Презентация "Моральные пророки. Памятник совести."посвящена Д.С.Лихачеву и его книге "Письма о добром" для 11 класса
презентация к уроку литературы (11 класс) по теме

Презентация, посвященная Д.С.Лихачеву и его книге "Письма о добром", была использована мною в рамках проведения Недели Добра для учащихся 11 класса. Ученики познакомились с жизнью и творчеством одного из величайших людей современности - гуманиста  Д.С.Лихачева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya1_-o_lihacheve.ppt1.03 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ Дмитрий Сергеевич Лихачев - Лауреат Премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства «За честь и достоинство таланта».

Слайд 2

Автор работы: Решетникова Анна Петровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 14» города Братска

Слайд 3

У него была судьба такая – прямая, как стрела. - Филолог, историк, общественный деятель. - Академик АН СССР/1970/. - Дважды лауреат Государственной премии /1952,1969/. -Герой Социалистического труда /1986/. -Лауреат Государственной премии Российской Федерации/1993/.

Слайд 4

Он был символом и отражением доставшейся ему эпохи. Он был человеком удивительной судьбы. Начав свое образование в дореволюционной России, Дмитрий Сергеевич Лихачев, по его собственным словам, всю жизнь учился: учился у древних эпох, у памятников родной истории и старины, учился мудрости по древнерусской литературе, изучением которой занимался десятки лет, учился у своего собственного жизненного опыта, — а пережил Дмитрий Сергеевич все страшные события XX века. Но и в тяжелейших жизненных испытаниях Д.С. Лихачев оставался верен самым высоким духовно-нравственным идеалам. Поэтому не меньше, чем его труды по истории русской литературы и культуры, для нас важна сама его личность — этот человек стал для нас живой «связью эпох», «связью времен ».

Слайд 5

Историк древнерусской литературы Задушевной любовью всегда оставалась для Дмитрия Сергеевича русская литература, особенно древняя. Эту привязанность он пронес через всю жизнь, написал десятки книг-исследований о литературе Древней Руси: “Человек в литературе Древней Руси”, “Русские летописи и их культурно-историческое значение”, “Возникновение русской литературы”, “Поэтика древнерусской литературы” и многие другие. Д.С.Лихачев перевел уникальный памятник древнерусской литературы – “Слово о полку Игореве”. Этот – золотой фонд русской филологии.

Слайд 6

Кто может быть примером сегодня? Таким человеком должен быть Д.С.Лихачёв. Даниил Гранин “ Слово и полку Игореве” и культура его времени” – уже в самом названии книги звучит подтверждение любимой идеи Лихачева: понять литературное явление можно, только обладая глубокими знаниями о духовном мире той эпохи, в которую оно создано. Дмитрий Сергеевич Лихачев сделал самый точный дословный перевод “Слова о полку Игореве” с древнерусского на современный русский язык и раскрыл читателю ХХ века уникальность этого шедевра мировой литературы. Когда идет разговор о таком разностороннем человеке, каким был Дмитрий Сергеевич Лихачев, хочется ничего не упустить из виду, рассказать о ярких эпизодах его жизни, о научных трудах, о заслугах. Но важно не забыть о главном – о душе, о внутренних нравственных законах, по которым жил этот удивительный человек. А главный закон – это любовь человека к Родине.

Слайд 7

Многим в своем воспитании я обязан школам, в которых учился ... Солдат в бою, моряк в волнах, Злосчастный узник в одиночке,– Кто б ни был я – не все ль равно? В моем нутре гнездится страх. На склоне «жизнь» я бурной ночкой Вишу, как камешек в горах Над бездной «смерть». И лишь одно С безумством страсти я кричу: Я жить хочу! Я жить хочу!..

Слайд 8

Соловки и Беломоро-Балтийский канал (1928-1932) Всю жизнь я не мог оставаться наблюдателем. Мне всегда надо было быть участником. Всегда вмешивался и получал шишки. Но если бы шишек не было, был бы несчастным. А когда добивался – получал радость

Слайд 9

Годы войны в блокадном Ленинграде. Институт русской литературы (Пушкинский дом) Вам дни голодные знакомы, И дом Большой, И дни разлук, И имя Пушкинского дома Академии наук. Вас ржа эпохи не задела, С ума блокада не свела, Вы знали: слово – это дело, Творя высокие дела

Слайд 10

Общественная деятельность. Признание. Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьезно что-то значительное

Слайд 11

Тревожная совесть Когда академику Д. с. Лихачеву задали вопрос : В чем вы видите смысл жизни? Он ответил так: Жизнь – это драгоценнейший дар, он дается не зря, а для какой-то огромной, великой цели. Вы подумайте: природа создавала человека миллионы лет. И человек обязан отблагодарить природу за это и своей творческой работой продолжать эту созидательную деятельность. Но нужно продолжать накапливать в жизни добро, накапливать все то, что способствует созиданию. Жизнь –прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек должен родиться художником, балериной или ученым. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя… Творчество – оно беспрерывно. Д.С. Лихачев

Слайд 12

Самое лучшее, что я хочу сказать молодому поколению, - спешите учиться, спешите получать образование

Слайд 13

Но я далек от горьких сожалений – Не растерял я по ветру листву. Согреет солнце зимний небосклон. Пройдет весна в цветении сирени. А летний зной смягчат густые тени, И до листка сгорит осенний клен. Так – год за годом. Жизнь, ты явь иль сон? Зачем твой мрак и вспышки озарений, И глубина падений и прозрений, И крик ребенка, и предсмертный стон? Ты вновь и вновь смыкаешь круг извечный Рождений и смертей, велик и мал. Приходит и укачивает вечер Всех, кто за долгий, трудный день устал. И я иду по кругу. И моя К истоку повернула колея.

Слайд 14

Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами Родине, а его человеческое достоинство силою его патриотизма. Н.Г. Чернышевский

Слайд 15

Уроки нравственности Творческое долголетие Дмитрия Лихачёва – явление уникальное и в то же время поучительное. Это, конечно, не только творческое долголетие, но и физическое. Как ни странно, я думаю, что оно результат двух вещей: первое –его доброжелательного отношения к людям, и второе постоянной, безостановочной работы мысли. Д. Гранин.

Слайд 16

Если жить только для себя, то от прожитого не останется и следа. Если жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы. Д.С. Лихачев О таких людях говорят — «совесть нации». И Дмитрий Сергеевич Лихачев действительно был совестью нации: в годы страшных сталинских репрессий, в годы засилья атеистической идеологии в культуре и науке он защищал и спасал от забвения и уничтожения памятники отечественной культуры, в эпоху антирелигиозной пропаганды открывал для современников и потомков духовное наследие предшествующих эпох Российской истории и показывал через древнерусскую литературу — как наши предки старались и умели жить по совести.

Слайд 17

Академик Лихачев является автором просветительской книги «Письма о добром и прекрасном» Книга написана в публицистическом стиле. Издана в 1985 году. - Какой стиль речи называется публицистическим? Публицистический стиль занимает особое место среди функциональных стилей, так как основная функция, которую он выполняет, это функция воздействия. Публицистический стиль реализуется в средствах массовой информации. Это язык газет, радио, телевидения. Публицистический стиль сближается, с одной стороны, с художественной литературой, но в тоже время содержит черты всех стилей: научного, разговорного, делового. К жанрам публицистического стиля относятся: очерки, статьи, репортажи, интервью и т.д.

Слайд 18

Книга Д.С. Лихачева написана в форме писем. Что такое письмо? Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего – нибудь С.И. Ожогов В своей книге Д.С. Лихачев посылает читателям 47 писем. Почему автор выбрал форму писем и кому они обращены, мы узнаем, прочитав вступительную статью книги «Письма к молодым читателям»

Слайд 19

Игра “Письмецо в конверте” Письмо второе. Молодость – вся жизнь. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Молодость - это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные – не давать спать! Задание: – Какое слово является ключевым и согласны ли вы с мнением автора? – Есть ли у вас друзья и как вы поступаете с ними? – Почему молодым легче сблизиться?

Слайд 20

Игра “Письмецо в конверте” Письмо четвертое. Самая большая ценность – жизнь. Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью. Задание: – Были ли в вашей жизни такие встречи, которые вас поразили? – Кто были эти интересные люди?

Слайд 21

Игра “Письмецо в конверте” Письмо пятое. В чем смысл жизни. … надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий, и немалых тоже… Не врать ради выгоды… Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя. Человек рождается и оставляет по себе память. Об этом нужно заботиться с самого начала… И вот очень важно, какую память он о себе оставит. Задание: – У вас есть цель в жизни? А принципы? – Умеете ли вы отказываться от удовольствий ради принципов? – Что нужно делать, чтобы создавать вокруг себя благоприятную ауру? – Какую память вы бы хотели оставить после себя?

Слайд 22

Игра “Письмецо в конверте” Письмо седьмое. Что объединяет людей. Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми. … Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист. Незаботливый или беззаботный человек недобрый и не любящий никого. Задание: – В подтверждение этой мысли Д.С.Лихачев предлагает проследить жизнь человека с момента его зачатия и до старости. – Заботитесь ли вы о ком-нибудь сейчас и как это проявляется?

Слайд 23

Игра “Письмецо в конверте” Письмо восьмое. Быть веселым, но не смешным. Но каким веселым нужно быть? Шумное и навязчивое веселье утомительно окружающим. Не будьте смешными. Не быть смешным – это не только умение себя вести, но и признак ума. Смешным можно быть во всем: в манере одеваться, в поведении (не кладите руки на стол, не старайтесь всех перекричать, будьте элегантны). Не мучайтесь своими недостатками, если они у вас есть. …будьте правдивы. Стремящийся обмануть других прежде всего обманывается сам. … Ложь всегда выдает себя, ложь всегда “чувствуется”, и вы не только становитесь противны, хуже – вы смешны. Задание: – Есть ли среди ваших знакомых смешные люди? - Чем они выделяются?

Слайд 24

Игра “Письмецо в конверте” Письмо двенадцатое. Человек должен быть интеллигентным. Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Задание: – Если в вашем окружении (дома, в школе, в других местах) интеллигентные люди? Почему вы так считаете? – Что значит быть интеллигентным в наши дни?

Слайд 25

Игра “Письмецо в конверте” Письмо тринадцатое. О воспитанности. Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими и с младшими – годами и по положению. Задание: – Считаете ли вы себя воспитанным человеком? – Как вы думаете: легко ли в наши дни жить воспитанным людям?

Слайд 26

Игра “Письмецо в конверте” Письмо четырнадцатое. О дурных и хороших влияниях. В жизни каждого человека есть любопытное возрастное явление: сторонние влияния. Влияния бывают и хорошие и плохие. Плохих влияний следует опасаться. Задание: – Какой человек прежде всего попадает под влияния? (безвольный) – Назовите примеры хороших влияний

Слайд 27

Игра “Письмецо в конверте” Письмо пятнадцатое. Про зависть. Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует. Зависть развивается прежде всего там, где вы сами себе чужой. … Развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать. Задание: – Испытывали ли вы к кому-нибудь чувство зависти и по какому поводу? – Можно или нужно с ним бороться?

Слайд 28

Игра “Письмецо в конверте” Письмо восемнадцатое. Искусство ошибаться. В жизни ошибок бывает много. И надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и… красиво. Признаться в своей ошибке перед самим собой не всегда легко, нужен опыт, чтобы после совершенной ошибки как можно скорее и Как можно легче включиться в работу, продолжить ее. Задание: – Имеет ли человек право на ошибку? – Какие ошибки нельзя исправить и почему?

Слайд 29

Игра “Письмецо в конверте” Письмо двадцать второе. Любите читать. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке… Задание: -Есть ли у вас дома книги, которые вы или ваши родные перечитывают? - Какие это книги? -Кто их принес в дом и поставил на полку?

Слайд 30

Игра “Письмецо в конверте” Письмо сороковое. О памяти. Память – преодоление времени, преодоление смерти. “ Беспамятный” – это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки. Задание: – Какие семейные традиции передаются в вашем роду? – Помните ли вы своих ушедших родственников?

Слайд 31

Игра “Письмецо в конверте” Письмо сорок второе. Уметь заметить красоту наших городов и сел. Самое трудное – заметить идеальный образ в облике города и села. Если нет этого идеального образа в какой-то местности, то нет и красоты. Задание: – Любите ли вы свой город? За что? – Чтобы вы изменили в облике города, чтобы он стал еще лучше?

Слайд 32

Письмо вашего ровесника Мой ровесник, я обращаюсь к тебе со словами: «Возьми в руки эту книгу, прочти её, ты не пожалеешь о потраченном времени, ведь оно не пройдёт даром. Вернись к «Письмам о добром и прекрасном»; читая их, ты сам станешь добрее и прекраснее. И пиши письма, пиши чаще! Письма – мосты, связывающие людей на огромных расстояниях. Это не простые листы бумаги, исписанные строками о событиях, произошедших за какое-то время... они несут в себе тепло человеческой души, проносят его на всём пути не растеряв ни капли, в них эмоции и переживания, все, чем хочется поделиться с другом...» А если это письма великих людей, адресованные будущим поколениям, то они ценны вдвойне.

Слайд 33

Феномен Лихачева. В чем же все-таки феномен Лихачева. Ведь он, в сущности , был боец-одиночка. В его распоряжении не было ни партии, ни движения, не было ни влиятельной должности, ни правительственной верхушки. Ничего. В его распоряжении были лишь моральная репутация и авторитет. Власти сменялись, но и Горбачев, и Ельцин, и череда руководителей, правительства — все они вынуждены были идти на какие-то компромиссы, обращаться к Лихачеву. И скорее всего не потому, что так любят культуру, а потому что приходилось считаться с его мнением и его мировым авторитетом. Лихачев был лично независим. Любая партия мешает духовной свободе. И он никогда не состоял ни в одной партии. Это был его твердый принцип..

Слайд 34

Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспоминать . Д.С. Лихачев Д.С.Лихачев верил в то, что доброта и духовная красота человека способны на многое. И вы, юное поколение, сможете сохранить и приумножить то, что Вам завещано. А для этого нужно быть сильным духом и верой в будущее, чтобы жизнь на планете Земля продолжалась.

Слайд 35

Чтобы помнили… 2006 год был объявлен президентом России В.В.Путиным Годом гуманитарных наук, культуры и образования – Годом академика Д.С.Лихачёва. Издание трехтомника избранных трудов академика, конференция “Культура и будущее России”, кинофестиваль, открытие интернет-портала, выпуск почтовой марки, международный книжный салон, цикл телевизионных передач, посвященных ученому – вот лишь малая часть мероприятий в честь100-летия со дня рождения этого удивительного человека

Слайд 36

Памятник совести Песня «Россия» в исполнении Аллы Пугачевой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе по теме: "Три "Пророка". (Сравнительный анализ стихотворений "Пророк" А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова)

В процессе коллективной  работы путем сопоставления стихотворений "Пророк" Пушкина, Лермонтова, Некрасова учащимся предлагается выявить, в чем особенность использования христианских мотивов...

"Про вас сказали "СОЛЬ ЗЕМЛИ" (Дмитрию Сергеевичу Лихачеву посвящается)

Интеллигенция. Культура чтения. Память. Смысл жизни. Красота. Это лишь часть того, что принадлежит перу великого мастера слова и убеждения....

Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)

Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...

Классный час на тему: «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК ПОДВИГУ ЛЕНИНГРАДА: 70-летней годовщине снятия Ленинградской блокады посвящается»

Цель:Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:1. Познакомить студентов с понятием блокада;2. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтич...

Анализ стихотворения "Пророк" А.С.Пушкина. Взгляд "изнутри": психологические аспекты превращения путника в "пророка".

«Особенности процесса становления личности-«пророка»».На мой взгляд, в стихотворении «Пророк» А.С. Пушкин поэтически обрисовал универсальную модель психологических процессов, совершающихся в чел...

Тема: Виртуальная экскурсия по г. Сегежа «Павшим героям и памятникам военной истории посвящается!»

Как не писать о войне? Человек, не знающий своей истории, не заслуживает уважения. Если мы забудем о войне, наши дети уже ничего не будут знать о ней....

Консультация к уроку литературы в 6 классе общеобразовательной организации "Отзвук взыскующей совести" (к вопросу экспликации лексемы "совесть" в рассказе В.М. Шукшина "Дядя Ермолай")

Урок литературы в 6-ом классе общеобразовательной организации "Отзвук взыскующей совести" (к вопросу экспликации лексемы совесть в рассказе В.М. Шукшина "Дядя Ермолай") разработан ...