Урок литературы в 6 классе "А.С.Пушкин "Зимнее утро""
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Проект урока содержит технологическую карту урока по ФГОС, раздаточный и иллюстративный материал. На данном уроке обучающиеся не только овладевают умением анализировать поэтический текст с учётом его композиционных особенностей, но и более подробно знакомятся с картинаму И.Э. Грабаря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tku.docx | 175.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Редчук Ольга Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Авнюгская СОШ»,
Архангельская обл.
Технологическая карта урока по учебному предмету «Литература» в 6 классе
Тема урока | Стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» |
Место и роль урока в изучаемой теме | 3-й урок в изучении творчества А.С.Пушкина. Пейзажная лирика |
Тип урока | Урок комплексного применения знаний |
Авторы УМК | Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев |
Форма урока | Лабораторная работа |
Цель | Совершенствовать умение анализировать поэтический текст |
Задачи | Образовательная: выяснить, какими средствами достигается выразительность текста, какова роль антитезы в композиции произведения. Развивающая: развивать навыки самостоятельной аналитической работы с текстом, использования изобразительно-выразительных средств для создания развёрнутого высказывания по теме. Воспитательная: воспитывать эстетическое восприятие зрительных и словесных образов, уважительное отношение к творчеству Пушкина |
Планируемые результаты | Предметные: Знать виды тропов, понимать их изобразительно-выразительные функции Уметь выразительно читать текст, определять стихотворный размер, сопоставлять текст с иллюстрациями Личностные: создание собственного текста с использованием терминологии, осознание красоты поэтического слова Пушкина Метапредметные: уметь самостоятельно работать по плану, осуществлять самоконтроль |
Оборудование |
|
Образовательные ресурсы | Аудиозапись «Зимнее утро» (чит. И.Смоктуновский) http://xmusic.me/q/ls68yLXv5c6R8orhRpO0sviC06DYR6jSpeWm_bfiivqehA/ |
Этап урока | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФОУД[1] | УУД Л- личностные Р – регулятивные К - коммуникативные |
Организационный | Проверка готовности к уроку | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку | Ф | |||
Целеполагание | Знакомство со стихотворением «Зимнее утро»; подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | На доске портрет А.С. Пушкина; запись «Зимнее утро»; репродукции картин; напечатанные на бумаге и бессистемно размещённые термины: анализ, тема, идея, композиция, тропы, стихотворный размер, впечатление | Наблюдение, проблемная ситуация | Организует диалог, в ходе которого конкретизирует значение терминов, совместно с обучающимися составляет план урока; Выдаёт индивидуальные технологические карты и объясняет принцип работы | Прослушивают стихотворение в исполнении И. Смоктуновского, рассматривают репродукции; формулируют тему и задачи урока; Систематизируют и размещают в нужном порядке листы-термины; Начинают оформление своей технологической карты | Ф И | Л: умение воспринимать информацию на слух; Р: постановка учебной задачи и планирование работы; К: умение задавать вопросы, участвовать в коллективном обсуждении |
Освоение нового материала | 1)определение темы, композиции 2) определение роли антитезы в поэтическом тексте | Выразительное чтение стихотворения (учебник); понятие антитезы (справочные материалы.) Работа в инд.техн. карте (задание V): Выписать цитаты, передающие состояние природы, определить изобразительно-выразительные средства, соотнести текст с содержанием картины и обосновывать выбор. | Смысловое чтение, наблюдение наблюдение сопоставление | Указывает объект наблюдения Координирует выполнение задания V. Делит класс на группы «Вечер» - «Утро» для работы с текстом и репродукциями | Выразительно читают текст, самостоятельно выполняют задания II-IV инд. технол. карты, отбирают нужный материал, озвучивают ответы. Самопроверка. Участвуют в обсуждении, заполняют инд.техн.карты. Спикер группы представляет результаты. Дополняют свои записи, опираясь на ответы одноклассников | Ф И Г | Л: умение выразительно читать текст, слушать; работа с учебником. Р: составлять план, осуществлять самопроверку. К: формулировать и озвучивать результаты наблюдений Л: развитие интереса к художественному слову как средству создания образа; Р: соотносить текстовую и иллюстративную информации; выделять главное; К: осуществлять сотрудничество, формулировать доказывать свою точку зрения |
Самостоятельная работа с проверкой | Проверка умения определять тропы; стихотворный размер | Работа в инд.техн. карте (задание VI-VII): определение средств художественной выразительности (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение) и их роли в тексте; стихотворный размер | Практикум, работа с текстом учебника | Проводит инструктаж перед самостоятельной работой, советует обратиться к статье учебника «Двусложные размеры стиха» | Самостоятельно выполняют задания VI-VII; распознают тропы; озвучивают свои ответы, выполняют самопроверку | И | Л: умение пользоваться аппаратом учебника; Р: соотносить свои результаты с эталоном, осуществлять самоконтроль; К: умение задавать вопросы |
Включение знания в систему | Применение полученных знаний | Анализ стихотворения с опорой на полученный в ходе лабораторной работы алгоритм | Практикум | Организует выступление обучающихся, оказывает содействие в выступлении обучающегося | Конструируют собственный текст, озвучивают свои варианты анализа Производят коррекцию ответов. Создают письменное высказывание (зад.VIII) | Ф | Л: умение создавать собственный текст с опорой на план и представлять его; владеть навыками анализа текста. Р: осуществлять коррекцию ответов; оценивать ответы товарищей |
Рефлексия | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. | Обращение к плану на доске, составленному в начале урока; фиксация нового знания и самооценка работы на уроке. Продолжи предложение: Сегодня я узнал … Я понял… Мне удалось … Мне было трудно … Я научился … | беседа | Задаёт вопросы о задачах урока, организует работу над заданием «Продолжи предложение», просит поставить себе оценку за работу на уроке. Собирает на проверку инд. техн. карты. | Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают вывод о роли антитезы, тропов в тексте; ставят себе оценку за работу. | ф | Л: осознание личностного смысла учения; Р: осуществлять самооценку работы, соотносить результаты работы с задачами. К: уметь строить высказывание по предложенному началу |
Домашнее задание | Закрепление полученных знаний | Выучить стихотворение наизусть, дополнительное задание: подобрать иллюстрации и обосновать выбор |
Приложение
Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»
Лабораторная работа по литературе № __
Выполнил(а) ученик(ца) _______ класса (ФИ)_________________________________________
- Выразительно прочитайте стихотворение «Зимнее утро».
- Какой теме оно посвящено? (теме любви, теме природы, теме дворянского быта) Подчеркни нужное.
- Если бы это была картина, то это был бы зимний пейзаж, портрет любимой, интерьер комнаты. Подчеркни нужное.
- Это стихотворение можно разделить на 3 части. Озаглавь их?
1 ________________________________________________________
2 ________________________________________________________
3 ________________________________________________________
- Композиционное противопоставление в литературе называется _________________ .
Какое время суток противопоставляется другому? Запиши.
____________________________ _____________________________
С помощью каких выражений изображена природа в стихотворении? Выпиши цитаты.
__ ________________________________ _________________________________
__ ________________________________ _________________________________
__ ________________________________ _________________________________
__________________________________ _________________________________
__ ________________________________ _________________________________
- Создать образ зимней природы Пушкину помогают средства выразительности.
Из второй строфы выпиши Из третьей и четвёртой строф выпиши
олицетворение ____________________________ эпитеты _________________________________________
сравнение ________________________________ ________________________________________________
_________________________________________ ________________________________________________
- Поэтический текст передаёт интонацию спокойной негромкой речи лирического героя, благодаря стихотворному размеру (?)___________.
Определи стихотворный размер (чередование ударных и безударных слогов).
Мо-роз- и - солн -це- день -чу - дес -ный
Е-щё - ты- дрем –лешь –друг -пре- лест-ный _____________
- Письменно ответь на вопрос: «Чем похож пейзаж на картине И.Э.Грабаря «Иней. Последние лучи» с поэтическим пейзажем А.С. Пушкина?»
Какое впечатление произвело на вас стихотворение «Зимнее утро»?
[1] ФОУД – форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе Ю. казаков Тихое утро
Урок литературы в 7 классе Ю. казаков Тихое утро...
А.С .Пушкин ЗИМНЕЕ УТРО Урок литературы в 6 классе
Урок литературы в 6 классе АС Пушкин ЗИМНЕЕ УТРО...
Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""
В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...
урок литературы в 5 классе по стихотворению С.А. Есенина"С добрым утром!"
Цели урока:Образовательные: познакомить учащихся со стихотворением С. Есенина « С добрым утром!»; обогащать словарный запас детей; учить чувствовать и поним...
Урок литературы по стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро».
Урок-анализ поэтического текста. Подзаголовок: "Фантазии на темы ЗИМЫ в духе Пушкина". Учащиеся должны представить зиму такой, какой они увидели её сами и какой в стихотворении поэта. Задача учи...
Конспект и презентация к уроку литературы "Причуды матушки-зимы" (А. С. Пушкин "Зимнее утро").
Разработка представляет собой интегрированный урок литературы, ИЗО и музыки. Дети познакомятся с пейзажной лирикой Пушкина, а именно со стихотворением "Зимнее утро". Вспомнят, что такое композиция, из...
Урок литературы в 7 классе по теме «Творчество Ю.П.Казакова. Рассказ «Тихое утро».
Урок литературы в 7 классе по теме «Творчество Ю.П.Казакова. Рассказ «Тихое утро»....