Психолого–педагогическая мастерская ценностных ориентаций «ДОМ»
методическая разработка (литература, 8 класс) по теме

Педагогические мастерские - это нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, котoрая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способстну¬ет росту личносги учителя и ученика, дарит радость сотворче¬стна.

В мастерской ребёнок способен строить свои знании са¬мостоятельно в  совместном поиске, который мастером  продуман и организован и опирается на ряд принципов.

Мастерская «Дом» создана на базе «Рабочей тетради по литературе и развитию речи 6 класс»  Нелькина А. Г., Висленко Л. П., Зайко Т. В., Гордиенко Л. Л. Изначально предполагалось, что «Дом» - это мастерская письма, в которой ребенок получает возможность выразить весь опыт своих отношений с миром, впоследствии оказалось, что на основании рисунков и текстов, созданных на мастерской, можно судить о психологическом состоянии ребенка и при необходимости оказывать ненавязчивую помощь и родителям и детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterskaya_dom.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

                       МОУ «Правдинская средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов Пушкинского муниципального района Московской области»

Психолого–педагогическая мастерская

ценностных ориентаций «ДОМ»

Авторская разработка  учителя высшей квалификационной категории

Клебановой Натальи Николаевны

Алгоритм психолого-педагогической мастерской «Дом»

1. Раздать листы с большим домом. Задание: нарисуйте себя в этом доме и все, что вам дорого и что должно быть в уютном доме (можно написать)

4 мин.

2. Раздать листы с маленьким домом. Задание: нарисуйте (или напишите) то, что окружает ваш мир, ваш дом, от чего вас защищает дом.

4 мин.

3. Вернитесь к первому рисунку с вашим уютным домом  и справа перечислите черты вашего характера и свойства вашей души, которые созидают ваш дом.

4 мин.

4. На этом же рисунке слева перечислите черты вашего характера и свойства вашей души, которые, с вашей точки зрения, могут разрушить ваш мир, нарушить счастье в вашем уютном доме. Выберите другой цвет.

4 мин.

Посмотрите на ваш рисунок, внимательно прочтите все слова –вы видите ваш автопортрет.

5. Выберите по одному слову из каждого столбика, подчеркните их. Подумайте и соедините в словосочетание (можно изменять слова), запишите его на новом листе посередине – это название вашего текста. Задание: используя как можно больше слов из тех, что вы поместили на первом и втором рисунке, напишите текст на тему, определенную вашим заглавием.

9-12 мин.

6. Афиширование, т.е. вывешивание для чтения своих работ. (обязательное условие – все вывешивают свои тексты)

2 мин.

7. Прочтите все работы и выберите одну, кроме своей, которая вам импонирует или ту, в которой хочется что-то изменить, помочь преобразить мир.

6 мин.

8. Объединитесь в группы и создайте, опираясь на имеющиеся у вас тексты мир, в котором уютно всем. (нарисовать и сопроводить текстом)

15 мин.

9. Афиширование.

6 мин.

10. Рефлексия в виде венка синквейнов» (от англ. “белый стих”).

 на тему «Дом»    

 Технология создания синквейна.  

 1 строка-1 слово - существительное, ключевое в теме, либо сама тема                                                                                                                                                                              

    2 строка-2 слова – определения, эпитета к существительному в первой строке

 3 строка-3 слова, обозначающие действие

 4 строка-предложение, отражающее суть темы, явления, указанного в первой строке

 5 строка-1 слово, может быть «эмоциональным» синонимом к существительному из первой строки или  любой частью речи.

7 мин.

Панель (выставить 5 стульев и пригласить желающих высказаться на тему «Что нового я узнал о себе и о мире? О чем я задумался?»

7-12 мин

итого 1 час 20 минут.

Педагогические мастерские - это нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, котoрая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способстну ет росту личносги учителя и ученика, дарит радость сотворче стна.

В мастерской ребёнок способен строить свои знании са мостоятельно в  совместном поиске, который мастером  проду ман и организован и опирается на ряд принципов.

 Мастер:

- создаёт атмосферу oткрытости, доброжелательности, сотворчества в общении;

- включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении проблемы (темы);

- работает вместе со всеми, мастер равен ученику в по иске знания;

- не торопится отвечать на вопросы;

- необходимую информацию подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней у ребят;

- исключает официальное   оценивание работы ученика (не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), но через социализацию, афиширование работ дает возможность появлению самооценки учашегося и ее изменения, самокоррекции;

- продумывает чередование индивидуальной и коллек тивной работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаи мопонимания, повышения уровня коммуникативной культу ры, дает реальное понятие о диалогическом способе восхож дения к истине.

 Важен не только и не столько результат, сколько сам процесс,  который помогает сформировать коммуникативные навыки, социальные компетенции у ребят, что является важным компонентом воспитательного процесса.

 При всем разнообразии ма с-герских есть некий общий алгоритм процесса.

а) "Индуктор" - ввожу, навожу, побуждаю. Создание эмо ционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.

Это может быть задание вокруг слова, предмета, образа, рисунка, воспоминания - чаще неожиданное для учеников, в чем-то загадочное, личностное. Важны подбор и подача ин дуктора.

б) Работа с  материалом.

1. "Самоконструкция"- индивицуальное создание гипо тезы, решения, текста, рисунка, проекта.

2. "Социоконструкция" - построение этих элементов груп пой.

3. "Социализация" - все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, все мнения услышаны , все гипотезы рассмотрены.

4. "Афиширование" - вывешивание "произведений" - работ учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними

5. "Разрыв" - внутреннее осознание участников мастер ской неполноты или несоответствия своего старого знания но вому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового  знания с литературным источником.

в) "Рефлексия" - самоанализ, анализ движения соб ственной мысли, чувства, знания, мироощущения.

Начинается работа с текстом, красками, звуками, моде лями, схемами. Предусматривается множество заданий, "под сказок", которые будут предложены в тот момент, когда воз никнет необходимость.

Учитель предварительно работает с большим объемом информации, чтобы в мастерской остаться в тени.

"Открытия" ждут учеников в мастерской. Сверяя свои старые знания по какой-либо проблеме с новым знанием, ко торое ученик выстроил сам, он испытывает этот "разрыв", прежде всего восходит к самому себе, к своему "я'", раскрыва ется, растет, верит в свои возможности.

Вы видели психолого-педагогическую мастерскую ценностных ориентаций, которая помогает выявить некоторые психологические аспекты личности ребенка, положительные и отрицательные стороны его характера, позволяет прогнозировать возможные проблемные ситуации, рассказывает о взаимоотношениях каждого конкретного ребенка  с окружающими людьми, о его пристрастиях и привязанностях. Помимо этого мастерская  помогает ребенку задуматься о своем месте в мире и о том, в каком мире ему хочется жить. Может быть, впервые дети задумаются, что  именно они могут сами построить  мир, в котором уютно всем.  

По сути мастерская - это технология школы нового поколения, она воспитывает и развивает интеллектyальные способности, уверенность в себе, коммуни кативные  навыки, взаимопонимание, учит познанию себя.

Владение этой технологией помогает мне в работе классного руководителя. В процессе работы в мастерской ребята приобретают не только навыки общения и взаимодействия, учатся корректно                отстаивать свою точку зрения, но и сплачиваются, становятся дружнее и терпимее друг к другу. Наблюдая за работой детей в группах, выявляешь эмоциональных лидеров, глубже постигаешь межличностные отношения в классе.

Мастерская «Дом» создана на базе «Рабочей тетради по литературе и развитию речи 6 класс»  Нелькина А. Г., Висленко Л. П., Зайко Т. В., Гордиенко Л. Л. Изначально предполагалось, что «Дом» - это мастерская письма, в которой ребенок получает возможность выразить весь опыт своих отношений с миром, впоследствии оказалось, что на основании рисунков и текстов, созданных на мастерской, можно судить о психологическом состоянии ребенка и при необходимости оказывать ненавязчивую помощь и родителям и детям.

   Но мастерские нельзя проводить часто, так как, во-первых, требуют больших затрат эмоциональных, моральных, во-вторых, физических, материальных (отпечатывание, ксерокопирование, поиск материалов, время свободное)

 Младшие школьники воспринимают мастерскую как праздник, т. к. можно общаться друг с другом, передвигаться по классу, творить, а для старших мастерская предоставляет возможность проявить себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ «ПУТЬ К УСПЕХУ»

творческая разработка педагогической мастерской «Путь к успеху» - это технология, при помощи которой учитель-мастер погружает своих учеников в процесс познания себя и жизни через создание эмоционально...

"Что такое духовность" (Мастерская ценностных ориентаций). 10 класс.

В презентации представлена разработка мастерской ценностных ориентаций "Что такое духовность" с использованием технологии ДЕМАРШ. Эпиграфом к мастерской являются слова Феофана Затворника "Духовность е...

«В поисках Синей птицы» (педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма по сказке Метерлинка «Синяя птица»)

Данная разработка является одним из примеров  эффективного использования технологии педагогической мастерской на уроках русского языка и литературы. Эта технология применяется мною на протяжении ...

Мастерская ценностных ориентаций "Личность"

Мастерская- это мощное средство изменения опыта человека и системы его ценностей. В зависимости от личного опыта каждый участник мастерской находит в ее содержании что-то свое, придает ме...

Родительское собрание "Поощрение и наказание" в технологии мастерской ценностных ориентаций

Сегодня многие родители, учителя воскрешают в памяти старые времена, когда дети были послушными и беспрекословно выполняли наши просьбы. Современные дети требуют к себе уважения и демократического под...