Урок внеклассного чтения в 6 классе на тему "Донской фольклор"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Цели: закрепить понятие о фольклоре; развивать речь учащихся, умение работать со словарём, составлять устный и письменный рассказ на заданную тему; приобщать к культуре родного края; воспитывать любовь к малой родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vnekl_cht_po_folkloru_dona.doc21.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Урок внеклассного чтения в 6 классе на тему "Донской фольклор"

Цели: закрепить понятие о фольклоре; развивать речь учащихся, умение работать со словарём, составлять устный и письменный рассказ на заданную тему; приобщать к культуре родного края; воспитывать любовь к малой родине.

Оборудование: иллюстрации к загадкам; хрестоматия для чтения « Литература Дона», литературоведческий словарь.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

- Сколько лет в этом году будет Ростовской области? ( 75 лет)

- Сегодня на уроке познакомимся с УНТ Дона,. Конечно, оно старше, чем Ростовская область, так как раньше образовано. Но это то, чем нашей области надо гордиться.

-Что значит "устное"? (Уста – губы, рот.). Какие жанры УНТ знаете?

Передававшиеся из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни всегда отображали мечты и чаяния народа о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в устном народном творчестве.

В наши дни этот вид творчества продолжает развиваться, он отражает фантастичность и реалистичность современных сюжетов.

II Работа с литературоведческими словарями.

Беседа по вопросам:

1. Что такое «фольклор»?

2. Устное народное творчество – это жанр (genre – (фр.) вид) литературы. Назовите малые жанры этого творчества. (Пестушка, потешка, закличка, прибаутка, считалка, приговорка, скороговорка, загадка, частушка, сказка.)

III. Беседа о малом жанре устного творчества – загадке.

"Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказал бы: это загадки" (Ю. Г. Круглов).

Что же такое "загадки"? Загадки – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

- Откройте хрестоматии на 6 странице.

-Прочтите загадки и выберите ту, которая, как вам кажется, самая интересная. Объясните, почему?

-Закройте хрестоматии. Посмотрите на доску. Перед вами – вопросы викторины. Давший большее количество правильных ответов, получает звание "Знаток загадок Дона":

-Что такое загадка?

-Что это: - Лохматый казак, посерёдке кушак, по двору ходит, порядок наводит ( метла)

- Кривой двух братцев понёс к Дону купаться. Пока братцы купаются, Кривой без дела валяется ( вёдра и коромысло).

-Прочная обувка в огне тачается и с ног не снимается ( лошадиные подковы).

- Кто это: - Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов ( муравьи).
- Снизу камень, сверху камень; ест траву, но не корова; несёт яйца – а не курица; четыре ноги – а не собака ( черепаха).

IV. Беседа о малых жанрах – пословице и поговорке.

Что такое пословица? Поговорка?

- Вспомните основные отличия и сходства пословиц и поговорок. Дайте письменный ответ, оформив запись по образцу.

- Посмотрите на доску, проверьте свой ответ.

Общее: создал народ, заключают мудрость народа, выражают отношение к труду, учению, добру и злу и т.д.

Отличия: поговорка – часть суждения, а пословица представляет собой предложение, простое или сложное, с рифмой или без неё, имеющее прямой или переносный смысл.

- Откройте хрестоматии на 7 странице. Зачитайте пословицы, которые говорят о любви к родине: - Земля донская – мать родная.

- Казаку честь за Родину лечь.

- Пусть знает ворог, что казаку Дон дорог.

- Человек без Родины что камышинка: под любым ветром гнётся….

- Найдите пословицы, объединённые темой "Труд": - Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда.

-От безделья не бывает у казака веселья.

- Донская земля дармоедов не кормит.

-Лень в дому – бери суму.

- Как понимаете последнюю пословицу?

Какой темой объединены следующие пословицы: - Конь познаётся в езде, а друг в беде.

-Казак без друзей что дуб без корней.

- Не плетень городи, а с соседом дружбу веди.

- По любой из этих трёх пословиц в течение 5 – 7 минут напишите сочинение – миниатюру.

Образец: Благодаря чему живёт дуб? Благодаря тому, что его кормят корни, без них дерево умрёт, засохнет. Такую же большую роль в жизни казака играют друзья .Без них жизнь будет не полноценной, всё равно, что её вообще не будет. Значит, казак без друзей, что дуб без корней.

V. Беседа о жанрах предания, легенды.

-Найдите в литературоведческом словаре определение понятий "предания", "легенда".

- Откройте хрестоматию на 10 странице. Найдите легенду "Сом". Послушайте её выразительное чтение, отмечая слова, значение которых неясно.

"Сом".

"Я помню, у нас тут яма была, там сомы водились крупные. И вот мне захотелося, девчонка ж была, достать дно. Я как нырнула, дна не достала, а вынырнуть не могу. Тянить меня на низ. Я тута аж растерялася, отталкиваюся ногой и даю вверх. Выплыла я, а они: « Ай, вот она. Чё ты там делала? А мы уж хотели в хутор бежать : "Панька утонула!"Так то ж сом – то самый и был, тащил – то меня за ногу, еле вылезла."

- Какие слова непонятны?

VI. Итог. Домашнее задание.

- Что понравилось вам сегодня на уроке?

- Что вызвало вопросы?

-Кто из ребят, по – вашему, работал лучше всех?

-Домашнее задание следующее:1. - Составить словарик диалектных слов и форм слов, использованных в легенде « Сом», объясняя их с помощью общеупотребительных слов.

2. Подготовить к пересказу легенду, связанную с историей села или своей семьи.

По желанию: нарисовать иллюстрацию к изученным загадкам.

Литература:

1. Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 5 – 7 классах. Ростов – на –Дону. ЗАО "Книга" .2005
2. .Литература 7 класс. Поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной. Н.Я. Крутова. Волгоград 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс

Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...

Разработка урока внеклассного чтения, 4 класс

Урок внеклассного чтения в 4 классе коррекционной школы 8 вида по рассказу Н.Носова "Заплатка"...

разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида

разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...

презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс

презентация о творчестве К.Паустовского...

презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс

презентация по книге К.Паустовского "Кот-ворюга"...