Консультация к уроку литературы в 6 классе общеобразовательной организации "Отзвук взыскующей совести" (к вопросу экспликации лексемы "совесть" в рассказе В.М. Шукшина "Дядя Ермолай")
консультация по литературе (6 класс)
Урок литературы в 6-ом классе общеобразовательной организации "Отзвук взыскующей совести" (к вопросу экспликации лексемы совесть в рассказе В.М. Шукшина "Дядя Ермолай") разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО) и Примерной программы по литературе. Урок разрешает противоречие между функциональным и гипотетическим представлением о научении школьников учебным предметам вообще и литературе в частности; "овеществляет" цель научения литературе, формирует личностные универсальные учебные действия, приобщает детей к релевантным формам анализа текста литературного произведения, механизмам конструирования индивидуального пути развития в научающем поле. Особенностью урока является использование материала научных статей, опорных сигналов, карточек-инструктажей, фотоматериалов, виртуальных макетов и т.д. Урок является неотъемлемой частью авторской методики научения школьников русскому языку и литературе на основе активизации "деятельности" концепта "ЖЕЛАНИЕ" ( Ганчев Г.И., Ганчева Н.В., Ганчев С.Г.).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОТЗВУК ВЗЫСКУЮЩЕЙ СОВЕСТИ (к вопросу экспликации лексемы совесть в рассказе В.М. Шукшина «Дядя Ермолай ») Ганчева Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 ; е - mail : mustek 602@ yandex . ru Ганчев Геннадий Иванович, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1; е - mail : mustek 602@ yandex . ru
ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ. ЗАДАНИЕ-ПРОГНОЗ
«ЛЕ′НЪ м. извЂстное волокнистое растен i е, изъ котораго выдЂлываютъ нитки и ткутъ поло′тна <…>» [Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 2: И – О/Владимир Иванович Даль. – 4-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз. – Медиа , 2007. – 779, [3] с., 1 портр . С.247].
« МЕТА′ФОРА (от греч. м etaphora – перенос) – вид тропа, перенесение свойств или признаков одного предмета на другой по принципу сходства.<…> [Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2007. С.383]. « МЕТАФОРА – (греч. – перенос) – образ, в основе которого лежит принцип уподобления. <…>Метафора по способу языкового выражения может быть простой (слово, словосочетание), развернутой (предложение, текст) <…>» [Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. М.: Дрофа, 2006. С. 140].
« РАССКА′З – малый прозаический жанр, представляющий отдельный эпизод из жизни героя (или ограниченного круга персонажей); при детальном изображении центрального события его предыстория опускается или подается фрагментарно, а герой изображается не в становлении, а «здесь» и «сейчас» <…>» [Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузе. М.: Дрофа, 2007. С. 405].
« Страда ж. тяжелая, ломовая работа, натужные труды <…>; лЂтн i я работы зеледЂльца , особ. шесть недЂль жнитва и косьбы, уборка хлЂба и покосъ;|| самая пора эта <…>» [Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 4: Р – V /Владимир Иванович Даль. – 4-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз. – Медиа , 2007. – 683, [3] с., 1 портр . С. 334]. « ОБМОЛА′ЧИВАТЬ, обмолоти′ть хл r ьбъ , вы′молотить то количество, о коемъ идетъ речь<…>» [Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 2: И – О/Владимир Иванович Даль. – 4-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз. – Медиа , 2007. – 779, [3]с., 1 портр . С.602].
« ЛИЦЕ′, лицо <…> передняя часть головы′ человЂка <…>», представитель высшихъ духовных даровъ : лобъ – небесная любовь; глаза′ - разумЂнье , разумное созерцанье; уши пониманье и послушанье; носъ – постиженье добра; щеки – постиженье духовныхъ истинъ ; ротъ – мысль и ученье <…> Ли′чность <…>» [Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 2: И – О/Владимир Иванович Даль. – 4-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз. – Медиа , 2007. – 779, [3] с., 1 портр . С. 258-259].
« СКИРД′А ж. скирдъ м. долгая и большая кладь сЂна или хлЂба ; ометъ , стогъ , зародъ <…>» [Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 4: Р – V /Владимир Иванович Даль. – 4-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз. – Медиа , 2007. – 683, [3]с., 1 портр . С.196].
« СУСЛОНЯ′ТЬ <…> Суслонъ , с r ьв . вост. составленные на жни†снопы, для просышки , нахлобученные снопомъ же<…>» [Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 4: Р – V /Владимир Иванович Даль. – 4-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз. – Медиа , 2007. – 683, [3]с., 1 портр . С.364].
* Другого обманешь на день, себя – на всю жизнь. финская пословица * Совесть – лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем; в нее следует чаще всего заглядывать. Б. Паскаль * Юность совершает ошибки, зрелость борется с ними, старость сожалеет о них Б. Дизраэли * Ошибки всегда извинительны, когда имеешь силу в них признаться Ф. Ларотфуко
« ПРОБЛЕМАТИКА произведения (от греч. problema – букв.: нечто, брошенное вперед; в переносном смысле – нечто выделенное из других сторон жизни) – это отбор и выделение в избранном материале (теме) таких аспектов, которые кажутся писателю наиболее значимыми с социальной, идейной, нравственной и психологической точек зрения.» [Литература: Большой справочник… - М.: Дрофа, 2007. С. 402].
ПРОБЛЕМА (от греч. problema - задача), в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. [ Большой Энциклопедический словарь ] ПРОБЛЕМА ж. греч. задача, вопрос, загадка, что предложено на разрешенье, на научное решенье; задача, для отысканья неизвестного по данному. Проблематичный, - ческий , задачливый , загадочный, гадательный, сомнительный, неверный. [ В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка ]
« ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - (от франц. parcel – частица) разделение единого по смыслу высказывания на несколько самостоятельных, обособленных предложений (на письме – при помощи знаков препинания, в речи – интонационно, при помощи пауз).»[Литература: Большой…С. 393]
РЕМА́РКА , -и, ж. 1. Отметка, примечание (устар.) Ремарки на полях книги. 2. В пьесе: пояснение автора к тексту, касающееся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида. | прил. ремарочный , - ая , - ое (ко 2 знач.) [ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка ] РЕМА́РКА, ремарки, ·жен. ( ·франц. remarque ). 1. Отметка, письменное замечание ( · книж . ) | Пояснение автора к тексту пьесы (обычно в скобках), дающее указания об обстановке, игре артистов, входах, выхода и т.п. (лит. театр.) [ Д.Н. Ушаков. Толковый словарь ]
« ЭКСПЛИКАЦИЯ (лат. explicatio – объяснение, развертывание) – в широком смысле разъяснение, уточнение позиции, понятия, значения слова. <…>» [ Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред . совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин . М., Мысль, 2010, т. IV, с. 426-427].
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ 6 КЛАСС ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ г. Мичуринск 2016
Предварительный просмотр:
Ганчева Наталья Викторовна,
учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1», г. Мичуринск Тамбовской области
E-mail: mustek602@yandex.ru
Ганчев Геннадий Иванович,
учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1», г. Мичуринск Тамбовской области
E-mail: mustek602@yandex.ru
Вместо предисловия
Общая стратегия урока литературы в 6-ом классе общеобразовательной организации по теме "Отзвук взыскующей совести" (к вопросу экспликации лексемы «совесть» в рассказе В.М. Шукшина "Дядя Ермолай") определяется побуждением учащихся
1) к преодолению позиции «тихого отказа», когда дети не хотят, не желают, не имеют охоты, не стремятся, не намереваются научаться,
2) к движению по схеме ЦЕЛЬ - МОТИВ - ДЕЙСТВИЕ – СРЕДСТВО – РЕЗУЛЬТАТ – ОЦЕНКА,
3) к пониманию того, что знания – это лишь возможности,
4) к формированию веры в себя: ХОЧУ и МОГУ!
Процесс «присвоения» учащимися предметных компетенций протекает на фоне:
1) тщательной проработки текста художественного произведения, анализа его языка,
2) формирования заданий с позиции учащихся, чтобы школьники могли «отрефлексировать» исходный уровень знаний, а затем оценить свои успехи, свой личностный рост,
3) решения проектно-исследовательских задач и т.д.
Цели урока:
1) совершенствование методов и приемов научения, способствующих созданию условий для личного роста каждого ребенка и адекватных целям, задачам и способам его адаптации к окружающему миру,
2) развитие у учащихся «языкового чутья», «языковой индивидуальности», «генетически детерминированных способностей», личностных компетентностей,
3) побуждение школьников к раздумьям о совершенствовании здоровых начал личности.
Задачи урока:
1) принять во внимание особенности развития каждого ребенка;
2) создать эффективные условия учебного труда;
3) оказать учащимся помощь
3.1) в выявлении центральных и поддерживающих компонентов художественного произведения, полисемантического потенциала репрезентированных в тексте произведения лексем, эстетической концепции шукшинского слова, его лингвистического и поэтического своеобразия, глубины и многомерности мироотображения,
3.2) в «присвоении» новых знаний,
4) продолжить апробирование маршрутных листов, правил-инструктажей, опорных схем, карточек-консультантов, а также выполнение заданий творческого, исследовательского и проектного характера,
5) предоставить каждому учащемуся право выбора характера заданий, их объема, способа выполнения.
Информационные ресурсы урока:
1) учебная доска,
2) компьютеры,
3) мультимедийный проектор,
4) экраны,
5) слайдовая презентация,
6) рабочие тетради,
7) рукописные методические пособия, содержащие алгоритмы работы с текстом художественного произведения, образцы опорных схем, правил-инструктажей, карточек-консультантов и т.п.
Культурологический фон урока:
1) портрет В.М. Шукшина,
2) рассказ В.М. Шукшина «Дядя Ермолай»,
3) выставка других произведений прозаика,
4) библиографические материалы, научные статьи, справочники,
5) словарь В.И. Даля (Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. – М.: Рус. яз., 1989. – ISBN 5-200-00748-8. Т.2: И-О.- 1989.- 779 с., 1 портр. - ISBN 5-200-01276-7).
Элементы оборудования рабочих мест учащихся
1) стол, стул – в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями развития каждого ребенка,
2) учебные принадлежности (дневник, рабочая тетрадь, методическое пособие, ручка, цветные карандаши/цветные ручки, линейка, альбом, краски/гуашь, кисти, пластилин).
Методы научения:
1) объяснительно-иллюстративный метод,
2) метод теоретического анализа и синтеза литературных источников,
3) метод прогнозирования,
4) метод экспертных оценок,
5) метод моделирования комплексного анализа текста,
6) метод наблюдения,
7) метод опросов и т.д.
Методические приемы:
1) приемы вывода ребенка из ситуаций «риска»,
2) приём «Кластеры»,
3) приём «Дерево предсказаний»,
4) приём «Дневники»,
5) приём «Кольцо»,
6) прием «Работаем вместе» и т.д.
Педагогические технологии:
1) технология индивидуализированного научения (Инге Унт),
2) технология развития критического мышления,
3) технология «продвинутого» научения,
4) технология практического научения,
5) эпизод-технология (О.В. Сапожникова, Н.В. Смирнова) – совокупность приемов, способов, форм взаимодействия с ребенком на основе его эмоционально-чувственного восприятия фактов жизни и явлений среды и т.д.
Считаем, что репрезентированный формат может быть полезен для студентов педагогических вузов, педагогов, слушателей институтов и факультетов повышения квалификации, а также родителей научающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Урок литературы. 6 класс. Законы доброты По рассказу В. Распутина «Уроки французского
В методической разработке приводится попытка раскрыть на примере героини рассказа Лидии Михайловны понятия, «духовные ценности», «духовная память»; вдуматься и попытаться раскрыть смысл названия расск...
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. На данном уроке: ...
Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)
Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...
Конспект урока, литература, 5 класс "Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму".
Урок развития речи по литературе, 5 класс."Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму"....
Консультация к уроку литературы в 6 классе общеобразовательной организации по теме «Семантический объем лексемы «береза» в литературных произведениях разных жанров» (Ганчев Г.И., Ганчева Н.В., Ганчев С.Г.)
Номинируемый репрезентант знакомит педагогов общеобразовательных организаций с уроком литературы в 6 классе по теме «Семантический объем лексемы «береза» в литературных произве...
Консультация к уроку литературы в 6 классе общеобразовательной организации по теме «Семантический объем лексемы «береза» в литературных произведениях разных жанров» (Ганчев Г.И., Ганчева Н.В., Ганчев С.Г.)
Номинируемый репрезентант знакомит педагогов общеобразовательных организаций с уроком литературы в 6 классе по теме «Семантический объем лексемы «береза» в литературных произве...