Урок русского языка в 11 классе (проектно-исследовательская деятельность учащихся). Тема:"Жаргоны и жаргонизмы".
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
На уроке русского языка учащиеся исследовали такое явление нашей жизни, как жаргонизмы, подготовили проекты: истоки жаргонизмов, слова-сорняки, воровской жаргон, школьный сленг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_r.ya_._v_11kl..doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
(Коми национальная гимназия)
Урок русского языка в 11 классе
(Проектно – исследовательская деятельность учащихся)
Разработан учителем
русского языка
и литературы
Киропьяновой Н.В.
г. Сыктывкар 2011г.
Тема: Жаргоны и жаргонизмы.
Цели: 1. Исследовать такое явление в нашей жизни, как жаргонизмы.
2. Продолжить борьбу за чистоту русского языка.
Задача: Подготовить проекты: истоки жаргона;
слова – сорняки;
воровской жаргон;
школьный сленг.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя.
Ребята, современное общество нуждается в речевой личности. Ведь на обмен мнениями, идеями, знаниями, информацией люди тратят времени больше, чем на любую другую деятельность.
А сегодня в нашем обществе происходит постепенное разрушение языка. Мы наблюдаем, как грубо вторгаются в нашу речь чужие слова и словечки, ненормативная лексика.
Еще А.Н.Толстой говорил: «Обращаться с языком кое – как – значит, и мыслить кое – как: неточно, приблизительно, неверно».
Многими из вас допускается словесная небрежность в разговорной речи. И не только в разговорной. Каковы же причины этого явления?
Мы часто не желаем искать нужное слово для выражения мысли. Мы думаем: «Как сказал, так и ладно!»
Мода на бессмысленные словечки и грубый жаргон улицы и всякое словесное разгильдяйство переходит в языковой негатив. Об этом и поговорим сегодня. В чем сущность неумения и нежелания найти точное слово? В том, что в разговорной речи для определения какого – либо предмета или явления многие употребляют слово приблизительное, схожее, но не точное, суживая этим свой словарный фонд.
Сегодня речь пойдет о жаргоне и жаргонизмах, о «модных» словечках, то есть о нелитературной лексике.
Ребята, мы с вами решили исследовать такое явление в нашей жизни, как жаргонизмы и создать на основании исследований информационные проекты.
Вам был предложен план работы над проектированием:
I.Ориентирование:
1. Определить цель;
2. Сформулировать проблему;
3. Построить задачи;
4. Составить план исследования.
II. Планирование:
- Собрать литературу по исследуемому вопросу;
- Обработать ее, сделать выписки;
- Составить вопросы анкеты.
III.Реализация:
- Провести анкетирование среди учащихся;
- Проанализировать анкеты;
- Систематизировать собранный материал;
- Оформить результат исследования.
IV. Самоконтроль:
- Проверить материал информационного проекта;
- Внести изменения, исправления, дополнения;
- Подготовиться к защите.
V. Защита проектов.
I. Свой проект представляет 1-я уч-ся.
Тема: «Истоки жаргона».
Возникновение жаргонов связано со стремлением отдельных групп противопоставить себя обществу или другим отдельным группам, отгородиться от них, используя средства языка. В отличие от общенародного языка, призванного содействовать общению людей, жаргон – «тайный язык, цель которого – скрыть смысл произносимого от «чужака». Таков, к примеру, язык староверов- раскольников, преследуемых государством и церковью. Ими был создан так называемый «офеньский язык» - тайный язык офеней – торговцев раскольничьими книгами и иконами. Вот как описывает это явление известный знаток раскольничьего быта, видный русский писатель П.И.Мельников-Печерский:
…Прибежит в лавку, ровно с цепи сорвавшись, какой-нибудь паренек и, ни слов не сказав, ни с кем не поздороваясь, крикнет хозяину: - Хлябышь и дудоргу хандырит, пелышего шишлять!..
И хозяин вдруг встревожится и начнет в палатке наскоро прибирать. Кто понял речи прибежавшего паренька, тот, ни слова не молвив, сейчас же из лавки вон… . Сколько бы кто ни учился, сколько бы кто ни знал языков, ежели он не офеня и не раскольник, ни за что не поймет, чем так паренек напугал хозяина. А это он ему по-офеньски вскрикнул: «Начальство в лавку идет бумагу читать».
Все жаргонные слова представляют собой стилистически сложенную лексику и находятся за пределами литературного языка. Они, как и любое слово литературного языка, диалекта, со временем устаревают и исчезают или вместо одних жаргонизмов появляются другие.
Так, среди названий денег сейчас уже не встречаются жаргонизмы: хруст (1 рубль), квинта (5 рублей), красненькая, декан (10 рублей), угол (25 рублей), кусок (1000 рублей), рыжие (деньги), но появились и другие: штука (1000 рублей), лимон (миллион), бабки, бабло (деньги).
II. Выступление следующего участника исследовательской работы (защита проекта).
- Я хочу дать точное определение словам жаргон и жаргонизм.
Жаргон – это речь какой–нибудь социальной или иной, объединенной другими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных.
Жаргонизм – жаргонное слово или выражение.
Я исследовала школьный сленг и составила мини – словарь для «непросвещенных»:
- Всадник без головы – ученик без шпаргалки (без подсказки);
- Бермудский треугольник – ученик в углу;
- Человек-амфибия – ученик на экзамене;
- Живой труп – ученик после экзамена;
- В далеком царстве – ученик у доски;
- Ищи ветра в поле – ученик, посланный за мелом;
- Родные напевы – ученика ругают дома;
- Истребители – ученики в столовой;
- Мертвые души – ученики в кабинете директора;
- Умирающий лебедь – ученица (ничего не знает) у доски;
- Марья-искусница – ученица, подделавшая отметку в дневнике.
Опрос проводился на переменах. Участники опроса – учащиеся 7-8 классов.
III . О словах – сорняках в нашей речи расскажет 3-я уч-ся.
Её проект так и называется «Слова-сорняки».
Чистота речи – отсутствие в ней лишних слов-сорняков. Такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. К сожалению, многие активно вставляют в свою речь «любимые словечки»: «так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаете и другие». Это производит очень неприятное впечатление. В книге С.Соловейчика «Учение с увлечением» приводится письмо трех подружек.
«Когда нас вызывают к доске, - пишут они, - появляется какая-то робость, страх. И тут все нужные слова бессмысленно и бесследно исчезают, зато язык щедро снабжает речь такими фразами: «Это, как ее…», «Ну, значит», «так далее». И главное, если б не знали! А то ведь знаем, учим, понимаем».
Один из читателей газеты «Комсомольская правда» обратил внимание на то, что в выступлениях журналистов по радио и центральному телевидению слишком часто стали звучать вводные словосочетания: скажем так, будем так говорить. Например: «Каждая школа получила возможность, скажем так, стать яркой, самобытной», «Я посетил, будем так говорить, сувенирный цех».
Слова-сорняки не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, которые начинают подсчитывать количество таких слов в устном выступлении. Подобную ситуацию описал журналист А.Суконцев в одном из своих фельетонов:
Мой знакомый электрик, человек с юмором, пришел однажды с лекции.
- Ну, как, - спросил я, - понравилось?
Он молча положил передо мной листок бумаги, весь испещренный крестиками и кружочками.
- Что это?
Крестик – это «значит», а кружочек «так сказать». 118 крестиков и 184 кружочка за два академических часа…
Сами понимаете, говорить о содержании лекции как-то не хотелось.
Почему же все-таки слова-сорняки появляются в нашей речи? Это и волнение во время говорения, и неумение мыслить публично, подбирать нужные слова для оформления своих мыслей и, конечно, бедность индивидуального словаря говорящего. Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельности.
IV . Что такое воровской жаргон расскажет 4-я уч-ся:
Воровской жаргон («феня», «блатная музыка») – явление довольно старое. Своими корнями уходит в глубокую древность. Первоначально «империя жаргона» означала общность воров и мошенников. Сохранилось даже повествование конца XVI века, которое было написано на языке воров. Жаргону преступники учатся друг от друга.
Что же такое «воровской жаргон»? Это условная, тайная информационная система, которая связывает находящиеся в противоречии с законом антиобщественные элементы в преступные группировки, это своеобразный показатель принадлежности к преступному сообществу, часть его субкультуры.
Уголовный жаргон быстро проникает в повседневную речь подростков, а также в литературный язык. Поэтому было бы неправильным считать, что несовершеннолетние приобщаются к уголовному жаргону, только находясь в специальной школе, специальном ПТУ или колонии. В таких заведениях они получают уже повседневную практику его использования.
Начало приобщения подростка к жаргону бывает связано с тем временем, когда он учится в средней школе, а иногда еще не ходит в школу. Многие дети-дошкольники, особенно те, у кого родители отбывали наказание, легко понимают и оперируют такими терминами уголовного жаргона, как "мент", "легавый" и другими оскорбительными для работников милиции словами. Овладение уголовным жаргоном активизируется при вхождении подростка в преступную группу, когда возникает реальная потребность в его употреблении.
Следует заметить, что уголовный жаргон легко распространяется среди несовершеннолетних и молодежи. Это связано с его образностью, таинственностью, ироничностью, что привлекает подростков и молодежь. Сравним: слово "убегать" на жаргоне звучит "рвать когти", говорить вздор - "крутить динамо", появиться, прийти - "нарисоваться", уйти, исчезнуть -"слинять". Насмешка, сарказм, колкость, ирония - существенные особенности уголовного жаргона.
Сейчас многие слова «фени» устарели, ими перестали пользоваться, некоторые стали общественными, их можно встретить и в разговорной речи, какие-то приобрели иное значение…
Например:
Ажур – все хорошо, порядок
Атас – сигнал тревоги
Батя – повар в колонии, командир стройбата
Весло – ложка
Двинуть – поехать, пойти, украсть
Засечь – заметить, узнать
Закидон – ненормальное поведение
Засветиться – быть обнаруженным, опознанныv
V. Вопросы анкетирования, которые были предложены учащимся :
- какие жаргонизмы вы часто употребляете в своей речи?
- можно ли обойтись без этих слов и выражений?
- зачем вы их употребляете?
- используешь ли ты жаргонизмы в общении с друзьями?
VI. С анализом анкетирования учащихся вас познакомит 5-я уч-ся :
- Анализ анкет показал следующие наиболее распространенные среди учащихся жаргонизмы:
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ
хавчик приперся
хавальник зыркать
чувак замутить
фигня прошвырнуть
лажа притащился
бабло лыбиться
репа мозговать
лох схамякать
косяк пахать
тупизна не тормози
звякнуть
слухать
НАРЕЧИЯ
ништяк
клево
круто
офигенно
стопудово
прикольно
зашибись
- На вопрос: «Можно ли обойтись без этих слов и выражений?»
- ответили:
- нет (отрицательно) – 65%
- да (положительно) – 35%
- На вопрос: «Зачем вы их употребляете?» - ответили:
- считаем это модными словами – 24,4%
- использую, чтобы было понятно друзьям – 62,2%
- для связи слов в предложении – 13,4%
- На вопрос: «Используешь ли ты жаргонизмы в общении с друзьями?» - ответили:
- да – 97,5%
- нет – 2,5%.
Опрошено 100 учащихся 9-11 классов.
VII. Один из участников нашего проекта побеседовал со своим братом – студентом СГУ. Оказывается, у студентов тоже есть свой язык. Он составил «разговорник» среднестатистического студента.
-Препод – преподаватель
- Дау – доцент
- КЭН – кандидат экономических наук
- Шпора – шпаргалка
- Бомба – заготовленный ответ на билет
- Завалить – не сдать экзамен
- Хвост – долг по предмету
- Общага – общежитие
- Гроза – экзамен
- Получить 5 шаров – оценка «5»
- Гулять – пропускать лекции
- Библиша – библиотека
- Записки сумасшедшего – лекции студента
- Сессия – безумный мир.
VIII. А теперь давайте попробуем этот текст перевести с языка школьного текста на обычный язык.
Наша истеричка зазвонила шнурков моих.
Вот они и наехали, блин, на меня, блин. Капитально наперли. Комп, мол, для тебя не фурычит и ящик не катит. Даже в магзик не пробиться. Ну, не житуха, блин!
Я вроде не губчик для них или герла какая! Чисто как минтай в шоколаде, как бифштекс эксклюзивный, как правильное пиво, блин! А сейчас – полная баста! Ни пойла типа лимонада, ни хавчика крутого не схомякать! На сковороде не пожариться! Во прикид! А все эта истеричка!
(Из разговора двух друзей в гимназии)
VIII. Обобщение. Подведение итогов исследования.
- Ребята, вы проделали большую исследовательскую работу, имеющую несомненное значение в борьбе за чистоту языка.
Не засоряйте свою речь жаргонизмами! Берегите свой язык!
Пусть ваша речь будет яркой, образной и эмоциональной, доставляющей окружающим эстетическое удовольствие.
Ведь экология языка – есть экология духа!
IX. Чтение учащимися стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык».
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Июнь, 1882г.
X. Рефлексия.
Ребята, я предлагаю выйти к гимназистам с обращением: «Один день без жаргона!»
Давайте сейчас напишем такое обращение. А затем разработаем план проведения такого дня.
Какой стиль речи вы будете использовать при написании? (Публицистический).
(Ребята пишут обращение к гимназистам, затем зачитывают их).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар РМО учителей русского языка и литературы "Проектно-исследовательская деятельность школьников по русскому языку"
Разработка практического занятия с преподавателями русского языка и литературы. Сопровождается небольшой презентацией. Поможет начинающим исследовательскую деятельность преподавателям разобраться в аз...
"Использование мультимедийных презентаций на уроках русского языка как инструмента активизации речевой деятельности учащихся".
Итоговая работа слушателя по программе "Инновационные технологии применения мультимедиа в образовании" (05.05. - 16.05.2014 г.)....
Урок русского языка. 5 класс. УМК В.В. Бабайцевой. Тема: «Фразеологизмы»
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ 1. Подобрать слова синонимы к фразеологизмам: на краю света, намылить шею, пешком ходить под стол, зуб на зуб не попадает, зарубить на носу, ка...
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
«Личностно-ориентированный подход в обучении на уроках русского языка как средство стимулирования познавательной деятельности учащихся, направленной на саморазвитие, самовыражение и самореализацию личности».
публикация в сборник...
Урок русского языка 3 класс УМК "Школа России" на тему "Главные и второстепенные члены предложения"
Конспект урок русского языка 3 класс УМК "Школа России" на тему "Главные и второстепенные члены предложения"...