М.Ю.Лермонтов. "Синие горы Кавказа" в жизни и творчестве поэта
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Разработка урока по теме "М.Ю.Лермонтов. "Синие горы Кавказа" в жизни и творчестве поэта" включает в себя материал по биографии, воспоминания современников, идейно-тематический анализ стихов, выявление основных тем и мотивов лирики Лермонтова, основная роль на уроке отводится ученику, его активной работе на основе вопросов учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lermontov.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

М,Ю.Лермонтов. Жизнь и судьба. «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве поэта.

Цель – знакомство с биографией поэта

- выявление основных тем и мотивов лирики М.Ю.Лермонтова

Казался ты и сумрачным, и властным,

Безумной вспышкой непреклонных сил;

Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,

Ты демонски-мятежное любил

В.Брюсов

1 Вступительное слово

  В этих строках Брюсов запечатлел характер Лермонтова, особенность его поэзии: места об ангельски-прекрасном, любовь к демонски-мятежному, его сумрачность и властность, загадочность и непонятность для многих.

2 Повторение пройденного, обобщение ранее полученных знаний.

Давайте посмотрим, так ли это?

1 работа со статьей учебника

2 Вопросы для беседы

- В чем, на ваш взгляд проявилась многогранность таланта и личности Лермонтова

А)Лермонтов был разным и непохожим – среди беспощадного к нему света и в кругу задушевных друзей, в сражении и в петербургской гостиной

Б) работал в разных жанрах

В) Был широко образованным человеком

- Какими европейскими языками с детства владел Лермонтов? (немецкий, французский)

- В каких учебных заведениях он учился? (Московский университетский благородный пансион, Московский университет (не окончил), Петербургская школа гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров)

- Назовите любимых поэтов Лермонтова (Ж.Г.Байрон, А.С.Пушкин, В.А.Жуковский)

- Были ли лично знакомы Пушкин и Лермонтов (Нет)

- Сколько было прижизненных изданий сборников стихов Лермонтова (1)

- Как он к нему готовился? (Десять лет он писал стихи, поэмы, драму, прозу, прежде чем решиться стать литератором. Еще три года понадобилось, чтобы из лучшего, что он создал, составить небольшой сборник)

- О чем говорят такие качества Лермонтова-человека? (Взыскательность, строгость его по отношению к себе удивительны)

- Как вы думаете, что можно сказать о поэте по его портрету?

- А вот, что о нем пишут его современники:

«Наружность… была очень замечательна. Он был небольшого роста, плотного сложения, имел большую голову, крупные черты лица, широкий и большой лоб, глубокие, умные и пронзительные черные глаза, невольно приводившие в смущение того, на кого он смотрел долго…» (И.Н.Панаев)

Или:

«…был брюнет, с бледно-желтоватым лицом, черными, как уголь, глазами, взгляд которых, как он сам выразился о Печорине, был иногда тяжел. Невысокого роста, широкоплечий, он не был красив, но почему-то внимание каждого… невольно на нем останавливалось (П.Е.Щеголев)

И.С.Тургенев:

«В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых широких плечах, возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь сознавал всякий. Известно, что он до некоторой степени изобразил самого себя в Печорине. Слова «Глаза его не смеялись, когда он смеялся» и т.д. - действительно применялись к нему. Не было сомнения, что он, следуя тогдашней моде, напустил на себя известного рода байроновский жанр, с примесью других, еще худших капризов и чудачеств. И дорого же он поплатился за них. Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба. На бале дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза.

- Что же отмечают необычного в портрете Лермонтова и современники и мы с вами? (глаза, взгляд). Какой это был человек?

3 Объяснение нового материала

Известный исследователь творчества Лермонтова Максимов Е.Д. говорил о поэте: «Лермонтов – крупнейший представитель русского и мирового романтизма»

- Что мы можем сказать о романтизме?

    Романтизм как литературное направление возникает в конце XVIII-I трети XIX века в Германии. Определяющим для романтизма стало противопоставление мечты и реальности, романтики бунтуют против обычной земной жизни. Из романтического отрицания «мира сего» вытекает стремление романтиков ко всему необычному, экзотическому, мистическому. Романтики провозглашают культ поэта и поэзии, выдвигают принцип свободы, обращаются к изучению фольклора. Для романтиков характерен и необычный герой – внебытовой, одинокий и чаще человек трагической судьбы.

  Все эти черты можно найти и в творчестве Лермонтова-романтика.

- Каковы же основные темы и  мотивы лирики Лермонтовы?

Н-р, тема поэта и поэзии – «Цевница», «Поэт», «Кинжал»…

свободы – «Парус»…

одиночества – «Сосна», «Выхожу один я на дорогу»…

добра и зла – поэма «Демон»….

Сегодня мы говорим еще об одной важной теме – Кавказ в жизни поэта. Кавказ для Лермонтова – символ вольной, неукротимой жизни, самобытной природы

- За что был сослан Лермонтов на Кавказ? (дуэль)

- Как встретил Кавказ Лермонтова и чем он стал для него?

Чтение стихотворений «Кавказ» и «Синие горы Кавказа»

- Что главное в этих стихах? («Люблю я Кавказ»)

Кавказ стал для Лермонтова вторым домом. Здесь он стал настоящим мужчиной

Зачитать рапорт Раковича, обратить внимание на следующие моменты:

А) «…обратил на себя особое внимание…расторопностью, верностью взгляда, пылким мужеством…»

Б) «Невозможно было сделать выбора удачнее…»

- Как характеризует Лермонтова его поступок? (смелость, отвага, решительность)

Судьба хранила Лермонтова от нелепой пули. Бабушке удалось выхлопотать для него отпуск. Но вскоре за первой ссылкой последовала вторая.

- За что на этот раз был сослан поэт ( за стихотворение «Смерть поэта»)

В последний раз покидая петербургский свет, Лермонтов был уверен: любимые горы не подведут, помогут забыть, притупят душевную боль. Но именно кавказским горам суждено было стать безмолвными свидетелями трагедии.

Зачитать воспоминания князя-поэта А.И.Васильникова, секунданта Лермонтова, обратить внимание на следующее:

А) 15 июля часов в 6-7 вечера мы поехали на роковую встречу

Б) были убеждены, что дуэль кончится пустыми выстрелами

В) темная, грозовая туча поднималась из-за соседней горы Бештау

Г) Мы отмерили с Глебовым 30 шагов

Д) Сходитесь!

Е) Лермонтов остался неподвижен

Ж) Никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета

З) Мартынов … выстрелил

И) Лермонтов упал

К) пуля пробила сердце и легкие

Л) Черная туча…разразилась страшной грозой, и перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу

- Что нового вам открылось в образе Лермонтова (опытный дуэлянт, не боялся смерти)

Чтение стихотворения В.Соколова «Был подвиг одиночества»:

Что ты сделал, Мартынов?

Где твой друг, как же так?

Расстоянье прикинув…

Быстрый глаз, беглый шаг.

В мире словно ни звука,

Ни строки – онемел.

Ты идешь.

Поднял руку.

Поднял руку!

Посмел.

- Как Соколов описал дуэль Лермонтова и Мартынова? (убийство)

- Что общего между стихотворением Лермонтова «Смерть поэта» и Соколова «Был подвиг одиночества»

- Сколько лет было Лермонтову, когда он погиб? (27)

Его бабушка, Арсеньева Елизавета Алексеевна,  пережила внука на 4 года.

4 Подведение итогов

Итак, мы говорили о Лермонтове – человеке и поэте.

Я предлагаю вам заполнить таблицу под названием «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова»:

Мне было известно, что

Я узнал, что

Вопросы (что осталось непонятным, что бы хотелось узнать)

Комментарии (выразить свое отношение к отмечаемым фактам, событиям, действующим лицам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество поэта.

Биография поэта. Основные этапы его творчества....

Литературно-музыкальная композиция "Жизнь и творчество поэта Николая Лактионова"

Материал по краеведению о жизни и творчестве поэта Алтайского края Ребрихинского района села Подстепное. Был разработан для районного праздника "Поэты Ребрихинского района".  Использова...

Внеклассное мероприятие «Первая мировая война в жизни и творчестве поэтов Серебряного века.»

Внеклассное мероприятие для   обучающихся   5-9   классов, сопровождается презентацией....

ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ПОЭТА В.Д. ФЕДОРОВА: литературное краеведение, анализ текста

В  статье представлены  формы творческой работы с учащимися на материале поэзии В. Д. Фёдорова:  литературная  экскурсия "Картинная галерея музея поэта В.Д. Фёдорова", анализ стихо...

Презентация к уроку литературы в 8 классе "С. А. Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта"

Презентация сопровождает слово учителя о С. Есенине. В неё включены стихи С. Есенина , в которых проявляется любовь поэта к своей родине, родной природе. Слово о Есенине учитель подготовит, исходя из ...

Презентация " Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество поэта"

Урок по изучению биографии и творческого наследия М.И.Цветаевой в 11 классе...

М. Ю. Лермонтов «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве поэта.

Познакомить учащихся  с одним из основных этапов жизненного и творческого пути поэта (кавказский период)....