Урок по произведению А.И.Куприна "Гранатовый браслет"
материал (11 класс) по теме

Ивина Любовь Николаевна

Урок по произведению А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_a.i._kuprin_granatovyy_braslet.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок:  "Великая сила любви"

(по повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет")

Тема: “Великая сила любви!” (по повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”) (первый слайд )

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок-беседа

Цель урока: выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна

Задачи: 1) осмыслить значение слова “любовь”, пользуясь описанием этого чувства в повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”; 2) развивать умение видеть мир чувств и переживаний героев, развивать чувство образной речи, развивать логическое мышление; 3) воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание

Методическая оснащённость: текст, портрет писателя,CD-диск с записью сонаты Л. ван Бетховена, CD-диск со слайдами (презентация), компьютер, экран, магнитофон, карточки-задания

Методы: аналитическая беседа, эвристический, частично-поисковый

План урока

1.        Организационный момент.

1.2.        Беседа- установка на восприятие темы.

2.3.        Пиктограммы.

4.        Изучение нового материала.

- вступительное слово преподавателя

- работа по повести А. Куприна “Гранатовый браслет”

3.5.        Подведение итога урока.

6.        Домашнее задание, выставление оценок за урок.

Ход урока

1.Организационный момент

2. Беседа- установка на восприятие темы.

                           Вступительное слово преподавателя.

(В начале урока звучит Лунная соната Л. ван Бетховена. «Самый большой дар, который ты можешь дать или получить,- ЛЮБОВЬ». П. Брегг.)

     - “Великая сила любви!” – именно так звучит тема нашего урока. Сегодня мы посвящаем наш урок любви. Тема любви – всегда была, есть и будет одной из актуальнейших тем для всего человечества. П. Брегг считал, что «Самый большой дар, который ты можешь дать или получить,- ЛЮБОВЬ.»

П. Брегг (второй слайд ).

     Любовь многолика: любовь к матери, ребенку, Родине, родному краю, к тому единственному, неповторимому для каждого из нас человеку.

     Сегодня мы поговорим о самом романтическом чувстве, о любви между мужчиной и женщиной. Об этой любви сложено множество стихов, написано огромное количество повестей и романов. Нет ни одного писателя или поэта, который бы не обращался к этой теме в своём творчестве:

Любви неугасающее чудо

Оно живёт и правит на земле –

Из всех чудес единственное чудо.

Ю. Огнев

(третий слайд)

-Поговорим о том, что в вашем понимании любовь, какой она может быть.

 -Как вы считаете,  какие положительные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(любовь – возвышенное чувство, прекрасное, необыкновенное, любовь способна победить всё, способна поднять человека на вершину блаженства, заставить человека работать над собой. Без любви жить нельзя)

- Какие отрицательные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(любовь – это чувство, приносящее боль, разочарование, неуверенность в себе, любовь может уничтожить человека, заставить совершать безумства, любовь бросает человека в пучину горя. Лучше жить без любви)

 - ЛЮБОВЬ возвышает человека или нет?

(да, любовь возвышает человека, меняет его в лучшую сторону. Любовь приносит радость, но и причиняет боль).

(четвертый слайд)

   -Каждый из нас по- своему  понимает, что такое любовь. Немецкий писатель Г.Гауптман считал: «Все, что  не окрашено любовью, остается бесцветным». А в каких цветах, ребята, представляется любовь?  Какие эпитеты  вы можете подобрать к слову ЛЮБОВЬ? (Учащимся предлагается раскрасить пиктограммы, а в лучах солнышка написать эпитеты к понятию любовь). (любовь – добрая, мягкая, обоюдная, созидательная, радостная, счастливая, трагическая, роковая, мучительная, безответная, разрушающая)

                                         Работа со словарями

-А теперь обратимся к толковым словарям русского языка и посмотрим, какое определение дают “ЛЮБВИ” лингвисты (пятый  слайд ):

Любовь – это:

•        Любовь - это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. (Большой энциклопедический словарь)

•        Любовь – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение); 5) пристрастие, вкус к чему-нибудь. (Толковый словарь С.И. Ожегова)

•        Любовь – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова)

   -Мы видим, что в каждом определении звучат слова: глубокое чувство; сильное сердечное чувство; чувство привязанности; склонность, расположение, но ни в одном определении нет точного указания на то, любовь- это счастье  или беда.

    -Как же это определить? Обратимся к повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет” и попытаемся это выяснить (шестой слайд ).

                                 Предыстория создания повести

      К работе над рассказом “Гранатовый браслет” А.И. Куприн приступил осенью 1910 года в Одессе, куда он переехал с женой и дочерью. Замысел возник намного раньше, когда А. Куприну была рассказана  история, которая произошла  с  семьёй князя Дмитрия Николаевича Любимова. Его жене в  течение нескольких лет  почти каждый день приходили письма от неизвестного, который в своих посланиях открывал свои чувства к ней. Он писал, что не в его силах прекратить напоминать о себе. Неизвестный то сердился на нее, то благодарил её, но она никак не реагировала на его послания и затем вовсе перестала читать эти письма. В семье к письмам относились как к забавному анекдоту. Так длилось до тех пор, пока от влюблённого телеграфиста (в одном из писем он признался, что служит на телеграфе и имеет “странную” фамилию) не был получен в подарок гранатовый браслет. Семья князя приняла это за оскорбление. Они разыскали его. Телеграфист жил в убогой квартирке на шестом этаже. Там пахло мышами, кошками, и керосином. Князь был возмущен: « Как осмелился такой человек  преподнести дорогой подарок великосветской даме?»  Жёлтый принял браслет и  обещал не писать больше княгине. Этим всё и кончилось, о дальнейшей судьбе телеграфиста   ничего не было известно.Работа над произведением продолжалась более трёх месяцев. Первая публикация состоялась в альманахе “Земля”, зимой 1911 года.

    Главной героиней, вызвавшей возвышенное, неземное чувство любви, является княгиня Вера Николаевна Шеина (седьмой слайд ).

  (восьмой слайд ):

     - Какой предстаёт княгиня перед читателями в первых главах повести? (холодность, равнодушие, царственное спокойствие, чувство превосходства)

     - Способна ли она на пылкую, страстную любовь? (В юности и ранней молодости княгиня была способна на сильное, всепоглощающее чувство, но теперь она изменилась, и “прежняя страстная любовь к мужу давно перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы”)

     -Человеком, так полюбившим Веру Николаевну, был простой человек, чиновник контрольной палаты, Г.С. Желтков.

    - Какой прием использует автор для того, чтобы ярче выделить появление в повести Желткова?

(девятый слайд ):

   - Какие подарки получила Вера?

    -Чем отличался подарок Желткова от всех остальных? Почему Вера Николаевна почувствовала тревогу? (Гранатовый браслет – символ любви, благоговейной, бесконечной и безнадёжной, и трагедии в судьбе героя)

     - Когда впервые заходит разговор о настоящей любви? (В разговоре с Аносовым. Генерал говорит Вере, что может быть в ее жизни встретилась именно такая любовь, о которой  мечтают женщины и на которую больше не способны мужчины.)

(десятый слайд ):

   - Как изображается Куприным Желтков и его любовь?

   -Каким предстаёт Желтков в предсмертном письме? (Желтков признаёт, что “неудобным клином врезался” в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он мёртвый человек)

 - Любовь без взаимности: счастье или трагедия?

 (одиннадцатый  слайд ):

-Каким настроением проникнут финал повести? (Финал проникнут чувством светлой грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни Вера, ей открылась та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет.»)

 - Существует ли идеальная любовь?

 - Любить и быть любимым – это одно и то же? Что лучше?

- Какова судьба гранатового браслета? (Несчастный влюблённый просил повесить браслет – символ святой любви – на икону)

-Что же такое любовь по мнению А. Куприна? Давайте попытаемся выяснить это.

(двенадцатый  слайд ):

 - Встречается ли неземная любовь? (Да, встречается. Но очень редко. Именно такую любовь и описал А. Куприн в своём произведении)

 - Как притягивать любовь?  (Мало ждать любовь, надо самим научиться любить, чувствовать себя частицей окружающего мира)

 - Почему любовь управляет человеком, а не наоборот? (Любовь – вечный поток. Человек реагирует на волны любви. Любовь – вечна, она была, есть и будет. А человек приходит и уходит)

 - Какой видит А.И.Куприн истинную любовь? (истинная любовь – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделённой, она должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Любовь сильнее смерти, она возвышает человека)

ВЫВОД: - Что такое любовь? (Любовь – это страсть, это сильные и настоящие чувства, возвышающие человека, пробуждающие его лучшие качества, это правдивость и честность в отношениях) (тринадцатый  слайд)

Любовь для писателя – основа всего существующего: «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире. И никакие жизненные неудобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»

Его герои — люди с открытой душой и чистым сердцем, восстающие против унижения человека, пытающиеся отстоять человеческое достоинство.

Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя ее ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию. Устами генерала Аносова он говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни, тем более, основываться на выгоде и корысти: "Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться". Любовь, по Куприну, должна основываться на возвышенных чувствах, на взаимном уважении, честности и правдивости. Она должна стремиться к идеалу.

6.Домашнее задание, выставление оценок за урок. (чтение пьесы М.Горького «На дне»; индивидуальные задания по карточкам)

Домашнее задание:

 1 ГРУППА:

Задание. Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и ничто Вам обо мне не напомнит.

Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которую Богу было угодно за что-то меня вознаградить.

Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата Николая Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: “Да святится имя Твоё”.

Вопросы:

1.        Связана ли, на ваш взгляд, способность любить высоко и красиво с уровнем интеллектуального и духовного развития человека или “любовь” выпадает человеку, как выигрыш в лотерею?

2.        Оцените в этой связи выделенные слова и смысл всего письма Желткова

3.        Как, по вашему мнению, решает этот вопрос автор рассказа?

2 ГРУППА:

Задание. Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

Так оно и было. Она узнала с первых аккордов это исключительное, единственное по глубине произведение. И душа её как будто бы раздвоилась. Она единовременно думала о том, что мимо неё прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. Вспоминала слова генерала Аносова и спросила себя: почему этот человек заставил её слушать именно это бетховенское произведение, и ещё против её желания? И в уме её слагались слова. Они так совпадали в её мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: “Да святится имя Твоё”.

“Вот сейчас я вам покажу в нежных чувствах жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрёка... ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою – одна молитва: “Да святится имя Твоё”.

Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу, молча, так угодно Богу и судьбе. “Да святится имя Твоё”.

Ты, ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью всё-таки пою – слава Тебе”.

Вопросы:

1.        В чём состоит в этой части произведения изобразительная задача автора?

2.        Какую роль играет в рассказе музыкальная тематика?

3.        охарактеризуйте текст с точки зрения метафорического наполнения, образности, стилистических особенностей, ритмической организации, логичности и непротиворечивости мысли

3 ГРУППА:

Задание. Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

Ну хорошо… скажем – исключение… Но вот в большинстве-то случаев почему люди женятся? Возьмём женщину. Стыдно оставаться в девушках, особенно когда подруги уже повыходили замуж. Тяжело быть лишним ртом в семье. Желание быть хозяйкой главною в доме, дамой, самостоятельной… К тому же… физическая потребность материнства, и чтобы начать вить своё гнездо. А у мужчины другие мотивы. Во-первых, усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах, от трактирных обедов, от грязи, окурков, разорванного и разрозненного белья, от долгов, от бесцеремонных товарищей, и прочее… Во-вторых, чувствуешь, что семьёй жить выгоднее, здоровее и экономнее. В-третьих, думаешь: вот пойдут детишки, - я-то умру, а часть меня всё-таки останется на свете… нечто вроде иллюзии бессмертия. Кроме того, бывают иногда и мысли о приданом. А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть”? понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость. Постой, постой, Вера, ты мне сейчас опять хочешь про твоего Васю? Право же, я его люблю. Он хороший парень. Почём знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться.

Вопросы:

1.        Каковы воззрения на любовь иных персонажей рассказа?

2.        Какие из выделенных выражений являются фразеологизмами?

3.        какие вопросы в тексте являются риторическими? В чем состоит их смысл?

4 ГРУППА:

Задание. Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

Любовь до самоуничижения и – даже – самоуничтожения, готовность погибнуть во имя любимой женщины, - тема эта расцветает в волнующем, мастерски выписанном “Гранатовом браслете”. Стремясь воспеть красоту высокого, но заведомо безответного чувства, на которое “способен, быть может, один из тысячи”, А.И. Куприн, однако, наделяет этим чувством крошечного чиновника Желткова. Его любовь к княгине Вере Шеиной безответна, не способна “выпрямить”, окрылить его. Замкнутая в себе, эта любовь не обладает творческой, созидательной силой. Богатство души Желткова не оборачивается ли её бедностью?

Наконец, в рассказе возникает тема столкновения различных культурных традиций: 1) тема востока; 2) монгольская кровь отца Веры и Анны, татарского князя, вводит в рассказ тему любви-страсти, безрассудности; 3) упоминание о том, что мать сестёр – англичанка вводит тему рассудочности в сфере чувств, власти разума над сердцем.

Вопросы:

1.        Как бы вы ответили на поставленный вопрос?

2.        Согласны ли вы с такой расширительной трактовкой проблематики рассказа?

3.        Приведите дополнительные основания в поддержку или опровержение точек зрения, заявленных в тексте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока «Мы в ответе за тех, кого приручили» урок по произведению Л.Андреева "Кусака"

Урок предназначен для учащихся 7 класса, по УМК В.Я. Коровиной. Направлен на развитие коммуникативно-речевой компетенции, воспитание гуманного отношения к животным, одного из критериев нравственности....

Методическая разработка урока по рассказу А.Куприна «Гранатовый браслет»

Урок по рассказу А.Куприна. Мы     познакомим учащихся с историей создания рассказа, покажем редчайший дар высокой любви,  величие пережитого простым человеком; расскажем о ре...

Открытый урок по произведению В. Г. Распутина "Уроки французского"

Открытый  урок по литературе в 6б  классе МБСКОУ СКОШ № 34. Тема:  «Что говорит сердце… » Нравственная проблематика рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»....

Урок по произведению А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

Урок по произведению А.И.Куприна "Гранатовый браслет"...

Презентация к уроку по произведению В Некрасова "В окопах Сталинграда" - культовое произведение о войне" .

Презентацию можно использовать в начале изучения произведения или при завершении. работы. Она содержит краткие сведения об авторе, заостряет внимание на основных проблемах, помогает понять авторскую ...

Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №3 " Уроки доброты"

Урок №3 из серии уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе...

Конспект урока по повести А.Куприна "Гранатовый браслет"

Цели:- Анализ текста художественного произведения, обучение ведению диспута, -развитие умения использования литературоведческих терминов,-обучение монологическому аргументированному ответу,-актив...