Статья "Сравнительный анализ художественных образов (на примере сказок Г.Х. Андерсена "Русалочка" и А.Н. Толстого "Русалка") "
статья по литературе (6 класс) по теме

Голубенкова Елизавета Сергеевна

В статье дан пример сравнительного анализа персонажей сказок Г.Х. Андерсена «Русалочка» и А.Н.Толстого «Русалка» на уроке литературы в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon golubenkova_statya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Голубенкова Е.С.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ

(на примере сказок Г.Х. Андерсена «Русалочка» и А.Н.Толстого «Русалка»)

Аннотация. В статье дан пример сравнительного анализа персонажей сказок Г.Х. Андерсена «Русалочка» и А.Н.Толстого «Русалка» на уроке литературы в 6 классе.

Ключевые слова: сравнительный анализ, художественные особенности, творческая деятельность.

Сведения об авторе: Голубенкова Елизавета Сергеевна, учитель русского языка и литературы первой категории МКОУ СОШ №2 г. Барабинска.

Арсенал школьных приёмов работы над литературным произведением разнообразен, почти  необозрим, так как каждое значительное художественное явление часто ведёт  к новому способу его постижения. [Д.С. Лихачов].

Учителю из всего многообразия приёмов анализа требуется выбрать способы рассмотрения текста, родственные художественной природе произведения и необходимые для тех учеников, работой которых он руководит. Необходимость выбора, сочетания реализации приёмов анализа текста для учителя - процесс творческий. И в этой творческой деятельности его никто не может заменить.

Сравнение произведений разных писателей или отдельных элементов художественных текстов проводится для подчёркивания общности нравственной коллизии, художественной ситуации, сходства героев произведения и их различия.

Проведём сравнительный анализ героинь сказок Толстого «Русалка» и «Русалочки» Андерсена. Выявим отношение к людям, отношение к любви, отношение к собственным желаниям, жизненные цели, итог отношений в сказках.

Начнём с определения образа в западной и славянской мифологии.

В западной мифологии русалка (mermaid) – дева с рыбьим хвостом вместо ног, живущая в море. В Западной Европе было распространено мнение, что морские девы не имели души и что они якобы хотят её обрести, но не могут найти в себе силы оставить море. Существует легенда, датируемая V веком, по которой русалка, желая обрести душу, ежедневно навещала монаха на маленьком острове возле Шотландии, который вместе с ней молился. Морская дева не смогла покинуть море и со слезами всё же навсегда ушла в море.

Русалка (навка, шутиха, купалка, водяница, лешачиха, лоскотуха) – в славянской мифологии и фольклоре существо, преимущественно женского пола, связанное с водоёмами, ржаными полями и лесом.

Слово русалка позднего происхождения, произошло от названия праздника поминовения предков – русалий (по латыни rosalia).

То есть образы по своему происхождению совершенно разные.

Скрытый смысл обеих сказок в полном объёме способен понять только взрослый человек. Всё-таки попробуем начать читать истории о русалках уже с шестиклассниками.

Сравним заглавия сказок. Говорят ли они об отношении авторов к героиням?

Конечно. Андерсен любит свою русалочку, она ему мила. Отношение Толстого к его русалке неясно: само слово «русалка» нейтрально, не несёт в себе оценки.

Рассмотрим художественные особенности произведений. У Андерсена множество красочных описаний: пейзажи, портреты, интерьеры сказка проникнута глубоким лиризмом. У А.Н.Толстого всё предельно просто, ясно.

Русалочка Андерсена — младшая дочь морского царя. “Странное дитя была эта Русалочка”, — скажет о ней автор. И это действительно так. Русалочка решила уйти к людям тогда, когда призналась самой себе: “Как я люблю его ! Больше, чем отца и мать!..” Но не только к принцу тянулась Русалочка, была у неё на земле и другая цель: “только бы мне быть с ним и обрести бессмертную душу”. То есть любовь к принцу и желание иметь бессмертную душу у Русалочки стоят рядом. Чтобы попасть к людям, Русалочка должна была сменить свой хвост на человеческие ноги — “будет так больно, как будто тебя пронзят острым мечом”. Ей придётся отказаться от родной среды, отцовского дома, от сестёр, лишиться возможности когда-нибудь снова стать русалкой. Ещё Русалочка должна была отдать ведьме свой “чудный голос” в качестве платы за помощь.  То есть Русалочка отдавала ведьме часть себя самой.

Жертвы Русалочки огромны, как физические (голос, ноги), так и психологические (отказывается от родной среды и от себя самой). Но истинная любовь всегда сопряжена с жертвами.

Сказать принцу о своей любви Русалочка не могла. Но принц нисколько в её любви не сомневался, потому что “глаза её говорили сердцу больше”. “Ты ведь так любишь меня”, — утверждал принц. Андерсен тоже убеждён в том, что настоящая любовь не нуждается в словах.

Русалка в сказке Толстого абсолютно обезличена: она не ищет любви, не мечтает обрести бессмертную душу. Героиня попадает в сети старика как добыча. Мужчина засунул ее в мешок и понес к себе домой, даже не подозревая, что это не рыба. Каково же было его удивление, когда  в мешке оказалась настоящая маленькая русалка! Старик заботливо уложил красавицу на печку и стал дожидаться, когда та проснется. Она же разрушает  жизнь деда: сначала он лишился имущества из-за капризов русалки, затем внука прогнал со двора, в конце концов, вынужден был убить своего единственного друга - старого кота. Время шло, русалка ежедневно требовала у мужчины новых украшений и одежды, которые он ей покорно приобретал. Влюбленный дед перестал видеть очевидные вещи, ведь девушка всего лишь манипулировала им в выгодных для себя целях. Любовь к мистическому существу была изначально разрушительной, ослепленный чувствами мужчина, не задумывался о том, чем может закончиться его влечение.

Любовь принца и русалочки оказалась также невозможна. Русалочка и принц принадлежали к разным мирам. Она — морю, он — земле. И жили разной жизнью. Она — духовной (вспомним её увлечения, интересы, устремления, особенно в сравнении с сёстрами). А принц жил в прямом и переносном смысле земной жизнью (мы встречаем его на корабле, празднующим день рождения, на прогулках, в заботах о женитьбе и других подобных делах).

Русалочка, несмотря на силу своей любви, ответной любви от принца не добилась и должна была, по предсказанию ведьмы, умереть.  Этого не случилось «Русалочка» — ещё и сказка о великой силе родственной (сестринской) любви — той, которая не щадит даже самоё себя ради родного человека. Чтобы спастись, Русалочка должна была вонзить нож в сердце принца. Его смерть — это её жизнь. Русалочка не смогла убить принца и выбросила нож в волны, “которые покраснели, точно окрасились кровью”. В конце своего земного пути она пожертвовала всей своей жизнью, и не осталось у неё никакой надежды. 

«Русалочка» — сказка о любви, но не в обычном значении этого слова. Она о любви как о смысле жизни, любви как дороге к Богу, любви, помогающей преодолевать безжалостность многих событий земной жизни.

 

Сказка же Толстого «Русалка»  раскрывает очарование зловещего порока, который подчиняет. В конечном итоге, старик лишился самого драгоценного, жизни - получив максимальную пользу , бесчувственная русалка жестоко убила его. Автор учит своего читателя осторожно относиться к своим любовным чувствам, ведь очень часто они приводят к разрушению личности и погибели.

Русалочка Андерсена- это самоотверженность, ради любви она способна на  жертвы, готова умереть за любимого человека. Русалка А.Н. Толстого - воплощённый эгоизм. Дед дал ей всё, что мог, и стал  ненужным.  Русалка укусила его за сердце – не сможет он её забыть даже и после смерти. Такие , как она, ни за что не упустят своей добычи, даже если та им уже не нужна, заставят принести себе жертвы, ничего не давая взамен, и , что самое странное и ужасное, всегда будут любимы, тогда как  на долю подобных Русалочке Андерсена выпадают обычно только страдания.

 

Библиографический список

  1. Андерсен Х.-К. Сказки и истории. Т. 1. Ленинград, “Художественная литература”, 1969.
  2. Брауде Л. Ю. Традиции Андерсена в сказочной литературе (к 100-летию со дня смерти). – В сборнике: Детская литература. Москва, “Детская литература”, 1975.
  3. Брауде Л. Ю. Ханс Кристиан Андерсен. Ленинград, “Просвещение”, 1978.
  4. Брауде Л. Ю. Сказочники Скандинавии. Ленинград. “Наука”, 1974.
  5. Важдаев В. Г. Х. Андерсен. Москва, “Детгиз”, 1957.
  6. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии: умершие неестественной смертью и русалки. Петербург, 1916.
  7. Мифологический словарь под ред. Е. М. Мелетинского. М., Советская энциклопедия, 1991.
  8. Муравьева И. И. Андерсен. Москва – Ленинград, “Молодая гвардия”, 1959.
  9. Погодин А. С. Классик датской литературы Г. Х. Андерсен. Москва, 1955.
  10. Сильман Т. Сказки Андерсена (предисловие к книге Х.-К. Андерсена “Сказки и истории”. Ленинград, “Художественная литература”, 1969.)

Дата добавления: 20.05.2001


Регистрационная карта

Фамилия, имя, отчество

Голубенкова Елизавета Сергеевна

Учёная степень, звание

Должность и место работы

Учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №2 г. Барабинска

Название статьи

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ

(на примере сказок Г.Х. Андерсена «Русалочка» и А.Н.Толстого «Русалка»)

Направление

Методика работы с текстом в школе и вузе.

Электронный адрес

goles07@mail.ru

Адрес с почтовым индексом

632334 г. Барабинск, ул. Островского д.2, кв.3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвопоэтический анализ художественного текста на уроках словесности на примере стихотворения Б.Л.Пастернака "Рождественская звезда"

Изучение родного языка во взаимосвязи с культурой народа – его носителя – ведущий принцип лингвокультурологической концепции обучения языку, предполагающей не только лингвистическую, языковую и коммун...

Герменевтический анализ художественного образа на уроках литературы

Герменевтика - отрасль философский знаний, которая успешно внедряется сегодня в образование.  Она утверждает, что смыслы можно открывать бесконечно, более того, смысл можно конструировать, реконс...

Образ-символ портрета в художественной литературе(на примере повести Н.В. Гоголя «Портрет» и романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»)

Данную разработку можно использовать на уроках литературы в 8 классе при изучении творчества Н.В. Гоголя....

ПЛАН-КОНСПЕКТ урока. Тема: Художественный образ багульника в литературе и изобразительном искусстве на примере рассказа Ю.Я. Яковлева « Багульник».

Интегрированный урок обобщения и систематизации знаний.(Литература/Изо).По программе Б.А.Ланина.6 класс....

Анализ по образу действующих лиц как один из типов анализа художественного произведения в школе

Доклад расскрывает тему Анализа по образам действующих лиц – как одиного из самых распространенных в школьной практике....

План-конспект урока по русскому языку в 11 классе на тему: «Анализ художественного текста как фактор развития речевой грамотности на примере произведений Иосифа Бродского»

Hабота с лирическими текстами русского и американского поэта, эссеиста, драматурга и  переводчика – Иосифа Бродского. Имя поэта Иосифа Бродского не было широко известно в России, пока он не...