIII Общероссийская олимпиада школьников по Основам православной культуры | 1 место – муниципальный тур (Диплом)
|
Поварёнкин Даниил, 7 класс | Региональный этап всероссийской олимпиады школьников | 1 место (грамота) |
С 6 класса проводим с учащимися исследования по лингвистике, краеведению, литературе, создаем исследовательский проекты, оформляем их, представляя на городских и областных научно-исследовательских конференциях. С 2008 года мои ученики регулярно принимают участие в городской НИК «Шаг в будущее», занимая призовые места.
Результаты участия в научно-практических конференциях
Год | Фамилия, имя обучающегося, класс | Название работы | Результат
|
2012 | Седова Кристина, 6 класс | «Образ русалки в мифологии, сказке «Русалочка» Андерсена и сказке «Русалка» Алексея Толстого» | 2 место на городской НИК «Шаг в будущее», участие в областной конференции «Диалог» |
2013 | Седова Кристина, Белецкий Дмитрий, Гарина Арина, Мищенко Алина, 7 класс
Ивонина Дарья, 7 класс | «Школьный виртуальный музей русского языка»
«Лексическое воплощение концепта «родина» в творчестве Василия Фёдорова» | 2 место на городской НИК «Шаг в будущее», участие в областной конференции «Диалог», публикация в социальной сети работников образования nsportal.ru
3 место на городской НИК «Шаг в будущее», 1 место в областной конференции «Диалог», Областной молодёжный конкурс «Праздник Фёдоровской поэзии» (номинация «Творчество В. Д. Федорова глазами молодых исследователей» - специальный приз и публикация на сайте Областной библиотеки им. В.Фёдорова), публикация в социальной сети работников образования nsportal.ru |
2014
| Белецкий Дмитрий
Ивонина Дарья | Портрет слова «орёл»
Как нас заставляют покупать? (Язык телерекламы)
| 1 место на городской НИК «Шаг в будущее», участие в областной конференции «Диалог», участие в областной НПК «Кузбасские истоки», Всероссийский заочный конкурс «Шаги в науку» (Диплом II степени, публикация в электронном сборнике конкурса)
2 место на городской НИК «Шаг в будущее», 1 место в областной конференции «Диалог», участие в областной НПК «Кузбасские истоки», Всероссийский заочный конкурс «Шаги в науку» (Диплом II степени, публикация в электронном сборнике конкурса), публикация в социальной сети работников образования nsportal.ru. Грант главы города в номинации «Юный исследователь» |
Регулярно принимаю участие в Фестивале педагогических идей «Открытый урок», материалы опубликованы на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов. Приняла участие в Международной заочной научно-практической конференции "Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке" (2012г.), "Перспективы развития науки и образования" (2013 г.), материалы конференций опубликованы в сборнике научных трудов и на сайте конференции. Владею ИКТ, использую интернет, электронные учебники, программы, а также имею личную страницу на интернет-портале Proшколу.ru с методическими разработками. В 2011 году приняла участие во Всероссийском конкурсе педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе «Формула будущего-2011» и получила сертификат участника.
Награждена благодарственным письмом Департамента образования и науки за подготовку победителей и призеров VIII областной научно-практической конференции исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений Кемеровской области «Истоки» (2010г.), дипломом за 1 место в рейтинге педагогических работников муниципальной системы образования города Полысаево в номинации «Учитель русского языка и литературы» (2015 г.). Обладатель гранта главы города в номинации "За развитие юных талантов" (2014 г.). Награждена Почетной грамотой Администрации Кемеровской области (2014 г.).
Ежегодно привлекаюсь к работе в экспертной группе на городской олимпиаде по русскому языку, с 2010 года являюсь членом региональной экзаменационной комиссии на государственном выпускном экзамене по русскому языку и литературе, членом апелляционной комиссии, предметной комиссии по проверке ГИА.
Моё портфолио
Применение исследовательского метода на уроках русского языка и литературы является одним из приоритетов современного образования.
Исследовательская деятельность позволяет решить следующие задачи: развивает научное мышление, транслирует предметное содержание, формирует исследовательские компетенции и воспитывает личность.
Эффективное обучение школьников исследовательской деятельности по литературе и лингвистике представляет собой два взаимосвязанных процесса: 1) обучение элементам исследования на уроках русского языка и литературы в форме освоения отдельных приемов и навыков (развивающих приемов работы с литературоведческими текстами, навыков конспектирования и библиографического оформления научных источников, навыков работы со справочной литературой), которые закрепляются на уроках-семинарах, проводимых с учетом специфики исследовательского метода; 2) обучение гуманитарно ориентированных учеников развернутой исследовательской деятельности в рамках индивидуальных занятий на основе усвоенных ими на уроках начальных навыков литературного и лингвистического исследования.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты