Деловая игра по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Деловая игра состоит из отдельных этапов, туров, участвуя в которых, игроки должны продемонстрировать знание биографических сведений писателя и содержания произведения.
Класс предварительно делится на две группы, каждая команда получает задание:
-подготовить презентацию по творчеству писателя,
-инсценировку эпизода из рассказа,
- составить цитатный пересказ текста.
-«познакомиться» с обитателями тайги и таежных рек
За каждый ответ выставляются баллы в оценочные листы. Игру проводит учитель. ( Материал рассчитан на 2 урока).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_po_rasskazu.docx | 26.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра
по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро» в 5 классе
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №11»
Зотова Елена Анатольевна
( Деловая игра состоит из отдельных этапов, туров, участвуя в которых, игроки должны продемонстрировать знание биографических сведений писателя и содержания произведения.)
Класс предварительно делится на две группы, каждая команда получает задание:
-подготовить презентацию по творчеству писателя,
-инсценировку эпизода из рассказа,
- составить цитатный пересказ текста.
-«познакомиться» с обитателями тайги и таежных рек
В жюри приглашаются учащиеся и учителя. За каждый ответ выставляются баллы в оценочные листы. Игру проводит учитель. ( Материал рассчитан на 2 урока).
Тема:
Рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро» - энциклопедия жизни в тайге.
Черты характера главного героя. Автобиографическая основа рассказа.
Цель:
развитие навыков самостоятельной работы с текстом;
усвоение содержания произведения путем выполнения предварительных заданий;
обучение анализу произведения;
народные традиции – ориентиры в жизни.
Оборудование: портрет писателя, презентации учащихся, конверты с заданиями (картинки с изображением птиц, рыб, зверей), предметы (рюкзак, сумка, мешок, фотоаппарат, телефон, коробка спичек, зажигалка, свеча, фонарь, нож, вилка, лопата, куртка, шляпа, сапоги, зонтик, веревка, соль, хлеб, ружье, топор и т.д.)
Задания командам (даются предварительно):
- подготовить презентации «Жизнь и творчество В.П. Астафьева»
-прочитать произведение
-составить композиционный план рассказа
-иллюстрации к рассказу
Эпиграф:
С памятью – к памяти.
1.Тур 1. Презентации учащихся «Жизнь и творчество В.П. Астафьева»
2.Работа с классом. «Васюткино озеро» – автобиографическое произведение. История создания рассказа.
-Какое произведение называется автобиографическим?
- Чем отличается автобиографическое произведение от других?
- Как создавался рассказ?
3.Тур 2. Краткий пересказ содержания произведения (по одному участнику из команды)
4.Тур 3. Портрет главного героя
( Работа с текстом: выбрать из текста предложения, словосочетания для составления портрета и характеристики героя. Сделайте выводы. Работу могут выполнять команда или 2-3 учащихся из команды ).
- Бранился Васютка для солидности.
- Похожий на коренастого, маленького мужичка.
- Сдвинул густые брови.
- -А ну подходи, не то садану картечью!
- От радости Васютка очумел.
- Маленьким – маленьким почувствовал себя Васютка
- И он стал припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников.
- Склонность к пространным рассуждениям, как у всякого таежника, появилась и у Васютки.
- Осталось две спички, кончались и Васюткины силы. Хотелось лечь и не двигаться…
- Мальчик брел, почти падая от усталости…
- Вцепившись в кепку зубами, навзрыд расплакался
- -Тьфу, нечистая сила. Привязалась как банный лист. А, к лешакам все! (и т. д.)
5.Беседа:
- Что помогло Васютке спастись? (Знания о жизни тайги, умение рассуждать и искать выход из положения)
- Какими знаниями владел Васютка? (Умел определить стороны света, найти в лесу реку, выбрать направление выхода из леса)
- Откуда берет он эти знания? (Из рассказов взрослых, учителей, из книг, из своего опыта)
6.Тур 4. Место действия - тайга.
( задание для всей команды)
Создайте текст, используя предложения, в который дается описание тайги.
Тайга…Тайга … Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она кажется огромным темным море. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко – далеко, все ближе прижимаясь к вершинам леса... Лес в тайге стоит неподвижно тихий в своей унылой задумчивости, такой же редкий, полуголый, сплошь хвойный. Лишь кое-где виднеются хилые березки с редкими желтыми листьями… Лесные тропинки узенькие, иные зарастают со временем…тропинки …
7. Тур 5. Законы тайги. Приметы, советы бывалых людей.
- О каких законах тайги вы узнали из рассказа?
- Идешь в лес – бери еду и спички!
- Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдет немного, еще топором тюкнет, потом еще. За этим человеком пойдут другие люди.
- Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!
- …всякая таёжная дорога начинается с затесей.
- Ты от затесей далеко не отходи — сгинешь.
- …чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнёздышка.
- кедровка — птица полезная: она разносит по тайге семена кедра.
- Почти голая сторона у ели — значит, в ту сторону север, а где ветвей больше — юг.
- Перво-наперво надо развести огонь.
- Поужинав, Васютка сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей.
- … лиственный лec обычно тянется по берегам реки
- Болота чаще всего бывают у берегов озёр.
- … трава растет обычно вблизи больших водоёмов
- …пока хватит терпения, не трогать хлеб, а питаться орехами, мясом, чем придётся.
- С огоньком всегда веселее, а в одиночестве — тем более.
- …поглядел на озеро, на кровянистое небо и с тревогой проговорил:
- - Ветер завтра будет. А вдруг ещё с дождём?
- "Погасла звёздочка — значит, жизнь чья-то оборвалась"
- …если озеро проточное и из него вытекает речка, она в конце концов приведёт его к Енисею.
- Вызвездило — к холоду!
- Раз ветра не было, а утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное!
- Мальчик знал эти фокусы тайги: гудок всегда откликается на ближнем водоёме.
8.Тур 6. Животный и растительный мир тайги
Командам предлагается список животных, птиц, рыб, растений (или картинки с изображением животных, птиц, рыб, растений).
-Какие животные, птицы водятся в тайге?
-Какие рыбы водятся в таежных реках и озерах?
-Какие растения характерны для тайги?
животные | птицы | рыбы | растения |
медведь рысь волк лиса заяц лев тигр зубр олень косуля сайгак жираф обезьяна слон пантера леопард лось соболь куница белка песцы | ворона кедровка воробей утка гусь сорока попугай синица ястреб коршун сойка орел тетерев глухарь куропатка ласточка чайка гагара лебедь фламинго цапля аист снегирь кулик желна гагара пичужка | акула кит карась окунь сиг сельдь карп жерех семга омуль вобла плотва ерш лещ кита налим щука пескарь стерлядь осетр таймень пелядь чир сорога | ель пихта кедр сосна береза липа дуб ольха рябина калина черемуха тополь тальник смородина тутовник яблоня вишня вяз камыш ракита хлебное дерево пальма фикус ива осина крапива лиственница |
9.Тур 7. Таежная кухня.
Рецепт приготовления птицы в тайге.
-Расскажите, чем питался мальчик в тайге.
- Какие рецепты вы можете предложить?
10.Тур 8. Отправляемся в тайгу
Командам предлагается набор предметов:
рюкзак, сумка, мешок, фотоаппарат, телефон, коробка спичек, зажигалка, свеча, фонарь, нож, вилка, лопата, куртка, шляпа, сапоги, зонтик, веревка, соль, хлеб, ружье, топор и т.д.
- Вы отправляетесь в лес. Что вы возьмете с собой и почему? Обоснуйте свой выбор.
(Участие принимает вся команда, один участник из команды обосновывает выбор предметов).
11.Выводы:
-Можно ли назвать произведение «Васюткино озеро» энциклопедией таежной жизни и почему?
-Что понравилось вам в Васютке? Чему бы вы хотели у него научиться?
12. Тур 9.Композиция рассказа
Экспозиция:
1.Рассуждения об озерах и их названиях.
2.Неудачные дни бригады Шадрина.
Завязка.
Поход Васютки в тайгу.
Развитие действий.
1.Потеря затесей.
2.Страх и отчаяние героя.
3.Действия по спасению.
4. Выход к реке.
Кульминация.
Появление бота и возвращение домой.
Развязка.
1. Васютка дома.
2. Путь к озеру и его освоение.
Эпилог.
Пятнышко на карте – «Васюткино оз.»
13. Тур 10 «Защита» иллюстраций к рассказу.
Итоги
-
Приложение
Оценочный лист
1 команда | 2 команда |
Тур 1. Презентации учащихся «Жизнь и творчество В.П. Астафьева» | Тур 1. Презентации учащихся «Жизнь и творчество В.П. Астафьева» |
оценка | |
Тур 2. Краткий пересказ содержания произведения (по одному участнику из команды) | Тур 2. Краткий пересказ содержания произведения (по одному участнику из команды) |
оценка | оценка |
Тур 3. Портрет главного героя | Тур 3. Портрет главного героя |
оценка | оценка |
Тур 4. Место действия - тайга. | Тур 4. Место действия - тайга. |
оценка | оценка |
Тур 5. Законы тайги. Приметы, советы бывалых людей. | Тур 5. Законы тайги. Приметы, советы бывалых людей. |
оценка | оценка |
Тур 6. Животный и растительный мир тайги | Тур 6. Животный и растительный мир тайги |
оценка | оценка |
Тур 7. Таежная кухня. | Тур 7. Таежная кухня. |
оценка | оценка |
Тур 8. Отправляемся в тайгу | Тур 8. Отправляемся в тайгу |
оценка | оценка |
Тур 9.Композиция рассказа | Тур 9. Композиция рассказа |
оценка | оценка |
Тур 10. «Защита» иллюстраций к рассказу. | Тур 10. «Защита» иллюстраций к рассказу. |
оценка | оценка |
итоги | итоги |
Мнение жюри | Мнение жюри |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра " Озеро жизни" . ( проводится перед изучением темы " Гидросфера"
Подготовка к игре. В классе формируется 5 групп: 1) бизнесмены ; 2) представители жителей побережий озер; 3) активисты международных экологических организаций ; 4) журналисты ; 5) ученые - эксперты...
Деловые игры. Конспект урока:"Жизнь на Унылом озере".
Данная разработка относится к урокам, деловым играм. В ней помещены краткая аннотация уроков деловых игр, самоанализ таких уроков. Данный урок имеет экологическую направленность, относится к урокам пр...
Деловая игра – зачет по теме: « Действия над десятичными дробями» 5 класс Деловая игра – зачет по теме: « Действия над десятичными дробями» 5 класс
Деловая игра – зачет....
Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Всякая дорога начинается с затесей" (по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро")
Данный урок является заключительным в цикле уроков по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро". На уроке предполагается учебное исследование текста; театрализация помогает активизировать ...
Конспект урока по теме: Сопоставление миниатюры А.И. Солженицына "Озеро Сегден" и фрагмента рассказа Ф. Искандера "Святое озеро"
Общекультурные подходы в оценке природной красоты в произведениях Солженицына и Искандера....
"Путешествие по Васюткиным тропинкам" (урок-игра по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"
План-конспект урока литературы в 5 классе по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро" (ФГОС). Урок обобщения, систематизации изученного материала, проводится в форме игры-состязания между двумя команд...
Деловая игра для учащихся 7 – 9 классов. "Деловая игра научит правилам труда"
Знакомство с непосредственной профессиональной деятельностью помощника воспитателя (няни) в детском саду (погружение в трудовую деятельность) в новой форме работы с обучающимися «Дело...