Тематическое планирование по литературе в 6 классе
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ: 68 часов в год
ПРОГРАММА: «Литература. 5-11 классы./ под редакцией В.Я. Коровиной». – М.: Просвещение, 2005
УЧЕБНИК: «Литература. 6 класс. В 2 ч./ авт.-сост. В.П. Полухина, В.Я. Коровина и др.» - М.: Просвещение, 2006
Количество часов за год:
По программе – 68 часов
По факту – 68 часов
Учитель Т.А. Калганова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soglasovan1.doc | 261 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано
Зам. директора по УВР Степук Т.Н.
« ____ » __________________ 2010 г.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ: 68 часов в год
ПРОГРАММА: «Литература. 5-11 классы./ под редакцией В.Я. Коровиной». – М.: Просвещение, 2005
УЧЕБНИК: «Литература. 6 класс. В 2 ч./ авт.-сост. В.П. Полухина, В.Я. Коровина и др.» - М.: Просвещение, 2006
Количество часов за год:
По программе – 68 часов
По факту – 68 часов
Учитель Т.А. Калганова
№ урока | Дата | Тема урока. | Тип урока. Материал учебника | Цель урока. | Теория литература | Задание на дом. | ||||
I полугодие. | ||||||||||
1 | 2.09 | Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Прототип. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития учащихся. | Беседа. Тестирование. | Подготовить учащихся к восприятию нового курса литературы. В рассказах о прочитанном учить подростков выделять главное, формулировать мысли четко и ясно, обосновывать свое мнение достаточно убедительно. | Прототип | Стр.5, вопросы и задания. | ||||
2 | 6.09 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе. | Рассказ учителя. Беседа. | Дать понятие о мифе. Познакомить учащихся с «Подвигами Геракла». Учить пересказывать, делая самостоятельные выводы. Закрепить значение образных выражений, заимствованных из древнегреческой мифологии. Учить объяснять свой выбор, делая самостоятельные выводы. | Мифы | Прочитать главы «Герои» и «Боги» в книге «Легенды и мифы Древней Греции» ( в переложении Н. Куна ). Ответить на вопросы задания IV (1, 2, 3) учебника (с.11), нарисовать свои иллюстрации к мифам Древней Греции . | ||||
3 | 9.09 | Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенды об Арионе». Отличие мифа от сказки. | Рассказ учителя. Беседа. | Дать понятие о легенде. Познакомить учащихся с содержанием «Легенды об Арионе». Обогащать лексикон учащихся. | Отличие мифа от сказки. | Составить рассказ об Арионе (его прошлое, род занятий, поведение во время смертельной опасности, почему он просит корабельщиков «позволить ему спеть в полном наряде певца»). | ||||
4 | 13.09 | Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе. | Урок внеклассного чтения. | Познакомить учащихся с основными событиями изучаемого произведения, обучать чтению поэмы. Учить составлять характеристику героя на основании его поступков. Уточнить знание учащимися текста, событийной стороны и героев в их взаимосвязи; выявить основные признаки понятий «гипербола», «постоянный эпитет», определить их роли. | Эпическая поэма. Героический эпос. | Составить (письменно) простой план текста эпизода «Одиссей у циклопов», прочитанного в классе. 1)подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка, 2)проиллюстрировать понравившийся эпизод, | ||||
5 | 16.09 | Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. | Урок внеклассного чтения. | Познакомить учащихся с обрядовым фольклором (колядки, масленичные песни, весенние песни, летние и осенние песни). Развивать эстетический вкус учащихся. Работать над выразительным чтением песен, обогащать лексикон учащихся. | Обрядовый фольклор. | Читать статью учебника (с. 33-35), ответить на вопросы 1, 2, 4 (с. 38); индивидуальные задания по группам. Чтение песен, ответить на в. 9 (с. 38). | ||||
6 | 20.09 | Устное народное творчество. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора, их народная мудрость. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок. | Рассказ учителя. Беседа. | Закрепить знания учащихся о пословицах и поговорках. Учить раскрывать прямой и переносный смысл пословиц. Дать элементы конспектирования. Организовать самостоятельное чтение. Дополнить знания учащихся рассказом о Сфинксе. Учить детей придумывать загадки. | Пословицы и поговорки. Загадки. | Задание 8 (с. 43): придумать небольшой рассказ по одной из пословиц. Придумать загадку, а отгадку нарисовать. | ||||
7 | 23.09 | Подготовка к сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов?» | Урок развития речи. | Развивать эстетический вкус учащихся, обогащать лексикон учащихся, развивать речь учащихся . | Домашнее сочинение. | |||||
8 | 27.09 | Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях. | Рассказ учителя. Обучение чтению. | Помочь учащимся понять, зачем мы обращаемся к литературе далекого прошлого, что она дает современному читателю. Создать ощущение подлинности прикосновения к самим истокам нашей культуры. Продолжить знакомство с летописными сказаниями. Учить художественному пересказу произведения, умению оценивать ответы товарищей, участвовать в обсуждении. | Летописи | Подготовить художественный пересказ произведения. Найти репродукции картин художников, изображающие Древнюю Русь. | ||||
9 | 30.09 | Русские басни. И.И. Хемницер. Слово о баснописце. «Лев, учредивший совет». Осуждение неразумной государственной деятельности. И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка XVIII столетия. | Рассказ учителя. Беседа. | Расширить представления о басне как одном из старейших жанров литературы; развивать умение составлять рассказ с опорой на план. | Басни. | Стр.30, вопросы и задания. | ||||
10 | 4.10 | И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. | Рассказ учителя. Беседа. | Развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других. | Выучить наизусть понравившуюся басню. | |||||
11 | 7.10 | И.А. Крылов. «Осел и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории. | Беседа. Обучение чтению. | Развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других. | Аллегория. | Выучить наизусть басню. | ||||
12 | 11.10 | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению. | Рассказ учителя. Обучение чтению. | Рассказать о детских и лицейских годах жизни поэта. | Стихотворение | Выразительное чтение стихотворения «Узник». Индивидуально-групповые задания: стихотворения Пушкина о природе, выставка «Любимые уголки природы А.С. Пушкина». | ||||
13 | 14.10 | А.С. Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения «Зимнее утро». | Урок развития речи. | Рассказать о Пушкине-художнике, способном видеть красоту окружающей природы. Познакомить учащихся со стихотворением «Зимнее утро»; работать над выразительным чтением. Дать понятие о двусложных размерах стихотворения. | Композиция | 1) Творческое сочинение о любимом уголке родной природы (самост. работа, с. 70), рисунок. 2) Выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро». 3) Таблица «Двусложные размеры стиха». | ||||
14 | 18.10 | А.С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека. Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А.С. Пушкина. | Обучение чтению. Практикум. | Познакомить учащихся с жизнью Пушкина в период учебы в Царскосельском лицее. Учить самостоятельно подбирать материал, готовить сообщения, составлять устный портрет. | Жанр стихотворного послания. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов. | Стихотворение «И.И. Пущину» выучить наизусть. | ||||
15 | 21.10 | А.С. Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова. | Обучение чтению. Беседа. | Начать работу над романом, познакомить учащихся с его композицией. Выяснить первые впечатления от прочитанного. Раскрыть понятия «сюжет» и «композиция». Учить составлять план событий, восстанавливать их истинный ход. | Конфликт в произведении. | Читать главы VIII – XIX. Подготовиться к внеклассному чтению. | ||||
16 | 25.10 | Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести. | Беседа. Практикум. | Продолжить работу над романом. Учить анализировать отдельные эпизоды произведения. | Начать подготовку к сочинению по одному из изученных произведений А.С. Пушкина. | |||||
17 | 28.10 | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Обучение устному рассказу. Развитие понятия о композиции художественного произведения. Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина «Дубровский». | Урок развития речи. | Раскрыть понятия «сюжет» и «композиция». Учить составлять план событий, восстанавливать их истинный ход. | Композиция художественного произведения. | Подготовиться к контрольной работе. | ||||
18 | 11.11 | А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня - крестьянка». «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения. | Беседа. | Развивать умение учащихся представлять героев, сочувствовать им, понимать их. | Сюжет. Повесть. Антитеза. | Стр.152, вопросы и задания . | ||||
19 | 15.11 | А.С. Пушкин. «Выстрел». Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них. | Урок внеклассного чтения. | Развивать умение учащихся представлять героев, сочувствовать им, понимать их. | Отзыв о прочитанной повести | |||||
20 | 18.11 | Контрольная работа или тестирование по творчеству А.С. Пушкина. | Урок контроля. | |||||||
21 | 22.11 | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций. | Рассказ учителя. Обучение чтению. | Познакомить учащихся со стихотворением «Тучи». Продолжить знакомство со стихотворными размерами (изучить трехсложные размеры). | Композиция стихотворения. | Найти в стихотворении «Тучи» инверсии и повторы, указать их роль. Определить размер стиха в стихотворениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова по выбору учителя. Подобрать по 2 примера на каждый стихотворный размер. | ||||
22 | 25.11 | Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения. | Практикум. | Продолжить чтение и обсуждение стихотворений М.Ю. Лермонтова. Дать учащимся возможность почувствовать красоту лермонтовских стихов. Работать над выразительным чтением. Дать понятие «антитеза», «метафора». | Антитеза как основной композиционный прием. | Одно стихотворение (по выбору учащихся) выучить наизусть. Теория литературы: «антитеза» (конспект в тетради). Составить небольшой рассказ, построенный на антитезе (задание для самост. работы (учебник, с. 70)). Вопрос 4 (с. 156 учебника) - аллитерация. | ||||
23 | 30.11 | М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация. Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М.Ю. Лермонтова. | Беседа. Практикум. | Продолжить чтение и обсуждение стихотворений М.Ю. Лермонтова. Дать учащимся возможность почувствовать красоту лермонтовских стихов. Работать над выразительным чтением. | Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация. | Выразительное чтение стихотворения. | ||||
24 | 2.12 | Классное сочинение «Мое любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова». | Урок развития речи. | |||||||
25 | 6.12 | И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора. | Рассказ учителя. Беседа. | Заинтересовать учащихся личностью известного русского писателя: познакомить с произведением, в котором писатель сумел показать чудесную природу России, безрадостную тяжелую жизнь крепостных людей, духовный мир крестьянских детей. | Гуманистический пафос. | Выразительное чтение рассказа. | ||||
26 | 9.12 | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. | Практикум. | Показать роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Понаблюдать, как через портреты героев писатель передает их характер; учить монологической речи. | Портрет. | Пересказ одного из эпизодов. | ||||
27 | 13.12 | Н.В. Гоголь. «Старосветские помещики». | Урок внеклассного чтения. | Продолжить знакомство с творчеством Гоголя. | ||||||
28 | 16.12 | Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. «Листья». Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева. | Рассказ учителя. Практикум. | Заинтересовать учащихся личностью известного русского писателя: познакомить с произведением, в котором писатель сумел показать чудесную природу России Дать учащимся возможность почувствовать красоту тютчевских стихов. | Выразительное чтение стихотворения. | |||||
29 | 20.12 | Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело …». «С поляны коршун поднялся …». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении. Обучение анализу одного стихотворения. | Урок развития речи. | Работать над выразительным чтением. Показать роль антитезы в стихотворении. Продолжить обучение анализу стихотворения. | Роль антитезы в стихотворении. | Анализ стихотворения«С поляны коршун поднялся …». | ||||
30 | 23.12 | А.А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила …». «Опять незримые усилья …». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. А.А. Фет. «Еще майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. А.А. Фет. «Учись у них – у дуба, у березы …». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности. | Рассказ учителя. Обучение чтению. | Заинтересовать учащихся личностью известного русского писателя: познакомить с произведением, в котором писатель сумел показать чудесную природу России. Дать учащимся возможность почувствовать красоту фетовских стихов. Работать над выразительным чтением. | Выразительное чтение стихотворений. | |||||
31 | 27.12 | Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. | Урок контроля. | |||||||
32 | Резервный урок. |
I I I четверть | |||||||||||
33 | Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя. | Рассказ учителя. Обучение чтению. | Познакомить учащихся с теми событиями и жизненными впечатлениями детства и юности Некрасова, которые повлияли на творчество поэта. Познакомить со стихотворением «Железная дорога». Работать с «трудными» словами из стихотворения. | Выразительное чтение стихотворения; выписать в тетрадь «трудные слова»; дать им толкование. | |||||||
34 | Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций. | Беседа. Практикум. | Продолжить работу над стихотворением «Железная дорога». Подвести учащихся к главному выводу Некрасова – к мысли о величии русского народа, создателя духовных и материальных ценностей. | Эпиграф, диалог-спор, реальность и фантастика. | Отрывок из стихотворения (I главку) выучить наизусть; подобрать и подготовить выразительное чтение одного из стихотворений Некрасова (на выбор). | ||||||
35 | Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова. | Урок внеклассного чтения. | Продолжить знакомство с лирикой Некрасова. | Историческая поэма. | Читать сказ Лескова «Левша». | ||||||
36 | Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказке Н.С. Лескова «Левша». Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести. | Рассказ учителя. Беседа. | Сообщить учащимся краткие биографические сведения о Лескове. Познакомить с историей создания «Левши», начать работу над сказом. Учить определять жанр сказа; основную идею. | Понятие о сказе. | Читать главы 4-10. Выделить ( и записать ) цитаты, характеризующие царя Николая Павловича, Платова, левшу. Приготовить художественный пересказ одной из глав. Читать вступительную статью учебника ( с. 231-232 ). | ||||||
37 | Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С. Лескова «Левша». | Урок развития речи. | Учить давать сопоставительную характеристику героям; рассказывать о герое (портрет, история жизни); выразительно читать по ролям; кратко пересказывать текст. | Подготовиться к внеклассному чтению. Н.С. Лесков «Человек на часах». | |||||||
38 | Н.С. Лесков. «Человек на часах». | Урок внеклассного чтения. | Продолжить знакомство учащихся с творчеством Н.С. Лескова. | Прочитайте другие рассказы Лескова: «Тупейный художник», «Обман», «Однодум» | |||||||
39 | А.П. Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте. | Урок внеклассного чтения. | Организовать «встречу» учащихся с А.П. Чеховым – писателем и человеком. Попытаться раскрыть природу смешного в рассказах Чехова. | Инсценирование эпизодов рассказа. | |||||||
40 | А.П. Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. | Практикум. | Продолжить знакомство с творчеством Чехова; работать над выразительным чтением учащихся. | Художественная деталь как источник юмора. | Придумать короткий рассказ, в котором было бы неожиданное и смешное; прочитать рассказ «Смерть чиновника». | ||||||
41 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи …», «Посмотри – какая мгла …». Художественные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист …», «Чудный град …». А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы …». Развитие понятия о лирике. | Урок-концерт. | Расширить знания учащихся о русской поэзии XIX – начала XX века. Продолжить работу над выразительным чтением учащихся. | Развитие понятия о лирике. | |||||||
42 | А.П. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова. | Рассказ учителя. Обучение чтению. | Дать сведения из биографии А.П. Платонова. Познакомить с повестью-былью «Неизвестный цветок», обратив внимание учащихся на своеобразие языка писателя, неповторимость его стиля; раскрыть художественное выражение мысли писателя, образную систему рассказа. | ||||||||
43 | А.С. Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги А.С. Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении. | Рассказ учителя. Беседа. | Познакомить учащихся с биографией писателя, его рассказом «Алые паруса»; постараться передать искреннюю и доверчивую интонацию автора. Продолжить словарную работу. Рассмотреть нравственные вопросы, поднятые писателем (что такое честность, долг, истинная доброта, требовательность к человеку). | ||||||||
44 | М.М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти. | Рассказ учителя. Обучение чтению. | Познакомить учащихся с отдельными фактами биографии писателя, пробудить интерес к его творчеству. | Сказ-быль | Рассказ о писателе; выучить литературные понятия; читать сказку-быль до слов: «Деревья так жалобно стонали …» ( с. 42 ). | ||||||
45 | Образ природы в сказе-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе». | Беседа. Практикум. | Познакомить учащихся с идейно - художественными особенностями сказки-были, характерами главных героев. Объяснить, почему «Кладовая солнца» называется «сказкой-былью». | ||||||||
46 | Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению. | Урок развития речи. | Знать жанровые особенности сказки-были; о метафорическом смысле заглавии сказки. Уметь детально разбирать фрагмент текста; обмениваться мнениями о прочитанном; использовать в беседе прием словесного рисования; раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы. | Особенности композиции и сказе-были | |||||||
47 | Классное сочинение «Человек и природа в сказе-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». | Урок развития речи. | |||||||||
48 | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины …» Н.И. Рыленков. «Бой шел всю ночь …». Д.С. Самойлов. «Сороковые» и др. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению. | Урок развития речи. | Знать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны о жизни и творчестве К.Симонова, А.Суркова, Сергея Орлова, Давида Самойлова; о поэзии военных лет (общая характеристика); понятия (эпитет, инверсия, метафора, баллада); конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России; Уметь работать над комплексным анализом стихотворения; выразительно читать стихотворения; работать с репродукцией картины; производить сопоставительный анализ. | ||||||||
49 | А.А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война. | Урок внеклассного чтения. | |||||||||
50 | В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа. | Рассказ учителя. Обучение чтению. | Познакомить учащихся с биографией писателя, его рассказом «Конь с розовой гривой»; постараться передать искреннюю и доверчивую интонацию автора. Продолжить словарную работу. Рассмотреть нравственные вопросы, поднятые писателем (что такое честность, долг, истинная доброта, требовательность к человеку). | Выделить и пересказать эпизоды рассказа, которые помогают понять, как герой был втянут в тяжкий обман. Сравнить поведение Саньки и рассказчика в эпизоде с ягодами. По желанию: сделать иллюстрацию к одному из эпизодов рассказа и озаглавить ее. | |||||||
51 | В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении. Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | Урок развития речи. | Знать о жизни и творчестве В.П.Астафьева; понятия (автобиографическая проза, пейзаж); содержание рассказа «Конь с розовой гривой», основные черты характера героя; Уметь работать с текстом по самостоятельно составленному плану; отмечать особенности композиции и своеобразие языка рассказа. | Юмор | |||||||
52 | В.Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени. | Рассказ учителя. Обучение чтению. | Познакомить учащихся с содержанием рассказа. Помочь раскрыть духовные ценности, которые делают человека богаче и добрее. | Дочитать рассказ; ответить на вопросы: как вел себя мальчик во время драки? Как это его характеризует? | |||||||
53 | Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. | Беседа. | Показать сложный внутренний мир героя, помочь ребятам обнаружить и в себе неисчерпаемые запасы доброты и настоящей красоты. Показать душевную щедрость учительницы, отметить ее роль в жизни мальчика. | Расскажите о герое по плану, данному в учебнике ( с. 155 ); ответить письменно на вопрос: «Почему голодающий мальчик не принял посылку с продуктами?». Подготовиться к сочинению. | |||||||
54 | Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина». | Урок развития речи. | Уметь сжато пересказывать; обсуждать содержание рассказа «Уроки французского»; пояснять мотивы поведения героя рассказа; работать с толковым словарем и иллюстрациями; выбирать эпизоды для анализа теста; составлять план сочинения. | ||||||||
55 | Н.М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике. | Рассказ учителя. Беседа. | Дать учащимся представление об основных особенностях художественного мира Рубцова; отметить «песенность» его поэзии. Отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения. | Сделать иллюстрацию к стихотворению. Выучить наизусть одно из стихотворений, работать над выразительностью чтения стихотворений. Составить устное сочинение о родном доме, любимом уголке природы. | |||||||
56 | Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». | Рассказ учителя. Беседа. | Познакомить учащихся с этим интересным писателем, с его произведениями, и пробудить к ним интерес. | Юмор | Вспомните смешной случай из вашей жизни. Расскажите о нем (задание на с. 174 учебника). Составить кроссворд по рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла». Подготовиться к внеклассному чтению (сборник рассказов Ф. Искандера «Первое дело»). | ||||||
57 | Контрольная работа или тестирование по творчеству Н.А. Некрасова, Н.С. Лескова, А.П. Чехова, М.М. Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне. | Урок контроля. | |||||||||
IV четверть | |||||||||||
58 | Родная природа в русской поэзии ХХ века. А.А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов. С.А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали …», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С.А. Есенина. Обучение выразительному чтению. | Рассказ учителя. Обучение чтению. | Показать, как лирика А. Блока передает трагическое мироощущение человека ХХ века. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Есенина; показать народность его поэзии, чувство родства с окружающим миром. Познакомить учащихся с о традициями в поэзии ХХ века; Поговорить о вечности темы природы в творчестве поэтов и музыкантов и разности ее проявления; о разнообразии и выразительности образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов Знать термины (лирический герой, эпитет, метафора); о разнообразии и выразительности образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов Учить беседовать по услышанному; работать с репродукциями; использовать в речи прием словесного рисования; подтверждать свои рассуждения текстом; выразительно читать стихотворения; определять способы создания образов; анализировать и сопоставлять лирическое стихотворение по предложенному плану. | Средства создания поэтических образов. | Выразительное чтение стихотворений А. Блока. Выучить наизусть стихотворение Есенина ( по выбору ); сделать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению. | ||||||
59 | А.А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие …». Обучение анализу одного стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики. | Практикум. | Познакомить учащихся с поэтическим миром А.А. Ахматовой, с выразительностью художественного языка поэтессы. | Прочитайте другие стихотворения Ахматовой; подготовьте выразительное чтение понравившегося стихотворения; запишите свои наблюдения: в чем своеобразие лирики А.А. Ахматовой. | |||||||
60 | К. Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда …», «Каким бы ни был малым мой народ …». Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации. Г. Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека. | Урок внеклассного чтения. | Познакомить учащихся с поэтическим миром К. Кулиева и Г. Тукая, с выразительностью художественного языка поэтов. | ||||||||
61 | В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина. | Рассказ учителя. Беседа. | Познакомить учащихся с биографией писателя, его рассказами «Срезал» и «Критики»; постараться передать искреннюю и доверчивую интонацию автора. Продолжить словарную работу. Рассмотреть нравственные вопросы, поднятые писателем (что такое честность, долг, истинная доброта, требовательность к человеку). | ||||||||
62 | М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы. | Урок внеклассного чтения. | Знать о жизни и творчестве М.Сервантес Сааведры, основных героев произведений и их характерные особенности; романтический сюжет и его реалистическое воплощение. Уметь самостоятельно работать с материалом учебника о писателях; показать навыки комментированного, выразительного и аналитического чтения; беседовать по содержанию прочитанного текста; читать по ролям. | ||||||||
63 | Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести. | Рассказ учителя. Беседа. | Знать о жизни и творчестве Ф.Шиллера, основных героев произведений и их характерные особенности; признаки баллады. Уметь самостоятельно работать с материалом учебника о писателях; показать навыки комментированного, выразительного и аналитического чтения; беседовать по содержанию прочитанного текста. | Баллада | |||||||
64 | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении. | Урок внеклассного чтения. | Познакомить с жизнью и творчеством П.Мериме. Знать основных героев произведений и их характерные особенности. Уметь самостоятельно работать с материалом учебника о писателях; показать навыки комментированного, выразительного и аналитического чтения; беседовать по содержанию прочитанного текста; читать по ролям. Развивать умение грамотно давать характеристику литературным героям; воспитывать нравственные качества, такие как честь, совесть, достоинство, верность долгу. | Новелла. Романтизм и реализм | |||||||
65 | М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении. | Урок внеклассного чтения. | Познакомить учащихся с творчеством Марка Твена. Знать основных героев произведений и их характерные особенности; своеобразие и особенности юмора; Уметь самостоятельно работать с материалом учебника о писателях; показать навыки комментированного, выразительного и аналитического чтения; беседовать по содержанию прочитанного текста; читать по ролям. | Средства создания комического. | Прочитать произведение Марка Твена целиком и ответить на вопросы ( с. 197, № 3 ). Вспомнить смешные эпизоды в романе, пересказать их. Прочитать произведения Марка Твена из той же серии : «Том Сойер за границей», «Том Сойер – сыщик». | ||||||
66 | А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказе. Понятие о притче. | Урок внеклассного чтения. | Знать о жизни А. де Сент-Экзюпери, основных героев произведений и их характерные особенности; понятие философская сказка; особенности притчи. Уметь самостоятельно работать с материалом учебника о писателях; показать навыки комментированного, выразительного и аналитического чтения; беседовать по содержанию прочитанного текста; читать по ролям. | Философская сказка-притча. | |||||||
67 | Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?». Выявление уровня литературного развития учащихся. | Урок контроля. | |||||||||
68 | Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задания для летнего чтения. | Уроки развития речи. | Задание на лето |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
календарон-тематическое планирование по литературе программа В.Я.Коровиной ( 2 часа в неделю, 70 часов)...
календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс по УМК В лебедева
Календарно-тематическое планирование по лиетратуре в 10 классе по УМК В.Лебедева ( 3часа в неделю, 105 часов)...
Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс
Календарно-тематическое планирование в 8 классе по программе В.Я.Коровиной ( 2часа в неделю, 70 ч.)...
тематическое планирование по литературе 11 класс
Тематическое планирование по литературе 11 класс. Всего 102 часа. Составлено на основе программы для общеобразовательных школ (базовый уровень). Автор программы Коровина В.Я....
Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе "Программы по литературе для общеобразовательных учреждений" под ред. В.Я.Коровиной и учитывает требования «Обязательного ...
тематическое планирование по литературе 9 класс
Данное планиролвоние составлено к учебно-методическому комплексу " В мире литературы" под редакцией А. Г Кутузова. В планирование включены уроки внеклассного чтения....
Тематическое планирование по литературе 7 класс
Планирование по литературе 7 класс по программе Меркина (70 часов), содержит региональный компонент Ростовской области...