Разработка урока по произведению А.И.Куприна "Чудесный доктор" в 6 классе
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Сила человеческого милосердия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_literature_k_proizvedeniyu_a._kuprina_chudesnyy_doktor_.docx | 28.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 6 классе: Сила человеческого милосердия. (Урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»)
Мункуева Соелма Бадмаевна
учитель русского языка и литературы Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Петропавловская средняя общеобразовательная школа №1” Республика Бурятия
Урок в 6 классе: Сила человеческого милосердия. (Урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»)
Урок литературы в 6 классе.
Сила человеческого милосердия. (Урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»)
Форма проведения: урок – размышление.
Цели урока:
- Развитие навыков смыслового чтения: извлечение информации из прочитанного, ее интерпретация; анализ содержания и некоторых художественных особенностей текста; самостоятельная оценка поступков героев; понимание авторского замысла.
- Организация духовного общения, содержанием и смыслом которого является самостоятельное открытие обучающимися нравственных законов человеческого общества, формирование системы их духовно-нравственных ценностей, расширение социального опыта.
- Развитие эмоциональной сферы шестиклассников.
Методическая цель: проектирование урока с учетом требований ФГОС.
Средства реализации методической цели: совместное целеполагание; приемы работы с текстовой информацией: определение ключевых слов, основных эпизодов рассказа, интерпретация содержания прочитанного текста; постановка вопросов этического и нравственного характера, проблемный анализ рассказа, пересказ; метод духовного контакта, рефлексивно-аналитические задания (формулировка главных мыслей урока, прием “яркое пятно”).
Формируемые универсальные учебные действия
- Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, установление причинно-следственных связей, аргументирование.
- Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль деятельности на учебном занятии.
- Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация, соотношение поступков и событий с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами; мотивация на процесс и результаты деятельности.
- Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулирование и аргументация собственного мнения, умение работать в группе.
Оборудование урока: портрет А.И. Куприна, мультимедийная презентация.
Предварительная подготовка к уроку:
- Прочитать рассказ А.И. Куприна “Чудесный доктор”.
- Выделить главные эпизоды рассказа.
- Написать письмо Елизаветы Ивановны Савелию Петровичу, бывшему хозяину главы семейства (индивидуальное творческое задание).
- Подготовить художественный пересказ эпизода “В подземелье у Мерцаловых” (индивидуальное задание).
- Подготовить чтение по ролям эпизода “Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке” (групповое задание).
- Подготовить сообщение о Николае Ивановиче Пирогове, используя различные источники информации (индивидуальное задание) (1 уч)
- Организационный момент.
- Вызов.
Прием «Яркое пятно».
На слайд выводятся портреты известных людей (Мать Тереза, Е.П. Глинка, Чулпан Хаматова). Учащимся задается вопрос: «Что, на ваш взгляд, объединяет этих людей?»
Ответы обучающихся. С помощью учителя ребята должны прийти к выводу, что объединяет всех представленных на слайде людей такое качество, как милосердие.
– А что же такое милосердие? Как вы понимаете это слово?
Давайте проверим. (по словарю и в интернете)
С.И.Ожегов «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие».
Обучающимся предлагается заполнить первую часть таблицы.
– Подберите (синонимы, слова-ассоциации) к данному термину и заполните 1 колонку таблицы.
Милосердие | Куприн |
Доброта сочувствие самопожертвование помощь |
Определение темы и целей урока.
– Дома вы познакомились с рассказом Куприна «Чудесный доктор», сейчас поговорили о милосердии. Попробуйте сформулировать тему нашего урока и его цели.
– Ответы учащихся (учитель корректирует ответы обучающихся).
– Итак, тема нашего урока – Великая сила милосердия в рассказе Куприна «Чудесный доктор».
Цели:
– познакомиться с личностью писателя;
– проанализировать рассказ Куприна «Чудесный доктор»;
– определить, какую роль играет милосердие в жизни героев рассказа, в жизни людей.
III. Осмысление
– Разговор о произведении никак не может состояться без беседы об авторе, который его написал.
Слово о писателе (прием «Портрет»)
– Как вам кажется, каким был автор, написавший рассказ «Чудесный доктор»?
– Ответы обучающихся.
– В представленном во 2 задании материале найдите и зачитайте информацию, касающуюся характеристики Куприна (внешность, характер)
Задание №2
Надежда Тэффи как-то вспоминала: «Внешность у Куприна была не совсем обычная. Был он среднего роста, крепкий, плотный, с короткой шеей и татарскими скулами, узкими глазами, перебитым монгольским носом.. носил расписной халат и цветную тюбетейку»
А. Белов: «Большое значение для его литературной деятельности имели знакомства с Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым, А. М. Горьким. Творчество этих выдающихся писателей несомненно оказало влияние на Куприна»
Человек удивительной судьбы, обладавший редким даром цепко и страстно любить жизнь и торопиться испытать в ней все возможные роли.
По воспоминаниям К. Чуковского («Портреты и этюды»): «В то время, Александр Иванович производил впечатления человека даже чрезмерно здорового: шея у него была бычья, грудь и спина – как у грузчика; Коренастый, широкоплечий, он легко поднимал за переднюю ножку очень тяжелое старинное кресло. Ни галстук, ни интеллигентный пиджак не шли к его мускулистой фигуре…Лицо у него было широкое, нос как будто чуть-чуть перебитый, глаза узкие, спокойные, вечно прищуренные – неутомимые и хваткие глаза, впитавшие в себя всякую мелочь окружающей жизни».
H.A. Тэффи сказала в первой главе своих замечательных воспоминаний об А. И. Куприне: «Он был романтик. Он был капитаном юношеских романов, морским волком с трубочкой-носогрейкой в зубах, завсегдатаем портовых кабачков. Он чувствовал себя храбрым и сильным, грубоватым внешне и поэтически-нежным душевно».
К. Г. Паустовский не без основания писал: “По размаху своего таланта, по своему живому языку Куприн окончил не только «литературную консерваторию» но и несколько литературных академий». Л. Толстой не раз восхищался рассказами Куприна «Ночная смена», «В цирке», хорошим знанием армейского быта в «Поединке». «У него настоящий, прекрасный настоящий талант», – сказал Л. Толстой о Куприне в 1906 году. И. Бунин восторженно говорил о многих рассказах Куприна, восхищался их «разнообразными достоинствами… тем, что преобладает в них: свободой, силой, яркостью повествований, его метким и без излишества щедрым языком…».
Ученики зачитывают фразы.
-Спасибо.
– Посмотрите на портреты людей на слайде и попытайтесь определить, к какому человеку могут относиться качества, перечисленные вами. (Демонстрируются портреты русских писателей, обучающиеся выполняют задание).
– Ответы обучающихся.
Учитель указывает на портрет Куприна и предлагает обучающимся самостоятельно познакомиться с биографией писателя, определив ключевые качества его личности. ( Идет работа с информацией о писателе, слова выписываются в рабочий лист, строится кластер «Куприн»).
Куприн: доброта, чуткость, любовь ко всему, человечность, счастье, душевность.
– Сравните качества, указанные в кластере с теми, которыми вы определяли термин милосердие
Анализ рассказа
– Рассказ «Чудесный доктор» был написан Александром Куприным в 1897 году, в то время он жил в Киеве.
Ребята, как вы поняли, сюжет рассказа – вымысел автора или реальные события?
Ответы обучающихся с опорой на текст.
– Где и в какое время происходят события рассказа? (Киев, канун Рождества)
– Кто является его главным героем? (семья Мерцаловых)
-Давайте обратимся к началу произведения. Мальчики у витрины гастронома. Также прошу обратить внимание на слайд.
– Как вы думаете, чем привлекла внимание мальчиков витрина гастронома? (Витрина представляла эффектную картину, настоящее изобилие диковинных продуктов – эпитеты, гипербола, однородные члены предложения).
– Обратите внимание на внешний вид ребят. Что можете сказать об этом? (Они очень легко одеты для двенадцатиградусного мороза, одежда их в заплатах, значит, они живут бедно).
– Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? Почему вы так решили? (Нет, не могут. Понять это помогает описание того убогого места, где они живут).
– Какой приём использует автор, рисуя картину сияющих ёлок, радостных людей и сменяя её тёмными улицами, грязным двором? (Антитеза – противопоставление).
– Далее автор сгущает краски. И мы точно понимаем, что семья в беде! (индив. задание написать письмо)
– Давайте обратимся к тексту стр. 7 чтение по ролям: от слов «Ну? Что же?»… до слов «В это время в коридоре…»): Автор – ученик (ученица); Мать – ученица; Гриша – ученик; Володя – ученик.
– Как вы думаете, о чём говорилось в этом письме, которое носили мальчики?
Ответы учеников:
– По моей просьбе Ангелина попробовала восстановить текст этого письма. Посмотрим, что у нее получилось.
Ангелина читает письмо.
– Мог ли швейцар передать письмо по назначению? (Мог, но он жестокий и злобный человек, он старается выслужиться перед хозяином, боится потерять место, не уважает тех, кто беден).
– Какие ещё предпринимались попытки для выхода из сложившейся ситуации? (Просить милостыню, но …).
– Итак, в семье Мерцаловых сложилась трагичная, безвыходная ситуация, ни один из людей, к которым они обращались, не проявили милосердия – готовности помочь.
– Глава семейства не видит выхода из сложившейся ситуации, автор приводит своего героя в зимний сад.
Чтение отрывка «Тут было тихо и торжественно…»
– И в этой торжественной тишине в голове Мерцалова рождается мысль о самоубийстве. Наверное, это случилось бы, если бы не встреча.
– С кем встретился Мерцалов здесь, в саду? (С доктором. Н.И. Пирогов).
– На какие части можно разделить жизнь семьи Мерцаловых?
– Кто или что разделил жизнь семьи на 2 части?
На экран выводится схема, которую учащиеся должны заполнить, работая в группах, опираясь на текст, а после – озвучить.
до после
Мерцаловы
Распределите слова в две колонки: относящиеся к жизни семьи до встречи с доктором и после встречи с ним: бедность, голод, несчастье, чудо, холодный борщ, письмо, чек, лекарство, горячая пища, сахар, доктор, милостыня, смерть, болезнь
– Найдите портрет незнакомца. Какие определения подбирает Куприн для характеристики доктора? (Мягкий, ласковый, умное, серьезное лицо, необыкновенное, спокойное, внушающее доверие).
– Что же произошло после разговора в парке? (Доктор срочно едет к Мерцаловым!)
– Как ведет себя доктор, оказавшись в доме семьи, что он делает?
– Какими качествами обладал доктор?
– Можем ли мы назвать его волшебником, который появился в доме Мерцаловых в канун Рождества? В чем заключалось его волшебство?
– Какое качество является главным в характере доктора? (милосердие или сострадание)
– Почему автор назвал своего доктора Чудесным?
– Какая реальная личность скрывается за образом доктора ? Как узнали Мерцаловы фамилию своего спасителя? (Аптечный ярлычок на лекарстве).
– Почему доктор сам не назвал себя? (Скромность, помощь от души, а не за благодарность).
– Попытайтесь предположить, как могла бы сложиться судьба этой семьи, если бы не встретился «чудесный» доктор.
– О каком ЧУДЕ идёт речь в рассказе? (О чуде случайной встречи. О чуде, которое может совершить любой человек, оказав помощь нуждающимся. О чудесах, которые творит милосердие).
Работа в группах
1 группа: составить синквейн «Милосердие»
Милосердие
Деятельное, бескорыстное, доброе, сострадающее
Любить, помогать, переживать, творить, спасать
Мы должны проявлять милосердие.
Милосердие должно быть в жизни.
Милосердие – это помощь нуждающимся.
Забота, доброта, спасение
Правила:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
2 группа: подобрать пословицы и поговорки о милосердии
Пословицы о милосердии
На свете не без добрых людей.
С добрым жить хорошо.
В поле пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.
Кто добро творит, тому бог отплатит.
Большая душа, что большой костёр – издалека видна.
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Доброта без разума пуста.
Доброе дело питает и душу и тело.
Милосердный человек в добре живет век.
Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
Красота до вечера, а милосердие навеки.
Доброе братство лучше богатства.
3 группа: изготовить словарь к рассказу
Найдите соответствие и составьте словарь «трудных» слов
Досужий (вымысел) | работа, для выполнения которой человека нанимают только на один день. |
Пустые щи | крайне изнуренный, утомленный. |
Изможденный | сваренные на воде, а не на мясном бульоне. |
Поденная работа | (устар.) канун церковных праздников Рождества и Крещения. |
Сочельник | появившийся от безделья (от слова «досуг» – свободное время или развлечение). |
4 группа: Докажите, что «Чудесный доктор» является святочным рассказом?
- Домашнее задание.
– Приготовить сообщение о профессоре Пирогове (индивид задание)
– Написать письмо чудесному доктору.
– Написать мини-сочинение «Нужно ли милосердие в современном мире?»
- Рефлексия
– Завершая работу, давайте вспомним, какими были цели нашего урока, достигли ли мы их?
– Ответы учащихся.
– В ходе анализа рассказа мы с вами должны были ответить на вопрос: какую роль играет милосердие в жизни главных героев рассказа?
Какой ответ на этот вопрос сейчас мы можем дать? – Ответы учащихся.
– Наш урок подходит к концу. Был ли он полезен для вас, над чем заставил задуматься?
Вспомните, с чего мы начали наш урок? (возвращаемся к первому слайду)
– Можем ли мы добавить на слайд фотографию профессора Пирогова и писателя Куприна и почему?
– Ответы обучающихся.
Приложение1
Милосердие | Куприн |
|
Милосердие | Куприн |
|
Приложение 2
Признаки святочного рассказа:
- Действие в произведении происходит в канун праздника Рождества Христова, или Святок.
- Социальная тематика: автор поднимает острые вопросы, касающиеся расслоения общества, незащищенности его бедных слоев.
- Герои рассказа находятся в бедственном положении, их давит нищета, болезни, безразличие других людей и т.п.
- Среди героев – дети (голодные, замерзающие, умирающие).
- Чудо, счастливая концовка, побеждает добро и любовь.
социальная тематика: Куприн поднимает острые вопросы, касающиеся расслоения общества, незащищенности его бедных слоев;
ценность человека как личности: чудесный доктор (Пирогов) увидел в герое, не отчаявшегося, потерявшего все и готового пойти на самоубийство чиновника, а человека;
тема памяти: несмотря на то, что с того памятного дня прошло уже много лет, память о чудесном докторе сохранили и передают из поколения в поколения все члены спасенной им семьи.
в финале рассказа: безусловная победа добра над злом и счастливый финал (ребенок вылечился, муж нашел работу, в семье появился достаток).
Перечислив эти признаки мы убеждаемся, что рассказ Куприна “Чудесный доктор” относится к рождественским, или святочным рассказам.
Теперь конкретно:
1). Яркие праздничные витрины и звуки музыки свидетельствуют о празднике. Старик-незнакомец также, вспомним, несет детям подарки. Значит, канун Рождества.
2). Одного лишь описания подвала – места, где живут Мерцаловы – достаточно, чтобы понять, в какой нищете и положении они существуют.
3). История начинается с того, что мальчики рассматривают витрины. Дочь Мерцалова – Машенька – больная девочка, к которой спешит доктор. Кричащий младенец, которого матери нечем кормить.
4). Благодаря встрече с доктором и его доброму сердцу финал истории оказывается счастливым и памятным.
Приложение3
Уважаемый Савелий Петрович.
Обращаюсь к вам с______________________.
Есть совсем_________________. Одна дочка ________________________.
Теперь вторая_____________________________________________________.
Денег нет не то что на _________________, но даже и на __________________.
Моего заработка ни на что ________________________________.
Мой муж, как только устроится, сразу же_______________________________________.
Прошу Вас, ___________________________.
С уважением, Елизавета Ивановна Мерцалова.
(слова для справок: огромная просьба, есть нечего, три месяца назад умерла, лежит в жару и без сознания, на лекарства, но и на еду, на отопление, не хватает, Вас отблагодарит, не откажите)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Скалярное произведение векторов"
Отработка определения скалярного произведения, его свойств, теоремы о скалярном произведении в координатах....
Разработка урока по произведению М.Пришвина "Кладовая солнца"
Материал вместе со слайдами можно использовать на обобщающем уроке по произведению....
Разработка урока по произведению Л.Н.Толстого "После бала"(8 кл)
Материал рассматривает тему "Герои рассказа и их судьбы. Контраст как основа композиции рассказа "После бала" Л.Н.Толстого"....
Методическая разработка. Урок по произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина "В некотором царстве, в сказочном государстве..."
Литературная игра "Внекотором царстве, в сказочном государстве..." позволит более тесно соприкоснуться с творчеством М.Е. С-Щедрина, с его биографией, расширить литературный словарь. Ребята знакомятся...
Методическая разработка по литературе. Урок по произведению М. Горького "Детство" 7 класс
В помощь учителям литературы....
Работа с текстом на уроке литературы в 8 классе. Разработка урока по произведению А.И.Куприна «Гамбринус» с использованием стратегии «Продвинутая лекция» (технология «Критическое мышление»).
Анализ произведения А.И.Куприна "Гамбринус" в 8 классе. Использована одна из стратегий технологии " Развитие критического мышления через чтение и письмо" - "Продвинутая лекция"....
Методическая разработка урока "Делимость произведения"
Конспект, сам. работа, презентация...