Открытый урок и презентация по литературе " А.С.Пушкин."Руслан и Людмила"-"Пролог"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Разработка урока и презентация по творчеству А.С. Пушкина, цель которого - ввести пятиклассников в мир сказок , подготовить к восприятию «Пролога», рассказать об А.С. Пушкине и его глубоких народных исторических корнях, повысить интерес к творчеству великого поэта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.s.pushkin.prolog.doc | 52 КБ |
prezentaciya_po_pushkinu._prolog..ppt | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок и презентация по литературе
(5-й класс)
Александр Сергеевич Пушкин
"Руслан и Людмила"- "Пролог"
Подготовила:
Сёмина Е.М.
Тема урока:
Александр Сергеевич Пушкин «Руслан и Людмила» – «Пролог» (Слайд 1)
(Слайд 2) Цель урока: вступительное занятие по творчеству Пушкина, цель - ввести в мир сказок Пушкина, подготовить к восприятию «Пролога», рассказать о Пушкине и его глубоких народных исторических корнях, повысить интерес к творчеству поэта.
Оборудование: на экране - портрет Пушкина работы Тропинина, под ним «Весь он чудо» М Горький, сверху «Солнце русской поэзии» В. Белинский, репродукции Ге «Пушкин и Пущин в селе Михайловском», В.Серова «Пушкин в парке», Б.Щербакова «Дом опальный», «Перед грозой», фото «В домике няни».
Под ними - Там русский дух...
Там Русью пахнет....
Сбоку - родовое древо Пушкина.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Слово учителя.
- Все ли вы узнали того, кто изображен на картине знаменитого русского художника 19 века Тропинина? (Слайд 3)
Да, это А.С. Пушкин великий русский поэт прожил недолгую жизнь, полную тревог и сомнений, но удивительно плодотворную жизнь. За двадцать с небольшим лет появились бесконечно дорогие каждому читателю пушкинские стихи, повести и сказки.
(Слайд 4) «Что за прелесть эти сказки!» - воскликнет однажды поэт. С увлече нием и радостью слушал он сказки, которые рассказывала ему бабушка и его няня Арина Родионовна. Позднее в своих стихах он вспоминал об этом:
Ах, умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня.
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы...
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы...
Быстро пролетели детство и юность поэта, лицейские годы. Свободолюбивые произведения снискали ему, с одной стороны признание передовой части общества, с другой - вызвали царские преследования и гонения, ссылки на юг и в имение отца - Михайловское. Но в ссылке продолжает работать. Внимательно вслушивается он в народную речь, записывает старинные предания, песни, приходит в домик Арины Родио новны, коротает с ней долгие вечера, Арина Родионовна была искусной рассказчицей, знала много сказок, пословиц, поговорок:
(Слайд 5) Ученик:
Мастерица ведь была,
И откуда что брала.
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки.
Небылицы, былины
Православной старины,
- вспоминает о ней поэт.
Поэт записал со слов няни несколько народных сказок, на
основе которых создал свои.
А знаете ли вы сказки Пушкина?
3.Литературная викторина.
Из каких сказок эти отрывки?
(Слайд 6)
1). Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царицей,- говорит одна девица, - то на весь крещеный мир приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, - говорит ее сестрица, - то на весь бы мир одна наткала бы полотна».
"Кабы я была царица, - третья молвила сестрица, - я б для батюшки царя .../продолжают дети/ родила богатыря».
/«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»./
(Слайд 7)
2). В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала:
«Я ль скажи мне всех милее,
Всех румяней и белее?»
/ «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»/
(Слайд 8)
3). Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить. Вот идет он к синему морю.
/"Сказка о рыбаке и рыбке",/
(Слайд 9)
4). Вынырнул подосланный бесенок.
Замяукал он как голодный котенок:
«Здравствуй, Балда мужичок,
Какой тебе надобно оброк?»
/ «Сказка о попе и работнике эго Балда»/
Многие произведения Пушкина положены на музыку, - есть и опера на сказку Пушкина. Послушайте отрывок. Что за сказка?
(Слайд 10) / «Золотой петушок» Римский-Корсаков/
Вы прочитали многие из сказок Пушкина, скажите, что отразилось в них?
/Неиссякаемая вера Пушкина в победу разума, добра и справедливости, глубокая любовь к простому народу./
4. Слово учителя.
Во многом эту любовь к простому народу привила Пушкину и его старая няня своими сказками. И сама она часто слушала его стихи, сидя где-нибудь в уголке / Репродукция с картины Ге/(Слайд 11)
Пушкин создавал свои произведения не только в кабинете, но часто они возникали и тогда, когда он бродил по живописным окрестностям Михайловского. Были у него и свои излюбленные места – (Слайды 12,13) скамейка в парке, аллея и, конечно, дуб. Представьте, что под этим дубом сидит Пушкин, задумавшись о чем-то. / Римский-Корсаков «сказание о Кияж-граде» \Вступление\
5.Под музыку ученик читает наизусть «Пролог».
6.Обсуждение
(Слайд 14) - Вы сейчас прослушали «Пролог» - это вступление к поэме «Руслан и Людмила». Здесь ярко проявилось увлечение поэта сказочными, волшебными мотивами.
Картины, изображенные в «Прологе» даны поэтом необычайно выразительно, часто две - три строки вызывают у читателя художественные образы, представление о картина, героях, фантастических событиях, итак, Пушкин начинает «Пролог» с общей картины сказочного мира.
- Как вы ее представляете?
- Что такое лукоморье? /Излучина морского берега/
Подтверждает ли "Пролог" знание Пушкиным народных сказок? Как?
- Как вы понимаете, строки:
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя...
- Какой оттенок придает этим строкам слово мимоходом?
- Как нужно прочитать?
- Чем объясняется, что в некоторых строках появляются устаревшие слова, не употребляющиеся в нашей обычной речи: дол, видений, брег, чредой?
- Какой становится нарисованная поэтом картина? Как прочитаем?
/Напевная интонация, торжественность, юмор./
- А какие строки вы прочтете наиболее торжественно?
/ «Там русский дух, там Русью пахнет»/
-Почему поэт говорит о Руси, а не о России?
/Русь для поэта-это место, где не только родились чудесные сказки но и совершались славные ратные дела./
Не зря Пушкин вспоминает Русь. Оказывается, к истории России, Руси Пушкин имел непосредственное отношение: его прямыми предками были и Владимир Мономах, и Ярослав Мудрый, Владимир Красно-Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской. А известны и совсем далекие предки: Рюрик-Метатель колец Датский, Ивар Многославный, князь Славян ский /погиб в 72Ог./ и Катибор Вандалович, легендарный князь славян ский.
Кто ведает, знал ли Пушкин всех своих предков или это был зов крови, но уже в своей первой поэме сумел передать этот особый дух земли древнерусской. А вот как об этом писал Юрий Тынянов в кн. "Пушкин". (Слайд 15)
/ Учитель читает отрывок из учебника "Литература 5 кл. I ч./
«Сегодня шло по озеру судно...» и до конца.
7. Подведение итогов.
- " Весь он чудо". Что чудесного узнали вы на уроке о Пушкине?
- почему Пушкин назван "солнцем русской поэзии"?
8. Домащнее задание.
Выучить наизусть "Пролог" (Слайд 16)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент урока литературы в 5 классе. Итоговый урок по поэме А.С. Пушкина "Руслан и людмила"
Интегрированный урок литературы. Показана взаимосвязь искусства слова с музыкой и живописью....
А.С.Пушкин "Руслан и Людмила" (пролог).
Презентация к уроку литературы в 5 классе. А.С.Пушкин "Руслан и Людмила" (пролог)....
Презентация к уроку литературы 5 класс Иллюстрации к поэме А.Пушкина "Руслан и Людмила"
Презентация к уроку литературы 5 класс Иллюстрации к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"...
Поэма А.С.Пушкина "Руслан и Людмила". Пролог.
Цель урока: дать понятие "пролога", показать его связь с фольклором (сказкой), раскрыть мысль поэта об уважительном отношении ко всему русскому, России, её прошлому, русскому языку....
ОТКРЫТЫЙ УРОК по русской литературе в 5 классе по проекту передачи Ю.Вяземского «Умницы и умники» Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
ОТКРЫТЫЙ УРОК по русской литературе в 5 классе по проекту передачи Ю.Вяземского «Умницы и умники» Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»...
Пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий
Урок формирования умений и навыков с использованием ИКТ на всех этапах урока...
Технологическая карта урока литературы с использованием ИКТ по теме"А.С.Пушкин. Начало творческого пути. Поэма "Руслан и Людмила" (Пролог)
Технологическая карта урока литературы с использованием ИКТ в 5 классе по теме "А.С.Пушкин. Начало творческого пути. Поэма "Руслан и Людмила" (Пролог) содержит в себе скрайбинг, интерак...