Пословицы как отражение русской народной картины жизни» (из опыта преподавания)
материал по литературе

Драгун Елена Геннадьевна

Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует усвоению грамматики и обогащает учащихся народной мудростью. Поэтому пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках литературы.

В пословицах и поговорках запечатлён весь познавательный опыт народа, его морально — этические, социально — эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Они хранят историю движения народа по пути цивилизации, отражают характер народа, его симпатии и антипатии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Пословицы как отражение русской народной картины жизни» (из опыта преподавания)

Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует усвоению грамматики и обогащает учащихся народной мудростью. Поэтому пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках литературы.

В пословицах и поговорках запечатлён весь познавательный опыт народа, его морально — этические, социально — эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Они хранят историю движения народа по пути цивилизации, отражают характер народа, его симпатии и антипатии.

Пословицы впитали в себя все тонкости оценочного отношения к действительности, её восприятия и отражения.

Фольклор — это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни.

Пословицы на уроках литературы изучаются в 5 и 6 классах. И на уроках русского языка мы постоянно обращаемся к этому виду устного народного творчества.

Виды работы: объяснение значения пословиц, определение их прямого и переносного смысла, распределение их по темам (труд, дружба, родина, чтение  и т.д.), подбор пословиц к какой-либо ситуации,  нахождение пословиц в художественных произведениях и выяснение их назначения,  написание сочинения с использованием пословицы (можно вынести пословицу в название сочинения и описать ситуацию, где она используется, например «Дело мастера боится»; модно написать сочинение с включением пословицы, можно рассказать о любимой пословице мамы, папы, бабушки, дедушки и т.д.). Очень нравится ученикам работа с деформированными пословицами, в которых перепутались части, дополнение пословиц.

Сегодня хочу предложить ещё один вид работы с пословицами. Помним, что в пословицах отражается в том числе и бытовая жизнь народа. Человек отражает в языке всё, что узнаёт о себе, о различных ситуациях. Иногда поражает, как быстро человек реагирует на события, происходящие в стране и мире.

На сегодняшний момент все мы переживаем трудное время под названием короновирус. Это слово знают все: от мала до велика.  И народ тут же отреагировал на всё, что происходит, пословицами. Это пословицы, переделанные из хорошо известных.

Например,

Друг познаётся на социальной дистанции.

Незваный гость хуже инфицированного.

Вирус в бороду – пневмония в ребро.

Самоизоляцию пережить – не поле перейти.

На бога надейся, а руки помой.

Обещанной вакцина три года ждут.

Вируса бояться – на пробежку не ходить.

С инфицированными жить – в карантине выть.

Переболела – гуляй смело.

В магазин поспешишь –других заразишь.

Бойся китайцев, дары приносящих.

Свой на свояка чихает издалека.

Корона, что дышло, куда чихнёшь, туда и вышла.

Чихал бы в локоток, да шея коротка.

Они легко узнаваемы, отражают реалии сегодняшнего времени.

Предлагаю ученикам несколько пословиц, прошу соотнести их с известными им пословицами. Хочется отметить, что такая работа вызывает интерес у учащихся. Затем предлагаем ребятам пословицы и просим их переделать. Шестиклассники работают увлечённо, не просто переделывают пословицы, но и оформляют к ним иллюстрации.

На бога надейся, а сам не плошай (На карантин надейся, а сам не плошай)

Все дороги ведут в Рим (Все дороги ведут в Ухань)

Пуля-дура, штык – молодец. (бацилла дурра, карантин молодец)

Хрен редьки не слаще (Ковид гриппа не слаще)

Не так страшен чёрт, как его малюют (Не так страшен ковид, как его малюют)

Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним. (Хорошо чихает тот, кто чихает последним)

После изучения темы «Пословицы» мы делаем вывод, что пословицы – это неотъемлемая часть нашего языка и нашей жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные пословицы и поговорки

Презентация " Русские народные пословицы и поговорки" создана совместнос воспитанником детского дома по проекту" Народы России-дружная семья"...

Игра-викторина "Русские народные сказки,пословицы и поговорки".

Игра-викторина "Русские народные сказки, пословицы и поговорки" ,которая сопровождается презентацией....

Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме "А.С. Пушкин. Детство поэта. «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина русских народных сказок".

Презентация рассказывает о детстве А.Пушкина, о людях, повлиявших на развитие его интереса к русскому языку и народному творчеству, позволяет организовать беседу по вступлению к поэме "Руслан и Людмил...

Урок-игра по литературе "Русские народные сказки, пословицы и загадки"

Урок  способствуетразвитию у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умению сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях, ...

Урок - игра .5 класс. «Русские народные сказки, пословицы и загадки» для учащихся 5 класса.

Урок-игра .5 класс .Русские народные сказки, пословицы и загадки" ....

Русские народные песни в жизни русского человека

Технологическая карта урока 6 класс литература Русские народные песни в жизни русского человека...