Интегрированный урок"Эстетическое восприятие пейзажной лирики"Сочинение и декламирование поэтических строчек. Рисование по теме "Зимний пейзаж".
методическая разработка по литературе по теме
Интересно совмещение разнообразного материала на уроке и творческой работы учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по теме
«Эстетическое восприятие пейзажной лирики.Сочинение и декламирование поэтических строчек.Рисование зимнего пейзажа».
Ульянова Елена Евгеньевна,учитель начальных классов.
Цели:
Образовательные:
-научить описывать природу,время года
-учить рифмовать строки;
-учить излагать материал,в виде диалога с классом;
-учить делать выводы
Развивающие:
-развивать культуру речи учащихся;
-развивать умение работать самостоятельно и в группе
Воспитательные:
-воспитывать интерес к поэзии;
-воспитывать любовь к художественному слову
Оборудование: 1)иллюстрации;
2)термины-понятия;
3)приспособления для рисования;
4)карточки;
5)мультимедиапроектор,слайды.
Ход урока.
1.Организационный момент
-Ребята,улыбнитесь друг другу,мысленно пожелайте друг другу хорошего настроения,помните,что улыбка продлевает жизнь.
-Ребята,мне хочется загадать вам загадку,а вы скажите,какому времени года мы посвятим наш урок.
Ветви белой краской разукрашу
Брошу серебро на ёлку вашу.
Запорошу все дорожки.
Разрисую все окошки!
-Конечно же,о зиме! И сегодня мы с вами отправимся на зимнюю прогулку,попробуем сочинить стихотворение о зиме и своё настроение выразить в рисунке.
(звучит музыка «Зимняя дорога») (слайды 1-5)
-Хороша русская зима! Огромное снежное покрывало застелило всё вокруг.Ударят морозы,инеем,сказочными узорами раскрасят они деревья и дома.Очарование снега,переливающийся всеми цветами радуги ещё раз подтверждает о красоте зимы.С каким волнением изображают зиму русские художники.Природа как бы находится в чудесном сказочном сне,в зимней сказке.
(ученик читает стихотворение)
Вышел на просторы
Погулять мороз.
Белые узоры
В косах у берёз.
Снежные тропинки.
Голые кусты,
Падают снежинки
Тихо с высоты.
В белые метели
Утром до зари,
В рощу прилетели
Стайки-снегири.
(слайды 6-10)
Ребята ,рассмотрите картины .Что вы чувствуете ,когда смотрите на эти иллюстрации?
-Какое у вас возникает настроение?
(прилив сил ,жизнерадостное настроение ,радость жизни)
-В картине художник выражает своё отношение к жизни ,а не просто копирует природу.
-Назовите предметы ,которые вас чем-то заинтересовали ,привлекли ваше внимание.
-Попробуйте подобрать к этим существительным такие прилагательные, которые помогли бы увидеть эти предметы ярче.(Ветки заснеженные ,деревья гордые, белоснежные ,снег белый ,сугробы высокие ,погода морозная ,снег блестящий ,иней искрящий ,небо синее ,воздух прозрачный).
-Подберём слова, которые будут передавать действия снежинок.
(Снежинки кружатся, вальсирует, тают, танцуют, сыплются)
-Что или кто ещё украшает зимний лес?
(Снегири,Рябинка красная)
-Ребята,а как описывают зиму поэты в своих стихотворениях?
(Дети читают стихи)
-А вы хотели бы попробовать себя в поэтическом творчестве и написать пусть маленькое стихотворение о зиме.
-Давайте вспомним значение литературных терминов.
-Что такое стихотрорение?(Это звуковые совпадения в конце строк
Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя
-Давайте придумаем рифмы на тему «Зима».Этим мы уже с вами на уроке занимались. (слайд 11)
Холод-голос
Сон-звон
Пушистая-чистая
Метелица-стелется
Снежок-пушок
Блеск-треск
Ёлки-иголки,волки
Снежинка-перинка,пушинка,льдинка
Морозы-берёзы
Ель-метель
Чудесный-прелестный
А теперь попробуем вместе дополнить строчки.Важно,чтобы соблюдался ритм стиха-чередование ударных и безударных слогов.
Наступила зима
Снегом всё занесла.
Летит снежинка пушистая
И белая,и чистая…
-Ребята,а сейчас попытайтесь сочинить и записать свои поэтические строчки на листках, которые мы назовём проба пера.
(Дети сочиняют.Записывают.Читают)
Поместим в нашу папку «Проба пера»,где они сохранятся на память.
-Ребята! Мир искусства прекрасен и удивителен!Раскрой душу для красоты!
Природа вдохновляет и учит всех:поэта,музыканта,художника.У природы всегда разное настроение.Она может быть радостной или грустной,спокойной или грозной.
Ребята,какие цвета вы видите на иллюстрациях?
-Какого цвета небо?Деревья?Ели?Снег?
-На этих картинах преобладание каких тонов тёплых или холодных?
-А сейчас приготовьте лист бумаги.
Я попрошу вас передать своё отношение к зимней природе.выразить своё настроение.
(звучит музыка –время года)
-Выбираем тона для фона синий,фиолетовый.Закрашиваем весь лист бумаги пышной кистью.
-А сейчас, ребята давайте отдохнём,проведём физминутку.
Физминутка(под музыку)
(пока сохнет)
Солнце землю греет слабо
По ночам трещит мороз
Во дворе у снежной Бабы
Побелел морковный нос
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
Вьюга злится,
Снег кружится,
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
(Тихо сели)
Любой пейзаж начинается с линии горизонта.Возьмите тонкую кисть,обмакните в белую гуашь и проведите линию горизонта(низ,сред.,выс.)
-Отвлекитесь,потренируем глазки(с одной снежинки-на др.снежинки;представим,как снежинки падают глазками сверху-вниз)
-Небо можно сделать красочней,взяв белую и розовую гуашь,смешать их с водой и местами нанести штрихи.Растушевать.
-Основания деревьев и ёлочек будут расположены в нижней части листа,т.е.на земле,учитывая,что деревья,которые находятся ближе,могут частично закрывать собою те,которые расположены дальше.Фломастером начните рисовать деревьяближнего и дальнего плана коричневой краской.Стволы ёлочек тоже.Берём тонкую кисть и обмакиваем в коричневый цвет гуаши,раскрашиваем стволы деревьев.
Потренируемся рисовать в воздухе ёлочки.Ёлочки сначала рисуем тёмно-зелёным фломастером,затем тонкой кистью раскрашиваем еловые ветки.
-Приготовьте кисточку.Покажите,какие в лесу сугробы.Какими вы их нарисуете?
Возьмите для рисования сугробов;земли;покрытой снегом пышную кисточку.Густыми мазками белого цвета затушуйте их.
-А теперь, ребята ,сделаем паузу.
На улице вьюга,метель.
При помощи дыхательных упражнений покажите как дует ветер;как воет вьюга.
-Сейчас нарисуем оттенки снега от сероватого до голубого.
На ветки деревьев и лапы елей накладываем снег смелыми мазками белого цвета.Выполним зарядку для пальчиков:
Рисовали,рисовали,
Наши пальчики устали,
Мы немножко отдохнём,
Снова рисовать начнём.
Можете добавить в свой рисунок изображение деревянного домика.Домик маленький,крыша в снегу,из трубы вьётся дымок.
А теперь последнее:берём пышную кисточку,обмакиваем сначала в воду, затем в белую гуашь и осторожно,как бы стряхиваем.Получается снегопад.Снегопад-это очень красивые явления природы.Снежинки кружатся в воздухе,покрывая землю ажурной пеленой.Снег задерживается на ветках деревьев,ложится шапкой на крыши домов.От снега всё становится белым.
Ну а теперь,ребята,ждём,когда наш рисунок окончательно подсохнет.Красиво получилось?Молодцы.
Сегодня вы очень хорошо поработали.
(Оценка учителем детей).
Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока по теме « Подготовка к сочинению.- описанию памятника воину-победителю ст. Старокорсунской» в 8 классе
интегрированный урок в рамках регионального компонента по Кубановедению...
Нестандартные формы уроков в повышении эмоционального восприятия пейзажной лирики А.С. Пушкина
Значение образования и способностей не ограничивается только экономическими последствиями, а имеет многоаспектное воздействие, представляя собой основной фактор совокупного развития человека и обществ...
Конспект урока на тему "Пейзажная лирика Б. Пастернака"
Конспект урока по лирике Б.Пастернака. Литературоведческий анализ нескольких стихотворений: «Как бронзовой…», «Февраль», «Ты в ветре, веткой пробующем…»Цель: Выяснить, из чего складывается пейзаж...
Методическая разработка к уроку литературы в 11 классе "Система поэтических образов в пейзажной лирике С. А. Есенина"
Данная разработка представляет собой анализ поэтических образов в пейзажной лирике С. А. Есенина. Во вступлении работы говорится о том, что все богатство словесной живописи у Есенина подчинено одной ц...
Учебный исследовательский проект по литературе«Основная поэтическая тема пейзажной лирики Ф. И. Тютчева»
Проект выполнен ученицей 7 класса Наумовой Елизаветой. Задачи исследовательской работы: 1. Рассказать о художественных образах и средствах их создания в стихотворениях Ф. И. Тютчева2. Доказать или опр...
Интегрированный урок музыки, ИЗО и литературы в 6 классе "Поэтический образ русской зимы в искусстве"
Открытый интегрированный урок ИЗО, музыки и литературы в 6 классе по теме: "Поэтический образ русской зимы в искусстве". Проведённый на заседании районного методического объединения в МБОУ О...
Интегрированный урок «Международный день родного языка» в форме «Литературно-поэтической гостиной»в рамках духовно-нравственного воспитания в 7-9 классах
Интегрированный урок «Международный день родного языка» в рамках «Литературно-поэтической гостиной» в 7-9 классах, 16.02.2024 по направлению Духовно-нравственного воспитания, п...