ЗОЛОТЫЕ СТРАНИЦЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. КОНСТАНТИН СИМОНОВ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ.
методическая разработка по литературе на тему
Внеклассное мероприятие по литературе. ЗОЛОТЫЕ СТРАНИЦЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. КОНСТАНТИН СИМОНОВ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.docx | 36.11 КБ |
konstantin_simonov.pptm | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: ЗОЛОТЫЕ СТРАНИЦЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. КОНСТАНТИН СИМОНОВ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ.
ЦЕЛИ: познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта, писателя-фронтовика, участника ВОВ К.М.Симонова; воспитание любви и патриотизма к своей Родине и народу; развитие интереса к истории героического прошлого России; развитие образного мышления, творческого воображения путём воздействием на эмоции и чувства учащихся; развитие речи учащихся и выразительного чтения; коррекция памяти и мышления учвщихся.
УЧИТЕЛЬ. Человек, о котором пойдёт речь, был удивительным, необыкновенным поэтом и писателем, драматургом и журналистом. Его судьба складывалась непросто, Она преподнесла ему немало сложных испытаний, но он выдержал их достойным образом и ушёл из жизни настоящим бойцом, до конца выполнивший свой гражданский и военный долг. В наследство потомкам он оставил свою память о войне, выраженную в многочисленных стихах, очерках, пьесах и романах. Его имя – Константин Михайлович Симонов. Биография этого человека, поистине, заслуживает особого внимания. (Слайды №1,2)
ВЕДУЩИЙ (I): Симонов Кирилл (это настоящее имя писателя) родился в Петрограде 15 (28) ноября 1915 года. Отца своего он совсем не помнил. Отец ушёл воевать в Первую мировую войну и пропал без вести. (Слайд №3).
ВЕДУЩИЙ (II): Когда Симонову было четыре года, он с мамой – Оболенской Александрой Леонидовной переехал жить в Рязань. Там у Кирилла появился отчим – Иванишев Александр Григорьевич. Это был кадровый офицер, полковник Красной армии. Жизнь всей семьи проходила в постоянных переездах по гарнизонам и командирских общежитиях. Военный быт. Строгая дисциплина, почти военная. Всё это повлияло на формирование характера будущего поэта и писателя. Это ему – отчиму – Александру Григорьевичу Иванишеву – посвятил он в 1950-е годы поэму «Отец». (Слайд №4).
ЧТЕЦ. Я раньше слишком зелен был, Себе недотолковывал, Как смолоду бы жизнь прожил, Не будь тебя, такого вот - Такого вот, сурового, С «ноль-ноль», с солдатской выправкой, Всегда идти готового По жизни с полной выкладкой…
ВЕДУЩИЙ (I): Потом был Саратов. В Саратове Симонов окончил семь классов и поступил в фабрично-заводское училище. Некоторое время работал токарем в Саратове, а потом в Москве, куда в 1931 году переехала семья. в Эти годы он начал сочинять свои первые стихи. В 1934 году юноша поступает в Литературный институт имени М.Горького. В 1936 году Симонов впервые опубликовал свои стихи в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь». (Слайд №5).
ВЕДУЩИЙ (II): Армейские впечатления, накрепко связанные с детством и юностью писателя, хорошо подготовили Симонова к военным испытаниям, которым суждено было стать судьбой его поколения.
ВЕДУЩИЙ (I): Судьба возложила на его плечи нелёгкий солдатский труд ещё до начала Великой Отечественной. Летом 1939 года Симонов побывал на своей первой войне в Монголии, на Халхин-Голе, в качестве сотрудника газеты «Героическая красноармейская». В Монголии он знакомится с маршалом Советского Союза Георгием Константиновичем Жуковым. Там, на Халхин-Голе, началась огневая, в прямом смысле слова, поэзия Симонова. Здесь поэт услышал первые раскаты будущей Второй мировой войны. С Халхин-Гола он привёз книгу новых стихов, стихов, посвященных живым и павшим героям: (Слайды №6,7).
ЧТЕЦ: Когда бы монумент велели мне Воздвигнуть всем погибшим здесь в пустыне, Я б на гранитной тёсаной стене Поставил танк с глазницами пустыни; Я вкопал его бы, как он есть, В пробоинах, в листах железа рваных, - Невянущая воинская честь Есть в этих шрамах, в обгорелых ранах. На постамент взобравшись высоко, Пусть, как свидетель, подтвердит по праву: Да, нам далась победа нелегко. Да, враг был храбр. Тем больше наша слава.
ВЕДУЩИЙ (II): Эту книгу стихов Симонов подписывает новым именем. Он меняет своё имя Кирилл на имя Константин. С этого момента он – Константин Симонов. По возвращении из Монголии в 1940 году Константин Симонов поступает на курсы военных корреспондентов при Военно-политической академии.
ВЕДУЩИЙ (I): Симонову 25 лет. Он пробует свои силы в драматургии. В Москве в театре Ленинского комсомола идёт его пьеса «История одной любви», готовится к постановке новая пьеса «Парень из нашего города». Симонов полон творческих планов. (Слайд №8).
(Звучит музыка А.Александрова «Священная война»).
ВЕДУЩИЙ (II): Началась Великая Отечественная. Война стала для Симонова временем возмужания, временем формирования характера и мировоззрения, испытанием всех его душевных и нравственных качеств, главной темой его творчества, делом, судьбой. В своей автобиографии Симонов пишет: «22 июня 1941 года мне и моим товарищам пришлось надеть военную форму и не снимать её до конца войны». (Слайд №9).
ВЕДУЩИЙ (I): С 1941 года – Симонов, военный корреспондент газеты «Красная звезда», едет на фронт. В своих военных работах Симонов одним из первых обратился к теме русского человека на войне. (Слайд №10).
ВЕДУЩИЙ (II): Многие поэты писали о войне. Но особенно достоверно описывал бои и сражения, передавал чувства и переживания бойцов К.М.Симонов. Поэт знал, что было на сердце у фронтовика тяжким летом 41-го, он пишет стихотворение «Родина»: (Слайд №11).
ЧТЕЦ: Касаясь трёх великих океанов, Она лежит, раскинув города, Покрыта сеткою меридианов, Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната Уже занесена в твоей руке И в краткий миг припомнить разом надо Всё, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспомнишь не страну большую, Какую ты изъездил и узнал, Ты вспомнишь родину – такую, Какой её ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трём берёзам, Далёкую дорогу за леском, Речонку со скрипучим перевозом, Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться, Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли Ту горсть земли, которая годится, Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы, Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть… Но эти три берёзы При жизни никому нельзя отдать.
ВЕДУЩИЙ (I): В июле 1941 Симонов в качестве военного корреспондента газеты «Красная звезда» прибыл в 388-ой стрелковый полк, который находился в 6-ти километрах от белорусского города Могилёв. Задачей подразделения была оборона города. Бой шёл 14 часов на Буйническом поле. Несмотря на колоссальные потери немецкой армии полк попадает в окружение. (Слайд №12).
ВЕДУЩИЙ (II): Пробираясь вместе с бойцами из окружения по просёлкам Могилёвщины и Смоленщины, молодой корреспондент впервые близко увидел деревню, деревенскую жизнь, деревенских людей в беде и горе. Погибшие однополчане Симонова навсегда остались у него в памяти и стали образцом мужества и настоящего героизма.
ВЕДУЩИЙ (I): Вернувшись в Москву Симонов пишет: «Я понял, насколько сильно во мне чувство Родины, насколько я чувствую эту землю, и как глубоко корнями ушли в неё эти люди, которые живут на ней…». Тогда же, в 41-ом, Симонов свои чувства он выразил в стихах, обращённых к своему другу, поэту Алексею Суркову: (Слайд №13).
ЧТЕЦ: Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины, Как шли бесконечные, злые дожди, Как кринки несли нам усталые женщины, Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слёзы они вытирали украдкою, Как вслед нам шептали: «Господь вас спаси!» И снова себя называли солдатками, Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный больше, чем вёрстами, Шёл трак, на пригорках скрываясь из глаз: Деревни, деревни, деревни с погостами, Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей, Крестом своих рук ограждая живых, Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся За в бога не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, всё-таки родина Не дом городской, где я празднично жил, А эти просёлки, что дедами пройдены, С простыми крестами их русских могил.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою Дорожной тоской от села до села, Со вдовьей слезою и с песнею женскою Впервые война на просёлках свела.
Ты помнишь, Алёша, изба под Борисовом, По мёртвому, плачущий девичий крик, Седая старуха в салопчике плисовом, Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
Ну, что им сказать, чем утешить могли мы их? Но, горе поняв своим бабьим чутьём, Ты помнишь, старуха сказала: «Родимые, Покуда идите, мы вас подождём».
Мы вас подождём! – говорили нам пажити. Мы вас подождём! – говорили леса. Ты знаешь, Алёша, ночами мне кажется, Что следом за мной их идут голоса.
По русским обычаям, только пожарища По русской земле раскидав позади, На наших глазах умирали товарищи, По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока ещё милуют, Но, трижды проверив, что жизнь уже вся, Я всё-таки горд был за самую милую, За горькую землю, где я родился.
За то, что на ней умереть мне завещано, Что русская мать нас на свет родила, Что, в бой провожая нас, русская женщина По-русски три раза меня обняла.
ВЕДУЩИЙ (II): Война коснулась не только взрослых, но и детей. В 1941-ом поэт был потрясён седым мальчишкой, которого отец-майор на пушечном лафете вывез из Брестской крепости. И Симонов пишет об этом стихотворение:
ЧТЕЦ: Майор привёз мальчишку на лафете. Погибла мать. Сын не простился с ней. За десять лет на том и этом свете Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста. Был исцарапан пулями лафет. Отцу казалось, что надёжней моста Отныне в мире для ребёнка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка. Привязанный к щиту, чтоб не упал, Прижав к груди заснувшую игрушку, Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России. Проснувшись, он махал рукой. Ты говоришь, что есть ещё другие, Что я там был и мне пора домой…
Здесь это горе знают понаслышке, А нам оно оборвало сердца. Кто раз увидел этого мальчишку, Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами, Которыми я плакал там, в пыли, Как тот мальчишка возвратится с нами И поцелует горсть соей земли.
За всё, чем мы с тобою дорожили, Призвал нас к бою воинский закон. Теперь мой дом не там, где прежде жили, А там, еде отнят у мальчишки он.
ВЕДУЩИЙ (I): Война несла горе и страдания в каждый дом. В 1942 году Симонов пишет стихотворение «Если дорог тебе твой дом», о котором Маршал Советского Союза Иван Христофорович Баграмян сказал: «Я бы присвоил этому стихотворению звание Героя Советского Союза: оно убило гитлеровцев больше, чем самый прославленный снайпер.» (Слайд №14).
ЧТЕЦ: Если дорог тебе твой дом, Где ты русским выкормлен был, Под бревенчатым потолком, Где ты, в люльке качаясь, плыл;
Если дороги в доме том Тебе стены, печь и углы, Дедом, прадедом и отцом В нём исхоженныё полы;
Если ты не хочешь, чтоб пол В твоём доме фашист топтал, Чтоб он сел за дедовский стол И деревья в саду сломал…
Если мать тебе дорога - Тебя выкормившая грудь, Где давно уже нет молока, Только можно щекой прильнуть,
Если вынести нету сил, Чтоб фашист , к ней постоем став, По щекам морщинистым бил, Косы на руку намотав;
Чтобы те же руки её, Что несли тебя в колыбель, Мыли гаду его бельё И стелили ему постель…
Если ты отца не забыл, Что качал тебя на руках, Что хорошим солдатом был И пропал в карпатских снегах,
Если ты фашисту с ружьём Не желаешь навек отдать Дом, где жил ты, жену и мать, Всё, что родиной мы зовём, -
Знай: никто не спасёт её, Если ты её не спасёшь; Знай: никто его не убьёт, Если ты его не убьёшь.
ВЕДУЩИЙ (II): Как никогда с первых дней войны проявилось единство и братство народа, вставшего на защиту своего Отечества, своего дома. Это единение и братство звучит в стихотворении К.Симонова «Дом в Вязьме». Бойцы идут ночью в атаку, не зная останутся ли они живыми. Дом становится символом морального единства.
ЧТЕЦ: Я помню в Вязьме старый дом. Одну лишь ночь мы жили в нём.
Мы ели то, что бог послал, Мы пили, что шофёр достал.
Мы уезжали в бой чуть свет. Кто был в ту ночь, иных уж нет.
Но знаю я, что в смертный час За тем столом он вспомнил нас.
В ту ночь, готовясь умирать, Навек забыли мы, как лгать,
Как изменять, как быть скупым, Как над добром дрожать своим.
Хлеб пополам, кровь пополам - Так жизнь в ту ночь открылась нам.
(Звучит музыка Н.Богословского «Тёмная ночь»).
ВЕДУЩИЙ (I): Война, как вор, подкралась в каждый дом, оторвала людей от родной земли, разрушила домашний очаг, разделила семьи, разлучила с любимыми.
ЧТЕЦ: Когда на выжженном плато Лежал я под стеной огня, Я думал: слава богу, что Ты так далёко от меня, Что ты не слышишь этот гром, Что ты не видишь этот ад, Что где-то в городе другом Есть тихий дом и тихий сад, Что вместо камня – там вода, А вместо грома – клёнов тень, И что со мною никогда Ты не разделишь этот день.
ВЕДУЩИЙ (II): Каждый боец чувствовал, думал, знал, верил, что любимая ждёт его. И каждый повторял: «Жди меня». Но до этого никто не писал этих слов. Их написал Константин Симонов, посвятив эти строки своей жене – актрисе Валентине Серовой. Писал о своём, но выразил мысль миллионов бойцов. Слова «Жди меня…» были солдатским паролем. В них было заключено всё – вера, надежда, любовь. Жди меня, и я вернусь. Только очень жди…»
ВЕДУЩИЙ (I): Это стихотворение, звучащее как заклинание, десятки, если не сотни, раз перепечатывалось во фронтовых и армейских газетах, выпускалось как листовка, постоянно читалось по радио и артистами фронтовых бригад с эстрады. Его переписывали друг у друга, посылали своим любимым, отсылая с фронта в тыл и из тыла на фронт. (Слайды №15,16).
ЧТЕЦ: Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Жёлтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придёт, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждёт.
Жди меня, и я вернусь, Не жалей добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души… Жди. И с ними заодно Выпить не спиши.
Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: - Повезло. Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой, - Просто ты умела ждать, Как никто другой.
ВЕДУЩИЙ (II): Это стихотворение поднимало бойцов в атаку, вселяло надежду и веру в победу. И долгожданная победа пришла.
(Звучит музыка Д.Тухманова «День Победы»).
ВЕДУЩИЙ (I): Отгремели бои. Пришла долгожданная победа. Но для миллионов матерей эта война принесла невосполнимую утрату. Об этом стихотворение Симонова. (Слайд №18).
ЧТЕЦ: Когда ты по свистку, по знаку, Встав на растоптанном снегу, Готов был броситься в атаку, Винтовку вскинув на бегу, Какой уютной показалась Тебе холодная земля… Казалось, чтобы оторваться, Рук мало – надо два крыла. Казалось, если лечь, остаться - Земля бы крепостью была. Как шёл вперёд, как умер на бегу. Так и упал и замер на снегу. Так широко он руки разбросал, Как будто разом всю страну обнял. Мать будет плакать много горьких дней, Победа сына не воротит ей. Но сыну было – пусть узнает мать - Лицом на Запад легче умирать.
ВЕДУЩИЙ (II): Все годы войны Константин Симонов поражал своей работоспособностью. По свидетельству поэта Николая Тихонова, он писал «в походе, на машине, в блиндаже между двух боёв, в ходе случайного ночлега под обгорелым деревом, занося в блокнот виденное».
ВЕДУЩИЙ (I): За четыре года войны около 30-ти раз Симонов ездил в короткие и длительные командировки на фронт как военный корреспондент. (Слайд №17).
ВЕДУЩИЙ (II): Он ходил в атаку вместе с пехотной ротой в Крыму. Был в горящем Сталинграде. Где он только не бывал. Редакция бросала с одного важного участка фронта на другой – Западный фронт, Одесса, Севастополь, рыбачий полуостров, снова на Западный фронт, Курская дуга, Украинские фронты – Первый, Второй, Третий, Четвёртый, а потом Польша, Румыния, Болгария, Югославия, наконец, поверженная Германия.
(Звучит музыка М.Блантера «Корреспондентская застольная»).
ЧТЕЦ: От Москвы до Бреста нет такого места, Где бы не скитались мы в пыли, С «лейкой» и блокнотом, а то и с пулемётом Сквозь огонь и стужу мы прошли…
ВЕДУЩИЙ (I): Многим знакомы эти строчки. Обычно её называют «Песенка военных корреспондентов. Эти стихи написал военный корреспондент газеты «Красная звезда» Константин Симонов, а музыку известный композитор Матвей Блантер, ранее написавший знаменитую «Катюшу».
ВЕДУЩИЙ (II): В лёгкой, непринуждённой, а местами и шутливой форме, песня рассказывает нам о повседневной работе – подвиге военных журналистов, благодаря которым современники и потомки узнали о страшных и героических событиях Великой Отечественной войны.
ЧТЕЦ: Там, где мы бывали танков не давали, Репортёр погибнет – не беда. Но на «эмке» драной и с одним наганом Мы первыми въезжали в города…
Жив ты или помер – главное, чтоб в номер Материал успел ты передать. И чтоб, между прочим, был фитиль всем прочим, А на остальное – наплевать!
ВЕДУЩИЙ (I): Константин Симонов начал войну в звании лейтенанта, к концу войны ему было присвоено звание полковника. За время Великой Отечественной войны Симонов был награждён орденом Знак почёта, орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I-ой степени, медалями За взятие Берлина, За победу над Германией и многими другими медалями.
ВЕДУЩИЙ (II): После окончания войны Симонов возвращается к мирной жизни. Он становится главным редактором журнала «Новый мир», возглавляет редакцию «Литературной газеты». Его избирают секретарём Союза писателей СССР. Он пишет очерки, статьи. (Слайды 19,20).
ВЕДУЩИЙ (I): Но главной темой его творчества остаётся тема – война. По его сценариям были поставлены фильмы «Бессмертный гарнизон», «Нормандия-Неман», «Двадцать лет без войны».
ВЕДУЩИЙ (II): Об истинном лице войны К. Симонов вновь заговорил в конце 50-х годов. Открытием и откровением стал его роман – трилогия «Живые и мертвые», в котором автор рассказывает о пути советского народа к победе в Великой Отечественной войне. В 1964 году режиссёр Александр Столпер снял филим «Живыё и мёртвые» по дноимённому роману К.М.Симонова. (Слайд № 21,22).
ВЕДУЩИЙ (I): Поэт Николай Тихонов назвал Симонова «голосом своего поколения».
ВЕДУЩИЙ (II):…На шестом километре дороги из Могилева в Бобруйск сквозь деревья видна площадка с большим диким камнем.
Что это, памятник? У камня всегда цветы и высечено имя – Константин Симонов. Это память о человеке, чья жизнь была связана крепко с судьбой тех, кто воевал — с живыми и мертвыми.
С тыльной стороны камня – литая доска «Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах». (Слайд №23).
ВЕДУЩИЙ (I): Здесь недалеко сохранились остатки рва, чтобы остановить танки, но их остановил не ров, а люди, тут и полегшие. Симонов видел, как это было.. Помнил об этом всю свою жизнь и однажды обмолвился, что хотел бы, чтоб его прах был развеян на Буйническом поле боя под Могилевом.
ВЕДУЩИЙ (II): В своей последней работе «Шел солдат» Симонов говорит:
ВЕДУЩИЙ (I): «Я не был солдатом, был всего-навсего корреспондентом, но и у меня есть кусок земли, который мне весь век не забыть – поле под Могилевом, где я впервые видел в июле сорок первого, как наши сожгли тридцать девять немецких танков…»
УЧИТЕЛЬ: Каждая эпоха рождает поэтов, которые всем существом, всеми мыслями, всей жизнью, всем творчеством очень точно соответствуют именно этому времени, именно этому народу. Они родились для того, чтобы стать выразителями этой эпохи. Вот таким поразительно современным поэтом был Константин Михайлович Симонов.
(Слайды №24,25,26,27).
УЧИТЕЛЬ: Завершая рассказ о поэте, писателе-фронтовике Константине Михайловиче Симонове, хочу предложить вам посмотреть фрагмент из документального фильма «Константин Симонов», где прозвучит его живой голос, где он делится своими воспоминаниями о тех далёких днях Великой Отечественной войны, участником которой он был сам. (Фрагмент документального фильма).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КОНСТАНТИН СИМОНОВ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ 1915 – 1979 гг. Константин Михайлович Симонов – русский советский писатель
Симонов Кирилл Родился в Петрограде 28 ноября 1915 года. Отец - Симонов Михаил Агафангелович пропал без вести в годы гражданской войны.
Мать – Оболенская Александра Леонидовна Отчим - Иванишев Александр Григорьевич
Учеба в Литературном университете 1934 год – студент Литературного института им. М.Горького.
Лето 1939 года. Халхин-Гол. Сотрудник газеты «Героическая красноармейская». Знакомится с полководцем Георгием Константиноичем Жуковым. В это время берет себе псевдоним «Константин». С этого момента он – Константин Симонов.
Стихотворение «Танк» Когда бы монумент велели мне Воздвигнуть всем погибшим всем в пустыне, Я б на гранитной тёсаной стене Поставил танк с глазницами пустыни; Я вкопал его бы, как он есть, В пробоинах, в листах железа рваных, - Невянущая воинская честь Есть в этих шрамах, в обгорелых ранах… Халхин-Гол. 1939 год.
1940 год. Константин Симонов поступает на курсы военных корреспондентов при Военно-политической академии. Пробует свои в драматургии. В театре Ленинского комсомола идёт его пьеса «История одной любви», готовится к постановке «Парень из нашего города».
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. «22 июня 1941 года мне и моим товарищам пришлось надеть военную форму и не снимать её до конца войны» («Автобиография»)
Военные корреспонденты – К.Симонов и его боевые товарищи
Клочок земли, припавший к трем березам, Далекую дорогу за леском, Речонку со скрипучим перевозом, Песчаный берег с низким ивняком. Вот где нам посчастливилось родиться, Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли Ту горсть земли, которая годится, Чтоб видеть в ней приметы всей земли. Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы, Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть... Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать. Родина, 1941 Касаясь трех великих океанов, Она лежит, раскинув города, Покрыта сеткою меридианов, Непобедима, широка, горда. Но в час, когда последняя граната Уже занесена в твоей руке И в краткий миг припомнить разом надо Все, что у нас осталось вдалеке, Ты вспоминаешь не страну большую, Какую ты изъездил и узнал, Ты вспоминаешь родину - такую, Какой ее ты в детстве увидал.
В июле 1941 Симонов в качестве военного корреспондента газеты «Красная звезда» прибыл в 388-ой стрелковый полк, который находился в 6-ти километрах от белорусского города Могилёв . Задачей подразделения была оборона города. Бой шёл 14 часов на Буйническом поле. Несмотря на колоссальные потери немецкой армии полк попадает в окружение.
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, Как шли бесконечные, злые дожди, Как кринки несли нам усталые женщины, Прижав, как детей, от дождя их к груди,…
… Если дорог тебе твой дом, Где ты русским выкормлен был, Под бревенчатым потолком, Где ты, в люльке качаясь, плыл;
Валентина Серова – лирическая героиня,муза , жена поэта В.С. Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди. Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут. Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. Стихотворение «Жди меня», 1941
Жди меня, и я вернусь Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: - Повезло. Не понять не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой. Просто ты умела ждать, Как никто другой.
Военные корреспонденты – К.Симонов и его боевые товарищи
Мать будет плакать много горьких дней Победа сына не воротит ей . Но сыну было – пусть узнает мать - Лицом на Запад легче умирать.
После Второй мировой войны Знаменитый писатель, лауреат Сталинских премий. Корреспондент газеты «Красная звезда» После окончания войны Симонов возвращается к мирной жизни. Он становится главным редактором журнала «Новый мир», возглавляет редакцию «Литературной газеты». Его избирают секретарём Союза писателей СССР. Он пишет очерки, статьи.
Возглавил в Советском Союзе движение борцов за мир – стал участником движения сторонников мира: в составе делегаций ездил в разные страны.
Роман «Живые и мертвые» Писал свою «лучшую и главную» книгу в 1959 – 1970 гг. По этой книге был снят художественный фильм. Завершает трилогию «Солдатами не рождаются» и «Последнее лето». За эту трилогию получил высокую государственную награду.
Роман «Живые и мертвые»
На камне возле Буйнического поля написано: «Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах».
Фотографии разных лет
Из «Автобиографии» К.Симонова На мой взгляд, поэзия всегда должна звать людей к мужеству , к решимости не отступать ни перед препятствиями, ни перед угрозами, ни перед необходимостью отдать свою жизнь за правое дело.
… не отступать ни перед препятствиями, ни перед угрозами, ни перед необходимостью отдать свою жизнь за правое дело.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие по литературе "Золотой век русской литературы"
Литературная игра с использованием системы голосования (тестовые задания)....
Презентация к уроку по теме " Жизнь и творческий путь В.А Жуковского"
Презентацию можно использовать для изучения биографии В.А.Жуковского на вводном уроке по товрчеству писателя....
Методическая разработка урока по теме "Жизнь и творческий путь А. П. Чехова. Презентация к уроку.
Методическая разработка урока по теме "Жизнь и творческий путь А. П. Чехова. Презентация к уроку....
В.В. Маяковский. Жизнь и творческий путь поэта.
Описание основных этапов жизненного и творческого пути поэта 20 века В.В. Маяковского....
Батюшков Константин Николаевич (1787-1855): жизнь и творческий путь. Анакреонтические мотивы в лирике Батюшкова.
Урок литературы в 10 классе по творчеству К.Н.Батюшкова....
Константин Симонов "Золотые страницы русской литературы!
В нашей стране было и есть немало замечательных поэтов и писателей, посвятивших свое творчество военной тематике. Правда, их становится все меньше. Но наше знание о тех трагических и великих днях все ...
конспект урока по литературе "Жизнь и творческий путь Николая Алексеевича Некрасова
Рассматриваются основные моменты жизни и творчества Некрасова. В начале урока показываются фотографии поэта, чтобы заинтересовать детей в изучении биографии Николая Алексеевича....