Конспект урока по литературе на тему «Стихотворения отечественных поэтов XIX–ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной. С. А. Есенин «Сыплет черемуха снегом...»
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Конпект урока на по литературе на тему "С.А. Есенин "Сыплет черемуха снегом..."
Скачать:
Предварительный просмотр:
Лебедева Екатерина Андреевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Бутовская СОШ №1»
Тема: «Стихотворения отечественных поэтов XIX–ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной. С. А. Есенин «Сыплет черемуха снегом...»
План урока:
1. Организационный момент.
2. Работа с текстом.
3. Анализ стихотворения.
4. Сравнительный анализ.
5. Практическая часть.
6. Подведение итогов.
Цели урока: познакомить учеников с темой родной природы в русской поэзии XIX–ХХ веков, проанализировать стихотворение С. А. Есенина «Сыплет черемуха снегом...» как образец лирики о родной природе, развить умения анализировать поэтический текст, выделить основные мотивы и образы, воспитать чувство гордости за родную природу и Родину.
Задачи урока:
1. Информационные:
- познакомить учеников со стихотворением С. А. Есенина «Сыплет черемуха снегом…».
2. Практические:
- организовать работу с текстом: чтение, выделение ключевых моментов, анализ образов;
- провести сравнительный анализ стихотворения Есенина с другими произведениями русской поэзии на аналогичную тематику.
3. Развивающие:
- стимулировать учеников к самостоятельному анализу текста, высказыванию своего мнения, аргументированной дискуссии;
- развивать умение видеть связь между литературными произведениями разных эпох и авторов.
Методы урока: словесный (беседа), наглядный (мультимедийный проектор/презентация), репродуктивный
Форма организации деятельности: коллективная.
Возрастная категория: 5 класс.
Ход урока.
1. Организационный момент. (2 мин)
Учитель: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о творчестве Сергея Есенина».
Обсуждение с учениками: что они знают о русской природе, какие образы и ассоциации возникают при слове «Родина».
Ученики высказывают свои варианты ответа.
2. Работа с текстом. (10 мин)
Чтение стихотворения С. А. Есенина «Сыплет черемуха снегом...» вслух.
Обсуждение первых впечатлений от прочитанного.
Учитель: «Итак, ребята, поделитесь своими впечатлениями после прочтения стихотворения».
Ученики высказывают свои варианты ответа.
3. Анализ стихотворения. (10 мин)
Работа с образами и метафорами в тексте.
Учитель: «Сыплет черемуха снегом» - поэт сравнивает цветение черемухи с падением снега, создавая ассоциацию с волшебством и белизной.
«Зелень в цвету и росе» - это метафора, которая олицетворяет приход весны и расцвет природы.
Метафора «пойте вы, птахи, в лесу» придаёт птицам роль музыкантов, играющих в лесу мелодию весны».
Обсуждение темы родной природы в стихотворении.
Учитель: «Итак, какие эмоции вызывают у вас слова и метафоры в этом стихотворении? Сможете ли вы найти места, где поэт выражает свою близость к природе или связь с ней?».
Ученики высказывают свои варианты ответа.
Выявление связи героя стихотворения с родной природой и Родиной.
Учитель: «Герой стихотворения выражает свою связь с родной природой, описывая весенние признаки прихода весны, такие как цветущие черемухи, зелень, пение птиц и запах смолистой сосны. Эти образы символизируют природу как часть его жизни и окружения. Взаимодействие героя с природой вызывает у него положительные чувства и воспоминания.
Также в стихотворении упоминается Родина, что создает связь между героем и его местом происхождения. Родина представляется через образы лугов, дубрав и полей, которые герой описывает с восхищением. Эти места ассоциируются с понятием Родины и вызывают у него гордость и теплые чувства».
4. Сравнительный анализ. (5 мин)
Привести примеры стихов других поэтов XIX–ХХ веков на аналогичную тематику.
Обсуждение сходств и различий в подходе к описанию родной природы.
Учитель: «Ребята, совсем недавно мы с вами познакомились со стихотворением А. Фета «Весенний дождь». Давайте сравним оба стихотворения.
Что же общего? Например, описание природы: оба стихотворения описывают природные явления и картины весенней природы. Они включают в себя образы облаков, солнца, птиц, листьев и других элементов природы.
В стихотворениях используются яркие образы и метафоры, чтобы создать живописные картинки природы. Например, "солнце блещет," "воробей трепещет," "золотой пыли" и т.д.
Также оба стихотворения упоминают весну, что связывает их общей темой природы в этом времени года.
Как вы думаете, в чем различие между ними?»
Ученики высказывают свои варианты ответа.
Учитель: «Действительно. Первое стихотворение описывает связь героя с родной природой и Родиной и включает в себя элементы ностальгии и чувства привязанности. Второе стихотворение, наоборот, описывает более моментальные и наблюдательные образы природы, создавая ощущение легкости и радости.
В первом стихотворении метафоры связаны с чувствами и эмоциями героя, а во втором - с природными явлениями и звуками дождя».
5. Практическая часть. (15 мин)
Задание для учеников: написать короткое стихотворение или эссе на тему своих чувств к родной природе или Родине.
Обсуждение написанных учениками текстов.
6. Подведение итогов. (3 мин)
Учитель: «Итак, как вы думаете, чем для поэта является родная природа? Как связаны чувства к Родине и к природе?»
Ученики высказывают свои варианты ответа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе по теме "Стихи поэтов Дона: Н.Скрёбова, Н.Доризо, А.Сафронова"
Формирование начального понятия о личности и творчестве писателей Дона....
Филологический анализ стихотворения Сергея Есенина «Сыплет черемуха снегом…»
Данное стихотворение является текстом, так как обладает всеми признаками контекстуальности....
Разработка урока по литературе на тему "Стихотворения и песни о Великой Отечественной войне"
Данная разработка поможет учителю в интересной форме разобрать материал, связанный с событиями Великой Отечественной войны. Урок сопровождается презентацией, включает в себя проектное задание учеников...
Конспект урока по литературе по теме "Тема любви в творчестве А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина."
Цели:Образовательная: раскрыть особенности любовной лирики А.Блока, В.Маяковского, С.Есенина; выявить своеобразие поэтики каждого из поэтов.Развивающая: развивать навыки выразительного чтения и анализ...
Конспект урока по литературе на тему: «Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века» 5класс
Данный конспект урока может быть предназначен для учителей, преподающих в 5 классах средней общеобразовательной школы. На уроке литературы учащиеся получат знания о русских поэтах и художниках 19 века...
Конспект урока по литературе на тему "Любовная лирика Сергея Есенина".
урок-исследование, призванный показать динамику в развитии любовной темы в лирике С. Есенина, обозначить специфику поэтических образов; раскрыть красоту и искренность чувств....
План-конспект урока по литературе на тему: "Картины родной природы в произведениях писателей, художников, композиторов XIX века"
(интегрированный урок литературы, музыки, изобразительного искусства) Цели урока:Развивающая и коррекционная цель урока:Развивать речь, интеллектуальную культуру, творчество, умение высказывать с...