М. Ю. Лермонтов «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве поэта.
учебно-методический материал по литературе (8 класс)
Познакомить учащихся с одним из основных этапов жизненного и творческого пути поэта (кавказский период).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_8_klass.doc | 57 КБ |
mihail_yurevich_lermontov.ppt | 1.38 МБ |
literaturn3.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель Рачинская Т.В.
МАОУ СОШ №43
Урок литературы. 8 А класс.
Тема. М. Ю. Лермонтов.
«Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве поэта.
Цели:
1. Познакомить учащихся с одним из основных этапов жизненного и творческого пути поэта (кавказский период).
2. Учить прослеживать взаимосвязи между жизнью и творчеством писателя.
3. Развивать творческое восприятие художественного произведения.
Уметь: создавать миниатюру, эссе на основе художественных произведений.
Приёмы:
беседа, мозговой штурм «свободное плавание», эссе, ключевые слова.
Оборудование:
ИКТ (презентация: портрет поэта, репродукции картин с видами Кавказа, задания), магнитофон с записями песен на стихи М. Ю. Лермонтова.
Словарная работа:
ассоциации, ритм, рифма, рефрен, ритмическая проза, амфибрахий, престол.
Описание урока.
1. Стадия вызова.
Звучит музыка.
А) - Что вы вспоминаете, когда звучит слово Лермонтов?
Запишите ассоциации, которые у вас возникли, в первую колонку листа.
Б) - Какие ассоциации возникли в вашем воображении, услышав слово Кавказ?
Запишите в правую колонку.
( Читаем записанные слова).
В) - Напишите эссе на основе записанных слов.
(Читаем записанные тексты).
Г) – Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Д) – Называю тему урока. --- Определите целеполагание урока.
2. Стадия содержания.
А) Работа со статьёй Ираклия Андроникова «Певец родины и свободы». (С. 172 учебника)
- Каким был Лермонтов?
Дополните левую колонку, ключевыми словами, словосочетаниями.
(разным и непохожим
исповедовался в своей поэзии
историю веков, все лучшее, накопленное русской и европейской культурой,…
усваивал с первого дня пребывания в лицее
взыскательность, строгость по отношению к себе удивительны…)
Б) Чтение записанных тезисов
В) Рассмотрение репродукций с видами Кавказа
Дополните правую колонку.
Г) Создайте текст.
Д) Отдельным этапом в жизни и творчестве Лермонтова стали встречи с Кавказом.
Кавказ для него – это символ вольной, неукротимой, самобытной природы: это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов; вольнолюбивых людей, еще не испорченных цивилизацией; это земля, таинственным образом связанная с судьбой поэта
Образ Кавказа появляется в произведениях писателя разных лет. Он видел Кавказ глазами путешественника, художника, поэта, воина.
Е) Литературно – музыкальная композиция
«Кавказ в судьбе Лермонтова»
(готовимся заранее)
-Какие новые грани личности М. Ю. Лермонтова раскрылись для вас в данном биографическом материале?
Дополните запись
3. Стадия размышления.
А) Мозговой штурм в форме « свободного плавания»: обсуждение полученной информации в русле темы. Ребята делятся друг с другом зафиксированной информацией. Дополняют по необходимости, уточняют. 2. Озвучивание выборочное.
4. Чтение стихотворения «Кавказ» учителем.
- Опираясь на литературоведческий комментарий (учебник, с. 175), выделите биографическую основу стихотворения.
-Нежный лиризм чувств и воспоминаний героя переплетается в данном стихотворении с величественной торжественностью песнопения благодаря использованию церковно – славянских, книжных слов и форм.
Найдите эти слова и объясните их значение.
(«глас» – голос, « воспомня» – вспоминая, « летах» – годах, «отторгнуть» – отделить, отнять насильственным путём).
- С чем сравнивает Лермонтов Кавказ?
(Со « сладкой песней отчизны».)
-Подберите к слову сладкий синонимы, объясняющие его значение в данной строке.
(сладкий - сладкозвучный, приятный, отрадный, благозвучный, мелодичный, гармоничный, стройный.)
М. Ю. Лермонтов любил вечер. Как вы думаете, почему вечер, упоминаемый в стихотворении, поэт назвал «розовым»?
Какая картина встаёт перед глазами благодаря такому эпитету?
(Величественные горы Кавказа в лучах заходящего солнца.)
- Определите размер в данном тексте.
(1 – 4строчки – четырехстопный амфибрахий, 5 – двустопный амфибрахий)
- Какого эффекта добивается поэт чередованием коротких и длинных строк?
(Эффекта неровного дыхания как следствия волнения)
- Какую композиционную роль выполняет в стихотворении строчка «Люблю я Кавказ»?
(создает рефрен, связывающий различные лирические темы главной, единой мыслью.)
5. Чтение задания учебника, стр. 175учебника
Выразительное чтение миниатюры «Синие горы Кавказа».
- Как вы представляете картину в миниатюре?
(От неба до земли)
вверху внизу
хребты темноты
небо пещеры
облака громовые тучи на холме – одинокое дерево
снега виноградник
льдины утесов речка
восходящее солнце неизвестный путь над пропастью
нежданный выстрел
-Верх и низ два полюса.
Каково отношение поэта к этим пространственным полюсам?
В чем оно выражается?
-Определите по толковому словарю значение слова престол (1.трон;
2.Высокий стол, стоящий посередине церковного алтаря, за которым совершается богослужение)
Престолы природы – метафора, подчеркивающая царскую сущность и божественную мощь природы в восприятии М. Ю. Лермонтова.
- Докажите, опираясь на текст миниатюры, что поэт воспринимает горы Кавказа небожителями, но вполне доступными земному существу
(«…все мечтаю о вас да о небе», «вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали»)
Домашнее задание.
1. Написать эссе. Темы: «Как сладкую песню люблю я Кавказ»,
«Я счастлив с вами, ущелия гор»,
«На вершинах Кавказа творцу помолился»…
2. Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Кавказ».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лермонтов Кавказ
Лермонтов Кавказ
Михаил Юрьевич Лермонтов «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве поэта
Целеполагание урока: углубить знания об одном из основных этапов жизненного и творческого пути М. Ю. Лермонтова; учиться прослеживать взаимосвязи между жизнью и творчеством писателя; развивать творческое восприятие художественного текста; уметь создавать миниатюру, эссе на основе художественных произведений.
Домашнее задание 1. Написать эссе. Темы: «Как сладкую песню люблю я Кавказ». «Я счастлив с вами, ущелия гор». «На вершинах Кавказа творцу помолился» . 2. Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Кавказ».
Эссе – прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно
«Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова Лермонтов разным и непохожим исповедовался в своей поэзии историю веков, все лучшее, накопленное русской и европейской культурой… усваивал с первого дня пребывания в лицее взыскательность, строгость по отношению к себе Кавказ
Репродукции картин М. Ю. Лермонтова с видами Кавказа
Кавказ для Лермонтова – символ вольной, неукротимой, самобытной природы: это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов; вольнолюбивых людей, еще не испорченных цивилизацией; это земля, таинственным образом связанная с судьбой поэта. Образ Кавказа появляется в произведениях писателя разных лет Он видел Кавказ глазами путешественника, художника, поэта, воина.
«Синие горы Кавказа» Картина от неба до земли (верх и низ - два полюса) Вверху хребты небо облака громовые тучи снега льдины утесов восходящее солнце Внизу темноты пещеры на холме - одинокое дерево виноградник речку неизвестный путь над пропастью нежданный выстрел
Престол: 1) то же, что трон; 2) высокий стол, стоящий посреди церковного алтаря, за которым совершается богослужение
Сладкий сладкозвучный приятный отрадный благозвучный мелодичный гармоничный стройный
Предварительный просмотр:
Литературно – музыкальная композиция « Кавказ в судьбе Лермонтова».
!. Романс на стихи Лермонтова «Горные вершины».
2. Чтец 1.
Тебе Кавказ, суровый царь земли,
Я посвящаю снова стих небрежный…
Еще ребенком робкими шагами
Взбирался я а на гордые скалы,
Увитые туманными чалмами,
Как головы поклонников Аллы.
Там ветер машет вольными крылами,
Там ночевать слетаются орлы;
Я гости к ним летал мечтой послушной
И сердцем был товарищ их воздушный.
3. Чтец 2.
О первой встрече с Кавказом Лермонтов расскажет сам.
«Кто мне поверит, что я узнал уже любовь, имея десять лет от роду?
Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушки, кузины.
К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я ее видел там. Я не помню, хороша была она или нет.
Но ее образ и теперь хранится в голове моей; он мне любезен, сам не знаю почему.
Один раз, я помню, я вбежал в комнату; она была тут и играла с кузиною в куклы; мое сердце затрепетало, ноги подкосились. Я тогда ни об чем еще не имел понятия, тем не менее это была страсть, сильная, хотя ребяческая: это была истинная любовь: с тех пор я еще не любил так. О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум! И так рано!.. Надо мной смеялись и дразнили, ибо примечали волнение в лице: я плакал потихоньку без причины, желал ее видеть; а когда она приходила, я не хотел или стыдился войти в комнату. … Белокурые волосы, голубые глаза, быстрые; непринужденность – нет, с тех пор я ничего подобного не видал, или это мне кажется, потому что я никогда так не любил, как в тот раз. Горы Кавказские для меня священны…
И так рано! В 10 лет! О, эта загадка, этот потерянный рай до могилы буду терзать мой ум!.. иногда мне странно, и я готов смеяться над этой страстию! Но чаще – плакать».
4. Чтец 3.
С тех пор прошло тяжелых много лет,
И вновь меня меж скал своих ты встретил.
Как некогда ребенку, твой привет
Изгнаннику был радостен и светел,
Он пролил в грудь мою забвенье бед
И дружески на дружный зов ответил.
5. Чтец 4.
Ссылка на Кавказ под пули горцев последовала за запрещенное цензурой стихотворение «Смерть поэта». Шел 1837 год. Несмотря на трагизм происходящего, поэт радовался новой встрече с Кавказскими горами – «престолами природы».
6. Чтец 1.
М. Ю. Лермонтов. Из письма.
« Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подножия Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бештау синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, -а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная нить снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом… Весело жить в такой земле! Какое – то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления?..»
7. Чтец 2.
Однако благие пятигорские впечатления вскоре заслонили картины войны…
« Валерик»
(отрывок).
…Что нужды? Здешние полки
Народ испытанный… «В штыки,
Дружнее!» - раздалось за нами.
Кровь загорелася в груди!
Все офицеры впереди…
Верхом помчался на завалы
Кто не успел спрыгнуть с коня…
«Ура!» - и смолкло. «Вон кинжалы,
В приклады!» - пошла резня.
И два часа в струях потока
Бой длился. Резались жестоко,
Как звери, молча, с грудью грудь,
Ручей телами запрудили.
Хотел воды я зачерпнуть…
(И зной и битвы утомили
Меня), но мутная волна
Была тепла, была красна.
8. Чтец 3.
Из донесения командованию:
«В делах 29 сентября и 3 октября Лермонтов обратил на себя особенное внимание отрядного начальства расторопностью, верностью взгляда и пылким мужеством, почему и поручена ему была команда охотников 10 октября; когда раненый юнкер Дорохов был вынесен из фронта, я поручил его начальству команду, из охотников состоящую. Невозможно было сделать выбора удачнее: всюду поручик Лермонтов, везде первым подвергался выстрелам хищников и во всех делах оказывал самоотвержение и распорядительность выше всякой похвалы. 12 октября на фуражировке за Шали, пользуясь плоскостью местоположения, бросился с горстью людей на превосходящего числом неприятеля и неоднократно отбивал его нападения на цель наших стрелков и поражал неоднократно собственною рукою хищников. 15 октября он с командой первый прошел шалинский лес, обращая на себя все усилия хищников, покушавшихся препятствовать нашему движению, и занял позицию в расстоянии ружейного выстрела от пушки. При переправе через Аргун он действовал отлично против хищников и, оставив в руках наших два тела. Ракович».
9. Чтец 4.
Судьба хранила М. Ю. Лермонтова от нелепой пули. Бабушке же удалось тем временем выхлопотать для него отпуск. Но вскоре за первой ссылкой последовала вторая.
В последний раз покидая петербургский свет, Лермонтов, кажется, был уверен: любимые горы не подведут, помогут забыться, пусть не излечат, но притупят душевную боль. Но именно Кавказским горам суждено было стать безмолвным свидетелем трагедии.
Вспоминает А. И. Васильчиков, секундант М. Ю. Лермонтова.
«Когда мы выехали на гору Машук и выбрали место по тропинке, … темная, громовая туча поднималась из – за соседней горы Бештау.
Мы отмерили с Глебовым тридцать шагов; последний барьер поставили на десяти и, разведя противников на крайние дистанции, положили им сходиться каждому на десять шагов по команде «марш». Зарядили пистолеты. Глебов подал один Мартынову, я другой Лермонтову и скомандовали: «Сходитесь!» Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлянта. В эту минуту, и в последний раз, я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте…
Черная туча, медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась страшной грозой, и перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу».
10. Романс на стихи М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова
Цель урока: изучить «кавказские» страницы биографии М.Ю. Лермонтова, познакомить с его произведениями о Кавказе; показать многогранность натуры поэта...
М.Ю.Лермонтов. "Синие горы Кавказа" в жизни и творчестве поэта
Разработка урока по теме "М.Ю.Лермонтов. "Синие горы Кавказа" в жизни и творчестве поэта" включает в себя материал по биографии, воспоминания современников, идейно-тематический анализ стихов, выявлени...
Интегрированный проект "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова"
Данный проект способствует формированию целостного представления о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова, для этого учащиеся изучают историю Кавказской войны, анализируют произведения поэта, посвящ...
Литературно-музыкальная композиция "Синие горы Кавказа, приветствую вас!" (Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова)
Кавказ, который Лермонтов чаще всего посещал не по своей воле, был воспет поэтом и в поэзии, и в прозе. Край величественных пейзажей, гордых и отважных людей, место гибели великого поэта......
План-конспект урока литературы в 8 классе Тема: «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова»Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри».
План-конспект урока литературы в 8 классеТема: «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова»Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри». Кавказ для М.Ю. Лермонтова – символ вольной, неукротимой...
"Синие горы Кавказа в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова" урок литературы в 8классе
Литературно-музыкальная композиция "Кавказ в судьбе М.Ю.Лермонтова". На уроке звучат стихи поэта,романсы "Горные вершины","Выхожу один я на дорогу",дополнительные сведения из жизни поэта на Кавказе....
Конспект урока литературы в 7 классе «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» и презентация «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова».
Предложенная работа содержит презентацию «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова» (картины, акварели и рисунки самого поэта помогут ответить на вопросы: Чем привлекал Лермонтова Кавказ...