Конспект урока по теме: Сопоставление миниатюры А.И. Солженицына "Озеро Сегден" и фрагмента рассказа Ф. Искандера "Святое озеро"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Общекультурные подходы в оценке природной красоты в произведениях Солженицына и Искандера.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мамонова В.Н.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия № 13»
г. Ульяновска
Общекультурная компетенция как фактор развития поликультурной личности учащихся на примере урока литературы в 8 классе.
«Сопоставление миниатюры А.И. Солженицына «Озеро Сегден» и фрагмента рассказа Ф. Искандера «Святое озеро».
Цели урока:
Образовательные :
- Способствовать осознанию носителями русского языка духовных и культурных ценностей заложенных в языке, обобщить и расширить представление о таком типе речи, как повествование;
- Дать возможность учащимся совершенствовать свои речевые умения.
Развивающие :
- Развивать умение формулировать основную мысль текста;
- Учить выражать свое отношение к прочитанному;
- Развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать;
- Развивать у учащихся творческие и познавательные способности.
Воспитательные :
- Формировать поликультурную компетентность; воспитывать чувство нравственности;
Коммуникативные :
- умение выявлять проблемы, обозначенные автором в тексте на основе анализа языковых и изобразительно- выразительных средств;
- умение понимать и формулировать глубинные культурные и исторические смыслы текстов разных стилей;
- умение строить собственное высказывание в письменной и устной форме, отражающее мыслительную операцию сопоставления;
- умение использовать речевые формулы, соответствующие мыслительным операциям выявления сходства и различия текстов, близких тематически, но принадлежащих разным авторам.
Вид урока : комбинированный.
Тип : урок – сопоставительный анализ.
Ход урока
- Организационный момент. Вступительное слово учителя.
" Здравствуйте, ребята! Сегодня наши собеседники – известные писатели Ф. Искандер и А.И. Солженицын (демонстрируются портреты писателей).
На этом уроке мы продолжим знакомство с замечательными авторами текстов «Озеро Сегден» и «Святое озеро».
Готовясь к уроку, вы прочитали эти миниатюры. Сегодня наше занятие посвящено сопоставительному анализу этих миниатюр , принадлежащих к разным культурам. А. И . Солженицын является представителем русской культуры, а Ф. Искандер - абхазской.
Итак, ребята, перед вами план работы ( на столе у ребят лежат листочки с планом, который может выглядеть следующим образом:
Сравните темы обоих текстов.
Сопоставьте композицию и тип речи обоих текстов.
Сравните языковые и изобразительно-выразительные средства, которые используют авторы.
Назовите тип речи и стили, к которым относятся тексты.
Определите, как связаны языковые и образные средства и проблемы, на которые выходят авторы.
Сделайте вывод о том, как авторы с помощью различных образных и языковых средств в текстах различного стиля поднимают одну и ту же проблему). Ребята, какие мыслительные операции предполагает сопоставление? (нахождение сходства и различий). Как мы будем работать по данному плану, используя эту особенность сопоставления? (находить сходства и различия, отражённые в текстах, по каждому пункту плана).
Итак, обратимся к таблице, которую нам предстоит заполнить.
2.Работа с таблицей.
Задание : заполняя соответствующие графы таблицы, сопоставьте оба текста по всем параметрам. Что еще можно было отразить в данной таблице?
Текст А.И. Солженицына | Текст Ф. Искандера | |
Заголовок | «Озеро Сегден» | «Святое озеро» |
Композиция | Две части, отражающие описание озера и запретов, касающихся его. Отдельным абзацем выделена кульминация: Вот тут бы и поселиться навсегда… Тут душа, как воздух дрожащий, между водой и небом струились бы, и текли бы чистые глубокие мысли. | Части, соответствующие композиции повествования: вступление, завязка, развитие действий, кульминация, развязка и заключение. Кульминацией рассказа является фраза: «Хорошо бы остаться здесь на всю жизнь», - спокойно и неожиданно подумал я. |
Тип речи | Повествование | Повествование |
Стиль текста | Художественный | Художественный |
Ключевые слова | Озеро, как волшебный замок, круглое, как циркулем вырезанное. Замкнутая вода. Замкнутый лес. В сосновой чаще постовые с турчками и пистолетами. Вот тут бы и поселиться навсегда… Тут душа,… чистые глубокие мысли. Нельзя. Лютый князь, злодей косоглазый, захватил озеро. Озеро пустынное. Милое озеро. Родина… | Святое озеро. Озеро само могло постоять за себя. Святая сила, сванский бог. Чудо. Первозданная голубизна, огромный сгусток кристаллического воздуха, вправленный в землю. Хаос борьбы за высоту, за небо. Смирившиеся камни… прислушивались к чему-то тихому, вечному. Запах древности и молодости. Тело мое наполнялось теплотой и спокойствием, ак зреющий плод. |
Проблемы | Красоту, которая в человеческом мире беззащитна, но является сакральной, необходимо охранять, поэтому она в сознании человечества становится святой. Но когда ценностные ориентиры предков теряются, эта красота попадает в плен злодею. Судьба озера является воплощением судьбы Родины | Красоту, которая в человеческом мире беззащитна, но является сакральной, необходимо охранять, поэтому она в сознании человечества становится святой. Беззащитность красоты, браконьерство красоты |
Языковые изобразительно- выразительные средства | Параллель реальных образов со сказочными. | Использование образов, более свойственным горным народам: святая сила, сванский бог. Противопоставление буйной силы гор и тихой воды. |
3.Совместные выводы учителя и учащихся.
Учитель: Ребята, найдите сходства этих миниатюр.
(Оба автора поднимают проблему красоты, которая в человеческом мире беззащитна, но является сакральной, которую необходимо охранять , поэтому она в сознании человечества становиться святой. В обоих произведениях таким сакральным местом является красивейшее озеро, к которому очень трудно добраться. Герой каждого произведения в какой-то момент неожиданно для себя решает, что именно здесь хорошо бы остаться на всю жизнь. Именно это решение оказывается признаком сакральности озера.)
Учитель: А в чём вы видите различие?
(Ф. Искандер формулирует общую для обоих текстов проблему беззащитности красоты в мире людей, браконьерского отношения к ней людей.
А.И. Солженицын, тоже обозначая эту проблему, отражает культурно – исторические реалии нашей Родины – России, в которой отказ от ценностей, формировавшихся в сознании тысяч поколений предков, привел к тому, что ценности, чрезвычайно важные для культуры, попали во власть «злодея косоглазого». Архетипические образы, адресация к которым происходит на протяжении всей миниатюры, обнаруживают необходимость народного героя, чистого душой, чтобы быть способным к освобождению Родины.)
Итак, ребята, давайте обобщим ваши мысли. Да, поднимая близкие по глубине проблемы, авторы, принадлежащие к разным культурам , используют образы различных культур : А. И. Солженицын проводит параллель с образами русских народных волшебных сказок , Ф. Искандер использует образ легенд горного народа сванов - святой силы, сванского бога. Читая эти произведения, мы вместе с авторами заново открываем мир , в котором живём, переживаем историю своей страны, болеем не только за свою родину, но и за родину своих друзей.
3. Домашнее задание
Выскажите своё отношение к проблеме святости и беззащитности красоты. Докажите принадлежность данных текстов к художественному стилю.
Рефлексии:
4.Итоги урока
Сегодня на уроке вы очень хорошо поработали. Молодцы! Большое спасибо, Мне хотелось , чтобы каждый оценил свою активность и работу на уроке и поставил себе оценку. Раздаю ученикам размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами его рисуют, изображая те эмоции, что свойственны им сейчас. Они могут дополнить изображение деталями(воздушными шарами или букетом в руке, или же тяжёлой сумкой), что будет дополнять общее впечатление. Понравился ли мне урок? Доволен ли я своей работой?
Литература:
1. Искандер, Ф. Сборник "Время счастливых находок"[Текст] - М. Советский писатель, 1973.
2. Янушевский, В. Н. Диалог с текстом: изучение литературы в школе на основе синтеза информационного и деятельностного подходов[Текст] - Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2003.
3. Левушкина, О.Н. Текст и культура. Материалы к урокам русского языка и занятиям элективных курсов.[Текст]:методическое пособие для учителей/ О. Н. Левушкина.- М.: ГАОУ ВПО МИОО, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Сопоставление тематики эпических произведений"
Основная цель данного урока -помочь выпускникам в подготовке к ЕГЭ по литературе при выполнении задания С2. Главное обратить внимание выпускников н...
конспект урока по теме "Сопоставление тематики эпических произведений"
Основная цель данного урока -помочь выпускникам в подготовке к ЕГЭ по литературе при выполнении задания С2. Главное обратить внимание выпускников н...
конспект урока по теме «Шотландия — страна замков и озер» с применением технологии проблемного обучения
конспект урока по теме «Шотландия — страна замков и озер» с применением технологии проблемного обучения...
конспект урока по литературе "Сопоставление Притчи "Гибель Самсона" и басни Пинаева А.К. "Лиса и Ёж".
конспект урока по литературе в аспекте требований ФГОС ОО "Сопоставление Притчи "Гибель Самсона" и басни Пинаева А.К. "Лиса и Ёж" (региональный компонент на уроке литературы для 6-8 кл.)...
Конспект урока на тему "Озера и болота".
Урок составлен на основе изучения предыдущего материала. При изучении нового материала преподаватель опирается на межпредметные связи (география, литература, изобразительное искуство)....
Конспект урока по теме "Озера. Вода в земных кладовых"
Формирование понятий о природных источниках воды – озерах и ледниках , представлении о свойствах воды в озерах и ледниках....
конспект урока по теме " подготовка к изложению по миниатюре В.П. Астафьева "Родные берёзы"
Урок развитя речи в 5 классе направлен на формирование умения излагать материал, умения определять и раскрывать тему и главную мысль текста повествовательного характера. Сопровождается през...