Разработка открытого урока по литературе в 7 классе "А.С. Пушкин "Барышня-крестьянка" "
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Разработа урока по литературе 7 класс. Внеклассное чтение А.С. Пушкин "Барышня-крестьянка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока по литературе 7 класс А.С. Пушкин "Барышня-крестьянка" | 26.84 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7КЛАССЕ
Урок внеклассного чтения по творчеству
А.С. ПУШКИНА «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА»
Октябрь 2014г.
ТЕМА: Урок внеклассного чтения по творчеству А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»
ЦЕЛИ: -познакомить учащихся с «Повестями покойного Ивана Петровича Белкина»;
-показать особенности языка и композиции «Повестей Белкина»;
-поработать подробно над содержанием повести «Барышня-крестьянка»,
-с литературоведческими терминами в словаре.
ЗАДАЧИ: -обучать комплексному анализу текста;
-развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения;
-воспитывать любовь к классической литературе, к творчеству А.С.Пушкина в частности, внимательное отношение к лексическому значению слов.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет А.С. Пушкина, компьютерная презентация «А.С. Пушкин «Повести Белкина», карточки с характеристикой героев, фильм «Барышня-крестьянка», кроссворд, компьютерная презентация «Жизнь поместного дворянства в 19 веке»
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждёт сегодня вас успех,
А ещё скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям,
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.
- У нас на уроке сегодня присутствуют гости.
- Сообщение темы урока.
- Сегодня урок внеклассного чтения. А предметом нашего разговора будет повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
- Постановка целей урока.
-Какие цели поставим перед собой? (Развивать речь, вырабатывать усидчивость, развивать умение анализа прозаического произведения, обогащать словарный запас, будем знакомиться с жизнью поместных дворян 19 века, контролировать свои действия.)
- Вхождение в тему.
- Ребята, к нам в гости пришёл А.С. Пушкин. Вы должны внимательно слушать, что он будет нам рассказывать.
Три месяца я уже нахожусь в Болдино. Никак не могу выехать из-за вспыхнувшей эпидемии холеры. Но нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне.
Так… На дворе 1830 год. Что же я успел написать за это время?
Закончил роман «Евгений Онегин». Хорошо.
Написал около 30 лирических произведений. Замечательно.
Несколько драматических сцен: «Моцарт и Сальере», « Скупой рыцарь». Хорошо.
Но самое главное – я написал «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Но меня беспокоит одно: как воспримут эти «Повести…». Ведь это первое моё произведение в прозе.
- Когда были написаны «Повести Белкина»?
- Почему Пушкин не мог выехать из Болдино?
- Какие произведения он написал здесь?
- Что беспокоило Пушкина?
- Проверка д/з.
- А теперь выясним, что вы узнали о «Повестях Белкина» самостоятельно. Это было вашим д/з.
- Пушкина беспокоился, как воспримут повести. Что говорили о «Повестях Белкина» после выхода их в свет?
- Какие повести входят в цикл? (Выстрел, Метель, Гробовщик, Станционный смотритель, Барышня-крестьянка).
- Почему цикл так назван? (Роль издателя Пушкин взял на себя. Авторство приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину. Благодаря его голосу, повести отличает необыкновенная простота, достоверность. Белкин не сочиняет свои истории, а лишь излагает то, что услышал от разных лиц)
- Зачем это понадобилось автору ? (В повестях рассказывается о жизни провинциальных помещиков. Белкин жил с ними по соседству. События происходили на его глазах. Ему больше бы поверили.)
- Пушкин хотел, чтобы читатели в повестях увидели правду российской жизни. Он начинает прокладывать свою дорогу в прозе. Пушкин не рассчитывал на успех. Так и появился И.П. Белкин – обобщённый образ писателя, которого Пушкин наделил своими мыслями. На вопрос своего знакомого: «Кто такой Белкин?» - Пушкин ответил: «Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно.
- Анализ повести.
- Чтобы начать работать над повестью, нам нужно знать как жили помещики в то время. Открыть окно в эту отдалённую эпоху, познакомиться с укладом жизни поместного дворянства нам поможет Картукова Аня. (ПРЕЗНТАЦИЯ)
- Назовите любимые занятия помещиков пушкинской эпохи.(Охота , балы, приглашали в гости на обеды, содержание диких зверей, прогулки в саду).
- Узнай героя повести «Барышня- крестьянка»
- А сейчас я проверю, как внимательно вы прочитали повесть и запомнили героев. Разгадаем кроссворд.
По вертикали.
- Чьё имение находилось в одной из отдалённых губерний (БЕРЕСТОВ)
По горизонтали:
- Как называл свою дочь англоман. (БЕТСИ)
- Назовите имя молодого барина. (АЛЕКСЕЙ)
- Назовите фамилию настоящего русского барина. (МУРОМСКИЙ)
- Какое отчество было у Елизоветы? (ГРИГОРЬЕВНА)
- Кто ходил за Лизою? (НАСТЯ)
- Кто сплёл Лизе лапти? (ТРОФИМ)
- Продолжите «сороколетняя девица мадам мисс …» (ЖАКСОН)
- Как звали отца Алексея? (ИВАН)
- Кто главные герои повести? (Алексей Берестов, Лиза Муромская, Иван Петрович Берестов, Григорий Иванович Муромский, Настя).
- Вы назвали главных героев. Дадим им краткую характеристику. На карточках написаны черты характера героя. Вы должны догадаться кто это и повесить напротив портрета героя.
Красавица – смуглянка, образована, шалунья – проказница, чтит нравственные нормы поведения – ЛИЗА МУРОМСКАЯ.
Стройный, весёлый, озорной, весёлый, образован – АЛЕКСЕЙ БЕРЕСТОВ.
Крепкий хозяин, уважаемый всеми барин, не любит всё иностранное – ИВАН ПЕТРОВИЧ БЕРЕСТОВ
Настоящий русский барин, чудоковатый, любит всё английское – ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ МУРОМСКИЙ.
Ходила за Лизою, она была постарше, но столь же ветрена, как её барышня – НАСТЯ.
- Работа с литературными терминами.
- Что такое сюжет в художественном произведении? (СЮЖЕТ – ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в основу произведения)
- Что такое завязка в художественном произведении? (ЗАВЯЗКА – это событие, с которого начинается действие в художественном произведении, влекущее за собой последующие события.)
- Что является завязкой в повести «Барышня-крестьянка»?
Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим сценку. (стр. 88-89)
- Так что же является завязкой в повести? (Заинтересованная рассказами Насти об Алексее, Лиза решает переодеться в крестьянку и «нечаянно» встретить Алексея в лесу)
- Почему она не может иначе увидеть Алексея? (Их отцы находятся в ссоре)
- Почему враждуют отцы? (Никто из дворовых не может назвать причины.)
- Какие чувства испытывает Лиза, когда идёт на свидание? (Зачитать с.90)
-Как происходит первое свидание Лизы и Алексея? (Чтение по ролям стр. 91)
- Что привлекает Алексея в Акулине? (Её непосредственность, естественность, простота, Загадочность, чистота души).
- Да. Все эти качества привлекают Алексея в Акулине. Она даже не позволяет себя обнять. (Зачитать с.91)
- А каковы современные девушки? (Раскованы, решительны, могут сами подойти к молодому человеку познакомиться)
- Как стали развиваться отношения между Лизой и Алексеем? (Они стали встречаться каждое утро в роще. Алексей влюбился в красивую Акулину; Лиза испытывает те же чувства.)
- Так стали развиваться отношения у молодого поколения.
- Как развиваются отношения между родителями? (Они помирились)
- Как происходит примирение? (Берестов старший помог Муромскому, упавшего на охоте, в ответ был приглашён вместе с сыном в гости)
- Лиза узнаёт, что к ним в гости должны приехать Берестовы. Что придумала Лиза, чтобы её не узнал Алексей? (Воспользовалась билилами мадам Жаксон, сделала локоны на тон светлее, перетянула талия как буква икс)
- Как отреагировал Алексей на появление Лизы? (Он не узнал в Лизе Акулину. Она показалась ему неестественной, отсутствие простоты).
- Что решают отцы по отношению своих детей? (Женить их)
- Алексей узнаёт о замысле отца и что он предпринимает, на что решается? (Он хочет объясниться с Лизой, рассказать ей что он не любит её.)
- Посмотрим как это происходит. ( Просмотр отрывка из фильма – заключительная сцена)
- Вывод.
-Итак, любимая Акулина и непривлекательная Лиза – одна и та же девушка. Алексей рад. Он произносит слова, которые являются эпиграфом к повести: « Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.»
- Как вы понимаете данные слова? Смысл эпиграфа к повести «Барышня-крестьянка» в том, что не платье красит человека, что подлинная красота – это красота Души, и она не зависит от положения человека в обществе.
- Дома вы нарисовали иллюстрации Лизы-Акулины. Что вы хотели подчеркнуть в своих героинях.
- Какие черты характера Пушкин ценил в людях? ( Главное, что ценил Пушкин в людях – это простота, ум, живость, естественность. Таких людей Пушкин «награждает» счастьем. Повесть заканчивается счастливо – старшее поколение помирилось, их дети любят друг друга.
- Рефлексия
- А сейчас оценим свою работу на уроке . Вы ставите метку в сектор соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ
- Поему ты выбираешь этот сектор?
В добрый час, ребята!
Будем, ребята, беречь доброту,
Будет, ребята, беречь красоту,
Будем дерзать, будем творить,
Улыбку познанья Уроку дарить!
Учитель: Пожелайте всего доброго друг другу! (Ученики желают друг другу добра)
И нашим гостям.
Чтобы гости захотели
К нам на урок прийти опять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по литературе "И некому было крикнуть о помощи..." Ю.П. Казаков "Тихое утро"
Разработка открытого урока.Цель: воспитание нравственных качеств учащихся, таких как добро, сопереживание, смелость, любовь и уважение к человеку, сострадание.Проектная работа детей - создание презент...
Методическая разработка открытого урока по литературе по творчеству поэтов-декабристов "Любовью к родине дыша..."
Данная методическая разработка открытого урока представляет собой один из уроков предметной недели, посвящённой 195 - летию Восстания декабристов....
Разработка открытого урока по литературе по теме "Мещанин во дворянстве"- комедия эпохи классицизма.
Данная разработка может быть использована как при изучении раздела "Зарубежная литература", так и при изучении темы "Классицизм 18 века"....
Методическая разработка открытого урока по литературе «Поучение» Владимира Мономаха – урок жизни
Методическая разработка урока литературы "Поучение Владимира Мономаха - урок жизни....
Методическая разработка открытого урока по литературе Что такое чуткость сердца? «… точно мне содрали кожу с сердца…» (по повести М. Горького «Детство»)
Методическая разработка урока литературы по произведению М Горького "Детство"...
Методическая разработка открытого урока по литературе на тему: "Биография и творчество Э.Хемингуэя. Повесть "Старик и море" - гимн непобедимости человека."
Методическая разработка срдержит материалы для проведения урока по творчеству и биографии Э. Хемингуэя, методические рекомендации.....
Разработка открытого урока по литературе на тему "Человек и природа в произведении В.П.Астафьева "Васюткино озеро"
Разработка открытого урока по литературе...