Урок литературы в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" "Мотивы преступления Раскольникова"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Конспект урока литературы с презентацией по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivy_prestupleniya_raskolnikova.pptx | 657.66 КБ |
motivy_prestupleniya_raskolnikova.docx | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
*** замкнутый, обреченный. не смиряется, создает (теорию), сомневается разрешает себе «кровь по совести». ***
Раскольников замкнутый, обреченный. не смиряется, создает (теорию), сомневается разрешает себе «кровь по совести». ***
Раскольников замкнутый, обреченный не смиряется, создает (теорию), сомневается разрешает себе «кровь по совести». преступление
Мотивы преступления Раскольникова
Владимир кошевой, 2007 реж . Дмитрий светозаров ; Георгий Тараторкин , 1968 реж . Лев Кулиджанов
Мотивы убийства
Теория Раскольникова о праве сильной личности
Спасибо за работу!
Предварительный просмотр:
Тема урока: Мотивы преступления Раскольникова
Цели:
- образовательные: помочь учащимся определить суть разработанной Раскольниковым теории, разобраться в ведущих мотивах преступления и развенчании теории
- воспитательные: развивать высокие эстетические, нравственные чувства, сострадания к ближнему; развивать интерес к предмету, формировать понимание ценности литературы; укреплять дружеские, уважительные отношения при работе в группе. Активизировать познавательную деятельность учащихся , вовлечь их в творческую работу, пробуждая интерес к личности и творчеству Ф.М. Достоевского
- развивающие: развитие умений определять цель учебной деятельности, планировать её ход (регулятивные УУД); сотрудничать в групповой работе – слушать, строить целостное высказывание, пользоваться мнением товарища как источником информации, принимать или отвергать её при помощи аргументов, фиксировать информацию (коммуникативные УУД);
понимать душевное состояние персонажей, сопереживать им;выводить заключения о намерении автора (метапредметные УУД).
Тип урока: урок постановки и решения учебной задачи.
Применяемы технологии: проблемное обучение; ТРКМЧП;
Методы: интерактивные методы (диалог, дискуссия, обсуждение); кластер, синквейн.
Оборудование: роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», презентация, экран, проектор, магнитная доска, художественный фильм «Преступление и наказание» 2007 г.
Ход урока:
Слайд 1
- Вызов.
Здравствуйте, ребята! По выражению Белинского, натура человека - это лабиринт неизвестности, тайник «Я». Я предлагаю вам раскрыть тайны души главного героя романа Достоевского «Преступление и наказание»
Слайд 2
***
замкнутый, обреченный.
не смиряется, создает (теорию), сомневается
разрешает себе «кровь по совести».
***
- Перед вами фрагмент синквейна, так называется стихотворение, особенность которого в том, что при его написании не надо соблюдать рифму, но оно помогает выразить основную мысль. Состоит из пяти строк. Первая и последняя строки пропущены. Это существительные . Я предлагаю вам его прочитать и восстановить 1 строчку.
- О ком идет речь? (о Раскольникове)
Слайд 3
- А теперь попробуйте восстановить последнюю строчку.
- Что совершает Раскольников? (убийство) А убийство это? (преступление)
Слайд 4
- Я прошу вас сформулировать тему урока. (Преступление Раскольникова)
- А теперь поставьте задачу (выяснить мотивы преступления Раскольникова).
- Можем ли уточнить тему? Как?
Слайд 5 Мотивы преступления Раскольникова
- Осмысление.
Слайд 6
- Итак, Родион Раскольников. (владимир кошевой, 2007 реж. Дмитрий Светозаров; Георгий Тараторкин, 1968 реж. Лев Кулиджанов)
На предыдущих уроках вы раскрывали образ героя, поделились впечатлениями об этом герое, дали ему характеристику. Чтобы лучше представить Раскольникова, предлагаю вам посмотреть видеофрагмент. 29.22 - 31.08
- Обычно о человеке мы судим по его поступкам. Какие поступки совершает герой в романе? (заботится о пьяной девушке, помогает семье Мармеладова, совершает преступление)
- У вас на партах лежат по 4 листа разных цветов (чёрный, коричневый, жёлтый и красный) .
- Я предлагаю вам выбрать один из листов того цвета, с которым ассоциируется у вас Раскольников, его состояние).
- А теперь разделите лист на две колонки. В первую колонку поставьте +, во вторую -. Заполните обе колонки: положительные и отрицательные качества Раскольникова .
Озвучить результат работы.
- Объясните выбор цвета.
- Перечислите положительные и отрицательные качества героя.
- Какая сторона его души берёт вверх? Что побеждает в его душе добро или зло?
- Давайте выясним: что послужило мотивом преступления?
Слайд 8
Составление кластера.
Преступление ( нищета, желание помочь, жестокость мира, чувство несправедливости, письмо матери, желание испытать идею)
- Какая причина была ведущей?
- бедность? Но он даже не воспользовался украденным) «Знаешь, Соня,… что я тебе скажу; если б только я зарезал из того, что голоден был, … то я бы теперь счастлив был! Знай ты это!»
- для того, что «сделаться благодетелем»? («Вздор!» - отвечает Соне Раскольников)
- Что же привело его к убийству? (идея о праве сильной личности)
Слайд 9
- В чём суть теории? ( суть в том, что одним дано право вершить прогресс, творить историю. История оправдывала жертвы законами прогресса во все эпохи)
- Где он изложил суть этой теории? (в статье «О преступлении», которая за два месяца до преступления была опубликована в газете «Периодическая речь»)
- На какие категории он поделил людей? ( на «тварей дрожащих» и «право имеющих».
- А к какому разряду он себя относит? (не может определить)
- Именно этот вопрос не даёт ему покоя, и поэтому он решил проверить себя – кто он? Убийство – своеобразная самопроверка героя: способен ли он «переступить» через «привычные нормы» «тварей дрожащих», «переступить через кровь по совести». Его преступление - протест против мира, который он не хочет принять, но этот протест отравлен ядом эгоистического утверждения.
- К чему привела эта идея? ( к одиночеству, к разладу с людьми, к разладу с самим собой)
- Выдерживает ли он испытание? (нет, он думал убить и при этом оставаться спокойным, но он не смог преодолеть в себе человека. Его совесть не выдержала пролитой крови.
- Натура человека сложнее, поэтому и утверждал Белинский, что человек - это лабиринт неизвестности, тайник «Я»)
- От чего он мучается? (переступив через нормы, он на этой же строке и остался, т.е оттого что, он обыкновенный).
- Как можно объяснить фамилию Раскольникова
Беру лист бумаги со стола учеников с + и - и разрываю на две половинки. Так и душа Раскольникова разрывается, раскалывается на две половинки. Он двойственен и в преступлении, и в страданиях.
3 этап. Рефлексия.
- Как сформулировали тему урока.
- Какая перед нами была задача? Удалось нам это выяснить?
- Как вы думаете, о чём стремился предупредить своих читателей Достоевский? (о том, что РАСКОЛЬНИКОВА увлёк идеал сильной личности. Его теория носит антигуманный характер, т.к оправдывает природное неравенство людей, беззаконие, произвол.
-Что напоминает вам теория Раскольникова? (теорию фашизма, с его проповедью о превосходстве арийской нации)
Слайд 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?
1 работа: в центре презентации - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в презентации сопоставлены разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...
Презентация к уроку литературы 11 класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Презентация "Похождение Воланда и его свиты" поможет ярко представить портрет данных персонажей и раскроет цель их пребывания в Москве. Показана сущность Великого бала у сатаны.Презентация выполнена у...
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Урок по роману Достоевского "Преступление и наказание" "Мотивы преступления Раскольникова"
"Мотивы преступления Раскольникова" - 5 урок в системе уроков по роману Достоевского "Преступление и нааказание". Цель урока - показать общественно-историческую ситуацию в России в 60-егг. 19 века, со...
Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.
ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...
Проверочная работа по литературе.10 класс. По роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".
Итоговая проверочная работа по литературе по роману Ф.Достоевского "Преступление и наказание"....