В мире сказок Х.К.Андерсена
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Тема урока: В мире сказок Х.К. Андерсена
Место урока в системе уроков: заключительный
Цели урока:
- закрепить и обобщить полученные знания учащихся по сказкам Х.К.Андерсена;
Задачи: - формирование интереса к изучению литературных произведений;
- формирование интереса к чтению сказок;
- развитие творческих способностей, речи, воображения;
- воспитание доброты, сопереживания, сострадания, уважения к личности Х.К. Андерсена.
Тип урока: комбинированный, повторительно-обобщающий.
Форма урока: викторина
Методы урока:словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый;
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная.
Возрастная категория: 5 класс
Вид урока: урок-викторина
УМК:
- Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2002
- Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» /О.А.Еремина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003
- раздаточный материал;
- технические средства обучения
Технология:
- вопросы репродуктивного характера;
- коллективная;
- игровая;
- компьютерные средства обучения.
Оборудование урока: портрет сказочника, выставка книг, рисунков учащихся, видеофильм, компьютер, презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_skazok_hansa_kristiana_andersena.doc | 70 КБ |
prezentaciya1.ppt | 80 КБ |
konkurs-razminka_po_skazkam.ppt | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе в 5-ом классе учителя Тимошенко Е.А.
ГБС (К) ОУ № 487 Выборгского района С-Пб
Дата урока: 20.03.2012 года
Тема урока: В мире сказок Х.К. Андерсена
Место урока в системе уроков: заключительный
Цели урока:
- закрепить и обобщить полученные знания учащихся по сказкам Х.К.Андерсена;
Задачи: - формирование интереса к изучению литературных произведений;
- формирование интереса к чтению сказок;
- развитие творческих способностей, речи, воображения;
- воспитание доброты, сопереживания, сострадания, уважения к личности Х.К. Андерсена.
Тип урока: комбинированный, повторительно-обобщающий.
Форма урока: викторина
Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый;
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная.
Возрастная категория: 5 класс
Вид урока: урок-викторина
УМК:
- Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2002
- Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» /О.А.Еремина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003
- раздаточный материал;
- технические средства обучения
Технология:
- вопросы репродуктивного характера;
- коллективная;
- игровая;
- компьютерные средства обучения.
Оборудование урока: портрет сказочника, выставка книг, рисунков учащихся, видеофильм, компьютер, презентация
Ход урока:
Открываю том его прекрасный
В поле, в доме, в школе и в лесу...
Сказок его радужные краски
Я сквозь жизнь, как праздник, пронесу!
(А. Трофимов)
I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Попробуйте отгадать, в гости, к какому автору мы сегодня пришли?
Родился в Дании, в Копенгагене. Сын прачки и сапожника. Учился на казённый счёт в гимназии, работал ткачом, служил в театре, стал знаменитостью, когда его хоронили, то за гробом шёл сам король и целая толпа блестящих принцесс и принцев. А теперь его называют великим сказочником. Кто это? (Ханс Кристиан Андерсен).
П. Повторение пройденного материала. Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков знакомились с творчеством замечательного великого сказочника Х.К. Андерсена. И сегодня нам предстоит вспомнить и закрепить полученные знания.
- Итак, о ком сегодня мы будем говорить на уроке? А что он писал?
- Что такое сказка? (Это жанр устного народного творчества, основанный на выдумке, фантазии);
- Чем отличается сказка народная от литературной?
- Какие сказки вы знаете и читали Х.К.Андерсена?
- Так, как же будет звучать тема нашего урока?
А перед тем, как мы начнём нашу викторину, проведём конкурс- разминку (презентация).
III. Викторина
Условия викторины:
За каждый правильный ответ учащиеся получают звездочку. В процессе викторины никто из участников не выбывает. Правильный ответ указываете поднятием соответствующей цифры по моей команде. В конце викторины подсчитывается количество звёзд. Тот, у кого больше звёздочек – победитель викторины.
1.В какой стране жил великий сказочник Г.Х. Андерсен?
- Швеция
- Германия
- Норвегия
- Италия
- Дания
- Франция
2. Из шести произведений одно не принадлежит перу Г.Х. Андерсена. Назовите его?
- «Оле - Лукойе»
- « Принцесса на горошине»
- «Гадкий утенок»
- «Снежная королева»
- «Дикие лебеди»
- «Золотой гусь» (Б. Гримм).
3. Из шести предложенных предметов пять взяли из сказки «Огниво». Определите лишний предмет?
1. Ранец
2.Сундук
3.Монеты
4Оловянный солдатик
5.Сабля
6.Кремень
3. Из какой сказки эта песенка? «Ах, мой милый Августин, все прошло, все!»
- « Русалочка»
- « Гадкий утенок»
- «Снежная королева»
- «Дикие лебеди»
- «Свинопас»
- «Оле – Лукойе»
4. Кто из героев Андерсена мог сказать о себе так: « Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала троллей, и я все стал видеть злым и безобразным».
- Кай
- Дюймовочка
- Герда
- Элиза
- Солдат
- Ида
Здоровьесберегающая пауза.
5. Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди»?
- Два
- Три
- Пять
- Одиннадцать
- Десять
- Семь
6. Какой мальчик должен был выложить слово «вечность». За это ему обещали подарить новые коньки и весь свет?
- Ганс
- Христиан
- Роберт
- Гюнтер
- Кай
- Виктор
7. Какой цветок подарил принц принцессе в сказке «Свинопас»?
- Тюльпан
- Гвоздика
- Пион
- Роза
- Ландыш
- Кактус
8. К какой сказке относится подборка слов?
1.Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, утро,
роза, ворона, олень, дружба. («Снежная королева».)
2.Трава, жаба, кольцо, крапива, терпение. («Дикие лебеди».)
9. Узнайте сказку по отрывку.
1) «Жил-был тролль, злющий-презлющий. Как-то раз он был в хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя…» («Снежная королева»)
2) Появилась девочка в чашечке цветка.
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
И маленькую ласточку от холода спасла. («Дюймовочка»)
3) «Одет он чудесно: на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого он цвета,- он отливает то голубым, то зеленым, то красным, смотря по тому, в какую сторону повернется. Под мышками у него по зонтику… («Оле-Лукойе»)
4) «Появился на птичьем дворе маленький птенец – утенок, и до того он был безобразный: с большой головой и длинной шеей, что птицы не приняли его в свою стаю…» («Гадкий утенок»)
IV. Итоги урока.
- Вы все сегодня были молодцы. Так хорошо работали.
- Скажите, о чем мы сегодня говорили на уроке? (о сказках)
- Кто автор этих сказок? (Х.К.Андерсен)
Скажите, понравился вам урок? А что вам понравилось? Проведем еще такой урок? А гостям понравился урок? Пригласим наших гостей в следующий раз, ребята?
Вывод: сказки Андерсена не только делают нас добрее и великодушнее. Они учат видеть прекрасное во всём: в капле дождя, в пении птиц, в цветах. Они учат нас мечтать. Они адресованы людям разных возрастов и хранят в себе мудрость народа.
V. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру по предложенным темам:
1. За что я люблю сказки Андерсена.
2. Роль сказки в моей жизни/
3.. Нужны ли нам сказки?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВОПРОС 1 Как звали смелую девочку из сказки «Снежная королева»?
Герда
ВОПРОС 2 Как называется сказка о храбром солдате?
ОГНИВО
ВОПРОС 3 В кого превратился утёнок?
ЛЕБЕДЬ
ВОПРОС 4 Какой предмет помог королеве выяснить, настоящая ли перед ней принцесса?
ГОРОШИНА
Вопрос 5 Как звали сестру одиннадцати принцев из сказки «Дикие лебеди»?
ЭЛИЗА
Вопрос 6 Какое имя дал принц эльфов Дюймовочке?
МАЙЯ
ВОПРОС 7 Кем на самом деле был человек, который пас свиней в сказке “Свинопас”?
ПРИНЦ
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Сравнительный анализ художественных образов (на примере сказок Г.Х. Андерсена "Русалочка" и А.Н. Толстого "Русалка") "
В статье дан пример сравнительного анализа персонажей сказок Г.Х. Андерсена «Русалочка» и А.Н.Толстого «Русалка» на уроке литературы в 6 классе....
"Удивительный мир сказок Г.Х.Андерсена"
ЦЕЛИ:Образовательные: 1. Вспомнить с детьми различных сказочных героев и сказки.2. Работать над чёткостью и правильностью прочитанного, максимальной выразительностью речи. Коррекционны...
Художественное своеобразие сказок Г.Х. Андерсена: теоретический аспект
Данная работа создана прежде всего в помощь учителю, раскрывающему для учеников удивительный мир и оригинальность сказок писателя....
Внеклассное мероприятие по литературе "В стране сказок Г.Х. Андерсена"
Интерактивная игра "В стране сказок Г.Х. Андерсена" построена по принципам игры "Крестики-нолики"...
Разработка урока-путешествия по литературе "В мире сказок и историй Х.К.Андерсена"
Урок-путешествие по творчеству сказочника Х.К.Андерсена...
Конспект урока литературы в 5 классе "В мире сказок Андерсена" с презентацией
Итоговый урок по теме "Сказки Х.К. Андерсена" с презентацией...