Урок литературы в 6 классе "А.С.Пушкин "Зимнее утро""
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Редчук Ольга Алексеевна

 Проект урока содержит  технологическую  карту урока по ФГОС, раздаточный и иллюстративный материал. На данном уроке обучающиеся не только овладевают умением анализировать поэтический текст с учётом его композиционных особенностей, но и более подробно знакомятся с картинаму И.Э. Грабаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tku.docx175.88 КБ

Предварительный просмотр:

Редчук Ольга Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Авнюгская СОШ»,

Архангельская обл.

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литература» в 6 классе

Тема урока

Стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»

Место и роль урока в изучаемой теме

3-й урок в изучении творчества А.С.Пушкина. Пейзажная лирика

Тип урока

Урок  комплексного применения знаний

Авторы УМК

Г.С. Меркин,  С.А. Зинин, В.А. Чалмаев

Форма урока

Лабораторная работа

Цель

Совершенствовать умение анализировать поэтический  текст

Задачи

Образовательная: выяснить,  какими средствами достигается выразительность текста, какова роль антитезы в композиции произведения.

Развивающая: развивать навыки самостоятельной аналитической  работы с текстом, использования изобразительно-выразительных средств для создания развёрнутого высказывания по теме.

Воспитательная: воспитывать эстетическое восприятие зрительных и словесных образов, уважительное отношение к творчеству Пушкина

Планируемые результаты

Предметные:

Знать виды тропов, понимать их изобразительно-выразительные функции

Уметь выразительно читать текст, определять стихотворный размер, сопоставлять текст с иллюстрациями

Личностные: создание собственного текста с использованием терминологии, осознание красоты поэтического слова Пушкина

Метапредметные: уметь самостоятельно работать по плану, осуществлять самоконтроль

Оборудование

  • репродукции зимних пейзажей русских художников «Зимний пейзаж» (Грабарь),, «Иней. Палевое небо» (Грабарь),  «Февральская лазурь» (Грабарь), «Зимний вечер. Воет вьюга» (Егоркин), «Вьюга» (Кулой);
  • Литература.6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: ч.1  / Авт.-сост. Г.С. Меркин. – 8-е изд., испр. и доп. М. : Русское слово.,2010
  • раздаточный материал - индивидуальные технологические карты  для самостоятельной работы

Образовательные ресурсы

Аудиозапись «Зимнее утро» (чит. И.Смоктуновский)  http://xmusic.me/q/ls68yLXv5c6R8orhRpO0sviC06DYR6jSpeWm_bfiivqehA/

Этап урока

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФОУД[1]

УУД

Л- личностные

Р – регулятивные

К - коммуникативные

Организационный

Проверка готовности к уроку

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Ф

Целеполагание

Знакомство со стихотворением «Зимнее утро»;

подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

На доске  портрет А.С. Пушкина; запись «Зимнее утро»; репродукции картин; напечатанные  на бумаге и бессистемно размещённые термины: анализ, тема, идея, композиция, тропы, стихотворный размер, впечатление

Наблюдение, проблемная ситуация

Организует диалог, в ходе которого конкретизирует значение терминов, совместно с обучающимися составляет план урока;

Выдаёт индивидуальные технологические карты и объясняет принцип работы

Прослушивают стихотворение в исполнении И. Смоктуновского, рассматривают репродукции; формулируют тему и задачи урока;

Систематизируют и размещают в нужном порядке листы-термины;

Начинают оформление своей технологической карты

Ф

И

Л: умение воспринимать информацию на слух;

Р: постановка учебной задачи и планирование работы;

К: умение задавать вопросы, участвовать в коллективном обсуждении

Освоение нового материала

1)определение темы, композиции

2) определение роли антитезы в поэтическом тексте

Выразительное чтение стихотворения (учебник);

понятие антитезы (справочные материалы.)

Работа в инд.техн. карте (задание V):

Выписать  цитаты, передающие состояние природы, определить изобразительно-выразительные средства, соотнести  текст с содержанием картины и обосновывать выбор.

Смысловое чтение, наблюдение

наблюдение

сопоставление

Указывает объект наблюдения

Координирует выполнение задания V.

Делит класс на группы «Вечер» - «Утро» для работы с текстом и репродукциями

Выразительно читают текст, самостоятельно выполняют задания II-IV инд. технол. карты,  отбирают нужный материал,

озвучивают ответы. Самопроверка.

Участвуют в обсуждении, заполняют инд.техн.карты.

Спикер группы представляет результаты.

Дополняют свои записи, опираясь на ответы одноклассников

Ф

И

Г

Л: умение выразительно читать текст, слушать; работа с учебником.

Р: составлять план, осуществлять самопроверку.

К:  формулировать и озвучивать результаты наблюдений

Л: развитие интереса к художественному слову как средству создания образа;

Р: соотносить текстовую и иллюстративную информации; выделять главное;

К: осуществлять сотрудничество, формулировать доказывать свою точку зрения

Самостоятельная работа с проверкой

Проверка умения определять тропы; стихотворный размер

Работа в инд.техн. карте (задание VI-VII):

определение средств художественной выразительности (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение) и их роли в тексте; стихотворный размер

Практикум,

работа с текстом учебника

Проводит инструктаж перед самостоятельной работой, советует обратиться к статье учебника «Двусложные размеры стиха»

Самостоятельно выполняют задания VI-VII;  распознают тропы; озвучивают свои ответы, выполняют самопроверку

И

Л: умение пользоваться аппаратом учебника;

Р: соотносить свои результаты с эталоном, осуществлять самоконтроль;

К: умение задавать вопросы

Включение знания в систему

Применение полученных знаний

Анализ стихотворения с опорой на полученный в ходе лабораторной работы алгоритм

Практикум

Организует выступление обучающихся, оказывает содействие в выступлении обучающегося

Конструируют собственный  текст, озвучивают свои варианты анализа Производят коррекцию ответов.

Создают письменное высказывание (зад.VIII)

Ф

Л: умение создавать собственный текст с опорой на план и представлять его; владеть навыками анализа текста.

Р: осуществлять коррекцию ответов; оценивать ответы товарищей

Рефлексия

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Обращение к плану на доске, составленному в начале урока; фиксация нового знания и самооценка работы на уроке.

Продолжи предложение:

Сегодня я узнал …

Я понял…

Мне удалось …

Мне было трудно …

Я научился …

беседа

Задаёт вопросы о задачах урока, организует работу над заданием «Продолжи предложение», просит поставить себе оценку за работу на уроке.

Собирает на проверку инд. техн. карты.

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают вывод о роли антитезы, тропов в тексте; ставят себе оценку за работу.

ф

Л: осознание личностного смысла учения;

Р: осуществлять самооценку работы, соотносить результаты работы с задачами.

К: уметь строить высказывание по предложенному началу

Домашнее задание

Закрепление полученных знаний

Выучить стихотворение наизусть, дополнительное задание:  подобрать иллюстрации и обосновать выбор

Приложение

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Лабораторная работа по литературе № __

Выполнил(а)  ученик(ца) _______ класса (ФИ)_________________________________________

  1. Выразительно прочитайте стихотворение «Зимнее утро».
  2. Какой теме оно посвящено? (теме любви, теме природы, теме дворянского быта)    Подчеркни нужное.
  3.  Если бы это была картина, то это был бы зимний пейзаж, портрет любимой, интерьер комнаты.   Подчеркни нужное.
  4. Это стихотворение можно разделить на 3 части. Озаглавь их?

1 ________________________________________________________

2 ________________________________________________________

3 ________________________________________________________

  1. Композиционное противопоставление в литературе называется  _________________ .

Какое время суток противопоставляется  другому?  Запиши.

                                   ____________________________                       _____________________________

С  помощью  каких выражений изображена природа в стихотворении? Выпиши цитаты.

                                       __ ________________________________                      _________________________________

                                       __ ________________________________                      _________________________________

                                       __ ________________________________                      _________________________________

                                       __________________________________                       _________________________________

                                        __ ________________________________                      _________________________________

  1. Создать образ зимней природы Пушкину помогают средства выразительности.

Из второй строфы выпиши                                                        Из третьей  и четвёртой строф   выпиши    

 олицетворение ____________________________             эпитеты _________________________________________

 сравнение ________________________________             ________________________________________________

  _________________________________________              ________________________________________________                                                                                                      

                                                                                                           

  1. Поэтический текст передаёт интонацию спокойной негромкой речи лирического героя, благодаря стихотворному размеру (?)___________.

 Определи  стихотворный размер (чередование ударных и безударных слогов).                            

  Мо-роз- и  - солн   -це-      день  -чу   - дес  -ный

  Е-щё - ты- дрем –лешь –друг  -пре- лест-ный          _____________    

http://slaviart-project.com/images/artists-and-artwork/modern-slavic-art/Grabar/works/Hoarfost-last-rayons.jpg

  1.  Письменно ответь на вопрос: «Чем похож пейзаж  на картине И.Э.Грабаря «Иней. Последние лучи» с поэтическим    пейзажем  А.С. Пушкина?»  

  Какое  впечатление произвело  на вас стихотворение  «Зимнее утро»?

                     


[1] ФОУД – форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе Ю. казаков Тихое утро

Урок литературы в 7 классе Ю. казаков Тихое утро...

А.С .Пушкин ЗИМНЕЕ УТРО Урок литературы в 6 классе

Урок литературы в 6 классе АС Пушкин ЗИМНЕЕ УТРО...

Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""

В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...

урок литературы в 5 классе по стихотворению С.А. Есенина"С добрым утром!"

Цели урока:Образовательные: познакомить учащихся со стихотворением  С. Есенина        « С добрым утром!»; обогащать словарный запас детей; учить чувствовать и поним...

Урок литературы по стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро».

Урок-анализ поэтического текста. Подзаголовок: "Фантазии на темы ЗИМЫ в духе Пушкина". Учащиеся должны представить зиму такой, какой они увидели её сами и какой в стихотворении поэта.  Задача учи...

Конспект и презентация к уроку литературы "Причуды матушки-зимы" (А. С. Пушкин "Зимнее утро").

Разработка представляет собой интегрированный урок литературы, ИЗО и музыки. Дети познакомятся с пейзажной лирикой Пушкина, а именно со стихотворением "Зимнее утро". Вспомнят, что такое композиция, из...

Урок литературы в 7 классе по теме «Творчество Ю.П.Казакова. Рассказ «Тихое утро».

Урок литературы в 7 классе по теме «Творчество Ю.П.Казакова. Рассказ «Тихое утро»....