Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Узник» и М.Ю. Лермонтова «Желание».
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Литературоведческий анализ стихотворений одного жанра разных поэтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сравнительный анализ стихотворений. | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сравнительный анализ
стихотворений А. Пушкина «Узник» и М. Лермонтова «Желание».
Стихотворение «Узник» А. Пушкина и «Желание» М. Лермонтова относятся к одному жанру лирики – элегия. Оба они посвящены печальным раздумьям, проникнуты грустью, являются ярким образцом романтических произведений. «Узник» написан Пушкиным в 1822 году в Южной ссылке, когда на его творчество оказывал большое влияние романтизм. Стихотворение «Желание» относится к ранней романтической лирике Лермонтова (было написано в 1831 году, поэту исполнилось всего 16 лет). Оба произведения написаны напевным стихом. Их объединяет общий пафос звучания - мечта о свободе, а также главные персонажи. Повествование в них ведется от первого лица, лирического героя, который является выразителем чувств самих поэтов. Пушкин не был «узником темницы сырой», но, находясь в ссылке, он не чувствовал себя свободным. Лермонтов в своем стихотворении высказывает мечту превратиться в степного ворона, который смог бы «одну лишь свободу любить».
Композиция «Узника» трехчастная. Стихотворение состоит из трех строф, рифма парная. Трехсложный амфибрахий очень точно передает нисходящую и восходящую интонации стиха.
Стихотворение «Желание» имеет кольцевую композицию, которая выражает основную идею – замкнутость и обреченность жизни лирического героя: невозможность попасть в далекую страну Шотландию, на историческую родину, где, по убеждению поэта, он был бы по – настоящему счастлив. Рифма парная. Чередование строчек амфибрахия и анапеста придает стихотворению особую напевность.
Стихотворение «Узник» по характеру звучания динамично. В первой строфе еще отсутствует движение, есть только один глагол клюёт. Существительные «решетка», «темница», «неволя» несут отрицательную окраску. Грустное настроение создаётся эпитетом «в темнице сырой», сравнением «вскормленный в неволе орёл молодой», которое только усиливает противоречие между физическим заключением лирического героя и его рвущейся на волю душой.
Но уже во второй строфе появляется динамика, поэт использует 9 глаголов. Это не меняет положение главных героев- орла и лирического героя, но меняется их настроение. Они сливаются в один образ, испытывая одинаковые чувства – желание свободы: «Давай улетим!»
В третьей строфе торжествует чувство свободы. Эта строфа – полная антитеза первой (неволя – вольные). Интонация возвышенно-напевная достигается трехкратным повтором (анафорой) слова «туда», которая подчеркивает силу стремления героев к свободе. Преображается и пространство за счет ярких глаголов: белеют, синеют.
В стихотворении Лермонтова отсутствует динамика. Оно пестрит глаголами сослагательного наклонения, которые указывают всего лишь на желание, но не на действие лирического героя: «помчался бы», «стал бы летать», «полетел бы». Основное средство выразительности стихотворения – эпитеты: «туманных горах», «забвенный прах», «тщетны мечты», «нездешний душой» и др. Они лишь нагнетают обстановку, но ничего не меняется в судьбе героя. Стихотворение начинается и заканчивается риторическим вопросом: «зачем я не ворон степной?» Междометие О! только усиливает разочарование и смирение, тихо замирающее в конце.
Таким образом, можно сделать вывод, эти стихотворения различаются. Для стихотворения Пушкина характерна победа светлого над темным, для лирики Лермонтова характерно трагическое мировосприятие. При всей общности их философский пафос различен: оптимистичен он у Пушкина и трагичен у Лермонтова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Поэту" и В.Брюсова "Юному поэту"
Материал содержит примерный сравнительный анализ двух стихотворений разного времени...
Урок литературы в 10 классе по теме: "Три "Пророка". (Сравнительный анализ стихотворений "Пророк" А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова)
В процессе коллективной работы путем сопоставления стихотворений "Пророк" Пушкина, Лермонтова, Некрасова учащимся предлагается выявить, в чем особенность использования христианских мотивов...
«Эволюция отношения М.Ю.Лермонтова к поэтическому дару» /Сравнительный анализ стихотворения «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова/
Проследить эволюцию отношения к поэтическому призванию в лирике М.Ю.Лермонтова....
А.С. Пушкин «Цветок». М.Ю. Лермонтов «Ветка Палестины». Урок сравнительного анализа стихотворений в Х классе
Методическая разработка обращена к наисложнейшему в методике преподавания литературы приёму освоения лирических произведений - сопоставительному анализу. Опытный учитель показывает чёткую организацию ...
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Узник»
1. Технологическая карта к уроку2. Презентация к уроку...