Тернистый путь. Сравнительный анализ стихотворений А. Пушкина, Я. Полонского, И. Анненского и С. Маршака
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Урок литературы в 9 классе. Сравнительный анализ стихотворений А.Пушкина "Телега жизни", Я. Полонского "В телеге жизни" ...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suvorovasdzip.zip | 402.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Тернистый путь. Сравнительный анализ стихотворений Пушкина, Полонского, Анненского, Маршака.
Цель: Научиться делать сопоставительный анализ стихотворений, объединенных темой, образами; находить общее и отличное.
Задачи: по содержанию – чтение и анализ стихотворения, сравнительный анализ стихотворений, составление плана (таблицы, схемы) анализа стихотворения.
по способам деятельности – учебно-познавательные: сравнивать тексты; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы выступать устно и письменно о результатах своего исследования; социокультурные: владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя; коммуникативные компетенции: использовать разные виды речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо).
Оформление: Презентация, раздаточный материал(справочный материал, задания, лист ответов, тексты стихотворений), аудиозапись стихотворения Пушкина «Телега жизни».
Ход урока
- Индуктор. Слайд 1. Закрыть глаза и представить дорогу… Записать определения дороги или ассоциации к слову «дорога».( Ассоциация учителя - тернистый путь) О какой дороге так можно сказать? Объявление темы урока.
- Задание 1
- Слайд 2. (стихотворение Пушкина читает Смоктуновский.) Прочитать самостоятельно стихотворение Пушкина «Телега жизни». Беседа Какой подтекст приобретает тема дороги в этом стихотворении? Почему стихотворение так называется? О какой телеге идет речь?
- Кто везет путника в телеге жизни? Каков образ времени в стихотворении?
- Слайд 3. Какое значение имеют символические образы: утро, полдень и вечер? Каковы особенности композиции стихотворения?
- Слайд 4. Каковы особенности лексики? Сравните центральные образы данного стихотворения с образами в стихотворении В.А. Жуковского:
И быстро жизни колесница (метафора. Какой пушкинской метафоре созвучна? Чем различаются?)
Стезею младости текла;
Ее воздушная станица
Веселых призраков влекла…
- Каким видится лирическому герою Пушкина жизненный путь? Какую роль в его создании играют композиция, нарочито сниженная лексика? Как автору удается создать картину непрерывного движения времени, не подвластного воле человека?
- Вспомним термины. Слайд 5. Определения не соответствуют понятиям метафора, сравнение, эпитет. Напишите правильные термины рядом с определениями. (Правильный ответ). Вывод. Можно ли сказать, что в основе стихотворения Пушкина «Телега жизни» лежит развернутая метафора?
- Задание 2. Слайд 6.
- Беседа: Прочитайте стихотворение Я.Полонского «В телеге жизни». Есть ли основания для сравнения этого стихотворения с пушкинским? Попробуйте найти общее и различное в этих стихотворениях, заполните таблицу. Слайд 7. Беседа. Что объединяет данные произведения? Сопоставьте основные образы: образ времени, образ дороги; лексику.
Чем различны эти стихотворения? Присутствуют ли и в стихотворении Полонского символические образы утра (юности), полдня (зрелости), вечера (старости)? Чем различаются композиции (количество строф и строк в них) и как это связано с содержанием стихотворений? Как вы думаете, какому возрасту могут соответствовать размышления лирического героя о жизни в стихотворении Полонского? Почему? Можно ли это утверждать однозначно?
После индивидуальной работы обсуждается общий ответ – вывод о том, что общего в стихотворениях Пушкина и Полонского и чем они различаются. Сравните рифмы в стихотворениях (мужская/женская). Как эти рифмы влияют на характер стихотворной речи?
Сопоставьте образы лирического героя в стихотворениях: почему, с вашей точки зрения, в пушкинском тексте употребляется местоимение «мы», а в стихотворении Полонского – «я»? Слайд 8.
Письменное выполнение задания: Слайд 9. Запишите последовательность проведенного нами сравнительного анализа стихотворений А. Пушкина и Я. Полонского. (Работу можно выполнить в виде плана, схемы, таблицы.) Тем, кто справился с этой работой, предлагается зад. 3 (по вариантам. )
- Индивидуально выполняют сравнительный анализ стихотворений (тезисы) Маршака и Анненского.
- Можно ли назвать тему времени «вечной» темой литературы? Почему? Слайд 10. Прочитать стихотворение И.Анненского. Есть ли основания для сравнения данного стихотворения со стихотворениями Пушкина и Полонского? Что нового вносит автор в развитие темы времени? Слайд 11. Прочитать стихотворение С. Маршака. Здесь нет прямых указаний на близость к стихотворению Пушкина. Есть ли тем не менее общее? Чем различны стихотворения? Слайд 12
- Слайд 13. Вопрос: не кажется ли вам, что в стихотворениях Полонского, Анненского, Маршака есть нечто общее, что и объединяет их и отличает от стихотворения Пушкина? (Возможный ответ: В этих стихотворениях местоимение «Я», оно говорит о личных переживаниях. Стихотворения написаны поэтами в зрелом и даже пожилом возрасте. У Пушкина стихотворение некая литературная игра, в нем ещё нет личных переживаний…) Однако у каждого возраста, как показал поэт своё восприятие времени. А какое оно у вас? Творческая работа «Моя дорога жизни». Зачитать 1-2 работы.
- Рефлексия. Попробуйте оценить свою работу на уроке. Вы работали хорошо, неплохо, но могли бы лучше. Вы на этом уроке работали не так, как могли бы. Слайд 14.
- Комментарий домашнего задания. Слайд 15.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Поэту" и В.Брюсова "Юному поэту"
Материал содержит примерный сравнительный анализ двух стихотворений разного времени...
Урок литературы в 10 классе по теме: "Три "Пророка". (Сравнительный анализ стихотворений "Пророк" А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова)
В процессе коллективной работы путем сопоставления стихотворений "Пророк" Пушкина, Лермонтова, Некрасова учащимся предлагается выявить, в чем особенность использования христианских мотивов...
«Эволюция отношения М.Ю.Лермонтова к поэтическому дару» /Сравнительный анализ стихотворения «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова/
Проследить эволюцию отношения к поэтическому призванию в лирике М.Ю.Лермонтова....
А.С. Пушкин «Цветок». М.Ю. Лермонтов «Ветка Палестины». Урок сравнительного анализа стихотворений в Х классе
Методическая разработка обращена к наисложнейшему в методике преподавания литературы приёму освоения лирических произведений - сопоставительному анализу. Опытный учитель показывает чёткую организацию ...
Конспект урока "Сравнительный анализ стихотворений Жуковского, Пушкина, Тютчева"
В ходе урока идет сравнение творческого мастерства поэтов 19 века...
Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Узник» и М.Ю. Лермонтова «Желание».
Литературоведческий анализ стихотворений одного жанра разных поэтов....