Презентация к уроку литературы в 8 классе "С. А. Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта"
презентация к уроку по литературе (8 класс) по теме
Презентация сопровождает слово учителя о С. Есенине. В неё включены стихи С. Есенина , в которых проявляется любовь поэта к своей родине, родной природе. Слово о Есенине учитель подготовит, исходя из своих представлений о творчестве поэта, об особенностях его художественного мира. А презентация поможет перейти к поэме на историческую тему "Пугачёв"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sergey_aleksandrovich_esenin_1895_-_1925.pptx | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Какой чистый и русский поэт» М. Горький
Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 в селе Константиново, Рязанской губернии Сергей Александрович Есенин
Родители поэта «Родился я с песнями в травном одеяле, Зори меня вешние в радугу свивали.» Родители Сергея Есенина – Александр Никитич и Татьяна Федоровна
Родительский дом
Начало творческого пути В 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые были опубликованы стихотворения Есенина. В 1915 году Есенин приехал из Москвы в Петроград, читал свои стихотворения А. А. Блоку, С. М. Городецкому и другим поэтам.
Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит берёза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. ( 1913 ) Первое опубликованное стихотворение Есенина – «Берёза».
Есенин пришёл в поэзию как глубоко лирический поэт, т.е. передающий прежде всего свои чувства, переживания читателю.
Первые строки – о Родине В его первых стихах выражены любовь ко всему живому, к жизни, к родине. Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины– основное в моём творчестве. С.Есенин
Центральный образ всей поэзии С. Есенина – образ Руси Этот образ не однажды встречается в стихах поэта. Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть… Я не скоро, не скоро вернусь! Долге петь и звенеть пурге. Стережёт голубую Русь Старый клён на одной ноге. Вопросы: - Какой он видит Русь? -Что означает голубой цвет в этом стихотворении?
И везде она разная – есенинская Русь. Гой ты, Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края – Только синь сосёт глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонко чахнут тополя. Пахнет яблоком и мёдом По церквам твой кроткий Спас И гудит за корогодом На лугах весёлый пляс. Побегу по мятой стёжке На приволь зелёных лех Мне навстречу, как серёжки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
О РУСЬ, МАЛИНОВОЕ ПОЛЕ И СИНЬ, УПАВШАЯ В РЕКУ, ЛЮБЛЮ ДО РАДОСТИ И БОЛИ ТВОЮ ОЗЁРНУЮ ТОСКУ. ХОЛОДНОЙ СКОРБИ НЕ ИЗМЕРИТЬ, ТЫ НА ТУМАННОМ БЕРЕГУ. НО НЕ ЛЮБИТЬ ТЕБЯ, НЕ ВЕРИТЬ – Я НАУЧИТЬСЯ НЕ МОГУ. («ЗАПЕЛИ ТЁСАНЫЕ ДОРОГИ…» 1916 г.) Вопрос: - Что общего в этих стихотворениях?
Край ты мой заброшенный, Край ты мой пустырь, Сенокос некошеный, Лес да монастырь. Избы забоченились , А и всех-то пять. Крыши их запенились В заревую гать. Под соломой-ризою Выструги стропил, Край ты мой заброшенный Ветер плесень сизую Солнцем окропил. В окна бьют без промаха Вороны крылом, Как метель, черёмуха Машет рукавом. Уж не сказ ли в прутнике Жисть твоя и быль, Что под вечер путнику Нашептал ковыль? Вопрос: Какие чувства вызывают эти строки?
Изображая природу, Есенин поэтизирует её, т. е. находит такие слова, выражения, образы, картины для её изображения, которые заставляют откликнуться на эту красоту душу читателя, заставляют увидеть в обычном необычное, романтическое .
Вот уж вечер. Роса Блестит на крапиве. Я стою у дороги, Прислонившись к иве. От луны свет большой Прямо на нашу крышу. Где-то песнь соловья Вдалеке я слышу. Хорошо и тепло, Как зимой у печки. И берёзы стоят, Как большие свечки… («Вот уж вечер. Роса…» 1910 г.)
Берёза – любимый образ поэта Зелёная причёска, Девическая грудь. О тонкая берёзка, Что загляделась в пруд? Что шепчет тебе ветер? О чём звенит песок? Иль хочешь в косы – ветви Ты лунный гребешок? Открой, открой мне тайну Твоих древесных дум, Я полюбил - печальный Твой предосенний шум. («Зелёная причёска…» 1918г.)
Какие изобразительные средства использует Есенин в этом стихотворении? Вот оно глупое счастье С белыми окнами в сад! По пруду лебедем красным Плавает тихий закат…. Где-то за садом несмело, Там, где калина цветёт, Нежная девушка в белом Нежную песню поёт. Стелется синею рясой С поля ночной холодок… Глупое милое счастье, Свежая розовость щёк!
Весенний вечер . Тихо струится река серебристая В царстве вечернем зелёной весны. Солнце садится за горы лесистые. Рог золотой выплывает луны. Запад подёрнулся лентою розовой, Пахарь вернулся в избушку с полей, И за дорогою в чаще берёзовой Песню любви затянул соловей. Слушает ласково песни глубокие С запада розовой лентой заря. С нежностью смотрит на звёзды далёкие И улыбается небу земля. Вопрос: В чём особенность этого стихотворения?
Никто лучше Есенина не умел нарисовать такой объёмный и многоцветный образ родины. В этом мы видим не только проявление величайшего таланта, но и выражение чувств простого человека, влюблённого в свою землю. Но люблю тебя, родина кроткая! А за что – разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу.
Есенин прожил короткую жизнь 28 декабря 1925 г. Сергей Есенин - покончил с собой в Ленинграде.
Похоронен Есенин в Москве на Ваганьковском кладбище. Как национальное достояние оберегает народ все, что связано с жизнью и творчеством поэта. В любое время года бесконечным потоком идут к Есенину люди. Память о поэте.
Поэма «Пугачёв» Особенный интерес С. Есенина вызывало историческое прошлое России. В поэме«Пугачёв» поэт решился осветить один из наиболее сложных этапов развития отечественной истории, хотел максимально правдиво рассказать о том времени. Все необходимые исторические сведения он собирал, исследовал не один год. Непосредственно к работе над поэмой поэт приступает в 1921-м году, а в 1922-м она уже была опубликована отдельной книгой.
Поэма «Пугачёв» Отрывок Работа по учебнику.
Домашнее задание Читать выразительно отрывок из поэмы С. Есенина «Пугачёв» Вопрос 1 после текста - письменно Знать материал урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы на тему "Сергей Есенин и Айседора Дункан"
В презентации помещен материал о непростых отношениях двух известных людей: поэта Сергея Есенина и танцовщицы Айседоры Дункан....
Разработка уроков литературы в 10 классе с мультимедийным приложением."Страницы жизни и творчества Н.Г.Чернышевского.Роман "Что делать?""
Краткий обзор жизни и творчества Н.Г.Чернышевского.Разбор романа "Что делать?"...
Презентация к уроку ИЗО в 7 классе по теме "Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов "Последний день Помпеи"
Данный материал представляет собой презентацию к уроку ИЗО в 7 классе по теме "Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов "Последний день Помпеи"...
Урок литературы в 9 классе по теме "Любовь в жизни и творчестве Н. А. Некрасова"
Знакомство с любовной лирикой Н. А. Некрасова, о его взаимоотношениях с А. Я. Панаевой. Формирование умения анализировать, делать выводы по прочитанным стихотворениям....
Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга». Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта.
Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга». Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта....
Конспект урока литературы в 8 классе «Нравственные проблемы рассказа Тэффи «Жизнь и воротник»
Решаемая учебная проблема:Можно ли считать, что сатирическая направленность произведений является в творчестве Тэффи ведущей? Согласны ли вы, что в рассказе «Жизнь и воротник» есть духовно...