Урок изобразительного искусства "Народные гуляния"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Шигарева Татьяна Николаевна

Урок изобразительного искусства в 5 классе знакомит учащихся с жизнью и творчеством художника Б.Кустодиева. школьники повторяют изученное о пропорциях человеческой фигуры и учатся передавать в работе настроение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kustodiev_urok.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ средняя общеобразовательная школа №6

Урок изобразительного искусства

5 класс

учитель: Шигарева Татьяна Николаевна

Цели: развитие у учащихся чувства прекрасного, формирование у них здорового художественного вкуса, умения понимать и ценить произведения изобразительного искусства;

повторить изученное по теме «Древние образы в народном искусстве» (изба, костюм, предметы быта), продолжать учить рисовать фигуру человека;

познакомить с творчеством Бориса Кустодиева;

воспитывать зрительскую культуру

ход урока:

  1. Организационный момент

  1. Вступительное слово учителя

Сегодня я хочу рассказать вам о художнике, который за несколько лет покорил Петербург, Париж, Европу. И все это несмотря на то, что он был из простой крестьянской семьи. Отец даже не хотел отпускать его учиться на художника, говорил, что из бедных художников не бывает. Но картины его принесли ему необыкновенную славу. На выставках ему присуждались премии, о нем писали все газеты. А как вы думаете, что он такое рисовал?

  1. Анализ картины Филиппа Малявина «Вихрь»

Как вы думаете, как называется картина?

Что привлекает к ней внимание?

Как удалось художнику передать настроение безудержной русской пляски?

  1. Рассказ о творчестве Бориса Кустодиева

А вот еще одна картина, которая была написана примерно в то же время, что и «Вихрь» Малявина. На ней тоже изображены народные гуляния. Давайте сравним эти две картины. Что вы думаете о художниках, которые их написали?

Бориса Кустодиева часто называют Веселым художником. Его картины всегда очень интересно рассматривать – художник сочиняет целые живописные «рассказы». О чем же он рассказывает? О народных праздниках, ярмарках, гуляниях. Его картины похожи на народные песни или частушки. Он очень тщательно подбирал материал для своих картин, словно ягоду-землянику собирал. Пока она в траве – не каждому видна ее красота, а соберешь целое лукошко – аж дух захватывает!

Художник  сочинял свои картины, как песню о русском народе – веселом, красивом, нарядном! Каждую его картину можно рассматривать часами. Вот картина «Масленица». Вы конечно знаете, что Масленица – народный праздник, проводы зимы. На переднем плане два толстых бородатых купца в шубах, они ведут серьезный разговор, наверно обсуждают что-то. А дальше – веселится нарядная толпа. Кто-то играет на гармошке, кто-то приплясывает, там крутится карусель, здесь продают воздушные шарики. И много других интересных деталей вы увидите, если будете внимательны. И сам художник радуется, глядя на свою работу, и зрители рады, будто на празднике побывали.

И никто не догадывается, что художник писал свои картины не с натуры, а по памяти.  Он давно уже не выходил из дому, не мог любоваться на солнышко, не мог смотреть на гуляния людей в праздник и даже многих собственных картин он не видел!

Он очень тяжело заболел. Нестерпимые боли в спине, такие, что он не спал ночами. Опухоль спинного мозга… Решено было делать операцию. Хирург одной из лучших петроградских клиник обратился к художнику:

- Итак, сударь, прежде чем добраться до опухоли, я должен буду перерезать нервные окончания. Боли вы не почувствуете, вы будете под наркозом. Суть не в этом. Придется чем-то пожертвовать

- Чем же?

- Либо руками, либо ногами…

- В таком случае, - руки, профессор! Сохраните мне руки. Ноги в моем случае – предмет роскоши, а руки… Вы хирург. В чем-то наши профессии схожи. Без рук мы никто и ничто.

- Я понимаю вас, господин Кустодиев, - голос врача дрогнул, и он опустил глаза, -поверьте, я сделаю все, чтобы сохранить вам руки

И он сдержал слово. Руки остались живы. Ноги парализовало полностью.

«…Мой мир теперь, - писал художник своему другу Лужскому, - это только моя комната. Так уж очень тоскливо без света и солнышка. Вот и занимаюсь теперь тем, что стараюсь это солнышко, хотя бы отблески его, поймать и запечатлеть…»

Он придумывал разные приспособления, чтобы можно было писать большие полотна, а тут еще начала сохнуть рука…

«Эх, попасть бы еще хоть раз куда-нибудь…» вот о чем мечтал художник…

        Много лет прошло с тех пор. Но и сейчас мы смотрим на картины Веселого художника Бориса Кустодиева и вместе с ним любуемся красотой русского народа…

  1. Объявление темы урока

Вы конечно уже догадались, какой будет тема нашего сегодняшнего урока. Народные гуляния. Мы сделали так много подготовительных работ в первой четверти, что сегодня нужно только придумать композицию по данной теме. Помните, что много людей изображать не надо, достаточно 2х – 3х. Главное, как их расположить. Как в этой композиции передать ощущение праздника, веселья. Давайте посмотрим еще раз на картины разных художников, может, мы найдем отгадку в них?

  1. Анализ работ учащихся прошлых лет

  1. Физминутка.

Нам обязательно придется изображать человека. Давайте вспомним несколько правил изображения человеческой фигуры. Встаньте прямо, потянитесь, опустите руки. Какие они по длине? Примерно до середины бедра. Прижмите руки к телу. Где находится локоть? На уровне пояса

  1. Самостоятельная работа учащихся

  1. Анализ работ, исправление ошибок

  1. Итог урока

- С творчеством каких художников познакомились? Какие их картины помните?

Что запомнилось на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства "Народные гуляния"

Урок изобразительного искусства в 5 классе знакомит учащихся с жизнью и творчеством художника Б.Кустодиева. школьники повторяют изученное о пропорциях человеческой фигуры и учатся передавать в работе ...

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Открытый урок "Музыка ярмарочных гуляний"

ТемаМузыка ярмарочных гулянийЦелиРасширение темы «Музыка русского народа». Углубление знаний о народном творчестве. Формирование духовного мира учащихся  посредством интеграции музыкальных произв...

Урок. Народное масленичное гуляние

Урок можно использовать в дополнительном образовании для 2-5 ых классов...