Проект " Пословицы в нашей жизни"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Ширлина Татьяна Васильевна

Внеурочная деятельность в 5 классе  «Проект „Пословицы в нашей жизни “» ( общеинтеллектуальное направление)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneur._deyat._poslovitsy_v_nashey_zhizni.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность в 5 классе                          «Проект „Пословицы в нашей жизни “»                             ( общеинтеллектуальное направление)

       Класс: 5 ( 1 обучающийся)

  

      Тема занятия:  Проект « Пословицы в нашей жизни».

      Цели занятия:  обобщить знания  обучающегося о пословицах, выяснить роль пословиц в нашей жизни, используя  исследовательскую и  проектную  деятельность.

     Планируемые результаты:

     Личностные результаты:

     эмоциональность -  умение управлять своими эмоциями, чувство прекрасного – умение чувство -      в   вать    красоту и выразительность речи, интерес к изучению языка.

     Метапредметные результаты:

        Регулятивные УУД:

-   -  самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

-   -  составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

        Познавательные УУД:

-     -  пользоваться дополнительными источниками информации.

       Коммуникативные УУД:

     - высказывать и обосновывать свою точку зрения;  строить рассуждения.

      Оборудование:  выставка книг, учебник « Литература,5кл, автор: Г.С.Меркин,  иллюстрации.

        Ход занятия

1. Организационный этап.

        Учитель: Добрый день!  Давайте наше занятие  начнем с пожелания друг другу добра.

         Я желаю Вам добра, Вы желаете мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно -      я Вам помогу. Добрые дела целыми веками живут.( пословица).

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что занятие  пройдет интересно и увлекательно.

              2. Введение в тему.  Актуализация знаний.

Учитель:Сегодня  мы поговорим о достоянии, которое нам оставил в наследство русский народ. Еще задолго до появления первой рукописной книги русский народ создал высокую культуру звучащего слова, своеобразную литературу, которую передавали из уст в уста от одного поколения к другому, литературу, которую сейчас называют устное народное творчество.                     ( просмотр выставки книг) Часто вы слышите: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». А знаете ли вы, к какому жанру относится это выражение? Давайте вспомним, что такое  фольклор? Какие жанры фольклора вы знаете? А что такое пословица? Где можно о пословице уточнить знания? (В учебнике,  словаре,,  Интернете).  Давайте заглянем в  учебник литературы  и прочитаем, что такое пословица  ( учебник» Литература ,5 класс, автор Г.С.Меркин ,  стр.27) . Чем она отличается от поговорки?

- Как Вы думаете, какова тема занятия? Цель занятия?

       

             3.Планирование работы, выдвижение гипотезы, формулирование задач.

 -    -Давайте выясним, нужны ли пословицы нам сегодня? Зачитайте пословицу, записанную       на         д   доске. – Слышали её раньше? Когда её употребляют в устной и письменной речи?     Как   же              о     ответите  на вопрос, записанный на доске? Давайте докажем Ваше предположение.

          4. Работа с информацией, подведение итогов сбора необходимой информации

             по поставленной проблеме.

        Учитель:  Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: « Пословица недаром молвится», или « Пословица в век не сломится». Пословицами интересовались многие  русские писатели: А. Пушкин,  И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.

     Работа по собиранию пословиц начинается с 17 века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В 18 веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов.

В 1862 году вышел сборник В. И Даля, куда вошло выше 30000 пословиц. ( портрет в.И.Даля).

   Даль родился 10 ноября 1801 года в городе Луганске. История его жизни очень интересна. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет принявший православие, моряк, врач, чиновник. Даль был первооткрывателем. До него еще никто не составлял словарей. Словарь Даля – исторический словарь. Его можно читать подряд, составляя точное представление о жизни  людей. Владимир Иванович не просто собрал огромное количество слов и выражений, но сопроводил их множеством пословиц и поговорок. В этом проявилась народность и словаря и составителя.

Обобщим знания:

- Чем пословица отличается от поговорки?

- Кто их сочиняет? Какие бывают пословицы?

- Чему они учат?

        К нашему занятию Вы должны были провести исследовательскую работу о пословицах,    ч   чтобы составить проект « Пословицы в нашей жизни».

      Перед Вами  план исследования по теме» Пословицы в нашей жизни».

        1.Вспомнить свою любимую пословицу.

                   2.Сделать опрос среди друзей, родителей, учителей об употреблении пословиц  в      речи.

        3. Сравнить результаты в паре с учителем.

        4. Выбрать наибольший результат.

-   -  Какие способы получения информации Вы  выбрали? ( сходить в библиотеку, воспользоваться        с    словарями,  Интернетом,    провести опрос.)

Физкультминутка.

- Найдите  в классе разбросанную пословицу.  Чему она учит? ( Ум хорошо, а два лучше).

5.Практическая работа по созданию продукта проекта и его публичному представлению.

  1. Введение

- Почему пословицы как жанр устного народного творчества? Как Вы понимаете народную мудрость « Пословица недаром молвится?»( работа в паре с учителем- запись ответов на данные вопросы)

  1. Основная часть

Заполнение анкеты. (Самостоятельная работа обучающего)

- Моя любимая пословица.

- Пословицы в речи моих родителей.

- Пословицы в речи моих друзей, одноклассников.

- Какие пословицы чаще употребляют наши учителя?

3)Заключение.

- Почему пословицы нужны и сегодня?

6. Презентация готового продукта проектной деятельности.

З    Зачитывание обучающимся анкеты.

     

                               Пришли к выводу:

-       1.Пословицы нужны и сегодня.

-     2.Они украшают нашу речь.

-      3.Пословицы – живость языка, ум, начитанность говорящего.

          ДОКАЗАЛИ: пословицы необходимы в нашем общении.

                                                     

          7.  

  Оценивание проекта.

                                             

                                    Критерии оценивания проекта  «Пословицы в нашей жизни»

 

0 -5 баллов

6 -10 баллов

11 -12 баллов

13 и выше

Актуальность темы

Полнота раскрытия темы,

законченность

неполные данные

тема раскрыта,   но нет выводов

целесообразен к исполнению

имеет большое  практическое значение

Творчество и самостоятельность

нет авторской индивидуальности

элементы самостоятельности присутствуют

большая доля творчества

много творческих

примеров

грамотность изложения

много ошибок

есть ошибки, но не много

незначительные ошибки

нет ошибок

        ( 13+12 +10+12=47б.)

8.Итог занятия.

Учитель: Употребляйте в речи пословицы и поговорки - все это сделает вашу речь содержательней и богаче, а жизнь – интересней. 

9.Рефлексия.

-Устная анкета:

1.На уроке я работал….
2.Своей работой на уроке я….
3.Мое настроение
                                                         

 - Приём «Выбор пословицы»:

Труд кормит, а лень портит.

Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

Терпенье и труд всё перетрут.

Ученье — путь к умению.

            Наше занятие окончено. Спасибо за работу, доброжелательность!!!

                                       

                                                                                                                                                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Спорт в нашей жизни".

Одни люди предпочитают заниматься спортом профессионально, а другие -смотреть спортивные соревнования по телевидению. Чему отдать предпочтение нам в 21 веке, веке современных технологий и инноваций?...

Проект "Праздники в нашей жизни"

Презентация проекта 5 класса "Праздники в нашей жизни"...

Статья "Метапредметный проект "Вода в нашей жизни"

Материал опубликован в краевом издании "ЭГБО: экологическое, географическое, биологическое образование в школах Хабаровского края" №3, 2013, стр. 12-14....

Защита проекта "Проценты в нашей жизни"

Презентация по предмету математика 8 класс "Проценты в нашей жизни"...

Мини-проект "Проценты в нашей жизни"

Мини-проект созданный в рамках работы МО молодых учителей....

проект "Спасибо за нашу жизнь"

Цель и задачи проекта Цель проекта:  оказание   помощи  ветеранам и участникам ВОВ, проживающим в родном ауле.Достижение цели поставило  следующие задачи:◄создать условия...