Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе по произведению Лермонтова "Бородино"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе
по произведению М.Ю. Лермонтова «Бородино».
Тема урока :«Не даром помнит вся Россия про день Бородина».
Цель урока: познакомить с содержанием стихотворения «Бородино», обратив внимание на его историческую основу.
Задачи урока; 1. Обучающие : развитие навыков и умений работы с текстом;
2. развивающие : развитие умения анализировать, осознавать;
3. воспитательные; формирование у учащихся чувства глубокого патриотизма, любви к Родине, уважения к историческому прошлому Родины, чувство памяти.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, ноутбуки, раздаточный материал.
Ход урока:
- Оргмомент.
- Вступительное слово учителя литературы:
- Как вы думаете,чем может гордиться человек, проживший жизнь?
- А бывает ли, на ваш взгляд,когда что-то является предметом гордости всего народа?
Наша Родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас неподдельное чувство гордости. Одна из страниц нашей Российской истории год 1812… Бородинское сражение.
Ребята сегодня у нас необычный урок. А необычен он тем, что вы побываете на двух уроках одновременно, на уроках истории и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 25.58 КБ |
nedarom_pomnit_vsya_rossiya_pro_den_borodina.pptx | 1.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе
по произведению М.Ю. Лермонтова «Бородино».
Тема урока :«Не даром помнит вся Россия про день Бородина».
Цель урока: познакомить с содержанием стихотворения «Бородино», обратив внимание на его историческую основу.
Задачи урока; 1. Обучающие : развитие навыков и умений работы с текстом;
2. развивающие : развитие умения анализировать, осознавать;
3. воспитательные; формирование у учащихся чувства глубокого патриотизма, любви к Родине, уважения к историческому прошлому Родины, чувство памяти.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, ноутбуки, раздаточный материал.
Ход урока:
- Оргмомент.
- Вступительное слово учителя литературы:
- Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?
- А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости всего народа?
(Ребята называют исторические события).
Наша Родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас неподдельное чувство гордости. Одна из страниц нашей Российской истории год 1812… Бородинское сражение.
Ребята сегодня у нас необычный урок. А необычен он тем, что вы побываете на двух уроках одновременно, на уроках истории и литературы.
(Звучит музыка.)
- Сообщение темы и цели урока.
- Историческая основа стихотворения «Бородино» : Слово учителя истории:
(Слайд)
Жил-был во Франции капрал.
Он много, дерзко воевал,
Стал генералом, славился в народе.
Не ведал поражений он,
И звался Бонапарт Наполеон,
О чем мечтал Наполеон?
Всех европейцев мыслил он
Свезти в народ единый, став кумиром.
Почти все вышло у него,
Но не хватило одного:
Еще бы присоединить Россию.
Россию не уговоришь:
Зачем какой-то нам Париж!
У нас Москва, у нас свои святые.
Беда, коль жаден человек.
Не утолится он за век,
И сколько ты не дай, ему все мало!
(Слайд)
И он воскликнул: « Се ля ви!»
Собрал в кулак войска свои –
И крикнул: «Франция, вперед!
Нас в Москве Победа ждет!
Оглохнет мир от пушечного грома!»
(Слайд)
Хоть родина и дорога,
Сначала Мы уходили от врага,
Сгорел Смоленск почти до тла.
А наша армия ушла.
(Слайд)
Войсками русскими тогда
Наш царь командовал. Беда,
Коль нет в царе военного таланта.
Смоленск был сдан. И началась
Такая паника у нас!
- Как нам остановить француза силу?!
- Куда податься? – Как нам быть?
- Как Бонапарта нам разбить?
- Спаси, Господь, и сохрани Россию!
(Слайд)
И потекла благая весть:
У нас теперь Кутузов есть! –
Ну, что ж, француз, теперь держись!
Теперь не разобьешь не в жисть
Ну, братцы, хватит нам бежать.
Вон, впереди, уже Можайск.
За ним – Москва родная, древняя столица.
И встали у Бородина.
Команда «Биться здесь!» дана!
Вот так –то лучше. Значит, будем биться!
(Слайд)
Балладу сказывать и дальше я могла бы,
Да уступить приходит срок
(Мне с классиком тягаться страшновато)-
Пусть лучше Лермонтов для Вас
Про эту битву свой рассказ
В стихах сейчас поведает, ребята.
Аудиозапись стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».
- Беседа по тексту стихотворения «Бородино».
- О каком событии рассказывается в стихотворении ? Какова его тема?
Стихотворение написано в 1837 году, к 25-летию Бородинской битвы.
- Ребята ,а раньше, в 19 веке, сколько служили в армии? (25лет)
А теперь посмотрим, как построено стихотворение.(В форме диалога). (Первая и вторая строфа стихотворения представляет собой диалог. Молодой солдат-новобранец задает вопрос старому солдату).
Верно, сейчас 1837 год, он служит последний год, а следовательно начинал свою службу как раз в 1812году. Далее следует рассказ этого солдата.Посмотрите на картину П. Е. Заболоцкого “Старый солдат”. Именно таким увидел художник этого солдата. Что вы можете сказать об этом солдате?Каков он?
Какой вопрос волнует молодого солдата? (Его волнуют события Бородинского сражения, но вместе с тем он не понимает, почему была сдана Москва)
Нелегко слышать скрытый упрек ветерану. С чего начинает солдат свой ответ? Как эти слова связаны с дальнейшим повествованием? (Он гордостью говорит о славных людях - богатырях, участниках Бородинского сражения и сравнивает их с“нынешним племенем”). Чтобы подтвердить свой ответ он обращается к картинам прошлого.
Молодой солдат уверен, что сдача Москвы не является следствием поражения русской армии.Какими словами это выражается? (“ведь не даром”, “ведь были схватки боевые, да говорят,еще какие”)
Во второй строфе заключается ответ ветерана.Теперь это монолог. Старый солдат погружен в воспоминания. Как это можно отразить интонационно? (Речь становится замедленной)
Какова основная мысль этой строфы? (“Да, были люди в наше время”)
Чему посвящена третья строфа стихотворения? (Кратко излагается ход Отечественной войны и дана исторически верная характеристика настроений русской армии во время отступления).
Четвертая строфа начинается со слов: “И вот нашли большое поле.” Где оно? (Это Бородинское поле, близ села Бородино)
Что рисует фраза “Есть разгуляться где на воле” (широту русской души и мощь русской армии).
“Забил снаряд я в пушку туго...”- впервые солдат-рассказчик упоминает о себе. До этих слов и дальше он не отделяет себя от народной массы.
Кем служил молодой солдат, судя по его словам? (Артиллеристом).
А каких ребят брали в артиллерию? (Невысоких,кряжистых, сильных). Верно, ведь это очень тяжелая работа.
В седьмой строфе Лермонтов рисует два лагеря накануне главного сражения - русский и французский. Давайте их сравним: ликование у французов, т.к. они привыкли к легким победам и считали себя уже победителями. А в лагере русской армии царит тишина. Солдаты сосредоточены,серьезны, заняты подготовкой к предстоящему сражению. В этой строфе большую роль играют прилагательные “бивак открытый”, “кивер избитый” и др.
А вот следующая строфа, здесь уже чувствуется движение проснувшегося и готовящегося к бою лагеря. Потому что здесь используются глаголы совершенного вида. Обратите внимание, с какой теплотой солдат-ветеран вспоминает своего командира. Как вы понимаете слова: “рожден был хватом”? (Это человек ловкий, умный, удалой).
Всего одним выражением раскрывается сила влияния командира на солдат, которые на призыв своего командира- “отца” отвечают клятвенным обещанием умереть под Москвой, защищая подступы к сердцу Родины. Найдите в тексте строки,подтверждающие это.
И умереть мы обещали
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.
И вот бой начался. Как отражена динамичность боя? (Автор использует большое количество глаголов). Давайте их перечислим. Чем еще увеличивается впечатление динамичности? (фотографическим перечислением предметов и действий)
Как передана ожесточенность боя, какими выражениями (“гора кровавых тел”, “рука бойцов колоть устала”; нагромождением образов,созданное перечислением (“смешались в кучу кони,люди”), звуки орудий).
Как вы думаете, с какой интонацией мы должны это читать? (Усиление голоса, нагнетающая интонация)
Обратите внимание на восклицательные предложения, которыми рассказчик прерывает свое сообщение. Прочитайте их: “Ну ж был денек!”, “Вам не видать таких сражений”, “Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой!”
Зачем автор использует такой прием?
С одной стороны, создается впечатление диалога,а с другой -показывает, что участник Бородина заново переживает бой. (Рассматриваем иллюстрации к стихотворению.) Рассказ заканчивается словами, рисующими настроение армии после боя, ее уверенность в одержанной победе и готовность возобновить бой. Какими словами это выражено?
Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять.
Как вы понимаете выражение “до конца стоять”?В последних строках этой строфы вновь меняется интонация. Мы как бы слышим тяжелый вздох ветерана. Пауза. Понурив голову, старый солдат грустно произносит: “Тогда считать мы стали раны, товарищей считать”.
Текст последней строфы заставляет нас увидеть,как выпрямляется спина рассказчика, поднимается голова, и твердым голосом, с полной ответственностью за свои слова, бодро, сильно он произносит: “Да, были люди в наше время, могучее лихое племя”.
- Словарная работа по презентации.
- Подведение итогов:
Учитель истории:
Теперь я расскажу финал.
Увы, француз не ликовал.
Был вынужден плестись назад
Домой без боя Бонапарт.
И бросив армию одну,
Умчался за Березину,
А к сроку русские полки
Вошли в Париж бодры, легки,
И с ними царь наш Александр
Как триумфатор.
Пришло возмездие: лишен
Короны был Наполеон,
Приговорен на остров к заточенью.
И лишь теперь ЕВРОСОЮЗ,
Как и мечтал капрал – француз,
Привел Европу все ж к объединенью.
И только русская земля
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости русских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно», - писал М. И. Кутузов в донесении Александру I . Эпиграф
Два месяца продолжалось отступление русских войск.
Император Александр I годы правления (1801-1825)
Недалеко от Москвы, когда силы противников сравнялись, командующий русской армией М.И.Кутузов решил дать бой М.И.Кутузов
Бородинское сражение 26 августа 1812 года.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Перечитаем первую строфу стихотворения - Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, ещё какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! Что интересует молодого солдата, что его волнует?
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Где в момент Бородинского сражения находился старый солдат? Почему автор доверил рассказ о сражении старому солдату?
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Подпишите данные иллюстрации словами из текста. Как они доказывают, что рассказчик – участник сражения?
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ С какими чувствами старый воин вспоминает о своих боевых товарищах? Как он их называет?
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Найдите и прочитайте строки, в которых говорится о верности, преданности русского солдата.
Редут – квадратное земляное укрепление на поле боя
Мусью – сударь, господин (обраще-ние к французу)
Лафет – Боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия
Картечь – Артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле
Бивак – стоянка войск под открытым небом
Кивер – высокий военный головной убор из твёрдой кожи
Булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки
Улан, драгун – солдаты конных полков
Басурманы – люди другой веры, иноземцы, враги
БОРОДИНО Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, ещё какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!
БОРОДИНО Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя; Богатыри – не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то Господня воля, Не отдали б Москвы!
БОРОДИНО Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? На зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?»
БОРОДИНО И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки – Французы тут как тут.
БОРОДИНО Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдём ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!
БОРОДИНО Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи!» И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень.
БОРОДИНО Прилёг вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус.
БОРОДИНО И только небо засветилось, Всё шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рождён был хватом: Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражён булатом, Он спит в земле сырой.
БОРОДИНО И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.
БОРОДИНО Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И все на наш редут. Уланы с пёстрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами, Все побывали тут.
БОРОДИНО Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.
БОРОДИНО Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась – как наши груди; Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой…
БОРОДИНО Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять… Вот затрещали барабаны – И отступили басурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать.
БОРОДИНО Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля, Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы!
Спасо-Бородинский монастырь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"
План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...
Интегрированный урок по литературе и истории 10 классе
«Бородинское сражение» (по историческим материалам и роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир») ...
Интегрированный урок по литературе и истории России в 8 классе «Два Александра: поэт и царь» (Эпоха. Личность. Деяния)
Урок истории и литературы знакомит учащихся 8 класса с эпохой начало царствования Александра I, условиями воспитания, становления характеров и взглядов Александра I и Александра Пушкина....
Интегрированный урок по литературе и истории. 5 класс
На уроке учащиеся знакомятся с историческим событием - Бородинским сражением, выясняют его значение в ходе Отечественной войны 1812, знакомятся с литературным произве...
Открытый интегрированный урок по литературе и истории в 8 классе "Из эпохи прошлых лет"
урок посвящён закреплению знаний по литературе и истории Древней Руси....
Интегрированный урок по литературе и истории для 6 класса «Русские летописи. Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях».
Данная разработка продолжит знакомить учащихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере «Сказания о белгородском киселе».«Повесть временных лет» была о...
Уроки Гражданской войны. Интегрированный урок по литературе и истории в 11 классе.
Тип урока: интегрированный, проблемно-развивающий, с элементами исследовательской деятельности.Цель деятельности учителя: знакомство с биографией М.А. Шолохова, повторение и систематизация знаний по т...