Малько Надежда Николаевна

Сайт учителя-словесника

Взялся что-то делать – сделай лучше всех! Или не берись совсем.

Профессия: Учитель

Профессиональные интересы: Уроки литературы в старших классах

Увлечения: Коллекция фарфоровых фигурок, коллекция посуды из синего стекла, выращивание глоксиньи.

Регион: Ставропольский край

Населенный пункт: с. Арзгир, Арзгирского района

Место работы: МБОУ СОШ №1

Звание, ученая степень: Победитель конкурса лучших учителей России 2008 г. в рамках приоритетного национального проекта "Образование"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/malko-nadezhda-nikolaevna
«Отметка в школе - это насилие. В класс учитель должен входить, подготовив улыбку…»
Шалва Амонашвили, автор гуманной педагогики.

О себе

       Август-сентябрь 1981 года. Я вся тогда была охвачена радостными ожиданиями: я, двадцатидвухлетняя, жаждала и любви и признания и бог знает чего только не жаждала, и была уверена, что всё, чего я так искала, всё это будет именно здесь, в Арзгире, на этой степной, такой жаркой в летний полдень, земле.

      27 июня 1982 года. Рождение сына Евгения! Неужели я уже Мама? Сама ещё этого не осознаю, но в голове одно: целый год без школы?

      Год прошел. С сентября 1883 года, работаю с двумя 5"а" и "в" классами. В 10-м  они станут  одним классом. 10 "А" я выпустила 25 мая 1990 года! Близкие, теплые и доверительные отношения сохранились по сей день и с детьми,  уже такими взрослыми, и их родителями.

      5 октября 1990 года. Рождение сына Романа! Счастье, осязаемое, долгожданное счастье вдруг подкралось ко мне, и даже не подкралось, а плюхнулось в глубинные закрома моей души, осветило всё во мне!!! Занимаюсь сынулей два года.

      А сколько всяких проверок было в моей педагогической практике... Во время одной из них ( я работала тогда только второй месяц )  мне было сказано:

   - Ты наслаждаешься  сама собой в общении с детьми. А еще очень хочешь в свои 22 быть похожей на любимую учительницу, очень опытную… Как она угадала? Любимая моя учительница Шафорост Зинаида Ивановна, педагог с сороколетним стажем. Я ничего тогда не ответила ей, ведь действительно наслаждалось собой, доставляло огромную радость то, что я всецело посвящала себя детям, что они мне дороже всего, а те идеи, какие я пытаюсь с ними утверждать в этой жизни, волновали человечество на протяжении многих веков. Так почему же я не должна наслаждаться своим трудом, своим общением, своими догадками?

     Очень рано я поняла самое главное: чтобы воспитывать, надо знать детей. Знать о них всё, об их взлётах и падениях.

     В мае 1998 года выпустила замечательных детей, умных, понимающих! Они умели читать ночи напролёт. Уроки в этом классе были  уроками вдохновения, откровения, педагогических находок. Главы из романа "Евгений Онегин" они читали наизусть!  Какие глаза у этих детей! Нет нечего прекраснее детской готовности к благородному поступку… 

     В мае 2006 года выпустила третий свой класс, с ними также работала семь лет. Ух! Какими они были озорными, но тем не менее в олимпиадах и конкурсах разного уровня участвовало полкласса!

     Первое сентября 2006 года. Начала работать с сегодняшним 10 "Б". Умненькие, талантливые( уже в шестом классе Максим Тимошенко и Мария Плахотник приглашают меня на сольный концерт) От гордости - мурашки по коже! Преклоняюсь перед трудом родителей, так терпеливо, за ручку, пятый год водивших детей в музыкальную школу. А наш Арсен, великолепный дирижер и организатор всех музыкальных побед класса! Об ответственности, организаторских способностях и музыкальной одаренности этого юноши знает вся школа и район! Маша Левченко, Ксения Дашко легко побеждают и на олимпиадах, и на конкурсах, и на фестивалях! Марина Стрикачева, Даша Безценная - лучшие снегурочки района! Влад Студнев - постоянный участник всех конференций по химии и биологии! Ира Гринева - умница, трудяга, прекрасно рисует! Лучше новогодних костюмов, чем у Заиры Магомедовой, нет ни у кого! Наташа Нелида - самый ответственный дежурный в школе! Захаров Никита - лучший спортсмен в школе! Сергей Рец - участник краевых соревнований пахарей, любит технику! Ваня Кознеделев - лучше всех изучил российские деревни, путешествуя с папой на камазе. Артем Раер, Алена Ляшенко, Хасан Саидов, Байрамов Арслан - лучше  этих детей презентации не готовит никто!

        Под рукой всегда  есть книги известных учителей современности: Шаталова, Ильина, Лысенковой, Амоношвили. "Когда я вхожу в класс, то всё своё оставляю за порогом!» - слышал я такое, пишет учитель Е.Н. Ильин. "Нет, своё надо брать с собою, иначе ты и сам останешься за порогом : класса школы, собственного «я». Литература – предмет личностный ещё и потому, что житейский опыт, как  и профессиональный, здесь одинаково интересен, а в синтезе – особенно.»

       «Своё» я всегда брала на уроки, особенно в старшие классы, ещё задолго до того, как прочла Ильина.       

       «Своё». Оно рождается глубокой ночью. Спит Арзгир. За окном полна очаровательных звуков осень. Эти звуки смешиваются с шелестом страниц любимых «толстых» журналов. Учитель читает, а наутро герои повестей и статей  «Роман газет» и «Нашего наследия» придут в гости к старшеклассникам . И будут уроки – раздумья, уроки - жизни, уроки – мастерские, уроки – поклоны.    

         И так хочется, чтобы на них взрослеющий ребёнок понял самое важное в этой жизни. А рассуждения семнадцатилетних зачастую похожи на маленькие этюды о правильной жизни. В них много житейской мудрости, пытливой наблюдательности.

         А учитель? Он каков? Каково его место на уроке? Считаю; точка зрения учителя – одна из множества .Учитель – человек без пьедестала. Он должен доверять ребятам. Они умеют прощать. А учитель должен уметь признать свои ошибки и научить детей их признавать. Моя педагогическая  философия сводится  к следующему: педагог должен видеть в ребёнке личность, и сам имеет право оставаться человеком со своими достоинствами и недостатками. Просто он житейски более мудрый человек. Важно, чтобы с ним было интересно ученикам, а ему – с ними. А ещё важнее, чтобы этот интерес не пропал и после школы.

     В своей работе использую и методики Айзермана, и Ильина, и Шаталова. И всё-таки убеждена: каждый строит свою собственную систему на фундаменте своей личности.

                                                       ***

     Учитель должен постоянно помнить  своей жизнью, всей педагогической деятельностью , каждым своим поступком он чертит образ свой в сердцах взрослеющих детей.         

                                                       ***

     Кому из нас неизвестны слова Симона Соловейчика : «Вы блестящий учитель , у вас прекрасные ученики.» Но в наши дни о блеске учителей говорят только учительские печатные изделия. Жалко, что в Год учителя для учителя не было сделано ничего.

                                                       ***

    Школа… Она принимает первоклассников, учит, воспитывает и выпускает. Дети делают шаг к взрослой судьбе, в которой каждый станет самим собой. Шаг, другой, тысячи шагов. Юные познают добро и зло. Поворачиваются ключи в школьных дверях, распахиваются они. Уходят выпускники. Стареют учителя. Но таков извечный сюжет.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

 

 

                Романы В.С. Пикуля«Честь имею», «Нечистая сила», «Крейсера», «Каторга», «Фаворит».

Роман В. Белова «Кануны».

Повесть В. Смирнова «Заулки».

Роман-эпопея В. Гроссмана «Жизнь и судьба».

Повесть М. Глушко «Мадонна с пайковым хлебом».

Роман Нины Федоровой «Семья».

Повесть Ю. Азарова «Печора».

Владимир Солоухин. Сборник очерков "Чаша"

Всеволод Овчинников "Ветка сакуры", "Корни дуба".

                И. С. Шмелёв " Лето Господне"

 

 

      На уроках литературы в старших классах большое внимание уделяю размышлениям о  непреходящей ценности старой истины, которая гласит: будущее нации, духовное и физическое здоровье нации зависит прежде всего от женщины. Для сегодняшней нашей жизни – очень своевременное напоминание. Идеалам материнства, этой светлой и целомудренной теме посвящены  произведения М. Глушко «Мадонна с пайковым хлебом», В. Закруткина «Матерь человеческая», Н. Федоровой «Семья», П. Проскурина «Лицом к лицу», В Распутина «В ту же землю...». Проблемы, поднятые в этих произведениях, очень важны. Они интересны мне и моим старшеклассникам, а истории героинь очень поучительны.

     К сожалению, наша молодежь очень мало, ничтожно мало знает о возникновении, росте и прочности нашей Родины. Мы плохо знаем свою историю, свои истоки, и очень радуют публикации на эту темы в районных и краевых газетах и журналах. Их я всёгда приношу на уроки.                            

     Сказано, что без одного человека Человечество не полно. Что же касается современной нашей литературы, то вот уже воистину без В.С. Пикуля она выглядела бы побледнее. Этот писатель сражался за Россию, а в своих произведениях он пробуждает в сердцах детей гордость за исторических подвиг своего народа, пронесшего сквозь века муки испытаний, светлый разум, благородство души, неукротимую энергию, чистоту бескорыстия. Мы с детьми читаем Пикуля .Отрадно мне замечать, как современные юноши и девушки реагируют на его произведения. Вот их отзывы:

   - Всем,  хоть чуть-чуть соображающим, всем, кто не оглох до конца от рока и дискотек, не ослеп от тряпок, не забыл собственную свою страну, давшую миру столько прекрасного, надо читать Пикуля...

  - Чтобы написать столько и таких книг, как написал В. С. Пикуль, да ещё и в совершенно различных областях, - какую же гору архивных материалов надо перевернуть...

  -  В романе живут и действуют не только Потемкин, Екатерина II, но и многие другие реальные лица; в нём представлена эпоха со всей ее сложностью и многообразием, трудностями и победами…

  - Жестокая, порой кровавая правда заставляет задуматься не только о прошлом, но и о настоящем и будущем. И на себя оглянуться...

  -  Я узнала, почему царицу Анну Иоанновну называли «кровавой», что такое «бироновщина», узнала историю Сахалина, что такое «крейсера-невидимки», что такое Баязет и какова была русская дипломатия, кто такой Горчаков и многое-многое другое...

  - Книги Пикуля – это наша действительная история. Получаешь и знания, и удовольствие..

   Учителю остается добавить:

       Писатель  П. Проскурин в одной из телевизионных передач сказал о том, что «исторически – мы просто безграмотные люди», а «….. народ, теряющий историческую память, превращается в стадо», «всю нашу историю перекорёжили…..» и «….. нужно честно и открыто восстановить свою историю!» Действительно, степень нашей исторической безграмотности преувеличить трудно. И я считаю Пикуля таким писателем, из книг которого узнала, о чём подспудно мечтала узнать. Миллионы и миллионы людей ценою своей жизни создавали и отстаивали то, что мы называем Россией.        Мне как учителю не хватало этих знаний. Чтение романов Пикуля позволило во многом запомнить познавательно-теоретический вакуум в истории  своей родины, образовавшийся и по моей, и, в основном, не по моей вине 

Мой взгляд на мир

              Что может привести меня в восторг?

 Необыкновенной красоты глоксинья, цветущая в горшках в окнах моего же дома.     

Мои достижения

 

 

 

 

Март 2008 года.

Диплом участника IIрайонного фестиваля «Талант-2008», за успешное внедрение в учебно-воспитательный процесс современных педтехнологий.

Апрель 2008 года.

Свидетельство Министерства образованияСтавропольского краянаучному руководителю учащегося, ставшего дипломатом третьей степени Ставропольской краевой научной конференции школьников.

Июль 2008 года.

Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации победителю конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта  "Образование".

Октябрь 2009 года.

Благодарственное письмо Министерства образования Ставропольского края за активное участие в краевом этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Ноябрь 2009 года.

Благодарность Совета клуба «Бард» за пропаганду творчества самодеятельных поэтов Арзгирского района.

Ноябрь 2009 года.

Почетная грамота администрации Арзгирского муниципального района за многолетнюю плодотворную работу в системе образования района.

Май 2010 года.

Почетная грамота главы Муниципального образования Арзгирского сельского Совета за добросовестный труд, активное участие в подготовке и проведении праздничных мероприятий, посвященных 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Октябрь 2010 года.

Грамота МОУ СОШ №1. с. Арзгир  за высокий уровень патриотического воспитания учащихся и участиие в школьном туре конкурса «Учитель года 2010»

 

 

Учитель, воспитай ученика,

Чтоб было у кого потом учиться!

                                                  В. Боков

 

 

Год

Фамилия, имя ученика

Где и в чем  принимал участие

Уровень участия

Какое место занял

2007 г.

Левченко Юлия

II этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

районный

 2

2008 г.

Левина Ксения

Ставропольская краевая открытая научная конференция школьников

краевой

3

2009 г.

Левченко Мария

Конкурс мастеров художественного слова «Россия, родина-источник вдохновения»

районный

2

2009 г.

Стрикачева Марина

Ставропольская краевая открытая научная конференция школьников

краевой

участник

2010 г.

Дашко Ксения

Олимпиада по русскому языку

районный

2

2010 г.

 

Плахотник Мария

24 Слёт участников Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество»

районный

1

2010 г.

Плахотник Мария

23 Краевой слёт участников туристско-краеведческого движения «Отечество»

краевой

участник

2010 г.

Плахотник Мария

Региональный этап Всероссийского конкурса «Лучший урок Письма»

краевой

3

2010 г.

Плахотник Мария

VIII Всероссийский конкурс «Лучший урок Письма»

Всероссийский

3

2010 г.

Саидов Арсен

Краевой конкурс «Поклонимся Великим тем годам», Творческая работа на тему:«Трудно быть солдатом»

(История одной судьбы)

 

 

Краевой

участник

2011 г.

Дашко Ксения

Олимпиада по русскому языку

районный

2

2011 г.

Дашко Ксения

25 районный слёт участников Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество»

районный

1

2011 г.

Дашко Ксения

24 Краевой слёт участников туристско-краеведческого движения «Отечество»

краевой

2

2011 г.

Левченко Мария

Конкурс мастеров художественного слова «Звезда на счастье»

районный

1

2011 г.

Саидов Арсен, Дашко Ксения

Литературный конкурс молодых авторов «Мое родное Ставрополье – народов многих общий дом»

краевой

участники

Добавить грамоту в портфолио