Внеклассное мероприятие «Первая мировая война в жизни и творчестве поэтов Серебряного века.»
классный час по теме

Изюмникова Галина Николаевна
Внеклассное мероприятие для   обучающихся   5-9   классов, сопровождается презентацией.
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: учитель МКОУ СОШ №3 г.Волжского Волгоградской обл. Изюмникова Галина Николаевна Первая мировая война в жизни и творчестве поэтов Серебряного века.

Слайд 2

«Царь своих детей сзывает на кровавый бранный пир…»

Слайд 3

Мировая империалистическая война 1914–1918 годов была самой кровопролитной и жестокой из всех войн, которые мир знал до 1914 года. В этом конфликте участвовало 38 государств. Общая численность армий доходила до 70 млн. человек.

Слайд 4

«Петроградское небо мутилось дождем, На войну уходил эшелон…» Так началась первая мировая война …

Слайд 5

Николай Гумилёв («Память») Знал он муки голода и жажды, Сон тревожный, бесконечный путь, Но Святой Георгий тронул дважды Пулею не тронутую грудь.

Слайд 6

Александре Блок «Коршун» (1916 ) Идут века, шумит война, Встает мятеж, горят деревни, А ты всё та ж, моя страна, В красе заплаканной и древней. - Доколе матери тужить? Доколе коршуну кружить?

Слайд 7

Сергей Есенин Молитва матери, <1914> На краю деревни старая избушка, Там перед иконой молится старушка. Молится старушка, сына поминает, Сын в краю далёком родину спасает. Молится старушка, утирает слезы, А в глазах усталых расцветают грёзы. Видит она поле, это поле боя, Сына видит в поле — павшего героя .

Слайд 8

Александр Михайлович Гликберг Псевдоним: Саша Чёрный. На фронт За раскрытым пролетом дверей Проплывают квадраты полей. Перелески кружатся и веют одеждой зеленой И бегут телеграфные нити грядой монотонной... Мягкий ветер в вагон луговую прохладу принес. Отчего так сурова холодная песня колес? Словно серые птицы, вдоль нар Никнут спины замолкнувших пар, - Люди смотрят туда, где сливается небо с землею, И на лицах колеблются тени угрюмою мглою. Ребятишки кричат и гурьбою бегут под откос. Отчего так тревожна и жалобна песня колес? Небо кротко и ясно, как мать. Стыдно бледные губы кусать! Надо выковать новое крепкое сердце из стали И забыть те глаза, что последний вагон провожали. Теплый ворот шинели шуршит у щеки и волос, - Отчего так нежна колыбельная песня колес? 1914, август

Слайд 9

В. Маяковский «Вам! Вам, проживающим за оргией оргию, имеющим ванную и теплый клозет! Как вам не стыдно о представленных к Георгию вычитывать из столбцов газет? Знаете ли вы, бездарные, многие, думающие нажраться лучше как,- может быть, сейчас бомбой ноги выдрало у Петрова поручика?..

Слайд 10

Валерий Яковлевич Брюсов Умeршим мир! Пусть спят в покое В немой и черной тишине. Над нами солнце золотое, Пред нами волны - все в огне. Умершим мир! Их память свято В глубинах сердца сохраним. Но дали манят, как когда-то, В свой лиловато-нежный дым. !

Слайд 11

« Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего » .



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа  № 3 г.  Волжского Волгоградской обл.

(МКОУ СОШ №3)

 

Внеклассное мероприятие

для   обучающихся   5-9   классов

«Первая мировая война в жизни и творчестве  поэтов      Серебряного века.»

                     

                                                          Учитель: Изюмникова Г. Н.

Цель: познакомить учеников с историей 1-й мировой войны  и отражением военных событий в творчестве поэтов Серебряного века.

Задачи:

Образовательные:

- расширить  знания  обучающихся  о событиях Первой мировой войны;

-пробудить у учащихся познавательный интерес к русской истории и литературе .

Развивающие:

-развивать коммуникационные умения;

-развивать творческие способности учащихся;

-формировать умение работать с различными источниками информации.

Воспитательные:

-формировать гражданскую позицию у школьников, чувство патриотизма.

Оборудование:

  1. Экран,  мультимедийный проектор, ПК;
  2. Фонограмма песни «Царь своих детей сзывает», стихи поэтов Серебряного века.

Мероприятие сопровождается презентацией.

Ход мероприятия:

Слайд №2.

Звучит песня времен 1-й мировой войны «Царь своих детей сзывает
на кровавый бранный пир…»  

Учитель:

-Ребята, я думаю, что все вы поняли, каким событиям посвящена эта песня.

Вступительное  слово учителя:

Слайз №3.

Мировая империалистическая война 1914–1918 годов была самой кровопролитной и жестокой из всех войн, которые мир знал до 1914 года. Никогда еще противоборствующие стороны не выставляли таких огромных армий для взаимного уничтожения. В этом конфликте участвовало 38 государств. Общая численность армий доходила до 70 млн. человек. Все достижения боевой техники, современной химии были направлены на истребление людей. Убивали всюду на земле, на воздухе, на воде и под водой. Ядовитые газы, разрывные пули, автоматические пулеметы, снаряды тяжелых орудий, огнеметы – все было направлено на уничтожение человеческой жизни.

можно с уверенностью утверждать, что спровоцировали этот конфликт серьезные экономические противоречия сложившихся в начала века союзов мировых держав.

Но главную роль в развязывании войны сыграла, конечно же, Германия. Решив начать войну, Германия использовала в качестве предлога убийство в г. Сараево 25 июня 1914 г. наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца-Фердинанда и его жены. Теракт совершил член сербской националистической организации Г.Принцип. Между Австрией и Сербией разгорелся международный конфликт, в котором Россия стала поддерживать Сербию, а Германия приняла сторону Австро-Венгрии. 19 августа 1914 г. Германия объявила войну России, как ответный шаг на начавшуюся мобилизацию российских войск.

Слайд №4.

Так началась первая мировая война.

Петроградское небо мутилось дождем,
На войну уходил эшелон.
Без конца - взвод за взводом и штык за штыком
Наполнял за вагоном вагон.

В этом поезде тысячью жизней цвели
Боль разлуки, тревоги любви,
Сила, юность, надежда... В закатной дали
Были дымные тучи в крови.

И, садясь, запевали Варяга одни,
А другие - не в лад - Ермака,
И кричали ура, и шутили они,
И тихонько крестилась рука.(А.Блок)


В этом году 1 августа Россия впервые официально почтит память солдат и офицеров, погибших в Первой Мировой войне, Великой войне, как её тогда называли, и до сих пор называют в Европе. Русские поэты и писатели принимали непосредственное участие в боях, награждены боевыми наградами. Мы медленно восстанавливаем свою историческую память. Первая мировая война все еще остается в России без героев, без их имен, без памятников воинам, павшим в мировой войне.

Исторических источников, документальных, а тем более вещественных, периода Первой мировой войны сохранилось крайне мало. В редчайших случаях в домашних и семейных архивах остались фотографии родственников — участников войны 1914–1918 гг., тем более в офицерской форме, награды, Георгиевские кресты. Это были бы явные улики. Чтобы выжить в годы гражданской войны и репрессий, уничтожалось все: письма с фронта, фотографии, газеты, журналы, книги, любые косвенные свидетельства. Многие представители известных дворянских фамилий вынуждены были их сменить, скрывая свое не рабочее происхождение. И самое драматичное — люди замолчали, глубоко запрятав в себя прошлое, унося в вечность свою память

.
Особую ценность имеют произведения, вышедшие из-под пера писателей-фронтовиков, хроникеров, по свежим следам фиксировавших живые картины Первой мировой. . Сегодня мы поговорим о некоторых из них и вспомним их стихи   …

Слайд №5.

 

1 ученик

                                                                  Знал он муки голода и жажды,
                                                                 Сон тревожный, бесконечный путь,
                                                                 Но Святой Георгий тронул дважды
                                                                 Пулею не тронутую грудь.

                                                                                                  Николай Гумилёв («Память»)

Один из них — ярчайший представитель поэзии Серебряного века Николай Степанович Гумилёв.

У него был «белый билет». Еще в 1907 г. Гумилёв был освобожден от воинской повинности из-за болезни глаз. Он добивается зачисления на военную службу и разрешения стрелять с левого плеча. Он выбирает кавалерию. За отдельную плату, частным образом, обучился владению шашкой и пикой.Поэт добровольцем уходит на фронт.

24 августа 1914 г. Гумилёв был зачислен в 1-й эскадрон лейб-гвардии Ее Величества государыни императрицы Александры Федоровны уланского полка и 28 сентября, получив боевого коня, отправился на передовую, к границе с Восточной Пруссией.

                                                                                                                                    Та страна, что могла быть раем,
                                                                                                                                   Стала логовищем огня,
                                                                                                                                   Мы четвертый день наступаем,
                                                                                                                                   Мы не ели четыре дня.
                                                                                                                                   И залитые кровью недели
                                                                                                                                   Ослепительны и легки,
                                                                                                                                   Надо мною рвутся шрапнели,
                                                                                                                                   Птиц быстрей взлетают клинки.
2-й ученик


Поэт, романтик, «рыцарь счастья» верил, что не погибнет. К своему участию в войне Гумилёв отнесся очень серьезно. Он подготовил себя к сражениям. Он был отличный стрелок. Он был отважен. Уже в декабре 1914 г. улан Гумилёв был награжден Георгиевским крестом 4-й степени, а в январе 1915 г. произведен в младшие унтер-офицеры.
Николай Гумилёв ведет подробнейший дневник военных дней. Корреспонденция Гумилёва с фронта печаталась весь 1915 год в петербургской газете «Биржевые ведомости» под названием «Записки кавалериста». 17 октября 1914 г. Гумилёв принял «боевое крещение».

В марте 1915 г. стояли сильные морозы Гумилёва привезли в Петроград с воспалением легких. В лазарете он пролежал два месяца. По состоянию здоровья Гумилёв был признан негодным к военной службе, но, как и в начале войны, ему удалось переубедить врачей, и в мае он снова на фронте. Летом 1915 г. Гумилёв награжден вторым Георгиевским крестом 3-й степени за спасение пулемета под огнем противника.  

3 ученик

28 марта 1916 г. Гумилёв получил первый офицерский чин прапорщика с переводом в 5-й Александрийский гусарский полк.. 6 мая Гумилёв заболел и был эвакуирован в Петроград. С обнаруженным процессом в легких его поместили в лазарет Большого дворца в Царском Селе, где старшей медицинской сестрой работала императрица Александра Федоровна, шеф тех полков, в которых служил Гумилёв. В госпиталях Царского Села с начала войны медсестрами работали дочери императора Николая II великие княжны Ольга и Татьяна, помогали им и младшие дочери Мария и Анастасия . 25 июля 1916г. Гумилёв снова выехал на театр военных действий

4 ученик

Завершилась служба Гумилёва в 5-м Гусарском полку неожиданно. Полк был переформирован, а прапорщик Гумилёв направлен в Окуловку Новгородской губернии для закупки сена частям дивизии; там застала его Февральская революция и отречение императора Николая II от престола. Гумилёв разочарован. Себя считает неудачником, прапорщиком разваливающейся армии. В апреле 1917 г. из штаба полка пришло сообщение о награждении прапорщика Гумилёва орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом, но поэт не успел его получить. Он добился командировки на Салоникский фронт, и 17 мая Анна Ахматова проводила мужа на крейсер. Но поскольку Россия была выведена из войны неслыханно позорным Брестским миром, Гумилёв в апреле 1918 г.  он возвратился домой.

В конце августа 1921 г. Петроградская губчека расстреляла русского воина, талантливого поэта Николая Степановича Гумилёва. Убили его за участие в мировой войне, за любовь и преданность России. Могила его неизвестна.

5 ученик

Слайд №6.

А теперь поговорим об авторе стихотворения, прозвучавшего ранее,  Александре Блоке. Первая мировая война коснулась и его творчества, вошла в его судьбу. Уже в августе он провожает на фронт в качестве сестры милосердия свою жену. 26 июля 1916 г. он сам призван к штабной службе на белорусский фронт  и зачислен табельщиком инженерно-строительной бригады, находящейся в Пинских болотах, в прифронтовой полосе. «Бестолочь дружины» продолжалась для него около семи месяцев. «Я озверел, полдня с лошадью по полям и болотам разъезжаю, почти неумытый; потом — выпиваем самовары чаю, ругаем начальство, дремлем или засыпаем, строчим в конторе, иногда на завалинке сидим и смотрим на свиней и гусей» (матери, 4 сентября 1916 года). . Откликом на войну становятся стихотворения Блока 1914 – 1916 гг., которые войдут в цикл «Родина», включая одно из знаковых блоковских стихотворений «Коршун» (1916). 

5-й ученик.

Коршун

Чертя за кругом плавный круг,
Над сонным лугом коршун кружит
И смотрит на пустынный луг. -
В избушке мать над сыном тужит:
«На’ хлеба, на’, на’ грудь, соси,
Расти, покорствуй, крест неси».

Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты всё та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней. -
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?

 6 ученик

Слайд №7.

 В 1916 году Есенин был призван на службу, которую проходил в Царском Селе. Он служил санитаром в Царскосельском военно-санитарном поезде.

О своих стихах, посвящённых Первой мировой войне, Есенин писал: «...я, при всей своей любви к рязанским полям и к своим соотечественникам, всегда резко относился к империалистической войне и к воинствующему патриотизму. Этот патриотизм мне органически совершенно чужд. У меня даже были неприятности из-за того, что я не пишу патриотических стихов на тему “гром победы, раздавайся”, но поэт может писать только о том, с чем он органически связан».

Откликом на Первую мировую войну стали историческая поэма «Марфа Посадница», стихотворения «Молитва матери», «Богатырский посвист», «Узоры» и др.

На краю деревни старая избушка,
Там перед иконой молится старушка.

Молится старушка, сына поминает,
Сын в краю далёком родину спасает.

Молится старушка, утирает слезы,
А в глазах усталых расцветают грёзы.

Видит она поле, это поле боя,
Сына видит в поле — павшего героя.
                     Молитва матери, <1914>

8 ученик

Слайд №8.

 Саша Черный (псевдоним Александра Михайловича Гликберга) был участником Первой мировой войны , которой посвятил стихотворный цикл «Война»;  служил в 5-й армии рядовым при полевом лазарете и работал как прозаик.

На фронт

За раскрытым пролетом дверей
Проплывают квадраты полей.
Перелески кружатся и веют одеждой зеленой
И бегут телеграфные нити грядой монотонной...
Мягкий ветер в вагон луговую прохладу принес.
Отчего так сурова холодная песня колес?

Словно серые птицы, вдоль нар
Никнут спины замолкнувших пар, -
Люди смотрят туда, где сливается небо с землею,
И на лицах колеблются тени угрюмою мглою.
Ребятишки кричат и гурьбою бегут под откос.
Отчего так тревожна и жалобна песня колес?

Небо кротко и ясно, как мать.
Стыдно бледные губы кусать!
Надо выковать новое крепкое сердце из стали
И забыть те глаза, что последний вагон провожали.
Теплый ворот шинели шуршит у щеки и волос, -
Отчего так нежна колыбельная песня колес?

1914, август

9-й ученик

Слайд №9.

В. Маяковский тоже стремился попасть на фронт, но из-за политической неблагонадежности его не взяли. И все же Первая мировая война и на его творчество оказала сильное влияние.

Стихотворение "Вам!" посвящено тем, кто во время Первой мировой войны много рассуждал о судьбах Отечества, но при этом не отказывал себе ни в каких удовольствиях:

Вам, проживающим за оргией оргию,

имеющим ванную и теплый клозет!

Как вам не стыдно о представленных к Георгию

вычитывать из столбцов газет?

      Знаете ли вы, бездарные, многие,

думающие нажраться лучше как,-

может быть, сейчас бомбой ноги

выдрало у Петрова поручика?..

Слайд №10

Валерий Брюсов в годы первой мировой войны   находится на фронте в качестве корреспондента от одной из самых распространённых газет «Русские ведомости» , пишет патриотические стихи, но скоро возвращается с фронта, поняв всю бессмысленность этой войны для России.

Учитель:

-Ребята!   К сожалению, война, в которой мы побеждали, закончилась позором и унизительным миром. После октября 1917 года большевики пришли к власти. В марте 1918 они заключили с Германией «Брестский мир», отдали западные земли России и прекратили участие в войне. Россия потеряла больше всех: более 6 млн убитых, раненных, искалеченных. Главные промышленные районы были разрушены.

Можно бесконечно  говорить об участниках той Великой войны, но наш сегодняшний разговор я решила закончить именно этим стихотворением Брюсова. УМЕРШИМ МИР!

Умeршим мир! Пусть спят в покое

В немой и черной тишине.

Над нами солнце золотое,

Пред нами волны - все в огне.

Умершим мир! Их память свято

В глубинах сердца сохраним.

Но дали манят, как когда-то,

В свой лиловато-нежный дым.

Умершим мир! Они сгорели,

Им поцелуй спалил уста.

Так пусть и нас к такой же цели

Ведет безумная мечта!

Умершим мир! Но да не встанет

Пред нами горестная тень!

Что было, да не отуманит

Теперь воспламененный день!

Умершим мир! Но мы, мы дышим,

Пока по жилам бьется кровь,

Мы все призывы жизни слышим

И твой священный зов, Любовь!

Умершим мир! И нас не минет

Последний, беспощадный час,

Но здесь, пока наш взгляд не стынет,

Глаза пусть ищут милых глаз!

1914

Слайд №11.

«Умершим мир! Их память свято в глубинах сердца сохраним,»-пишет поэт .И мне

 бы хотелось, чтобы в ваших сердцах всегда было место состраданию, милосердию, чтобы вы всегда помнили историю нашей Родины и людей, делавших историю. Великий российский учёный Михаил Ломоносов в своем научном труде об истории славян сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Так давайте и мы с вами не будем Иванами, не помнящими своего родства.

Использованные источники:

 Поэт и воин Первой мировой войны Н. С. Гумилёв. Л. М. Сорина;

Поэты Серебряного  века – участники Первой мировой войны Проект Дмитрия Борисова (г. Тольятти, Россия), Михаила Ягелло (г. Лодзь, Польша). При поддержке редакции Международного альманаха «Литературная губерния» (г. Самара, Россия);

ПОЭТЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА shanson.org/forum/showthread.php..;

Первая мировая война в творчестве С.А. Есенина lit-helper.ru/p_Pervaya_mirovaya...копия;

Биография Брюсова :: Litra.RU :: Лучшие биографииlitra.ru/biography/get/wrid...копия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Зарубежные писатели-участники Первой Мировой войны" к внеклассному мероприятию по литературе.

Материал представлен в виде презентации по литературе. Он посвящен 100 - летней годовщине со дня начала Первой Мировой войны, которую наша страна будет отмечать 1 августа 2014 года. Данную презентацию...

Кроссворд "Отражение Первой мировой войны в поэзии Серебряного века"

Данный кросворд составлен по страницам биографии и творчества тех поэтов Серебряного века, которые так или иначе связаны с Первой мировой войной. Можно использовать на заключительном занятии по поэзии...

Внеклассное мероприятие "Первая мировая война"

Внеклассное мероприятие  «Первая мировая война: великая и забытая»,посвящённое 100-летию первой мировой войны, подготовлено для обучающихся 7-9-х  классов. Проводится в форме литературно-муз...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ « ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА» К 100- летию начала первой мировой войны

Сценарий внеклассного МЕРОПРИЯТИЯ « Первая мировая война»К 100- летию начала первой мировой войны...

Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия «Первая мировая война глазами её участников»

Данный классный час представляет собой интегрированное занятие, рассчитанное на учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля. В ходе проведения мероприятия встречаются задание и учебный материал...