"Страна детей".Русский детский фольклор Карелии - урок внеклассного чтения для 4 -5 класса
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Изучение русского детского фольклора Карелии помогает воспитывать любовь к родному краю. его прошлому, активизирует познавательную деятельность школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский детский фольклор Карелии.
Страна детей.
Нет ничего лучше народных детских прибауток, песенок, считалок, скороговорок-тараторок, дразнилок.
С. Я. Маршак.
Цели:
- продолжить знакомство с фольклором через освоение малых жанров;
- пробудить интерес к народной культуре родного края;
- обобщить личный жизненный опыт детей.
«Детский фольклор весь представляет собой невольную пародию на стереотипы мира взрослых. В нем существуют свои ритуалы в общении и играх, своя мифология, отчасти заимствованная у старших, отчасти собственного сочинения. Есть своя лирика (песенники и альбомы), есть и свой смеховой мир: дразнилки, поддевки, детские анекдоты. Подражание взрослым формам поведения оказывается для детей естественным механизмом норм и правил, по которым им придется жить в будущем »( С. Алпатов).
«Педагогические возможности детского фольклора безграничны (Л.П.Михайлова).
Слово учителя: «Детский фольклор - органическая часть всей самобытной народной культуры и вместе с тем совершенно особая, самостоятельная область народного творчества,»-считает фольклорист С. М. Лойтер.
Для справки: Софья Михайловна Лойтер (1934 г. р.) - доктор филологических наук, профессор кафедры литературы КГПУ, фольклорист, литературовед, заслуженный деятель науки РК. Автор книг о культуре детства: «Русский детский фольклор Карелии», «Поэтика детского стиха в ее отношении к детскому фольклору». В книге «Русский детский фольклор Карелии» собрано более тысячи текстов.
Детский фольклор – явление вечное, потому что вечно детство, которое дано человеку, «чтобы играть», и, играя, творить жизнь.
Детский фольклор- это неповторимый континент детства, СТРАНА ДЕТЕЙ.
Это колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, песенки, заклички, приговорки,дразнилки, поддевки, считалки, скороговорки, игры,небылицы,перевертыши,страшилки.
Колыбельные песни.
Маленький человечек начинается с колыбельных.
Баю-бай, баю- бай,
Не ложись на самый край,
Ложись на середочку,
Держись за веревочку.
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать.
Ну а я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшинчик молока.
Колыбельные исполняли баяльщики (от байкать - убаюкивать, петь колыбельные), пестуньи(бабушки, няньки, старшие сестры). Размеренный ритм, монотонный мотив успокаивал, усыплял ребенка в колыбели.
Задание: «Колыбельная для куклы»
Разучивание и исполнение колыбельной.
Это интересно:
В этой колыбельной, записанной в дер. Гарницы Медвежьегорского района отразились местные языковые черты:
Баю - баюшки, баю
Укачаю, уложу.
Рипачок под бочок
И соломки тукачок.
Рипак - пеленка, тукач - сноп.
Пестушки, потешки, прибаутки, песенки.
Пестушки, потешки, прибаутки, песенки всегда несут радость!
Еще ребенок не владеет активной речью, а с любопытством слушает «Сороку-ворону», «Ладушки», которые К. И. Чуковский назвал « бессмертными шедеврами народной поэзии».
Задание: Вспомните их.
Пестушки - стихи, сопровождающие самые простые движения и физические упражнения ребенка (поглаживания по телу, разведение ручек и т. д.)
Ножки, ножки,
Бегите по дорожке-
Прямо в избушку
Мимо кадушки.
Потешками забавляют детей.
Тоню тяну,
Рыбу ловлю.
Попало немало:
Семь сижков,
Восемь окушков,
Один ершок-
И того в горшок.
Щей наварю,
Ребят накормлю:
«Ешьте, ребятки,
Заварны шти.»( Зап. Е. Ржановская в 1928г. в дер. Сенная Губа Медвежьегорского р-на)
Словарная работа: тоня- сеть, шти – щи, сиг, окунь, ерш – озерная рыба.
Для справки: Елизавета Васильевна Ржановская (1888- 1975) родом из Сенной Губы, с 1903 по 1945 годы учительствовала в школах Заонежья. Одна из первых начала собирать детский фольклор Карелии.
Сорока- ворона кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала в ложку,
Этому – в поварешку,
Этому – в горшок,
Этому – в вершок.
А ты, Пахомочек, мой котеночек,
Печку топи, деток корми.
( Потешка записана в пос. Повенец Медвежьегорского р-на).
Заклички, приговорки.
Маленький человечек повелевает стихией, приказывает дождю, улитке, грому, радуге…
Радуга- дуга,
Не давай дождя,
Дай солнышка-
Колоколнышка!
Липа, липа, липа, сядь,
На веревочку присядь-
Я не буду имать.
(Записано Е. Ржановской в 1934г. в дер. Середка Медвежьегорского р-на.)
Словарная работа: в древнерусском языке ИМАТИ – брать.
Это заклички, приговорки – стихотворные обращения, преимущественно в повелительной форме, к различным силам и явлениям природы.
Задание: Вспомните заклички, с помощью которых можно обратиться к СОЛНЫШКУ, ДОЖДИКУ, БОЖЬЕЙ КОРОВКЕ.
Назывки , дразнилки, поддевки.
«Лирика осмеяния».
В них нет пошлости, а есть потребность в здоровом, раскованном озорстве, смехе, юморе, порой грубоватом, без которого не может обойтись нормальная человеческая жизнь.
Павел щи сплавил,
Кашку съел
Да на печку сел.
Кто обзывается,
Тот сам так и называется.
Маша- растеряша,
Недоеденная каша.
Дашка- кругляшка,
Манная кашка.
Антошка- столовая картошка.
Вспомните дразнилки : «Баба-яга , костяная нога…», «Жадина- говядина…», «Рева- коро
ва…».
Поиграем в рифмы:
Задание: вспомните, что такое рифма. Поддевки построены на рифме. В их основе рифмованный диалог.
- Скажи: оса.
- Оса.
- Цап тебя за волоса.
-Скажи: лук.
-Лук.
- Тебя по лбу стук.
Продолжите вы.
- –Скажи: стол…( У тебя в тетради кол.)
- -Скажи: тетрадь…( У тебя в тетради пять )
- – Скажи: чайник…( Твой отец начальник.) и т. д
Считалки.
«Считалия.»
Считалки- спутники игр, «игровые прелюдии» ( Г. С. Виноградов). Это рифмованные произведения, их говорят в такт.
Объявляется конкурс на самую интересную, короткую, длинную считалку, конкурс «собирателей считалок», конкурс «Кто больше знает считалок».
Первой, другой,
Дерни в угол,
Три, четыре-
Зацепило.
Пять, шесть-
Бьют шерсть.
Семь, восемь-
Сено косят.
Девять, десять-
Масло месят.
Одиннадцать, двенадцать-
На улице бранятся,
В избе мирятся.
Кому клин, кому стан,
Кому весь сарафан,
Кому пуговки литые,
Кому серьги золотые
Записана в деревне Сенная Губа Е. Ржановской.
Катилась витаминка
По имени Маринка,
Уроки не учила
И двойку получила.
А потом пошла гулять,
Получила цифру 5.
Записано Дмитриевой И. П. в ноябре 2006 г. от Максима Руднева 8 лет в г. Медвежьегорске.
На золотом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей.
Стакан- лимон - выйди вон.
Налей воды - выйди ты.
За стеклянными дверями
Сидит мишка с пирогами.
Мишка, мишенька - дружок,
Сколько стоит пирожок?
Раз, два, три,
Четыре, пять.
Я иду искать.
Кто за мной стоит,
Тот в огне горит.
Кто не спрятался-
Я не виноват.
Ехала машина темным лесом
За каким-то интересом.
Инте-инте-инте-рес –
Выходи на букву С.
Записано Дмитриевой И. П. по воспоминаниям детства 1960- 1970-х годов в г. Медвежьегорске.
Мы играем.(Игры).
Мы собрались поиграть,
Ну кому же начинать?
Раз, два, три-
Начинаешь ты.
Задание: Назовите известные вам детские игры.
Объясните условие игры в прятки, ляпу.
Разучивание игры: игра детства бабушек и мам, игра моего детства.
Садовник.
Водящий: Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме розы ( каждый из играющих выбирает себе какой-нибудь цветок до начала игры).
Роза:- Ой!
Садовник:- Что с тобой?
Роза:- Влюблена.
Садовник:- В кого?
Роза:- В мак.
Мак:- Ой! И т. д.
Если играющий не успел назвать цветок, то садовник говорит: «Раз, два, три, вещичку гони.» Когда от кого-нибудь из участников садовник получит три предмета- тот становится садовником.
(Игра записана по воспоминаниям детства).
Итог:
Глубокие нравственные и эстетические начала заложены в большинстве произведений фольклора. Через них маленький человек знакомится с окружающим миром природы, вещей, человеческих отношений, в которых преобладают доброта, красота, входит в сложный мир слов, поэзии.
Использованная литература:
Лойтер С.М. Русский детский фольклор Карелии .Петрозаводск, 1991.
Лойтер С.М. Поэтика детского стиха в ее отношении к детскому фольклору. Петрозаводск,2005.
Михайлова Л. П.История края в народном слове. Русские говоры Карелии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения в 6 классе "У войны не детское лицо"
Данный урок посвящён детям войны. При подготовке к уроку дети прочитали книги В.Богомолова "Иван", А.Лиханова "Последние холода", стихи о войне. Класс был разделён на группы, каждая имела своё задание...
Презентация к уроку внеклассного чтения в 6 классе"У войны не детское лицо"
В презентации представлены материалы к уроку внеклассного чтения в 6 классе "У войны не детское лицо" Дан иллюстративный материал, аннотации к использованнымна уроке произведениям, список книг для чте...
Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"
Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...
Урок внеклассного чтения в 6 классе на тему "Донской фольклор"
Цели: закрепить понятие о фольклоре; развивать речь учащихся, умение работать со словарём, составлять устный и письменный рассказ на заданную тему; приобщать к культуре родного края; воспитывать любов...
План-конспект урока внеклассного чтения в 7 классе по теме: "Дети войны"
План-конспект урока внеклассного чтения в 7 классе по теме: "Дети войны"...
Урок внеклассного чтения в 6 классе по повести В.Г. Короленко "Дети подземелья"
Урок внеклассного чтенияпо повести В.Г.Короленко «Дети подземелья».Тема: «Дорога к добру и милосердию»....
Урок внеклассного чтения в 6 классе: А. Лиханов «Последние холода» «Дети войны, горьким опытом Вас наделила судьба».
Основной целью внеурочной учебной деятельности стало постижение произведений классической направленности русской литературы второй половины ХХ – начала ХХI вв. Основными задачами...