Урок с презентацией по литературе
презентация к уроку литературы (10 класс) на тему
Материал содержит план-конспект урока, презентацию и карточки с заданиями.
Урок литературы в 10 классе
Тема:Воскрешение человека в Раскольникове через любовь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voskreshenie_cheloveka_v_raskolnikove_cherez_lyubov.pptx | 167.8 КБ |
urok_literatury_v_10_klasse.docx | 14.86 КБ |
prilozhenie.docx | 11.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каким Раскольников видится вам, человек совершивший преступление и искупающий свою вину через наказание?
схема Преступление и наказание Одиночество Судьба семьи Мармеладовых. Страх за судьбу матери и сестры Теория « сильной личности» « Вошь ли я, как все, или человек?» Крайняя степень нищеты Убийство- разрушение нравственных принципов. Грех «О, как бы счастлив он был, если бы мог сам обвинить себя! « В чем я виноват перед ними?» « Ты ведь кровь пролил!-вскричала Дуня.- Которую все проливают… « Он встал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастием
Нет на свете силы более могущественной, чем любовь.» И. Стравинский»» - Как подействовало на Раскольникова пребывание Сони на каторге? Как вы ответите на вопросы, которые задает себе Раскольников об отношении каторжников к нему и к Соне? - Какой сон приснился Раскольникову на каторге? Перескажите.
Домашнее задание Написать домашнее сочинение. Темы на выбор: 1Гневное обличие мира насилия и несправедливости в романе. 2 « Их воскресила любовь» 3 Теория идеи Раскольникова и ее крах.
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 10 классе
Тема: Воскрешение человека в Раскольникове через любовь
Цель: Осмыслить последние страницы романа.
Ответить на вопрос: как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне?
Форма урока: Урок-практикум
Оборудование: слайды, экран, проектор.
Ход урока
- Предварительная беседа ( Слайд 1-2)
- Каким он видится вам, человек совершивший преступление и искупающий свою вину через наказание?
Учащиеся отвечают, доказывая свое мнение примерами из произведения. ( Раскольников упорно думает о бедах людей, как же избавить людей от страданий и приходит к мысли деления людейна два разряда. Так созревает индивидуалистический бунт Раскольникова. Он думает, что людей, которые сами не способны изменить жизнь, спасет некий «властелин», т.е. добрый тиран. Решает, что можно в одиночку проложить путь ко всеобщему счастью, т.к. убежден, что воля и разум сильной личности могут осчастливить толпу. И только сам перенеся мучительные страдания и видя, какие муки испытывают его близкие, понимает ошибочность своей теории.)
- Работа по группам ( Учащиеся делятся на две группы)
Каждой группе предоставляется карточка с заданием ( см. приложение). Ребята отвечают, аргументируют свои ответы, делают выводы. Представители групп могут задавать друг другу вопросы.
3 . Давайте попробуем составить схему преступления и наказания Раскольникова. ( Ребята выходят к доске, обсуждают, дополняют, а затем сравнивают со схемой на экране)( Слайд 3)
4.Ребята как вы понимаете высказывание: « Нет на свете силы более могущественной, чем любовь.» И. Стравинский ( Слайд 4)
Проследим, как происходит воскрешение человека в Раскольникове через любовь.
- Как подействовало на Раскольникова пребывание Сони на каторге? Как вы ответите на вопросы, которые задает себе Раскольников об отношении каторжников к нему и к Соне?
- Какой сон приснился Раскольникову на каторге? Перескажите. ( Сон подчеркивает и наметившиеся в подсознании героя новой соотношение людей. Мир страдает от недостатка чистых людей; тех же , кто выдает свои идеи за великие истины, ужасающе много.)
- Где же искать « чистых» людей? Не среди ли тех, кого Раскольников считал раньше обыкновенными?
Так начинается переоценка ценностей в Раскольникове, что говорит об изменении его взглядов. Новый взгляд на жизнь породил и новый взгляд на Соню, что-то неведомое открывается ему в ней, удивительная сила спасительной чистоты( встает перед ней на колени и плачет).
Всеобщая гармония и счастье людей могут быть достигнуты лишь деятельной христианской любовью.
Итак, мы видим, что трагическая ошибка Раскольникова подстерегает многих и таит огромную опасность: высокая цель может оказаться миражом, а жизнь, отданная ей,- напрасно прожитой.
5. Домашнее задание (Слайд5)
Написать домашнее сочинение. Темы на выбор:
1Гневное обличие мира насилия и несправедливости в романе.
2 « Их воскресила любовь»
3 Теория идеи Раскольникова и ее крах.
Предварительный просмотр:
Приложение
Карточка 1
« Раскольников не только композиционный, но идуховный центр романа. Все тематические фабулы неразрывно связаны с идеологической схемой романа. Трагедия происходит в душе Раскольникова, и все остальные действующие лица вместе с ним пытаются разгадать тайну этой трагедии. Все чувствуют значительность его личности, все поражены противоречиями этой личности и все хотят разгадать загадкц его роковой раздвоенности. Раскольникова характеризует мать, сестра, Разумихин, Порфирий, Соня, Свидригайлов- почти все действующие лица романа»
Кто из персонажей играет наиболее важную роль в опрвержении идеи Раскольникова? Объясните вашу точку зрения.
Карточка 2
« Что выше- счастье людей или выполнение законов, предписываемых нашей совестью? Можно ли в частных случаях нарушить нравстенные правила для достижения общего блага? Как бороться со злом и насилием?- в этих вопросах боль и тоска нашего времени, и они состовляют главную ось романа Достоевского. Таким образом , это произведение делается воплощением одной из великих болезней современности: это Гордиев узел, который разрубить суждено только героям будущих времен» ( Д.С.Мережковский)
Как Достоевский пытался решить эти вопросы в « Преступлении и наказании»? Удалось ли разрубить этот гордиев узел в 21 веке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок и презентация по литературе " А.С.Пушкин."Руслан и Людмила"-"Пролог"
Разработка урока и презентация по творчеству А.С. Пушкина, цель которого - ввести пятиклассников в мир сказок , подготовить к восприятию «Пролога», рассказать об А.С. Пу...
Урок-презентация по литературе "Золотой век русской литературы. К.Д.Батюшков"
Урок литературы. 9 класс. Презентация.Знакомство с жизнью и творчеством русского поэта 19 века К.Д.Батюшкова....
Конспект урока и презентация по литературе в 6 классе по теме "Поэты Печоры"
Материал содержит информацию о современных поэтах Печоры....
Презентация для интегрированного урока по математике и литературе на тему "Старинные русские меры в математике и литературе"
Данная презентация предназначена для интегрированного урока по математике и литературе для учащихся 6 класса. Этот материал может быть использован учителями, работающими в гуманитарных классах....
Конспект урока по французской литературе с использованием мультимедийной презентации «Французская литература эпохи классицизма»
В данном уроке представлены сведения об основных представителях класицизма во Франции....
Конспект урока и презентация по литературе на тему сказка-быль М. М. Пришвина "Кладовая солнца" в 6 классе
Урок литературы по сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца" в 6 классе с презентацией. Данный урок является первым в системе уроков по изучению сказки-были "Кладовая солнца" в шестом классе. На пе...
Конспект урока с презентацией по литературе на тему "Нравы и обычаи Запорожской сечи" по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Цель урока познакомить учащихся с Запорожской Сечью, ее историей и обычаями....