Психолого–педагогическая мастерская ценностных ориентаций «ДОМ»
методическая разработка (литература, 8 класс) по теме
Педагогические мастерские - это нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, котoрая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способстну¬ет росту личносги учителя и ученика, дарит радость сотворче¬стна.
В мастерской ребёнок способен строить свои знании са¬мостоятельно в совместном поиске, который мастером продуман и организован и опирается на ряд принципов.
Мастерская «Дом» создана на базе «Рабочей тетради по литературе и развитию речи 6 класс» Нелькина А. Г., Висленко Л. П., Зайко Т. В., Гордиенко Л. Л. Изначально предполагалось, что «Дом» - это мастерская письма, в которой ребенок получает возможность выразить весь опыт своих отношений с миром, впоследствии оказалось, что на основании рисунков и текстов, созданных на мастерской, можно судить о психологическом состоянии ребенка и при необходимости оказывать ненавязчивую помощь и родителям и детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya_dom.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Правдинская средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов Пушкинского муниципального района Московской области»
Психолого–педагогическая мастерская
ценностных ориентаций «ДОМ»
Авторская разработка учителя высшей квалификационной категории
Клебановой Натальи Николаевны
Алгоритм психолого-педагогической мастерской «Дом»
1. Раздать листы с большим домом. Задание: нарисуйте себя в этом доме и все, что вам дорого и что должно быть в уютном доме (можно написать)
4 мин.
2. Раздать листы с маленьким домом. Задание: нарисуйте (или напишите) то, что окружает ваш мир, ваш дом, от чего вас защищает дом.
4 мин.
3. Вернитесь к первому рисунку с вашим уютным домом и справа перечислите черты вашего характера и свойства вашей души, которые созидают ваш дом.
4 мин.
4. На этом же рисунке слева перечислите черты вашего характера и свойства вашей души, которые, с вашей точки зрения, могут разрушить ваш мир, нарушить счастье в вашем уютном доме. Выберите другой цвет.
4 мин.
Посмотрите на ваш рисунок, внимательно прочтите все слова –вы видите ваш автопортрет.
5. Выберите по одному слову из каждого столбика, подчеркните их. Подумайте и соедините в словосочетание (можно изменять слова), запишите его на новом листе посередине – это название вашего текста. Задание: используя как можно больше слов из тех, что вы поместили на первом и втором рисунке, напишите текст на тему, определенную вашим заглавием.
9-12 мин.
6. Афиширование, т.е. вывешивание для чтения своих работ. (обязательное условие – все вывешивают свои тексты)
2 мин.
7. Прочтите все работы и выберите одну, кроме своей, которая вам импонирует или ту, в которой хочется что-то изменить, помочь преобразить мир.
6 мин.
8. Объединитесь в группы и создайте, опираясь на имеющиеся у вас тексты мир, в котором уютно всем. (нарисовать и сопроводить текстом)
15 мин.
9. Афиширование.
6 мин.
10. Рефлексия в виде венка синквейнов» (от англ. “белый стих”).
на тему «Дом»
Технология создания синквейна.
1 строка-1 слово - существительное, ключевое в теме, либо сама тема
2 строка-2 слова – определения, эпитета к существительному в первой строке
3 строка-3 слова, обозначающие действие
4 строка-предложение, отражающее суть темы, явления, указанного в первой строке
5 строка-1 слово, может быть «эмоциональным» синонимом к существительному из первой строки или любой частью речи.
7 мин.
Панель (выставить 5 стульев и пригласить желающих высказаться на тему «Что нового я узнал о себе и о мире? О чем я задумался?»
7-12 мин
итого 1 час 20 минут.
Педагогические мастерские - это нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, котoрая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способстну ет росту личносги учителя и ученика, дарит радость сотворче стна.
В мастерской ребёнок способен строить свои знании са мостоятельно в совместном поиске, который мастером проду ман и организован и опирается на ряд принципов.
Мастер:
- создаёт атмосферу oткрытости, доброжелательности, сотворчества в общении;
- включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении проблемы (темы);
- работает вместе со всеми, мастер равен ученику в по иске знания;
- не торопится отвечать на вопросы;
- необходимую информацию подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней у ребят;
- исключает официальное оценивание работы ученика (не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), но через социализацию, афиширование работ дает возможность появлению самооценки учашегося и ее изменения, самокоррекции;
- продумывает чередование индивидуальной и коллек тивной работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаи мопонимания, повышения уровня коммуникативной культу ры, дает реальное понятие о диалогическом способе восхож дения к истине.
Важен не только и не столько результат, сколько сам процесс, который помогает сформировать коммуникативные навыки, социальные компетенции у ребят, что является важным компонентом воспитательного процесса.
При всем разнообразии ма с-герских есть некий общий алгоритм процесса.
а) "Индуктор" - ввожу, навожу, побуждаю. Создание эмо ционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.
Это может быть задание вокруг слова, предмета, образа, рисунка, воспоминания - чаще неожиданное для учеников, в чем-то загадочное, личностное. Важны подбор и подача ин дуктора.
б) Работа с материалом.
1. "Самоконструкция"- индивицуальное создание гипо тезы, решения, текста, рисунка, проекта.
2. "Социоконструкция" - построение этих элементов груп пой.
3. "Социализация" - все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, все мнения услышаны , все гипотезы рассмотрены.
4. "Афиширование" - вывешивание "произведений" - работ учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними
5. "Разрыв" - внутреннее осознание участников мастер ской неполноты или несоответствия своего старого знания но вому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным источником.
в) "Рефлексия" - самоанализ, анализ движения соб ственной мысли, чувства, знания, мироощущения.
Начинается работа с текстом, красками, звуками, моде лями, схемами. Предусматривается множество заданий, "под сказок", которые будут предложены в тот момент, когда воз никнет необходимость.
Учитель предварительно работает с большим объемом информации, чтобы в мастерской остаться в тени.
"Открытия" ждут учеников в мастерской. Сверяя свои старые знания по какой-либо проблеме с новым знанием, ко торое ученик выстроил сам, он испытывает этот "разрыв", прежде всего восходит к самому себе, к своему "я'", раскрыва ется, растет, верит в свои возможности.
Вы видели психолого-педагогическую мастерскую ценностных ориентаций, которая помогает выявить некоторые психологические аспекты личности ребенка, положительные и отрицательные стороны его характера, позволяет прогнозировать возможные проблемные ситуации, рассказывает о взаимоотношениях каждого конкретного ребенка с окружающими людьми, о его пристрастиях и привязанностях. Помимо этого мастерская помогает ребенку задуматься о своем месте в мире и о том, в каком мире ему хочется жить. Может быть, впервые дети задумаются, что именно они могут сами построить мир, в котором уютно всем.
По сути мастерская - это технология школы нового поколения, она воспитывает и развивает интеллектyальные способности, уверенность в себе, коммуни кативные навыки, взаимопонимание, учит познанию себя.
Владение этой технологией помогает мне в работе классного руководителя. В процессе работы в мастерской ребята приобретают не только навыки общения и взаимодействия, учатся корректно отстаивать свою точку зрения, но и сплачиваются, становятся дружнее и терпимее друг к другу. Наблюдая за работой детей в группах, выявляешь эмоциональных лидеров, глубже постигаешь межличностные отношения в классе.
Мастерская «Дом» создана на базе «Рабочей тетради по литературе и развитию речи 6 класс» Нелькина А. Г., Висленко Л. П., Зайко Т. В., Гордиенко Л. Л. Изначально предполагалось, что «Дом» - это мастерская письма, в которой ребенок получает возможность выразить весь опыт своих отношений с миром, впоследствии оказалось, что на основании рисунков и текстов, созданных на мастерской, можно судить о психологическом состоянии ребенка и при необходимости оказывать ненавязчивую помощь и родителям и детям.
Но мастерские нельзя проводить часто, так как, во-первых, требуют больших затрат эмоциональных, моральных, во-вторых, физических, материальных (отпечатывание, ксерокопирование, поиск материалов, время свободное)
Младшие школьники воспринимают мастерскую как праздник, т. к. можно общаться друг с другом, передвигаться по классу, творить, а для старших мастерская предоставляет возможность проявить себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ «ПУТЬ К УСПЕХУ»
творческая разработка педагогической мастерской «Путь к успеху» - это технология, при помощи которой учитель-мастер погружает своих учеников в процесс познания себя и жизни через создание эмоционально...
"Что такое духовность" (Мастерская ценностных ориентаций). 10 класс.
В презентации представлена разработка мастерской ценностных ориентаций "Что такое духовность" с использованием технологии ДЕМАРШ. Эпиграфом к мастерской являются слова Феофана Затворника "Духовность е...
«В поисках Синей птицы» (педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма по сказке Метерлинка «Синяя птица»)
Данная разработка является одним из примеров эффективного использования технологии педагогической мастерской на уроках русского языка и литературы. Эта технология применяется мною на протяжении ...
Мастерская ценностных ориентаций "Личность"
Мастерская- это мощное средство изменения опыта человека и системы его ценностей. В зависимости от личного опыта каждый участник мастерской находит в ее содержании что-то свое, придает ме...
Родительское собрание "Поощрение и наказание" в технологии мастерской ценностных ориентаций
Сегодня многие родители, учителя воскрешают в памяти старые времена, когда дети были послушными и беспрекословно выполняли наши просьбы. Современные дети требуют к себе уважения и демократического под...