игра "Умники и умницы" в 11 классе по произведениям А.И.Куприна
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

гоменко татьяна валентиновна

Вопросы к игре-викторине по произведениям А.И.Куприна "Олеся", "Гранатовый браслет", "Поединок" предлагаются для проведения в 11 классе внеклассного мероприятия после изучения темы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umniki_i_umnicy_po_proizv.kuprina.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

. ВОПРОСЫ К ИГРЕ «УМНИКИ И УМНИЦЫ»

ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А.И.КУПРИНА

в 11 классе

составлены учителем Гоменко Т.В.

Розыгрыш дорожек перед I агоном

  1. Вы знаете, что А.И. Куприн был очень увлеченным человеком. Он был и конторщиком, и грузчиком, и актером, и продавцом унитазов, зубопротезным техником. Он в скафандре опускался на дно морское, а в небо поднимался на воздушном шаре и чуть не погиб в падающем аэроплане. С каким знаменитым летчиком Куприн летал на воздушном шаре? (с Сергеем Уточкиным).
  2. О каких событиях А.И. Куприн в 1905 г. написал статью в газету и был обвинен и выслан из Крыма? (о расправе с восставшими моряками крейсера «Очаков»)

I АГОН

Зеленая дорожка

Желтая дорожка

Красная дорожка

Олеся

Мануйлиха

Иван Тимофеевич

Вы брюнетка лет 20-25. Ваша прелесть в больших темных глазах. Тонкие надломленные брови придают неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности.

Все черты вашего лица похожи на бабу-ягу: худые щеки, втянутые внутрь, длинный, дряблый подбородок, висящий вниз нос, провалившийся беззубый рот.

Вас судьба забросила на 6 месяцев в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья. Человек Вы хоть и добрый, но слабый, доброта Ваша не хорошая, не сердечная. Слову Вы своему не господин. Сердце у Вас холодное, ленивое.

  1. Вы всю жизнь будете вспоминать девушку, которую повстречали в Полесье, Вы, конечно, помните тот эпизод, когда Олеся провожала вас и показывала свои гипнотические действия. Вы тогда очень внимательно посмотрели на нее и вспомнили увиденное в Третьяковской галерее. Что именно вы видели (голову Медузы)
  2. Каким образом вы защитили Мануйлиху и Олесю от нападок местного урядника? (Подарил ружье уряднику)

  1. В какой праздник произошла трагедия, когда Вас избили перебродские крестьяне? /день Святой Троицы./

  1. Вспомните сцену прощания с Иваном Тимофеевичем. О чем жалели тогда? (что не останется ребеночка)

  1. Какую вещь Вы оставили на память о себе Ивану Тимофеевичу? (нитку дешевых коралловых красных бус)
  2. Вы помните, что вам с бабушкой жилось тяжело, и в местечко за товаром ходили раз в год. Что покупаете специально для бабушки? Что она любит? (чай)

  1. Вы помните первую встречу с молодым человеком, случайно забредшим в Ириновский лес. Вероятно, Вы помните, что гадали ему на картах. А какие деньги он вам заплатил? (новый серебряный четвертак)

  1. Второй раз Иван Тимофеевич пришел к вам на болото, и вы потчевали его ужином? Что было сварено в горшке? Что входило (похлебка из гречневой крупы с салом, луком, картофелем и курицей)
  2. Помните прощание с Иваном Тимофеевичем, что предсказали деревне (грозу с градом)

Розыгрыш дорожек перед II агоном

  1. Какой эпиграф предваряет повесть Куприна «Гранатовый браслет»? (первая нотная строка из Второй сонаты Бетховена).
  2. Какая реальная история лежит в основе повести Куприна «Гранатовый браслет»? (история любви местного чиновника к жене члена государственного совета Д.И. Любимого)

II  АГОН

Зеленая дорожка

Желтая дорожка

Красная дорожка

Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства

Вы пошли в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах

  1. Назовите свою фамилию до замужества (Мирза-Булат-Тугановская)

  1. Вы помните свои Именины? Назовите дату именин (17 сентября/ 30 сентября) День Веры, Надежды, Любви.
  2. Вспомните, какие подарки вы получили в день ваших именин от мужа и сестры (от мужа серьги, из грушевидных жемчужин, от сестры записную книжку в старинном переплете с цепочкой венецианской работы)
  3. 4. Помните свой приход к покойному Желткову. Маски каких великих страдальцев напомнило Вам лицо умершего? (Пушнина и Наполеона)

Генерал Аносов Яков Михайлович

Вы тучный, высокий серебряный старец. У Вас большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и тем добродушно величавым, чуть - чуть презрительным выражением, в прищуренных глазах. Вы герой Шипки и других славных сражений, ныне комендант в г.К.

  1. Вы боевой генерал и, конечно, хорошо помните, как в Бухаресте на одной из улиц что-то купили у двух солдат, смазывающих сапоги. Что именно? (розовое масло в прекрасном хрустальном флаконе) Найдите на столе.
  2. Вы боевой офицер, раненный во многих сражениях, получивший увечье. Без каких предметов вы никогда  не ходите? (Рожок слуховой палка с резиновым наконечником)
  3. Вспомните, почему Вы расстались со своей женой? (изменила с актером)

Анна Николаевна Фриессе, сестра Веры Николаевны

Вы унаследовали монгольскую кровь отца. Вы на полголовы ниже своей сестры, несколько широки в плечах, живая и легкомысленная, насмешница

  1. Назовите Вашего и Вашей сестры знаменитого татарского предка. (Тамерлан или Ланг - Темира)

  1. Вспомните, пожалуйста, имя художника, который писал Ваш портрет (Борицкий)

Розыгрыш дорожки перед III агоном

  1. Над рукописью какого произведения плакал Куприн? («Гранатовый браслет»).
  2. Известно, что у всех героев «Гранатового браслета» были реальные прототипы. На связь с прозой какого норвежского писателя указывали критики? (Кнута Гамсуна)

III АГОН

Зеленая дорожка

Желтая дорожка

Красная дорожка

Желтков ГСЖ

Вы очень бледный, с нежным девичьим лицом. У Вас голубые глаза и упрямый подбородок. Вам около 30-35 лет.

  1. Вспомните подаренный Вере Николаевны подарок. Какое свойство он имел? (сообщать дар предвиденья носящим его женщинам и свойство охранять  мужчин от насильственной смерти)

  1. Какие самые дорогие для Вас вещи, принадлежавшие некогда  предмету. Вашего обожания, Вы хранили особенно бережно? Найдите в шкатулке на столе данные предметы. (Платок, забытый на стуле в Благородном собрании; записку княгини; программу художественной выставки)

  1. Господин Желтков, в записках княгини Веры Николаевны вы подписывали ГСЖ. А вспомните, как Вас называла квартирная хозяйка? (пан  Ежий)

  1. Куда вы просили Вашу квартирную хозяйку деть «Гранатовый браслет» (повесить на икону Богородицы)

Вы князь Шеин Василий Львович, предводитель дворянства, мастер на вымыслы. Несмотря на видное положение, едва сводили концы с концами. Ваше огромное родовое имение растряслось предками, а жить приходится выше средств.

  1. Уважаемый князь, Вы, конечно, помните необыкновенную страсть своей жены и ее сестры к азартным играм? Во что любили играть княгини? (в покер)

  1. Вам, Василий Львович, тоже предлагается вспомнить содержание юмористического альбома, где вы не толь рисовали, но и записывали стихи. Кому Вы посвятили следующие строки? «Твоя прекрасная нога - явленье страсти неземной. И дальше рассказали историю Лимы и юнкера. О ком эта история? ( о сестре Лиме, Людмиле Львовне, как вы назвали ее в альбоме)»
  2. Василий Львович! В своем юмористическом журнале вы называли генерала Желткова телеграфистом. Где на самом деле служил он? Что вы узнали о нем из газет? (чиновник контрольной палаты)

Мирза – Булат – Тугановский Николай Николаевич

Шурин князя Василия Львовича. Вы товарищ прокурора

  1. вы помните известные именины у своей сестры Веры Николаевны и то юмористический альбом, который рисовал Василий Львович, ваш зять. Что Василий Львович рассказал о вас? (приключения петиметра князя Николая Булат-Тугановского в Монте-Карло)
  2. Вспомните приход к господину Желткову с князем Василием Львовичем и момент, когда Вы оказались в комнате одни. Как Вы назвали состояние души князя Шеина? (декадентство)

Розыгрыш дорожек перед финалом

  1. В 1905 году в одном из своих писем к знаменитому писателю А.И. Куприн пишет: «Все смелое и буйное в моей повести принадлежит Вам». Кому были адресованы эти строки и по поводу какого произведения? (повесть «Поединок» была посвящена Горькому).
  2. За что лейтенант Шмидт пожал руку Куприну? (за повесть «Поединок»).

Зеленая дорожка

Желтая дорожка

Красная дорожка

Подпоручик Георгий Алексеевич Ромашов

Вы молоденький поручик среднего роста, худощавы, хотя довольно сильны для своего сложения, от большой застенчивости неловки, порой бескорыстны. Вы мечтатель, романтик добр по характеру, любите думать о себе в третьем лице. Любите ходить на вокзал, любоваться блестящими вагонами курьерского поезда.

  1. Георгий Алексеевич! Вспомните свое первое увлечение Раисой Петерсон и то письмо, которое она прислала Вам та. Вы вспомните, на какой танец она пригласила Вас заранее на вечере в одну их суббот (3-я кадриль)

  1. Георгий Алексеевич. Вы необыкновенный романтик. У Вас было одно увлеченье, о котором Вы никогда ни кому не рассказывали, т.к. Вы сами стеснялись этого занятия? (сочинял 3 повесть «Последний роковой дебют», это были литературные занятия)
  2. Георгий Алексеевич! Вы помните своего командира полковника Шульговича? Что объединяет Вас и А.И. Куприна? Где вы трое родились? (в Пензенской губернии)
  3. Георгий Алексеевич! Вы помните стычку с Николаевым? А помните ли решение суда общества офицеров Н-ского полка по поводу данного инцидента? (поединок - единственное средство удовлетворения оскорбленной чести и офицерского достоинства)

Николаева Александра Петровна

Вы простенькая и уютненькая женщина, мечтающая о большом светлом обществе, поклонниках, умных собеседниках. За внешней обаятельностью, безрассудностью, беспечностью, прозаичность, сила воли.

  1. Александра Петровна! Вы должны помнить несчастного Юрия Алексеевича, или Ромочку, как Вы его называли. Он приходил к Вам в гости, и Вы высказывали свое мнение, о качествах офицера, которое ярче всего проявляется в мирное время в.…В какой момент? (В поединках). За что вы ратуете?
  2. Сударыня! Когда - то Вы любили Назанского. Почему вы расстались с ним и как мог об этом узнать Ромашов. (В письме к Назанкскому Шурочка пишет, что тот недостоин ее любви, т.к. пьет. Назанский, не зная о чувствах Ромашова к Шурочке, читает письмо)
  3. Для чего вы, Александра Петровна, перед дуэлью Вашего супруга и Романова отправились к последнему? (ради репутации мужа просить о поединке)

Назанский Василий Нилыч

Ваше лицо кажется красивым и интересным: золотые волосы, высокий, чистый лоб, шея благородного рисунка, массивная изящная голова похожа на голову одного из греческих героев или мудрецов, ясные голубые глаза смотрят прямо. Мечтая о грядущей богоподобной жизни, прославляете ее могущество и красоту человеческого разума.

  1. Василий Нилыч! Ваши обличительные речи полны пафоса, Ваши высказывания, как позднее сказал Куприн, «звучат как граммофон». Чем вы дороги автору (Куприн вложил в Назанского свои мысли)

  1. Василий Нилыч! Вы помните последнюю встречу с Ромашовым перед его гибелью? Как вы посоветовали ему решать проблему с Николаевым? он к Вам пришел? (отказаться от дуэли, бросить полк, уйти в запас, т.к. жить в полку – это гибель)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Умники и умницы" для учащихся 10 класса по произведениям И.А.Гончарова "Обломов", "Обрыв", "Обыкновенная история"

Данную литературную игру можно провести как на уроке, так и во внеурочное время в 10 классе после изучения произведений И.А.Гончарова....

Урок по произведению А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

Урок по произведению А.И.Куприна "Гранатовый браслет"...

Урок по произведению А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

Урок по произведению А.И.Куприна "Гранатовый браслет"...

Работа с текстом на уроке литературы в 8 классе. Разработка урока по произведению А.И.Куприна «Гамбринус» с использованием стратегии «Продвинутая лекция» (технология «Критическое мышление»).

Анализ произведения А.И.Куприна "Гамбринус" в 8 классе. Использована одна из стратегий технологии " Развитие критического мышления через чтение и письмо" - "Продвинутая лекция"....

Конспект урока в 6 классе на тему: "Чудо, сотворенное человеком" (на материале произведения А.И.Куприна "Чудесный доктор"

Тип урока: Урок-семинар. Оборудование:Произведение "Чудесный доктор", портреты на слайде. Цели урока:образовательная –  анализ текста;развивающая &ndash...

Урок литературы 8 класс "Всё начинается с любви..." (по произведениям А.И.Куприна "Куст сирени", А.П.Чехова "О любви", И.А.Бунина "Кавказ")

Урок - семинар с применением проблемно-диалогической, личностно-ориентированной и исследовательской технологий....