ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК «ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ИСТОРИИ КАВКАЗА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА» (ЛИТЕРАТУРА, ГЕОГРАФИЯ, ИСТОРИЯ)
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Белоконева Любовь Анатольевна

 Миссия Лермонтова – одна из глубочайших загадок нашей  культуры. 

                                                                           Д.Андреев. Роза мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lermontov_i_kavkaz.docx51.63 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
«ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ИСТОРИИ

КАВКАЗА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА»

(ЛИТЕРАТУРА, ГЕОГРАФИЯ, ИСТОРИЯ)

Цель:  через изучение творчества М. Ю. Лермонтова формирование представлений об особенностях природы Северного Кавказ и исторических событиях того времени

Задачи урока:

 Образовательная –

  • познакомить учащихся с основными фактами биографии  М.Ю.Лермонтова, связанными с Кавказом;
  • провести исследовательскую работу по творческим работам М.Ю. Лермонтова;
  • формировать представление об особенностях природы Кавказа :

Ознакомить с ортографической схемой, геологическим строением  и полезными ископаемыми, климатом, высотными поясами;

2.Развивающая 

  • развивать навыки работы с исторической информацией (анализ карты, текстов);
  •  выявлять причинно-следственные связи, аргументированного изложения своего мнения;
  • развивать навыки творческого воображения, выразительного чтения;
  • развивать способности полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное;

3.Воспитательная 

  • формировать нравственные и эстетические чувства и убеждения.

Оборудование: учебник «Литература. 8 класс», физическая карта России, атласы, схемы учебника географии, картины с видами Кавказа.

Эпиграф к уроку:

                                                            Миссия Лермонтова – одна из
                                                           глубочайших загадок нашей  культуры. 
                                                                          Д.Андреев. Роза мира

Ход урока

Белоконева Л.А.

(слайд 1)

Здравствуйте уважаемые учащиеся, гости! Сегодняшняя встреча посвящена творчеству М.Ю. Лермонтова, а именно страницам жизни и творчества, связанных с образом Кавказа.

(слайд 2)

Как я любил,
Кавказ мой величавый,
Твоих сынов воинственные нравы,
Твоих небес прозрачную лазурь
И чудный вой мгновенных громких бурь.

М. Ю. Лермонтов. «Измаил-Бей».

Эти вдохновенные строки написал М. Ю. Лермонтов. Любовь к Кавказу, к его величественной и суровой природе, к вольнолюбивым горцам великий русский поэт пронес через свою короткую и мятежную жизнь.

Чернова Л.И.

(слайд 3)

 Кавказский край занимает исключительное место в жизни Лермонтова.

«…Кавказ был колыбелью его поэзии, и после Пушкина никто так поэтически не облагородил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов»

Чимадурова И.А.

Лермонтов оказался участником значительных общественно-политических событий, которые происходили и в центральной России, в столице и на окраине государства, на Кавказе. Он не оказался сторонним наблюдателем, он не был безразличным человеком. Все что происходило в стране, отпечатывалось в сознании поэта, которое получило свое отражение в произведениях Лермонтова.

Погружение в тему

(слайд 4) Цель урока

Чимадурова И.А.

 Кавказ – страна древнейших культур, тонкая и изящная каемка между цивилизациями Востока и Запада. Многие вспомнят, говоря о Кавказе, великие горы, прекрасные песни и танцы, теплое море и сладкие фрукты. А какие ассоциации возникают у вас, ребята, со словом “Кавказ”?

Учащиеся, как правило, вспоминают о событиях в Чечне, Дагестане, Абхазии и Южной Осетии, о произведении Л.Н. Толстого “Кавказский пленник” и одноименных фильмах.

Чимадурова И.А.

(слайд 5)

Пожалуй, сегодня нет в России человека, который бы не знал о военных действиях которые велись  на Кавказе. Проблемы, возникшие на Северном Кавказе, возникли не сегодня. В XIX веке Российская империя вела долгую и изнурительную войну с северокавказскими горцами. Сегодня на уроке мы с вами, попытаемся выявить связи между сегодняшними событиями на Кавказе и войной более чем столетней давности.

Чернова Л.И.– Давайте вспомним, где находится Северный Кавказ? Сделаем вывод о важном стратегическом положении этой территории.

1. В какой части России  находятся горы?
     2. Какие крупные объекты расположены рядом?

( работа с  атласом  стр.  )

Чернов Алексей

(слайд 6)

Географическое положение. Кавказ располагается между Черным и Каспийским морями от Таманского до Апшеронского полуострова. По хребтам Большого Кавказа проходит государственная граница России с государствами Закавказья: Грузией и Азербайджаном. От Русской равнины он отделен Кума-Манычской впадиной.

Особенность Кавказ – равноудален от экватора и полюсов

 Кавказ — молодое горное сооружение. В состав Кавказа входят Предкавказье, Большой Кавказ и Закавказье.

- Система хребтов — Западный, Центральный и Восточной Кавказ составляют Большой Кавказ.  У  Главного, Бокового и Скалистого хребтов один склон пологий, а другой крутой. Такие гряды называют куэстами.

Чернова Л.И.

- Ребята, определите  части Кавказа.
(Ученики должны найти на карте основные хребты и низменности, горы Эльбрус, Казбек, перевал Крестовый, горы Бештау и Машук).

 (Учащиеся показывают на карте географическое расположение Северного Кавказа).

Сазонов Стас

(слайд 7)

стихотворение М.Ю.Лермонтова «Кавказ»).

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз.
Как сладкую песню отчизны моей,
   Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.

     Там видел я пару божественных глаз;

     И сердце лепечет, воспомня тот взор:        

Люблю я Кавказ!

Скобеев Даниил

(слайд 8)

Геологическое строение 

миллионы лет назад из глубин бывшего океана Тетис антиклинальным горбом поднялся Кавказский хребет. Долго трудились над его разрушением вода, лед, ветер, солнце… Они превратили его поверхность в острые вершины, напоминающие гигантскую щетку с глубокими ущельями и полукруглыми карами… В неогеновый период кое – где хребет потрескался и бушующие недра выплеснули на поверхность раскаленные магмы. Возникли  Эльбрус и Казбек,  сложенные андезитами вокруг вулканического жерла.

Не менее трех раз остывала и вновь прорывалась магма пока вулкан как будто потух, но вокруг подножия из глубин трещин выливаются горячие и холодные источники.

 

Белоконева Л.А.

Несмотря на молодой возраст, Кавказ представлялся Лермонтову седым и суровым

 Здвижков А.

(слайд 9)

Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой: 
Они меня в младенчестве носили 
И к небесам пустыни приучили. 
И долго мне мечталось с этих пор.
Все небо юга да утесы гор.
Над детской головой моей венцом
Свивались облака твои седые; 
Когда по ним, гремя, катался гром, 
И пробудясь от сна, как часовые, 
Пещеры откликалися кругом, 
Я понимал их звуки роковые, 
Я в край надзвездный пылкою душой 
Летал на колеснице громовой!..

Белоконева Л.А.

(слайд 10)

«Как я любил твои бури, Кавказ! Те пустынные громкие бури, которым пещеры как стражи ночей отвечают!.. На гладком холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль, виноградник, шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью, где, покрываясь пеной, бежит безымнная речка, и выстрел нежданный, и страх после выстрела: враг ли коварный иль просто охотник: все, все в этом крае прекрасно».

Айдаралиева Лунара

 (слайд 11)

Кавказ равноудален от экватора и полюсов, поэтому отличается мягким климатом. Зима длится 2-3 месяца. Самая высокая температура в январе наблюдается в городе Сочи (+6,1°С). Основным поставщиком влаги на Кавказ является Атлантический океан, поэтому количество осадков при движении с запада на восток уменьшается от 380-520 до 220-250 мм/год. В восточной части часты засухи, суховеи, пыльные бури. Для борьбы с ними высаживают полезащитные лесные полосы. Особенностью этой территории являются и местные ветры – бора и фён. Бора – холодный ветер, спускающийся с гор, приносящий заморозки. Фен – весенний теплый ветер. Он смягчает жару. Климат высокогорий очень сильно отличается от климата предгорий и равнин. Климат восточной части Кавказа более сухой, поэтому здесь бывают засухи; суховеи и пыльные бури.

Чернова Л.И. 

(слайды 12,13)

- Чем ещё прославились эти места? (Минеральные источники)

   ( Учащиеся называют и записывают в тетради названия целебных минеральных источников: Кисловодск, Минеральные Воды, Пятигорск, Ессентуки, Железноводск, Мацеста.)

Чимадурова И.А

Слайд (14,15)

Какова же была ситуация на Кавказе в начале 19 века?

Крицанова Лера 

Население Северного Кавказа – горцы (официальное название многочисленных и очень различных по культуре, языку, религии северокавказских народов): осетины, абхазы, адыги, чеченцы, ингуши, лакцы и многие другие. В начале XIX веке эти народы переживали период разложения родового строя . Государства там не существовало. Они традиционно занимались скотоводством и промышляли грабежом. Их жестокие набеги постоянно испытывали на себе жители долин Кавказа. Почти 50 лет длилась эта война. Она началась в царствование, императора Александра I , когда он чувствовал себя сильнейшим монархом Европы, победителем Наполеона, продолжалась в царствование Николая I и закончилась, при императоре Алекcандре II. Под пули горцев шли герои 1812 г., туда отправлялись Николаем I декабристы. (Почему?). Вернуться с Кавказской войны было столь же трудно, как и из далеких сибирских рудников. Кавказская война казалась уже привычно и неотъемлемой частью российской жизни. Причины войны были заключены в политике. Три империи - России, Турция и Персия претендовали на владычество над Кавказом, с древних времен считавшимся воротами из Азии в Европу. В конце концов, в результате двух войн с Турцией (1806-1812 и 1828-1829 гг) и двух войн с Персией (1804-1813 и 1826-1828 гг.) Россия сумела отстоять свои права на Кавказ. В результате народы Кавказа как бы автоматически отошли к Российской империи. Однако сами горцы были не согласны с таким поворотом в их судьбе. Когда один из русских генералов попытался объяснить местному населению, что русский царь получил Кавказ в дар от турецкого султана, то один старик-горец, показав на вспорхнувшую птичку, сказал: “Дарю тебе её. Возьми, если сможешь!”

Чимадурова И.А

(слайд 16,17)

 -Что хотел таким образом сказать старик?

(Кавказ предстояло еще завоевать.)

Считается, что Кавказская война началась в 1817 году, когда А.П. Ермолов начал планомерное наступление на Северном Кавказе, отвечая карательными экспедициями на каждый набег горцев и вводя в горских аулах российскую администрацию. Правительство России, стремясь подчинить Кавказ, столкнулось с упорным сопротивлением местного населения. В результате сопротивление у горцев возникло собственное государство – имамат. Возглавил его Шамиль. Это было теократическое государство – глава государства являлся одновременно и религиозным главой. Война, длившаяся почти 50 лет, закончилась поражением горцев и присоединением их земель к России.

Чимадурова И.А. : Выясним причины Кавказской войны

Учащимся предлагается ознакомиться с некоторыми фактами и мнениями (текст раздается перед уроком), соотнеся их с картой, и на основе их анализа самостоятельно сформулировать причины войны.

Текст

  1. Осетия приняла подданство России в 1774 г., Чечня – в 1781 г.
  2. В 1801 году Грузия приняла подданство Российской империи.
  3. В 1804-1813 гг. Россия вела войну с Персией, в 1806-1812 гг. – с Турцией. Обе войны закончились победой России. Кавказ отошел к сфере влияния России.
  4. Армянский писатель Х. Абовян считал присоединение Армении к России “счастливым веком” и “прекрасной весной” для армянского народа.
  5. Первый имам Дагестана Гази-Мухаммед: “Когда я возьму Москву, я пойду на Стамбул” (Имам – духовный вождь и правитель государства (имамата) в Дагестане и Чечне.Титул появился в связи с распространением на Северном Кавказе мюридизма – религиозного исламского течения, призывающего к священной войне против “неверных” (газавату)).
  6. Кубанский казак Пимен Пономаренко, участник Кавказской войны, о горцах: “Самыйгеройский народ. Та й то треба сказать – … свою ридну землю, свое ридногниздечко обороняв. Як що по правде говорыты, то его тут правда була, а не наша”.
  7. А.П. Ермолов, командир Отдельного Кавказского корпуса: “Я терпеть не могу беспорядков, а паче не люблю, что и самая каналья, каковы здешние горские народы, смеют противиться власти государя”.
  8. М.М. Блиев, доктор исторических наук, профессор Северо-Осетинского университета: “Основное занятие горцев – скотоводство. Причем есть постоянный риск потерять свой скот от бескормицы, болезней, набега. И если это случается – горец сам идет в набег. Так происходит своего рода перераспределение”.
  9. Писатель Броневский в книге “Кавказцы” (1823 г.) описывал, как чеченцы, переправившись через Терек, ждали по два-три дня у дороги, хватали офицера или купца, привязывали к бревну и переправляли к себе. На выкупе они зарабатывали большие деньги.
  10. Грузинский историк Гамрекели пришел к выводу, что экономический упадок Восточной Грузии в XVIII веке произошел под напором набегов со стороны северокавказских племен.

Формулируются (в случае необходимости – при помощи учителя) основные причины войны:

(слайд 18)

  • Необходимость присоединения Северного Кавказа к России для территориального объединения с Закавказьем.
  • Стремление прекратить постоянные набеги горцев на территории Закавказья и русские поселения на Северном Кавказе.
  • Политика российской администрации, не учитывающая национальных особенностей горских народов.

Белоконева Л.А.

(слайд 19)

29 января 1837 года от тяжелой раны, полученной на дуэли, скончался А.С. Пушкин. Смерть Пушкина потрясла Лермонтова. Свою боль Лермонтов выразил в стихотворении «Смерть поэта». Стихотворение Лермонтова быстро распространилось по всему Петербургу.

По распоряжению царя «за вольнодумство, более чем преступное» Лермонтов был арестован и после семидневного расследования дела «о непозволительных стихах» сослан на Кавказ.

Айдаралиева Л.

Погиб поэт!- невольник чести -

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде... и убит!

Убит!.. К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж? веселитесь... Он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно

Навел удар... спасенья нет:

Пустое сердце бьется ровно,

В руке не дрогнул пистолет.

И что за диво?... издалека,

Подобный сотням беглецов,

На ловлю счастья и чинов

Заброшен к нам по воле рока;

Смеясь, он дерзко презирал

Земли чужой язык и нравы;

Не мог щадить он нашей славы;

Не мог понять в сей миг кровавый,

На что он руку поднимал!..

И он убит - и взят могилой,

Как тот певец, неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такою чудной силой,

Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

Вступил он в этот свет завистливый и душный

Для сердца вольного и пламенных страстей?

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,

Зачем поверил он словам и ласкам ложным,

Он, с юных лет постигнувший людей?..

И прежний сняв венок - они венец терновый,

Увитый лаврами, надели на него:

Но иглы тайные сурово

Язвили славное чело;

Отравлены его последние мгновенья

Коварным шепотом насмешливых невежд,

И умер он - с напрасной жаждой мщенья,

С досадой тайною обманутых надежд.

Замолкли звуки чудных песен,

Не раздаваться им опять:

Приют певца угрюм и тесен,

И на устах его печать.

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда - всё молчи!..

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли, и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

Ковалев Максим:

 В 1840 году за дуэль с сыном французского посланника  Барантом Лермонтова арестовывают и предают суду. А затем по личному распоряжению Николая I переводят в Тенгинский полк, находившийся на Кавказе в районе ожесточенных боев. Царское решение имело целью поставить беспокойного, неудобного поэта в такие условия, при которых ему грозила бы гибель.

Осуждая войну, поэт вынужден был принимать в ней участие. В журнале боевых действий отряда, в котором находился Лермонтов, под 11 июля 1840 года имеется такая запись:

Курц Ванесса:

«Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик, имея поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника отряда об успехах, что было сопряжено с величайшею для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами. Но офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших ворвался в неприятельские завалы».

Ересько Яна :

В составе Чеченского отряда поэт отправился в свою первую экспедицию. В первых числах июля 1840 года отряд пересёк Сунжу, прошёл Ханкальское ущелье и с боями продвинулся к Гойтинскому лесу. Затем переход к Урус-Мартану и селению Гехи. Здесь произошли главные боевые события предпринятой операции. В своём рапорте генерал Галафеев писал: «А чтобы произвести большое моральное влияние на край, то они направлены были через гехинский лес…»

Труден был путь через гехинский лес. Множество валежника между большими и старыми деревьями, узкая дорога. Каждый шаг вперёд давался потом и кровью. Наши войска, говоря армейским языком, двигались «ящиком»: артиллерия и обоз в центре; пехота несколькими цепями шла по обеим сторонам, предупреждая нападение противника с флангов; более подвижные отряды кавалерии и пехоты составляли авангард и арьергард.

В тёмном гехинском лесу Галафеева поджидала засада. 11 июля у переправы через реку Валерик вспыхнул кровопролитный бой. Горцы, осыпав русскую колонну градом пуль, укрывались за стволами деревьев. В ответ следовал орудийный залп, штурм завалов. Кончилось всё жестокой рукопашной схваткой

(слайд 20)

Фрагмент фильма./Сражение Валерик/

Жертиев Дима

(слайд 21)

Это сражение поэт описал в стихотворении «Валерик».

Вдруг залп... Глядим: лежат рядами.
Что нужды? Здешние полки
Народ испытанный...
В штыки, Дружнее! раздалось за нами.
Кровь загорелася в груди!
Все офицеры впереди...
Верхом помчался на завалы
Кто не успел спрыгнуть с коня...
Ура! – и смолкло. –
Вон кинжалы, В приклады! – и пошла резня.
И два часа в струях потока
Бой длился. Резались жестоко,
Как звери, молча, с грудью грудь,
Ручей телами запрудили.
Хотел воды я зачерпнуть...
(И зной и битва утомили Меня), но мутная полна
Была тепла, была красна.

И с грустью тайной и сердечной
Я думал: «Жалкий человек.
Чего он хочет!.. Небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?»
Галуб прервал мое мечтанье.
Ударив по плечу, — он был
Кунак мой, — я его спросил, Как месту этому названье?
Он отвечал мне: «Валерик,
А перевесть на ваш язык,
Так будет речка смерти: верно,
Дано старинными людьми».

Чимадурова И.А: 

Почему Валерик оставил мучительный след в сердце поэта ?

Здвижков А. Валерик оставил мучительный след в сердце поэта. Поэту больно от того, что «горские» племена, к которым он относится с уважением и любовью, и русские солдаты вынуждены убивать друг друга, вместо того, чтобы жить в мире и братстве.

 И с грустью тайной и сердечной
Я думал: «Жалкий человек» 
Чего он хочет!.. Небо ясно,
 Под небом места много всем, 
Но беспрестанно и напрасно 
Один враждует он – зачем?

Касьянов Глеб:

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня - но спал я мертвым сном.

И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.

Но, в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей. 

Белоконева Л.А : Увидеть свой «Валерик» напечатанным поэту было не суждено, но это стихотворение звучит как предупреждение из далёкого прошлого.

Чимадурова И.А.

Каковы итоги войны?

Кузин Александр

 В течении почти полувековой войны на Кавказе Россия потеряла 77 тысяч человек. По всей вероятности, не меньшими были и потери горцев. Стоила ли война этих жертв? Важным политическим итогои войны явилось закрепление России в стратегически важном Кавказском районе.

Айдаралиева Лунара

 С точки зрения развития Российской государственности присоединение Северного Кавказа укрепило международное положение России и способствовало ее дальнейшему экономическому развитию. Однако проблемы горцев российская администрация решала волевыми методами, что не могло не отразиться на отношении горских народов к России.

Чимадурова И.А:

Ошибки царского правительства повторяли и органы советской власти, и власти новой России. В результате мы имеем нестабильность на Северном Кавказе вообще

Белоконева Л.А.

(слайд 22)

Кавказскому городу Пятигорску было суждено сыграть роковую роль в его жизни. Здесь, кроме прочих старых знакомых, Лермонтов находит своего товарища по Школе юнкеров Николая Мартынова. На одном из светских вечеров в пятигорском семействе шутки Лермонтова задели Мартынова – ничтожный по нынешним понятиям повод. Увы, понятие чести в XIX веке имело и свои отрицательные стороны. Невинная шутка могла стоить жизни. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намериваясь стрелять в товарища, и был убит наповал.

…с собой
В могилу он унес летучий рой
Еще незрелых, темных вдохновений,
Обманутых надежд
И горьких сожалений!

 15 июля 1841 года в подножья горы Машук произошла дуэль с майором Мартыновым. Выстрел Мартынова оборвал жизнь поэта.

Чернов Алексей

Гром размахнулся над округой,
Распарывая туч свинец. 
Огонь ударил в грудь упруго. 
Начало? Ранен он... 
Встает огня стена живая, 
Ошеломляюще светла, 
И рушится.
Мир обволакивает мгла.
Лишь сабли молний хищно 
Конец.
И, побеждая, 
Блещут, 
И ночь по скалам мчится вскачь. 
И ломкий ливень тело хлещет. 
Как обезумевший палач.

(Д. Голубков.)

Белоконева Л.А.

(слайд 23,24,25)

М. Ю. Лермонтов подарил русской литературе вдохновенные произведения, посвященный Кавказу. «Суровому краю свободы» он остался верен до конца дней.

На этом наша встреча подошла к концу. Спасибо всем за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Особенности русского характера"

Интегрированный урок истории и литературы,на котором дети, анализируя художественные произведения и моменты истории, пытаются определить главные черты русского национального характера....

Интегрированные уроки: особенности подготовки и проведения.

И.Г. Песталоцци утверждал, что "процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие...

Интегрированный урок. Особенности анализа.

Памятка учителю по организации и анализу интегрированного урока....

Интегрированный урок "Особенности официально-делового стиля речи в русском и английском языках" в 7 классе

Интегрированный урок по русскому языку на тему "Особенности официально-делового стиля речи в русском и английском языках" разработан учителями русского языка Голодяевой Ольгой Владимировной и английск...

Интегрированный урок "Особенности строения клетки"

Интегрированный урок в 10 классе на тему "Особенности строения клетки" позволит изучить особенности химического состава клетки (макро и микроэлементов); рассмотреть химический состав  пищевых про...

Методическая разработка интегрированного урока:" Особенности национальной кухни Германии, Англии, Франции"(8 класс)

Данная методическая разработка представляет собой ааторский урок. Не содержит приложений....