Тематическое планирование по литературе в 6 классе
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

 

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе

 

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ: 68 часов в год

ПРОГРАММА: «Литература. 5-11 классы./ под редакцией В.Я. Коровиной». – М.: Просвещение, 2005

УЧЕБНИК: «Литература. 6 класс. В 2 ч./ авт.-сост. В.П. Полухина, В.Я. Коровина и др.» - М.: Просвещение, 2006

 

Количество часов за год:

По программе – 68 часов

По факту – 68 часов

Учитель                     Т.А. Калганова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soglasovan1.doc261 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано

Зам. директора по УВР                         Степук Т.Н.

« ____ »  __________________ 2010 г.

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ: 68 часов в год

ПРОГРАММА: «Литература. 5-11 классы./ под редакцией В.Я. Коровиной». – М.: Просвещение, 2005

УЧЕБНИК: «Литература. 6 класс. В 2 ч./ авт.-сост. В.П. Полухина, В.Я. Коровина и др.» - М.: Просвещение, 2006

Количество часов за год:

По программе – 68 часов

По факту – 68 часов

Учитель                Т.А. Калганова

№ урока

Дата

Тема урока.

Тип урока.

Материал

учебника

Цель урока.

Теория литература

Задание на дом.

I полугодие.

1

2.09

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Прототип. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Беседа. Тестирование.

Подготовить учащихся к восприятию нового курса литературы. В рассказах о прочитанном учить подростков выделять главное, формулировать мысли четко и ясно, обосновывать свое мнение достаточно убедительно.

Прототип

Стр.5, вопросы и задания.

2

6.09

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе.

Рассказ учителя. Беседа.

Дать понятие о мифе.

Познакомить учащихся с «Подвигами Геракла».

Учить пересказывать, делая самостоятельные выводы.

Закрепить значение образных выражений, заимствованных из древнегреческой мифологии.

Учить объяснять свой выбор, делая самостоятельные выводы.

Мифы

Прочитать главы «Герои» и «Боги» в книге «Легенды и мифы Древней Греции» ( в переложении Н. Куна ).

Ответить на вопросы задания IV (1, 2, 3) учебника (с.11), нарисовать свои иллюстрации к мифам Древней Греции .

3

9.09

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенды об Арионе». Отличие мифа от сказки.

Рассказ учителя. Беседа.

Дать понятие о легенде.

Познакомить учащихся с содержанием «Легенды об Арионе».

Обогащать лексикон учащихся.

Отличие мифа от сказки.

Составить рассказ об Арионе (его прошлое, род занятий, поведение во время смертельной опасности, почему он просит корабельщиков «позволить ему спеть в полном наряде певца»).

4

13.09

Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе.

Урок внеклассного чтения.

Познакомить учащихся с основными событиями изучаемого произведения, обучать чтению поэмы.

Учить составлять характеристику героя на основании его поступков.

Уточнить знание учащимися текста, событийной стороны и героев в их взаимосвязи; выявить основные признаки понятий «гипербола», «постоянный эпитет», определить их роли.

Эпическая поэма.

 Героический эпос.

Составить (письменно) простой план текста эпизода «Одиссей у циклопов», прочитанного в классе.

1)подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка,

2)проиллюстрировать понравившийся эпизод,

5

16.09

Устное народное творчество.

Обрядовый фольклор.

Обрядовые песни.

Урок внеклассного чтения.

Познакомить учащихся с обрядовым фольклором (колядки, масленичные песни, весенние песни, летние и осенние песни).

Развивать эстетический вкус учащихся.

Работать над выразительным чтением песен, обогащать лексикон учащихся.

Обрядовый фольклор.

Читать статью учебника (с. 33-35), ответить на вопросы 1, 2, 4 (с. 38); индивидуальные задания по группам.

Чтение песен, ответить на в. 9 (с. 38).

6

20.09

Устное народное творчество.

Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора, их народная мудрость.

Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок.

Рассказ учителя. Беседа.

Закрепить знания учащихся о пословицах и поговорках.

Учить раскрывать прямой и переносный смысл пословиц.

Дать элементы конспектирования.

Организовать самостоятельное чтение.

Дополнить знания учащихся рассказом о Сфинксе.

Учить детей придумывать загадки.

Пословицы и поговорки.

Загадки.

Задание 8 (с. 43): придумать небольшой рассказ по одной из пословиц.

Придумать загадку, а отгадку нарисовать.

7

23.09

Подготовка к сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов?»

Урок развития речи.

Развивать эстетический вкус учащихся, обогащать лексикон учащихся, развивать речь учащихся

.

Домашнее сочинение.

8

27.09

Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

Помочь учащимся понять, зачем мы обращаемся к литературе далекого прошлого, что она дает современному читателю.

Создать ощущение подлинности прикосновения к самим истокам нашей культуры.

Продолжить знакомство с летописными сказаниями.

Учить художественному пересказу произведения, умению оценивать ответы товарищей, участвовать в обсуждении.

Летописи

Подготовить художественный пересказ произведения. Найти репродукции картин художников, изображающие Древнюю Русь.

9

30.09

Русские басни.

И.И. Хемницер. Слово о баснописце. «Лев, учредивший совет». Осуждение неразумной государственной деятельности.

И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка XVIII столетия.

Рассказ учителя. Беседа.

Расширить представления о басне как одном из старейших жанров литературы; развивать умение составлять рассказ с опорой на план.

Басни.

Стр.30, вопросы и задания.

10

4.10

И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.

Рассказ учителя.

Беседа.

Развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.

Выучить наизусть понравившуюся басню.

11

7.10

И.А. Крылов. «Осел и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории.

Беседа.

Обучение чтению.

Развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.

Аллегория.

Выучить наизусть басню.

12

11.10

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению.

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

Рассказать о детских и лицейских годах жизни поэта.

Стихотворение

Выразительное чтение стихотворения «Узник».

Индивидуально-групповые задания: стихотворения Пушкина о природе, выставка «Любимые уголки природы А.С. Пушкина».

13

14.10

А.С. Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения «Зимнее утро».

Урок развития речи.

Рассказать о Пушкине-художнике, способном видеть красоту окружающей природы.

Познакомить учащихся со стихотворением «Зимнее утро»; работать над выразительным чтением.

Дать понятие о двусложных размерах стихотворения.

Композиция

1) Творческое сочинение о любимом уголке родной природы (самост. работа, с. 70), рисунок.

2) Выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро».

3) Таблица «Двусложные размеры стиха».

14

18.10

А.С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека.

Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А.С. Пушкина.

Обучение чтению.

Практикум.

Познакомить учащихся с жизнью Пушкина в период учебы в Царскосельском лицее.

Учить самостоятельно подбирать материал, готовить сообщения, составлять устный портрет.

Жанр стихотворного послания.

Эпитет, метафора как средства создания художественных образов.

Стихотворение «И.И. Пущину» выучить наизусть.

15

21.10

А.С. Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова.

Обучение чтению.

Беседа.

Начать работу над романом, познакомить учащихся с его композицией.

Выяснить первые впечатления от прочитанного.

Раскрыть понятия «сюжет» и «композиция».

Учить составлять план событий, восстанавливать их истинный ход.

Конфликт в произведении.

Читать главы VIII – XIX.

Подготовиться к внеклассному чтению.

16

25.10

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.

Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести.

Беседа.

Практикум.

Продолжить работу над романом. Учить анализировать отдельные эпизоды произведения.

Начать подготовку к сочинению по одному из изученных произведений А.С. Пушкина.

17

28.10

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Обучение устному рассказу. Развитие понятия о композиции художественного произведения. Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина «Дубровский».

Урок развития речи.

Раскрыть понятия «сюжет» и «композиция».

Учить составлять план событий, восстанавливать их истинный ход.

Композиция художественного произведения.

Подготовиться к контрольной работе.

18

11.11

А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня - крестьянка». «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения.

Беседа.

Развивать умение учащихся представлять героев, сочувствовать им, понимать их.

Сюжет.

Повесть.

Антитеза.

Стр.152, вопросы и задания .

19

15.11

А.С. Пушкин. «Выстрел». Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них.

Урок внеклассного чтения.

Развивать умение учащихся представлять героев, сочувствовать им, понимать их.

Отзыв о прочитанной повести

20

18.11

Контрольная работа или тестирование по творчеству А.С. Пушкина.

Урок контроля.

21

22.11

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций.

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

Познакомить учащихся со стихотворением «Тучи».

Продолжить знакомство со стихотворными размерами (изучить трехсложные размеры).

Композиция стихотворения.

Найти в стихотворении «Тучи» инверсии и повторы, указать их роль.

Определить размер стиха в стихотворениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова по выбору учителя.

Подобрать по 2 примера на каждый стихотворный размер.

22

25.11

Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения.

Практикум.

Продолжить чтение и обсуждение стихотворений М.Ю. Лермонтова.

Дать учащимся возможность почувствовать красоту лермонтовских стихов.

Работать над выразительным чтением.

Дать понятие «антитеза», «метафора».

Антитеза как основной композиционный прием.

Одно стихотворение (по выбору учащихся) выучить наизусть.

Теория литературы: «антитеза» (конспект в тетради).

Составить небольшой рассказ, построенный на антитезе (задание для самост. работы (учебник, с. 70)).

Вопрос 4 (с. 156 учебника) - аллитерация.

23

30.11

М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.

Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация. Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М.Ю. Лермонтова.

Беседа.

Практикум.

Продолжить чтение и обсуждение стихотворений М.Ю. Лермонтова.

Дать учащимся возможность почувствовать красоту лермонтовских стихов.

Работать над выразительным чтением.

Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация.

Выразительное чтение стихотворения.

24

2.12

Классное сочинение «Мое любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова».

Урок развития речи.

25

6.12

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора.

Рассказ учителя. Беседа.

Заинтересовать учащихся личностью известного русского писателя: познакомить с произведением, в котором писатель сумел показать чудесную природу России, безрадостную тяжелую жизнь крепостных людей, духовный мир крестьянских детей.

Гуманистический пафос.

Выразительное чтение рассказа.

26

9.12

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров.

И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа.

Практикум.

Показать роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Понаблюдать, как через портреты героев писатель передает их характер; учить монологической речи.

Портрет.

Пересказ одного из эпизодов.

27

13.12

Н.В. Гоголь. «Старосветские помещики».

Урок внеклассного чтения.

Продолжить знакомство с творчеством Гоголя.

28

16.12

Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. «Листья». Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева.

Рассказ учителя.

Практикум.

Заинтересовать учащихся личностью известного русского писателя: познакомить с произведением, в котором писатель сумел показать чудесную природу России

Дать учащимся возможность почувствовать красоту тютчевских стихов.

Выразительное чтение стихотворения.

29

20.12

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело …». «С поляны коршун поднялся …». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении. Обучение анализу одного стихотворения.

Урок развития речи.

Работать над выразительным чтением.

Показать роль антитезы в стихотворении.

Продолжить обучение анализу  стихотворения.

Роль антитезы в стихотворении.

Анализ стихотворения«С поляны коршун поднялся …».

30

23.12

А.А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила …». «Опять незримые усилья …». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали.

А.А. Фет. «Еще майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви.

А.А. Фет. «Учись у них – у дуба, у березы …». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

Заинтересовать учащихся личностью известного русского писателя: познакомить с произведением, в котором писатель сумел показать чудесную природу России.

Дать учащимся возможность почувствовать красоту фетовских стихов.

Работать над выразительным чтением.

Выразительное чтение стихотворений.

31

27.12

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета.

Урок контроля.

32

Резервный урок.

I I I четверть

33

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя.

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

Познакомить учащихся с теми событиями и жизненными впечатлениями детства и юности Некрасова, которые повлияли на творчество поэта.

Познакомить со стихотворением «Железная дорога». Работать с «трудными» словами из стихотворения.

Выразительное чтение стихотворения; выписать в тетрадь «трудные слова»; дать им толкование.

34

Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.

Беседа.

Практикум.

Продолжить работу над стихотворением «Железная дорога».

Подвести учащихся к главному выводу Некрасова – к мысли о величии русского народа, создателя духовных и материальных ценностей.

Эпиграф, диалог-спор, реальность и фантастика.

Отрывок из стихотворения (I главку) выучить наизусть; подобрать и подготовить выразительное чтение одного из стихотворений Некрасова (на выбор).

35

Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова.

Урок внеклассного чтения.

Продолжить знакомство с лирикой Некрасова.

Историческая поэма.

Читать сказ Лескова «Левша».

36

Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа.

Изображение представителей царской власти в сказке Н.С. Лескова «Левша». Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести.

Рассказ учителя.

Беседа.

Сообщить учащимся краткие биографические сведения о Лескове.

Познакомить с историей создания «Левши», начать работу над сказом.

Учить определять жанр сказа;

основную идею.

Понятие о сказе.

Читать главы 4-10.

Выделить ( и записать ) цитаты, характеризующие царя Николая Павловича, Платова, левшу.

Приготовить художественный пересказ одной из глав.

Читать вступительную статью учебника ( с. 231-232 ).

37

Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С. Лескова «Левша».

Урок развития речи.

Учить давать сопоставительную характеристику героям; рассказывать о герое (портрет, история жизни);

выразительно читать по ролям;

кратко пересказывать текст.

Подготовиться к внеклассному чтению. Н.С. Лесков «Человек на часах».

38

Н.С. Лесков. «Человек на часах».

Урок внеклассного чтения.

Продолжить знакомство учащихся с творчеством Н.С. Лескова.

Прочитайте другие рассказы Лескова: «Тупейный художник», «Обман», «Однодум»

39

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.

Урок внеклассного чтения.

Организовать «встречу» учащихся с А.П. Чеховым – писателем и человеком.

Попытаться раскрыть природу смешного в рассказах Чехова.

Инсценирование эпизодов рассказа.

40

А.П. Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

Практикум.

Продолжить знакомство с творчеством Чехова; работать над выразительным чтением учащихся.

Художественная деталь как источник юмора.

Придумать короткий рассказ, в котором было бы неожиданное и смешное; прочитать рассказ «Смерть чиновника».

41

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.

Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи …», «Посмотри – какая мгла …». Художественные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике.

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист …», «Чудный град …».

А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы …». Развитие понятия о лирике.

Урок-концерт.

Расширить знания учащихся о русской поэзии XIX – начала XX века.

Продолжить работу над выразительным чтением учащихся.

Развитие понятия о лирике.

42

А.П. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

Дать сведения из биографии А.П. Платонова.

Познакомить с повестью-былью «Неизвестный цветок», обратив внимание учащихся на своеобразие языка писателя, неповторимость его стиля; раскрыть художественное выражение мысли писателя, образную систему рассказа.

43

А.С. Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни.

Душевная чистота главных героев книги А.С. Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении.

Рассказ учителя.

Беседа.

Познакомить учащихся с биографией писателя, его рассказом «Алые паруса»; постараться передать искреннюю и доверчивую интонацию автора.

Продолжить словарную работу.

Рассмотреть нравственные вопросы, поднятые писателем (что такое честность, долг, истинная доброта, требовательность к человеку).

44

М.М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

Познакомить учащихся с отдельными фактами биографии писателя, пробудить интерес к его творчеству.

Сказ-быль

Рассказ о писателе; выучить литературные понятия; читать сказку-быль до слов: «Деревья так жалобно стонали …» ( с. 42 ).

45

Образ природы в сказе-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».

Беседа.

Практикум.

Познакомить учащихся с идейно - художественными особенностями сказки-были, характерами главных героев.

Объяснить, почему «Кладовая солнца» называется «сказкой-былью».

46

Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Подготовка к сочинению.

Урок развития речи.

Знать жанровые особенности сказки-были; о  метафорическом смысле заглавии сказки.

Уметь детально разбирать фрагмент текста; обмениваться мнениями о прочитанном; использовать в беседе прием словесного рисования; раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы.

Особенности композиции и сказе-были

47

Классное сочинение «Человек и природа в сказе-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Урок развития речи.

48

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках.

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины …»

Н.И. Рыленков. «Бой шел всю ночь …».

Д.С. Самойлов. «Сороковые» и др.

Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению.

Урок развития речи.

Знать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны о жизни и творчестве К.Симонова, А.Суркова, Сергея Орлова, Давида Самойлова; о поэзии военных лет (общая характеристика);

понятия (эпитет, инверсия, метафора, баллада); конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России;

Уметь работать над комплексным анализом стихотворения; выразительно читать стихотворения; работать с репродукцией картины; производить сопоставительный анализ.

49

А.А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война.

Урок внеклассного чтения.

50

В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа.

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

Познакомить учащихся с биографией писателя, его рассказом «Конь с розовой гривой»; постараться передать искреннюю и доверчивую интонацию автора.

Продолжить словарную работу.

Рассмотреть нравственные вопросы, поднятые писателем (что такое честность, долг, истинная доброта, требовательность к человеку).

Выделить и пересказать эпизоды рассказа, которые помогают понять, как герой был втянут в тяжкий обман.

Сравнить поведение Саньки и рассказчика в эпизоде с ягодами.

По желанию: сделать иллюстрацию к одному из эпизодов рассказа и озаглавить ее.

51

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении.

Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Урок развития речи.

Знать о жизни и творчестве В.П.Астафьева; понятия (автобиографическая проза, пейзаж); содержание рассказа «Конь с розовой гривой», основные черты характера героя;

Уметь работать с текстом  по самостоятельно составленному плану; отмечать особенности композиции и своеобразие языка рассказа.

Юмор

52

В.Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

Познакомить учащихся с содержанием рассказа.

Помочь раскрыть духовные ценности, которые делают человека богаче и добрее.

Дочитать рассказ; ответить на вопросы: как вел себя мальчик во время драки? Как это его характеризует?

53

Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика.

Беседа.

Показать сложный внутренний мир героя, помочь ребятам обнаружить и в себе неисчерпаемые запасы доброты и настоящей красоты.

Показать душевную щедрость учительницы, отметить ее роль в жизни мальчика.

Расскажите о герое по плану, данному в учебнике ( с. 155 ); ответить письменно на вопрос: «Почему голодающий мальчик не принял посылку с продуктами?».

Подготовиться к сочинению.

54

Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина».

Урок развития речи.

Уметь сжато пересказывать; обсуждать содержание рассказа «Уроки французского»; пояснять мотивы поведения героя рассказа; работать с толковым словарем и иллюстрациями; выбирать эпизоды для анализа теста; составлять план сочинения.

55

Н.М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.

Рассказ учителя.

Беседа.

Дать учащимся представление об основных особенностях художественного мира Рубцова; отметить «песенность» его поэзии.

Отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения.

Сделать иллюстрацию к стихотворению.

Выучить наизусть одно из стихотворений, работать над выразительностью чтения стихотворений.

Составить устное сочинение о родном доме, любимом уголке природы.

56

Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.

Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

Рассказ учителя.

Беседа.

Познакомить учащихся с этим интересным писателем, с его произведениями, и пробудить к ним интерес.

Юмор

Вспомните смешной случай из вашей жизни. Расскажите о нем (задание на с. 174 учебника).

Составить кроссворд по рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла».

Подготовиться к внеклассному чтению (сборник рассказов Ф. Искандера «Первое дело»).

57

Контрольная работа или тестирование по творчеству Н.А. Некрасова, Н.С. Лескова, А.П. Чехова, М.М. Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне.

Урок контроля.

IV четверть

58

Родная природа в русской поэзии ХХ века.

А.А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов.

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали …», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С.А. Есенина. Обучение выразительному чтению.

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

Показать, как лирика А. Блока передает трагическое мироощущение человека ХХ века.

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Есенина; показать народность его поэзии, чувство родства с окружающим миром.

Познакомить учащихся с о традициями в поэзии ХХ века;

Поговорить о вечности темы природы в творчестве поэтов и музыкантов и разности ее проявления; о разнообразии и выразительности образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов

Знать термины (лирический герой, эпитет, метафора); о разнообразии и выразительности образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов

Учить беседовать по услышанному; работать с репродукциями; использовать в речи прием словесного рисования; подтверждать свои рассуждения текстом;

выразительно читать стихотворения;

определять способы создания образов;

анализировать и сопоставлять лирическое стихотворение по предложенному плану.

Средства создания поэтических образов.

Выразительное чтение стихотворений А. Блока.

Выучить наизусть стихотворение Есенина ( по выбору ); сделать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению.

59

А.А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие …». Обучение анализу одного стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики.

Практикум.

Познакомить учащихся с поэтическим миром А.А. Ахматовой, с выразительностью художественного языка поэтессы.

Прочитайте другие стихотворения Ахматовой; подготовьте выразительное чтение понравившегося стихотворения; запишите свои наблюдения: в чем своеобразие лирики А.А. Ахматовой.

60

К. Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда …», «Каким бы ни был малым мой народ …». Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации.

Г. Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека.

Урок внеклассного чтения.

Познакомить учащихся с поэтическим миром К. Кулиева и Г. Тукая, с выразительностью художественного языка поэтов.

61

В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина.

Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

Рассказ учителя.

Беседа.

Познакомить учащихся с биографией писателя, его рассказами «Срезал» и «Критики»; постараться передать искреннюю и доверчивую интонацию автора.

Продолжить словарную работу.

Рассмотреть нравственные вопросы, поднятые писателем (что такое честность, долг, истинная доброта, требовательность к человеку).

62

М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы.

Урок внеклассного чтения.

Знать о жизни и творчестве  М.Сервантес Сааведры, основных героев произведений и их характерные особенности; романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Уметь самостоятельно работать с материалом учебника о писателях; показать навыки комментированного, выразительного  и аналитического чтения; беседовать по содержанию прочитанного текста;

читать по ролям.

63

Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

Рассказ учителя.

Беседа.

Знать о жизни и творчестве  Ф.Шиллера, основных героев произведений и их характерные особенности; признаки баллады.

Уметь самостоятельно работать с материалом учебника о писателях; показать навыки комментированного, выразительного  и аналитического чтения; беседовать по содержанию прочитанного текста.

Баллада

64

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.

Урок внеклассного чтения.

Познакомить  с жизнью и творчеством  П.Мериме.

Знать основных героев произведений и их характерные особенности.

Уметь самостоятельно работать с материалом учебника о писателях; показать навыки комментированного, выразительного  и аналитического чтения; беседовать по содержанию прочитанного текста;

читать по ролям.

Развивать умение грамотно давать характеристику литературным героям; воспитывать нравственные качества, такие как честь, совесть, достоинство, верность долгу.

Новелла.

 Романтизм и реализм

65

М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях.

Том и Гек: общность и различие.

Средства создания комического. Юмор в произведении.

Урок внеклассного чтения.

Познакомить учащихся с творчеством Марка Твена.

 Знать основных героев произведений и их характерные особенности; своеобразие и особенности юмора;

Уметь самостоятельно работать с материалом учебника о писателях; показать навыки комментированного, выразительного  и аналитического чтения; беседовать по содержанию прочитанного текста; читать по ролям.

Средства создания комического.

Прочитать произведение Марка Твена целиком и ответить на вопросы ( с. 197, № 3 ).

Вспомнить смешные эпизоды в романе, пересказать их.

Прочитать произведения Марка Твена из той же серии : «Том Сойер за границей», «Том Сойер – сыщик».

66

А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказе. Понятие о притче.

Урок внеклассного чтения.

Знать о жизни А. де Сент-Экзюпери, основных героев произведений и их характерные особенности; понятие философская сказка; особенности притчи.

Уметь самостоятельно работать с материалом учебника о писателях; показать навыки комментированного, выразительного  и аналитического чтения; беседовать по содержанию прочитанного текста;

читать по ролям.

Философская сказка-притча.

67

Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?».

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Урок контроля.

68

Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задания для летнего чтения.

Уроки развития речи.

Задание на лето


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс

календарон-тематическое планирование по литературе программа В.Я.Коровиной ( 2 часа в неделю, 70 часов)...

календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс по УМК В лебедева

Календарно-тематическое планирование по лиетратуре в 10 классе по УМК В.Лебедева ( 3часа в неделю, 105 часов)...

Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс

Календарно-тематическое планирование в 8 классе по программе В.Я.Коровиной ( 2часа в неделю, 70 ч.)...

тематическое планирование по литературе 11 класс

Тематическое планирование по литературе 11 класс. Всего 102 часа. Составлено на основе программы для общеобразовательных школ (базовый уровень). Автор программы Коровина В.Я....

Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе  "Программы по литературе для общеобразовательных учреждений" под ред. В.Я.Коровиной и учитывает требования «Обязательного ...

тематическое планирование по литературе 9 класс

Данное планиролвоние составлено к учебно-методическому комплексу  " В мире литературы" под редакцией А. Г Кутузова. В планирование включены уроки внеклассного чтения....

Тематическое планирование по литературе 7 класс

Планирование по литературе 7 класс по программе Меркина (70 часов), содержит региональный компонент Ростовской области...