Урок на тему "Образ народного заступника Гриши Добросклонова"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Разработка урока на тему "Образ народного заступника Гриши Добросклонова"  по поэме "Кому на Русижить хорошо" в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_obraz_narodnogo_zastupnika_grishi_dobrosklonova.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема Образ народного заступника Гриши Добросклонова.

Цель урока: попытаться проанализировать авторский замысел и понять, почему не состоялась встреча Гриши и правдоискателей.

Характеристика видов деятельности: сообщение, работа над текстом с элементами беседы.

Ход урока

I.Реализация индивидуального домашнего задания

Сообщение учащегося «Кто такой Гриша Добросклонов?»

Некрасов не закончил работу над своим главным произведением, написал не все, что хотел написать. Соотношение глав и частей эпопеи обнаруживает незаполненные пробелы, пустоты. Глава «Пир на весь мир», написанная позже других, не должна была, согласно замыслу поэта, завершить эпопею, и мало того – ей намечалось место до главы «Крестьянка», написанной ранее (впрочем, мнения по этому вопросу у специалистов до сих пор расходятся). Однако концовка этой главы при всех необходимых в данном вопросе оговорках все же сыграла роль развязки всей эпопеи. Ведь именно здесь прозвучал ответ на вопрос, поставленный в самом начале: «Кому  живется весело, вольготно на руси?» Счастливым человеком оказывается не кто иной, как народный заступник Гриша Добросклонов, и к словам, завершающим «Пир на весь мир», - «Пел он воплощение счастия народного» - прибавить, по существу, нечего. В то же время эта развязка особенного рода. Она не возвращает странников в их родные дома, не кладет конец их скитаниям и поискам, потому что странники ничего не знают о счастье Добросклонова. Им предстоит, по-видимому, искать счастливого человека и дальше, причем идти по ложному следу – самому царю.

С другой стороны, насколько счастлив Гриша Добросклонов? Находит ли Некрасов достаточно убедительные слова и совершенную форму для воплощения этого счастья? Вспомним, как Гриша, открыв в себе поэта, эмоционально переживал свою творческую удачу:

« - Удалась мне песенка! – молвил Гриша прыгая, - Горячо сказалася правда в ней великая…»

Добросклонову понадобилось уединение для того, чтобы в тиши прочувствовать наиболее торжественную и счастливую минуту в его жизни. Итак, развязка мнимая, иллюзорная. Подлинного завершения эпопеи нет так же, как не завершено развитие воплощенного в ней русского национального характера, неистощимого в своих проявлениях.

Одни исследователи считают, что на вопрос, поставленный в названии, дан ответ образов Гриши Добросклонова: «…особого внимания достойна последняя самая маленькая главка «Пира…». Здесь указан счастливый, здесь содержится ответ на вопрос, поставленный в заглавии» (М.М. Гир).

Н.Скатов утверждает: «Сам по себе образ Гриши не дает ответ на вопрос о счастье, ни на вопрос о счастливце. Счастье одного человека (чьим бы оно ни было и что бы под ним ни понималось, пусть даже борьба за всеобщее счастье) – ещё не разрешение вопроса.

II. Чтение и обсуждение песни «Песни народа», «Средь мира дольного»

Учитель. Какова основная мысль песни «Доля народа»?

Ученик. «Доля народа» - в этой песне утверждается мысль о том, что назначение человека в жизни – это служение народу, борьба за него.

Дело, труд воспринимаются как служение счастью народа, торжеству его лучших стремлений и надежд.

 Учитель. О чем размышляет поэт в песне «Средь мира дольного…»?

Ученик. Здесь поэт размышляет о смысле жизни, о том, какой выбрать путь, по какой дороге пойти. Жизнь открывает перед человеком разные дороги – два пути.

В жизни всегда существует проблема выбора и ответственности человека за выбранный путь. Дорога, по которой «громадная, к соблазну жадная идет толпа» - дорога «просторная…». Истинный путь, дорога «честная», по которой идут:

Лишь люди сильные,

Любвеобильные,

На бой, на труд…

Учитель. Какова цель песен Гриши Добросклонова?

Ученик. В песнях, которые поет Гриша, звучит призыв к борьбе за счастье народа, за свет, за свободу. Гриша связан с народом. Крестьяне воспринимают добросклонова как своего, как выразителя и толкователя их надежд, интересов. Гриша помог крестьянам понять правду о «крестьянском грехе», преодолеть состояние подавленности и вновь поверить в свои силы.

III. Работа над диалогом Гриши Добросклонова с дядей Власом

Учитель. В чем заключается суть диалога?

Ученик. В этом диалоге соотнесены крестьянское представление о счастье и понимание о счастье. Эта беседа убеждает, что пока народное понимание счастья не совпадает с теми идеалами, за которое самоотверженно борется Добросклонов. Вместе с тем заветная мечта Гриши:

Чтоб землякам моим и каждому

Крестьянину жилось вольготно

Весело на всей святой Руси.

Учитель. Что сближает героя с автором в этом диалоге?

Ученик. Строки эти дают возможность судить о том, что Гриша близок самому поэту. Не случайно именно в уста Гриши вложил поэт наиболее зрелые свои песни, в которых нарисовал пути борьбы за права человека. Песня «Средь мира дольного» представляет  собой как бы завещание поэта, в котором он устами Гриши обращается к молодежи с призывом встать в ряды борцов за счастье народа.

Учитель. Какие ещё песни поёт Гриша? О чем они?

Ученик. Глубоким лирическим чувством проникнута и песня « В минуту уныния, о родина-мать…», в которой горячо и взволнованно говорится о жизни страны до отмены крепостного права. Но в песне выражается уверенность в том, что «собирается с силами русский народ и учится быть гражданином».

Как подлинный гимн родине звучит песня «Русь». Народ могучь и велик, и когда он проснется, Россия превратится в могучую державу. Эта песня заставляет в народе увидеть силу, способную осуществить переустройство жизни:

Рать подымается –

Неисчислимая.

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

IV. Чтение главы V

Итак, поэт создал «книгу народную», которую закончил короткой пятой главой.

Учитель. Почему странники, по мнению автора, не нашли ответа на волнующий вопрос?

Ученик. Странники не нашли ответа на вопрос о счастье потому, что ещё не могли знать, что «Творилось с Гришею», не могли знать той «правды великой» о «воплощении счастья народного», какую знал народный заступник.

Домашнее задание

Подготовиться к сочинению.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-семинар"Мысль народная" и воля истории в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".

Урок-семинар проводится после изучения романа Л.Н.Толстого"Война и мир". Цели: обобщить знания учащихся по роману" Война и мир".Учащиеся должны знать содержание романа, понимать проблему национального...

Урок в музее "Народная вышивка"

Цели урока: 1.       Познакомить учащихся с марийской вышивкой.2.       Развитие коррекции внимания в ходе демонстрации одежды мари и ...

Урок изобразительного искусства "Народные гуляния"

Урок изобразительного искусства в 5 классе знакомит учащихся с жизнью и творчеством художника Б.Кустодиева. школьники повторяют изученное о пропорциях человеческой фигуры и учатся передавать в работе ...

«Поэтический образ птицы в народном творчестве» бинарный урок факультативного курса народной культуры и ИЗО

Углубить знания учащихся об образе птицы через ознакомление с различными жанрами устного народного творчества и с образцами хохломской росписи, как вида народного промысла.1.    Обучать...

Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»

Урок музыки  в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...

Конспект урока литературы в 8 классе. Тема: Емельян Пугачёв: народный заступник или злодей?

Конспект урока литературы в 8 классе. Тема: Емельян Пугачёв: народный заступник или злодей? На уроке подчёркивается важность решения вопроса, которым обозначена тема урока, для понимания концепции ...

«Лучший урок, посвящённый Дню народного единства» Тема урока: Государственная символика.

Тема урока: Государственная символика.Цели: Ø познакомить с символикой Российского государства и Республики Татарстан: флагом, гербом, гимном.Ø формировать уважительное отношение к культуре родной стр...