"С пословицей по жизни"
творческая работа учащихся по литературе (5 класс) по теме

сочинение по пословицам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie_po_poslovicam.doc758 КБ

Предварительный просмотр:

                               Написала: Макарова

                                                   Екатерина, 11 лет

                               город Вольск МОУ СОШ № 4

                                                   5 «А» класс.

                               Классный руководитель:

                               Попова  Ольга Евгеньевна          

                                        С пословицей по жизни

   Нет такого человека на свете, который бы не знал пословиц и поговорок. Недаром говорят: «Пословица – душа народа». Эти краткие и меткие изречения  («Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз») отражают быт, характер народа, его психологию «На всякого Егорку живет поговорка», показывают отношение людей к различным  явлениям.  Любая пословица поучительна,  заключает в себе народную мудрость. «Пословица недаром молвится». Но надо учесть, что пословица это не прямое наставление. Смысл ее зашифрован в образном сравнении.

   Ну, вот взять хотя бы меня – ученицу-школьницу. Я живу, а пословица бок о бок со мной идет, уму-разуму учит.

   Встаю спозаранку «Кто рано встает, тому Бог подает», чтобы не спеша умыться, одеться, позавтракать. «Поспешишь, людей насмешишь». А портфель с вечера уже собран, «Готовь сани летом, а телегу зимой», стоит, ждет хозяйку у дверей.

                         

   Иду на остановку не спеша, природой любуюсь.

   Подъезжает автобус, а народу – «яблоку негде упасть»! Ну, ничего, «в тесноте, да не в обиде». В школу пришла, обувь переодеть надо, чтобы полы не пачкать. «Береги и уважай чужой труд».

   С подружками пообщалась, а тут уж и звонок на урок. «Делу время, а потехе – час».

   Нелегко знания приобретать, «гранит науки грызть». Но, как говорится: «Тяжело в ученье – легко в бою» или «Ученье – свет, а неученье – тьма». А по-современному так говорят: «Ученье – свет, а неученых – тьма».

   Задали задачку. Ух, и трудная! Никак не решается. Загляну-ка, к соседке в тетрадь: «Одна голова хорошо, а две лучше». А у нее в тетрадке «и конь не валялся». Делать нечего, самой надо думать и решать. «Терпение и труд все перетрут».

   У кого-то из-под парты учительница шпаргалку вытащила. «Старого воробья на мякине не проведешь».

   Быстро урок пролетел, звенит звонок. «Пришел и на нашу улицу праздник!» Вот где раздолье и свобода! Мальчишки носятся, лбами сталкиваются, носы разбивают. «До свадьбы заживет!» А девчонки к стеночкам жмутся. «Береженого Бог бережет».

   Так и проходят у нас уроки – один за другим. Учителя каждый на своем предмете уму разуму учат. «Всяк кулик свое болото хвалит». К концу уроков голова трещит от полученных знаний. «Без муки нет науки». И портфель с оценками слишком тяжелым кажется. Но «своя ноша не тянет», иду домой.

 

               

   Выучив уроки, я могу заняться своими делами. «Кончил дело, гуляй смело».

   Не только у взрослых, но и у нас, подростков, случаются сложные ситуации, решить которые не так-то просто. «Жизнь прожить – не поле перейти». Но и тут мне помогают пословицы, заключенная в них народная мудрость.

   Например, нравится мне мальчик один, да никак на меня внимания не обращает. Что делать? Как быть? А пословицы вот что говорят: «Смиренье — девушке ожерелье», «Насильно мил не будешь», «Сердцу не прикажешь», «Любому молодцу скромность к лицу». И, правда, что это я? На этом мальчике «свет не клином сошелся», другой обратит внимание. У меня вся жизнь впереди!

   Или с подружкой поссорилась. Как мириться? Кому первой подойти? А пословицы в голове проносятся вереницей: «Старый друг лучше новых двух», «Нет друга - ищи, а нашёл – береги»,  «Лучше выслушать упрёки друга, чем потерять его», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».  И уже решение есть – иду мириться.

   А сколько в магазинах нарядов красивых! Вот бы все купить, да самой красивой в школу ходить. А пословицы учат: «На брюхе шелк, а в брюхе-то щелк», «Встречают по одежке, а провожают по уму», «По приходу и расход держи», «Красота без разума пуста». Получается, надо бережливой быть, «деньги на ветер не бросать», красиво можно одеваться, но про учебу не забывать. «Красота приглядится, а ум вперёд пригодится».

 

 Стараюсь никого не обманывать «Соврешь — не помрешь, да вперед не поверят», «Шила в мешке не утаишь».

Не сижу без дела, всегда чем-нибудь занимаюсь «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Маленькое дело лучше большого безделья», «Без работы день годом кажется».

   Я не очень люблю читать, но всегда помню: «Книги не говорят, а правду сказывают», «Кто много читает, тот много знает»,  «Книга – твой друг, без нее как без рук».

 

 Мой старший брат, Алексей, жениться собрался, а мама ему наставления дает: «Выбирай жену на целый век», «Жениться - не воды напиться», «За хорошим мужем и жена хороша», «Любовь да совет - на том стоит свет». А я сижу, слушаю и «на ус мотаю».

   Вот так я живу и с пословицей дружу. У меня есть книжка «Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения». Кто ее прочтет «с чувством, с толком, с расстановкой», тот лучше народную мудрость понимать станет. Я прочла – теперь Ваша очередь!

 

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "По жизни с пословицей"

Эту разработку можно использовать на уроке литературы и на празднике, посвященном дню Семьи....

Функции пословиц и поговорок в нашей жизни

Материал  к конференции "Шаг в будущее" с презентацией...

Роль пословиц и поговорок в жизни человека

Русский народ  создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные  былины, героические , волшебные, бытовые и пр...

Пословицы и поговорки – активные помощники в изучении грамматики.-исследовательская работа.исследовать пословицы и поговорки английского и русского языков; выявить особенности перевода; систематизировать пословицы и поговорки по грамматической структуре.

Материалом исследования послужили данные фразеологических словарей английского и русского языков, стилистических и толковых словарей, сборников общеупотребительных пословиц и поговорок....

Проект " Пословицы в нашей жизни"

Внеурочная деятельность в 5 классе  «Проект „Пословицы в нашей жизни “» ( общеинтеллектуальное направление)...

Пословицы как отражение русской народной картины жизни» (из опыта преподавания)

Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает куль...

Исследовательская работа "Жизнь английских пословиц и поговорок в современном мире"

            Цель данной исследовательской работы заключается в том, чтобы найти связь между английскими и русскими поговорками и пословицами, указать на трудности,...