Конспект урока по теме: Сопоставление миниатюры А.И. Солженицына "Озеро Сегден" и фрагмента рассказа Ф. Искандера "Святое озеро"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Мамонова Вера Николаевна

Общекультурные подходы в оценке природной красоты в произведениях Солженицына и Искандера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мамонова В.Н.,

учитель русского языка и литературы

                                                                 МБОУ «Гимназия № 13»                            

   г. Ульяновска

Общекультурная компетенция как фактор развития поликультурной личности учащихся на примере урока литературы в 8 классе.

 «Сопоставление миниатюры А.И. Солженицына «Озеро Сегден» и фрагмента рассказа Ф. Искандера «Святое озеро».

Цели урока:

Образовательные :

- Способствовать осознанию носителями русского языка духовных и культурных ценностей заложенных в языке, обобщить и расширить представление о таком типе речи, как повествование; 

- Дать возможность учащимся совершенствовать свои речевые умения.

Развивающие :

- Развивать умение формулировать основную мысль текста;

- Учить выражать свое отношение к прочитанному;

- Развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать;

- Развивать у учащихся творческие и познавательные способности.

Воспитательные :

- Формировать поликультурную компетентность; воспитывать чувство нравственности;

Коммуникативные :

- умение выявлять проблемы, обозначенные автором в тексте на основе анализа языковых и изобразительно- выразительных средств;

- умение понимать и формулировать глубинные культурные и исторические смыслы текстов разных стилей;

- умение строить собственное высказывание в письменной и устной форме, отражающее мыслительную операцию сопоставления;

- умение использовать речевые формулы, соответствующие мыслительным операциям выявления сходства и различия текстов, близких тематически, но принадлежащих разным авторам.

Вид урока : комбинированный.

Тип : урок – сопоставительный анализ.

Ход урока

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

        " Здравствуйте, ребята! Сегодня наши собеседники – известные писатели Ф. Искандер и А.И. Солженицын (демонстрируются портреты писателей).

        На этом уроке мы продолжим знакомство с замечательными авторами текстов «Озеро Сегден» и «Святое озеро».

        Готовясь к уроку, вы прочитали эти миниатюры. Сегодня наше занятие посвящено сопоставительному анализу этих миниатюр , принадлежащих к разным культурам. А. И . Солженицын является представителем русской культуры, а Ф. Искандер - абхазской.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

        Итак, ребята, перед вами план работы ( на столе у ребят лежат    листочки с планом, который может выглядеть следующим образом:

Сравните темы обоих текстов.

Сопоставьте композицию и тип речи обоих текстов.

Сравните языковые и изобразительно-выразительные средства, которые используют авторы.

Назовите тип речи и стили, к которым относятся тексты.

Определите, как связаны языковые и образные средства и проблемы, на которые выходят авторы.

Сделайте вывод о том, как авторы с помощью различных образных и языковых средств в текстах различного стиля поднимают одну и ту же проблему).                                                                                                                                                   Ребята, какие мыслительные операции предполагает сопоставление?      (нахождение сходства и различий).                                                                           Как мы будем работать по данному плану, используя эту особенность сопоставления?                                                                                                     (находить сходства и различия, отражённые в текстах, по каждому пункту плана).

     Итак, обратимся к таблице, которую нам предстоит заполнить.

2.Работа с таблицей.

        Задание : заполняя соответствующие графы таблицы, сопоставьте оба текста по всем параметрам. Что еще можно было отразить в данной таблице?

Текст А.И. Солженицына

Текст Ф. Искандера

Заголовок

«Озеро Сегден»

«Святое озеро»

Композиция

Две части, отражающие описание озера и запретов, касающихся его. Отдельным абзацем выделена кульминация:

Вот тут бы и поселиться навсегда… Тут душа, как воздух дрожащий, между водой и небом струились бы, и текли бы чистые глубокие мысли.

Части, соответствующие композиции повествования: вступление, завязка, развитие действий, кульминация, развязка и заключение. Кульминацией рассказа является фраза:

«Хорошо бы остаться здесь на всю жизнь», - спокойно и неожиданно подумал я.

Тип речи

Повествование

Повествование

Стиль текста

Художественный

Художественный

Ключевые слова

Озеро, как волшебный замок, круглое, как циркулем вырезанное. Замкнутая вода. Замкнутый лес. В сосновой чаще постовые с турчками и пистолетами. Вот тут бы и поселиться навсегда… Тут душа,… чистые глубокие мысли. Нельзя. Лютый князь, злодей косоглазый, захватил озеро. Озеро пустынное. Милое озеро. Родина…

Святое озеро. Озеро само могло постоять за себя. Святая сила, сванский бог. Чудо. Первозданная голубизна, огромный сгусток кристаллического воздуха, вправленный в землю. Хаос борьбы за высоту, за небо. Смирившиеся камни… прислушивались к чему-то тихому, вечному. Запах древности и молодости. Тело мое наполнялось теплотой и спокойствием, ак зреющий плод.

Проблемы

Красоту, которая в человеческом мире беззащитна, но является сакральной, необходимо охранять, поэтому она в сознании человечества становится святой. Но когда ценностные ориентиры предков теряются, эта красота попадает в плен злодею. Судьба озера является воплощением судьбы Родины

Красоту, которая в человеческом мире беззащитна, но является сакральной, необходимо охранять, поэтому она в сознании человечества становится святой. Беззащитность красоты, браконьерство красоты

Языковые изобразительно- выразительные средства

Параллель реальных образов со сказочными.

Использование образов, более свойственным горным народам: святая сила, сванский бог. Противопоставление буйной силы гор и тихой воды.

3.Совместные выводы учителя и учащихся.

        Учитель: Ребята, найдите сходства этих миниатюр.

(Оба автора поднимают проблему красоты, которая в человеческом мире беззащитна, но является сакральной, которую необходимо охранять        , поэтому она в сознании человечества становиться святой. В обоих произведениях таким сакральным местом является красивейшее озеро, к которому очень трудно добраться. Герой каждого произведения в какой-то момент неожиданно для себя решает, что именно здесь хорошо бы остаться на всю жизнь. Именно это решение оказывается признаком сакральности озера.)

        Учитель: А в чём вы видите различие?

        (Ф. Искандер формулирует общую для обоих текстов проблему беззащитности красоты в мире людей, браконьерского отношения к ней людей.

        А.И. Солженицын, тоже обозначая эту проблему, отражает культурно – исторические реалии нашей Родины – России, в которой отказ от ценностей, формировавшихся в сознании тысяч поколений предков, привел к тому, что ценности, чрезвычайно важные для культуры, попали во власть «злодея косоглазого». Архетипические образы, адресация к которым происходит на протяжении всей миниатюры, обнаруживают необходимость народного героя, чистого душой, чтобы быть способным к освобождению Родины.)

          Итак, ребята, давайте обобщим ваши мысли. Да, поднимая близкие по глубине проблемы, авторы, принадлежащие к разным культурам , используют образы различных культур : А. И. Солженицын проводит параллель с образами русских народных волшебных сказок , Ф. Искандер использует образ легенд горного народа сванов - святой силы, сванского бога. Читая эти произведения, мы вместе с авторами заново открываем мир , в котором живём, переживаем историю своей страны, болеем не только за свою родину, но и за родину своих друзей.

        3.   Домашнее задание

        Выскажите своё отношение к проблеме святости и беззащитности красоты. Докажите принадлежность данных текстов к художественному стилю.

Рефлексии:

          4.Итоги урока

        Сегодня на уроке вы очень хорошо поработали. Молодцы! Большое спасибо, Мне хотелось , чтобы каждый оценил свою активность и работу на уроке и поставил себе оценку. Раздаю ученикам размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами его рисуют, изображая те эмоции, что свойственны им сейчас. Они могут дополнить изображение деталями(воздушными шарами или букетом в руке, или же тяжёлой сумкой), что будет дополнять общее впечатление. Понравился ли мне урок? Доволен ли я своей работой?

Литература:

1.  Искандер, Ф. Сборник "Время счастливых находок"[Текст] - М. Советский писатель, 1973.

2. Янушевский, В. Н. Диалог с текстом: изучение литературы в школе на основе синтеза информационного и деятельностного подходов[Текст] - Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2003.

3. Левушкина, О.Н. Текст и культура. Материалы к урокам русского языка и занятиям элективных курсов.[Текст]:методическое пособие для учителей/ О. Н. Левушкина.- М.: ГАОУ ВПО МИОО, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Сопоставление тематики эпических произведений"

       Основная  цель   данного  урока -помочь выпускникам в подготовке к ЕГЭ по литературе при выполнении задания С2. Главное обратить внимание выпускников н...

конспект урока по теме "Сопоставление тематики эпических произведений"

       Основная  цель   данного  урока -помочь выпускникам в подготовке к ЕГЭ по литературе при выполнении задания С2. Главное обратить внимание выпускников н...

конспект урока по теме «Шотландия — страна замков и озер» с применением технологии проблемного обучения

конспект урока по теме «Шотландия — страна замков и озер»  с применением технологии проблемного обучения...

конспект урока по литературе "Сопоставление Притчи "Гибель Самсона" и басни Пинаева А.К. "Лиса и Ёж".

конспект урока по литературе в аспекте требований ФГОС ОО "Сопоставление Притчи "Гибель Самсона" и басни Пинаева А.К. "Лиса и Ёж" (региональный компонент на уроке литературы для 6-8 кл.)...

Конспект урока на тему "Озера и болота".

Урок составлен на основе изучения предыдущего материала. При изучении нового материала преподаватель опирается на межпредметные связи (география, литература, изобразительное искуство)....

Конспект урока по теме "Озера. Вода в земных кладовых"

Формирование  понятий о природных источниках воды – озерах и ледниках , представлении о свойствах воды в озерах и ледниках....

конспект урока по теме " подготовка к изложению по миниатюре В.П. Астафьева "Родные берёзы"

Урок развитя речи в 5 классе направлен на формирование умения излагать материал, умения определять и раскрывать тему и главную мысль текста повествовательного характера.  Сопровождается през...