Урок по литературе. Опыт анализа повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая»
презентация к уроку по литературе (9 класс)
Отражение трагических конфликтов истории в судьбах человечества.
- формировать умение вникать в психологию героя и психологическую ситуацию, с помощью эмоционального, художественного воздействия музыки и слова подвести учащихся к решению важных нравственных проблем, необходимости гуманного решения национальных вопросов, к осознанию бессмысленности и ужаса межнациональных конфликтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pristavkin.docx | 22.72 КБ |
pristavkin.ppt | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Опыт анализа повести
А. Приставкина «Ночевала тучка золотая»
Вид: комбинированный
Тип: урок с использованием коммуникативно – деятельностного подхода.
Наглядность, тсо: портрет писателя, выставка книг на тему Кавказа, записи музыкальных произведений «Реквием» Моцарта, «Аве Мария» Шуберта.
Цели урока:
- Обучающая: создать условия для творческого осмысления произведений А.Приставкина. Проследить отражение трагических конфликтов истории в судьбах человечества.
- Развивающая: опираясь на текст, развивать умение воспринимать, интерпретировать современное произведение; способствовать развитию художественного вкуса старшеклассников.
- Воспитывающая: формировать умение вникать в психологию героя и психологическую ситуацию, с помощью эмоционального, художественного воздействия музыки и слова подвести учащихся к решению важных нравственных проблем, необходимости гуманного решения национальных вопросов, к осознанию бессмысленности и ужаса межнациональных конфликтов.
План урока:
- Организационная постановка целей и актуализация знаний.
- Сообщение знаний учителем и усвоение их учениками.
Методы и формы деятельности:
Фронтальная форма познавательной деятельности, беседа, выразительное чтение, устные выступления учащихся.
Подготовка к уроку:
Учащиеся должны знать содержание повести А.Приставкина, этапы жизни и творчества
писателя.
Словарь: Депортация (лат. deportatio — изгнание, высылка) — принудительная высылка лица или целой категории лиц в другое государство или другую местность, обычно — под конвоем. Термин депортация возник в уголовном законодательстве Франции в 18—19 веках...
Ход урока
Нас было двое: брат и я…
Мы были связаны одной судьбой.
Личность автора (подготовленный ученик). Анатолий Игнатьевич Приставкин родился в рабочей семье. Во время войны он остался сиротой (мать умерла от туберкулеза, отец был на фронте), воспитывался в детском доме, учился в ремесленном училище, работал в Серноводске на консервном заводе. После войны стал участвовать в самодеятельности, начал сам писать стихи — вскоре они были опубликованы в газете. В 1952 году он окончил Московский авиационный техникум. Работал электриком, радистом, прибористом.
После службы в армии Приставкин поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, где занимался в семинаре Льва Ошанина и который окончил в 1959 году. В 1958 году он дебютировал как прозаик — в журнале «Юность» был напечатан цикл рассказов «Военное детство». На строительстве Братской ГЭС он стал собкором «Литературной газеты», одновременно работая в бригаде бетонщиков.
Его произведения (подготовленный ученик). Широкую известность Анатолию Приставкину принесла опубликованная в 1987 году повесть «Ночевала тучка золотая…». В своем произведении автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам (стр. 398, ямка) Колька, который в очередной раз присел и мучился от приступа, .. увидел, что Сашка бросился вслед за Демьяном, сверкнул серебром поясок дареный, его тоже не стало видно.
Когда он пришел в себя, было темно. Черно было кругом. Словно залепило глаза и уши.
Он ощупал свою ямку, но опять же не смог подняться. Тогда он стал руками и ногами копать под собой. Он загребал пальцами назад тяжелую, пахнущую перегноем землю и по-звериному отбрасывал, отпихивал ее прочь ногами.
Сколько он это делал, зачем, он не знал. Да он уже ничего про себя не знал. Когда он выбился из сил, он приник, вжимаясь в землю, в свою вырытую им ямку, и снова исчез из этого мира. Провалился в небытие.
( стр. 423 радикулит) О радикулите надо отдельно сказать, он у меня такой давний, застарелый... С тех пор, как я однажды в детстве в поле среди сухой кукурузы в ямке полежал... Всадники гнались за нами. Одна лошадь прошла надо мной в сантиметре. Я слышал затылком, как она переставляла копыта и шумно дышала, шевеля на моем затылке волосы... Но были сумерки, и всадник не успел понять, отчего его конь затоптался на одном месте. Издали протяжно, на чужом гортанном языке его кликнули на помощь - кого-то поймали! И он ускакал, стегнув нерасторопную конягу.
С тех самых пор мучит, мучит эта неумолимая боль в спине...
и что больно обожгло его нервы, — мир не достоин существования, если он убивает детей. В 1988 году она была отмечена Государственной премией СССР. Повесть получила и мировое признание — в течение нескольких лет после выхода она была переведена более чем на 30 языков. В 1989 году появилась повесть «Кукушата, или Жалобная песня для успокоения сердца», затем выходили другие его произведения — «Рязанка» (1991), «Радиостанция `Тамара`» (1994), «Долина смертной тени» (2000), «Золотой палач» (2005), «Солдат и мальчик», «Судный день», рассказы «О непервой любви», «Дорога на Байкал», «Банальная история»), однако они уже не имели такого успеха.
Его должность - председатель комиссии по помилованию. (Един в двух лицах – автор и колонист, один из Кузьмёнышей). В 1993 году подписал «Письмо 42-х»
Беседа.
Кавказская тема в русской литературе: А.С.Пушкин «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри», «Беглец», Л.Н.Толстой «Хаджи-Мурат», «Кавказский пленник».
Актуальность темы. Что знаем об истоках конфликта? (В связи с этим судьба генерала Романова, фильм «Блокпост».)
Время действия в повести (1944 год).
Тема: депортация (словарная работа) чеченцев и заселение их территории. Есть в произведении вторая тема, другой уровень повествования – автобиографический. Послесловие Приставкина к этой повести называется «Нас было двое: брат и я…» Сделайте вывод о связи сюжета повести и жизни автора.
Идея: человек не может жить без Родины. Осуждение политиков, которые берут на себя право решать за народ.
Смысл названия перекликается со стихотворением М.Ю.Лермонтова. Тоска в стихотворении. Здесь – израненное детское сердце.
Кульминация – Сашка погиб (стр. 400) «Реквием» Моцарта.
Теперь Колька свистнул и усмехнулся: "Во-о, Сашка уж и свиста не слышит, оглох! Стоит, как статуй!"Колька побежал по улице, прямо к Сашке, а сам подумал, что хорошо бы потихоньку, пока Сашка ловит ворон, это с ним и прежде бывало, зайти со стороны забора да и гаркнуть во весь голос: "Сдавайся, руки вверх - я чечен!"Но на подходе стал замедляться сам собой шаг: уж очень странным показался вблизи Сашка, а что в нем было такого странного, Колька сразу понять не мог.
То ли он ростом выше стал, то ли стоял неудобно, да и вся его долгая неподвижность начинала казаться подозрительной.
Колька сделал еще несколько неуверенных шагов и остановился.
Ему вдруг стало холодно и больно, не хватило дыхания. Все оцепенело в нем, до самых кончиков рук и ног. Он даже не смог стоять, а опустился на траву, не сводя с Сашки расширенных от ужаса глаз.
Сашка не стоял, он висел, нацепленный под мышками на острия забора, а из живота у него выпирал пучок желтой кукурузы с развевающимися на ветру метелками.
Один початок, его половинка, был засунут в рот и торчал наружу толстым концом, делая выражение лица у Сашки ужасно дурашливым, даже глупым.
Колька продолжал сидеть. Странная отрешенность владела им. Он будто не был самим собой, но все при этом помнил и видел. Он видел, например, как стая ворон стережет его движения, рассевшись на дереве; как рядом купаются в пыли верткие серые воробьи, а из-за забора вдруг выскочила дурная курица, напуганная одичавшей от голода кошкой.
Колька попытался подняться. И это удалось. Он пошел, но пошел не к Сашке, а вокруг него, не приближаясь и не отдаляясь.
Теперь, когда он встал напротив, он увидел, что у Сашки нет глаз, их выклевали вороны. Они и щеку правую поклевали, и ухо, но не так сильно.
Ниже живота и ниже кукурузы, которая вместе с травой была набита в живот, по штанишкам свисала черная, в сгустках крови Сашкина требуха, тоже обклеванная воронами.
Наверное, кровь стекала и по ногам, странно приподнятым над землей, она висела комками на подошвах и на грязных Сашкиных пальцах, и вся трава под ногами была сплошь одним загустевшим студнем.
Колька вдруг резко, во всех подробностях увидел:
одна из ворон, самая нетерпеливая, а может, самая хищная, спрыгнула на дорогу и стала медленно приближаться к Сашкиному телу. На Кольку она не обращала внимания.
Он схватил горсть песку и швырнул в птицу. - Сволочь! Сволочь! крикнул он. - Падла! Пошла! Ворона отпрыгнула, но не улетела. Будто понимала, что Колькиных сил недостанет, чтобы по-настоящему ей угрожать. Она сидела на дороге чуть поодаль и выжидала. Этого стерпеть он не мог. Заорал, завыл, закричал и, уже ни о чем не помня, как на самого ненавистного врага, бросился на эту ворону. Он погнался за ней по улице, нагибаясь и швыряя вслед песком.
Деталь: ремень (стр.396 – сверкнул, стр. 403 – пропал) Сашка бросился за ним, только поясок сверкнул дарёный. Вернувшись в Березовскую, в дом, Колька снова перетащил Сашку на улицу и положил на тележку, подстелив под низ два мешка, чтоб брату не было слишком жестко, а под голову положил, свернув трубочкой, ватник.
Потом он принес веревку, найденную в углу прихожей, толстую, но гнилую, она рвалась, и ее пришлось для крепости сложить вдвое. Походя отметил, что ремешка серебряного на Сашке не было. Пропал ремешок.
Детские судьбы. Кузьмёныши (голод-стр.215). Алхузур. Братья по крови, потом братья по судьбе. Как вы понимаете теперь смысл слов, вынесенных в эпиграф?
Образы взрослых. Кто лучше всех? Кто хуже? Есть ли оправдание? Стр.234.
Наиболее запомнившийся эпизод. Впечатления от прочитанного. Нужно ли современному читателю (подростку) знать это? Зачем? Стр. 426, 456. (Пётр Анисимович Мешков, Ольга Христофоровна Мюллер)
Итог. Приходилось слышать мнение: зачем было изображать такую смерть ребёнка? Не возбудит ли это ненависть к чеченцам? Жестокость нередко рождает ответное чувство. Вот что говорит Колька:
- Слушай, чечен, ослеп ты, что ли? Разве ты не видишь, что мы с Сашкой против тебя не воюем! Нас привезли сюда жить, так мы и живём, а потом мы бы уехали всё равно. А теперь видишь, как выходит… Ты нас с Сашкой убил, а солдаты пришли, тебя убьют… А ты солдат станешь убивать, и все: и они, и ты – погибнете. А разве не лучше было то, чтобы ты жил, и они жили, и мы с Сашкой тоже чтоб жили?..
Звучит музыка Шуберта «Аве Мария»
Светло и печально звучит эта молитва. И она, и книжка, о которой мы сейчас говорили, и всё настоящее искусство учат: как бы тяжело ни складывались обстоятельства, жизнь прекрасна, и поэтому надо жить!
Страницы указаны по изданию «Библиотека «Дружбы народов» Анатолий Приставкин «Ночевала тучка золотая», Москва, «Известия», 1989.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема Кавказа в русской литературе А.С.Пушкин «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан». М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри», «Беглец», «Кавказский пленник». Л.Н.Толстой «Хаджи-Мурат», «Кавказский пленник».
Смысл названия Перекликается со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Ночевала тучка золотая». Тоска в стихотворении. В повести – израненное детское сердце.
В 1952 году он окончил Московский авиационный техникум. Работал электриком , радистом, прибористом. После службы в армии Приставкин поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, который окончил в 1959 году. В 1958 году он дебютировал как прозаик — в журнале «Юность» был напечатан цикл рассказов «Военное детство». Об авторе. Анатолий Игнатьевич Приставкин родился в рабочей семье. Во время войны он остался сиротой (мать умерла от туберкулеза, отец был на фронте), воспитывался в детском доме, учился в ремесленном училище, работал в Серноводске на консервном заводе. После войны стал участвовать в самодеятельности, начал сам писать стихи — вскоре они были опубликованы в газете.
Историческая основа сюжета. Депортация (лат. deportatio — изгнание, высылка) — принудительная высылка лица или целой категории лиц в другое государство или другую местность, обычно — под конвоем.
Идея: человек не может жить без Родины; политики не должны брать на себя право решать за народ.
Нас было двое: брат и я… Трагическая судьба героев
Кульминация
Преодоление зла. Жестокость нередко рождает ответное чувство. Вот что говорит Колька: - Слушай, чечен, ослеп ты, что ли? Разве ты не видишь, что мы с Сашкой против тебя не воюем! А теперь видишь, как выходит… Ты нас с Сашкой убил, а солдаты пришли, тебя убьют… А ты солдат станешь убивать, и все: и они, и ты – погибнете. А разве не лучше было то, чтобы ты жил, и они жили, и мы с Сашкой тоже чтоб жили?..
Урок повести: мы все связаны одной судьбой Алхузур
Итог. Светло и печально звучит эта молитва. И она, и книжка, о которой мы сейчас говорили, и всё настоящее искусство учат: как бы тяжело ни складывались обстоятельства, жизнь прекрасна, и поэтому надо жить!
В презентации использованы кадры из фильма по повести и фотографии из интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русской литературы "Художественный мир повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством""
Тема урока: "Художественный мир повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" Тип урока: урок-исследование Цели урока: совершенствование навыков работы над художественным текстом; развитие познав...
Урок внеклассного чтения Опыт прочтения повести Т.Крюковой Ведьма.
На занятии дети рассуждают о милосердии, о сострадании. Писательница заставляет задуматься об отношениях между сверстниками. Рекомендую для обсуждения во внеурочное время....
к уроку по литературе. История создания повести "Капитанская дочка"
Основой подготовки материалов стал научный труд Гиллельсон М.И., Мушина И.Б.: Повесть А. С. Пушкина "Капитанская дочка". История создания....
Урок по литературе на тему: "Повесть "Приключения Тома Сойера". Работа с третьей главой"
Урок разработан для 5 класса для детей с ЗПР. Урок имеет три цели: обучающую, коррекционно-развивающую и воспитательную. Урок имеет оборудование, необходимое для его проведения. Делится на три части: ...
Урок по литературе на тему "Повесть о Петре и Февронии. Духовно-нравственные ценности в произведении."
Урок с использованием наглядности...
Конспект урока по литературе на тему "Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством": сюжет, главные герои, фантастическое и реальное....