Урок-презентация по литературе "Золотой век русской литературы. К.Д.Батюшков"
презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме

Карбусова Ирина Евгеньевна

Урок литературы. 9 класс. Презентация.

Знакомство с жизнью и творчеством русского поэта 19 века К.Д.Батюшкова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon batyushkov.zip2.26 МБ

Подписи к слайдам:

Д.В. Давыдов
А.А. Дельвиг
А.С. Пушкин
К.Н. Батюшков
Е.А. Баратынский
К.Ф. Рылеев
В.А. Жуковский
Великий поэт, говоря о себе самом, о своём Я, говорит об общем – о человечестве, ибо в его натуре лежит всё, чем живет человечество. И потому в его грусти всякий узнает своюгрусть, в его душе всякий узнает свою и видит в нём не только поэта, но и человека… В.Г.Белинский К.Н.Батюшков – непосредственный предшественник А.С.Пушкина, поэт раннего русского романтизма («предромантик»). Соединяя литературные открытия классицизма и сентиментализма, он явился одним из родоначальников новой, «современной» русской поэзии. Живи, как пишешь, и пиши, как живёшь…Счастлив тот, кто пишет потому, что чувствует…
Поэзия Батюшкова погружает нас в глубины индивидуального сознания. Предметом её изображения является душевная жизнь человека – не как «малая» часть большого мира, а как абсолютная ценность внешней, всеобщей жизни.Батюшков, поэт неповторимого дарования, создал свой художественный мир, в центре которого образ АВТОРА с его романтической мечтой и устремленностью к идеалу («Мечта в мире золотит И от печали злыя Мечта нам щит») и реальным миром земных радостей («Я умею наслаждаться, Как ребенок всем играть, И счастлив»), с миром светлых чувств («Только дружба обещает Мне бессмертия венок») и душевной скорби («Печальна опытность открыла Пустыню новую для глаз»).Жизнь поэта не должна противоречить духу его поэзии, жизнь и творчество неотделимы: К.Н.Батюшков родился 18 (29)мая 1787 года в Вологде в старинной дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении – селе Даниловском Тверской губернии. С 10 лет обучался в Петербурге в частных иностранных пансионах, владел многими иностранными языками.С 1802 года жил в Петербурге в доме своего дяди М.Н.Муравьева, куратора Московского университета, писателя и просветителя, сыгравшего решающую роль в формировании личности и таланта поэта. Здесь Батюшков изучал философию, литературу французского просвещения, античную поэзию, литературу итальянского Возрождения. С 1805 года в печати появляются стихотворения К.Н.Батюшкова : «Послание к стихам моим», «К Хлое», «К Филисе», эпиграммы – пишет стихи преимущественно сатирической направленности. В 1810 – 1812 г.г. активно сотрудничает в журнале «Драматический вестник». Сближается с Н.М.Карамзиным, В.А.Жуковским, В.Л.Пушкиным, П.А.Вяземским и другими литераторами. С этого времени целиком посвящает себя литературному творчеству. В стихотворениях первого периода литературной деятельности К.Н.Батюшкова преобладают анакреонтические и эпикурейские мотивы: наслаждение земной жизнью, воспевание любви и дружбы, простых человеческих радостей, бесхитростных, нарочито наивных человеческих желаний: …Дружбе дам я час единый, Вакху час и сну другой; Остальною ж половиной Поделюсь, мой друг, с тобой! Батюшков утверждает внутреннюю свободу поэта, его творческую независимость («Мои Пенаты»). К.Н.Батюшков участвовал в русской кампании против Наполеона в походе в Пруссию (1807 г.) – был тяжело ранен под Гейльсбергом, эвакуирован в Ригу, после - в Петербург; в войне со Швецией (1808 г.) ;в 1813 – 1814 г.г. в заграничном походе русской армии. Батюшков – свидетель страшного пожара Москвы 1812 года. Мой друг! Я видел море злаИ неба мстительного кары: Врагов неистовых дела,Войну и гибельны пожары…Бродил в Москве опустошенной,Среди развалин и могил… «К Дашкову»
В 1812 году Батюшков был в отставке, но решил снова поступить на военную службу: «Я… твердо решился отправиться в армию, куда и долг призывает, и рассудок, и сердце, сердце, лишенное покоя ужасными происшествиями нашего времени» (Из письма к П.А.Вяземскому) Тема Отечественной войны входит в поэзию К.Н.Батюшкова как живой отклик на увиденное: В пору всеобщего народного бедствия поэзия не может воспевать радости жизни, её назначение в ином – сказать об этих бедствиях и страданиях. Поэт не может оставаться в стороне от событий, влияющих на судьбу страны:Нет, нет! Талант погибни мойИ лира, дружбе драгоценна,Когда ты будешь мной забвенна,Москва, отчизны край златой! «К Дашкову» Впечатления войны с Наполеоном составили содержание многих стихов К.Н.Батюшкова: послание «К Дашкову», «Пленный», «Судьба Одиссея», «Переход через Рейн», элегия «Переход русских войск через Неман», «Тень друга» и др. К.Н.Батюшков создал образцы гражданской поэзии, в которых патриотизм соединился с глубокими индивидуальными переживаниями автора: …Пока на поле честиЗа древний град моих отцовНе понесу я в жертву местиИ жизнь и к родине любовь,Пока с израненным героем,Кому известен к славе путь,Три раза не поставлю грудьПеред врагом сомкнутым строем –Мой друг, дотоле будут мнеВсе чужды музы и хариты,Венки, рукой любови свиты,И радость шумная в вине! «К Дашкову» Анна Фёдоровна Фурман
В 1814 – 1817 г.г. Батюшков много ездит, редко останавливается надолго на одном месте. В эти годы он пережил тяжелый духовный кризис, связанный с разочарованием в просветительской философии; сказались и неуспехи по службе, неудачи и разочарования в личной жизни. В творчестве появляются религиозные и философские настроения, мотивы трагической любви, вечного разлада художника – творца с действительностью; поэзия окрашивается в печальные тона: «Мой гений», «Разлука», «К другу», «Пробуждение», «Таврида»… Скажи, мудрец младой, что прочно на земле?Где постоянно жизни счастье?...Так всё здесь суетно в обители сует!Приязнь и дружество непрочно!Но где, скажи, мой друг, прямой сияет свет?Что вечно чисто, непорочно?...Так ум мой посреди сомнений погибал.Все в жизни прелести сокрылись:Мой гений в горести светильник погашал,И музы светлые сокрылись…Ко гробу путь мой весь как солнцем озарен:Ногой надёжною ступаюИ, с ризы странника свергая прах и тлен,В мир лучший духом возлетаю. « К другу» Земной мир не сулит счастья, в нём гибнет всё прекрасное: любовь, дружба…
В 1817 году выходит сборник «Опыты в стихах и прозе» (переводы, статьи, очерки, стихи) – принёс поэту большой успех. К.Н.Батюшков считается первым поэтом России. Входит в «Московское общество любителей русской словесности», «Вольное общество любителей словесности» в Петербурге, в «Арзамас». В поэзии Батюшков был последователем «языковой реформы» Н.М.Карамзина, цель которой – сблизить книжный язык с разговорным, «утончить» язык как средство выражения внутреннего мира человека, расширить лексическую окраску слова. В 1819 году уезжает в Италию по месту службы – назначен чиновником при неаполитанской миссии (о чём давно мечтал). В 1821 году им овладела неизлечимая психическая болезнь. Лечение в лучших европейских клиниках не дало результатов. В 1828 – 1833 г.г. Батюшков живет в Москве под опекой родственников, а с 1833 г. по 1855 г. – в Вологде, в доме своего племянника. Умер 7(19) июля 1855 года от тифозной горячки, похоронен в Вологде. «Батюшкову от благодарных потомков» «Умрет, забыт!» Поверьте, нет! Потомство все узнает: Чем жил, и как, и где поэт, Как умер, прах его где мирно истлевает. И слава, верьте мне, спасет Из алчных челюстей забвенья И в храм бессмертия внесет Его и жизнь, и сочиненья. 1817 г.
В 1987 году, в честь 200-летия со дня рождения поэта, в Вологде был открыт памятник К.Н.Батюшкову (скульптор В.М.Клыков). У подножия памятника выгравированы слова: Поэзия К.Н.Батюшкова привлекает лирической проникновенностью, романтической устремленностью автора к идеалу, благозвучием, музыкальностью, «златострунностью» стиха. Несмотря на трагизм личной судьбы, в стихотворениях Батюшкова много света, душевной гармонии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация в 11 классе по татарской литературе для русскоязычных детей

Тема. Фоат Садриевның Әлмәт дәүләт татар драма театры белән эшчәнлеге. Максат: бер төбәктә яшәүче  һәм иҗат итүче  күренекле прозаик, драматург, Г. Тукай исемендәге Дәүләт премиясе лауреаты ...

Урок-презентаци: "15 - май ирон æвзаджы æмæ литературæйы бæрæгбон".

Ирон æвзаг, ирон фарн. Ирон æвзаг нæ фæхицæн кæнын нæ уадзы, сæрыстыр кæмæй стæм, уыцы историйæ. Нæ ирон фарны ис нæ удыхъæды адæймагдзинад æмæ нæ рæстдзинад. Ирон æгъдау нæ бæтты кæрæдзиуыл, ирон æгъ...

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...

Нормы оценивания по русскому языку, родному (русскому) языку и литературе, родной (русской) литературе

В документе содержатся нормы оценок устных ответов и письменных работ по указанным предметам....