Конспект урока на тему "Пейзажная лирика Б. Пастернака"
план-конспект урока по литературе на тему
Конспект урока по лирике Б.Пастернака. Литературоведческий анализ нескольких стихотворений: «Как бронзовой…», «Февраль», «Ты в ветре, веткой пробующем…»
Цель: Выяснить, из чего складывается пейзажная лирика Пастернака и какую роль в ней играет поэтический образ.
Задачи: 1. Проанализировать стихотворения Пастернака «Как бронзовой…», «Февраль», «Ты в ветре, веткой пробующем…»
2. Развитие навыков анализа по ключевым словам и отбора материала
3. Рассмотреть представление о человеческой душе как цветущем саде, как о целом мире
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по пейзажной лирике Пастернака | 19.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Пейзажная лирика Б. Пастернака
Цель: Выяснить, из чего складывается пейзажная лирика Пастернака и какую роль в ней играет поэтический образ.
Задачи: 1. Проанализировать стихотворения Пастернака «Как бронзовой…», «Февраль», «Ты в ветре, веткой пробующем…»
2. Развитие навыков анализа по ключевым словам и отбора материала
3. Рассмотреть представление о человеческой душе как цветущем саде, как о целом мире
План урока
- Приветствие. На партах – раздаточный материал (3 листка со стихотворениями). Объявление темы, записываем её в тетради: Пейзажная лирика Б. Пастернака.
- Сегодня мы проанализируем три стихотворения Пастернака, чтобы выяснить, какие есть общие составляющие у его пейзажной лирики.
- У вас по три листка со стихами. Вы работаете в парах, то есть вдвоём на каждом листке.
Анализ1
- Возьмите «Как бронзовой золой жаровень…». Прочитаем стихотворение. Читает учитель. Прочтём комментарий к незнакомым словам. Читает ученик. Прочитайте инструкцию по работе в парах.
- Составим топонимическую схему. Что наверху, что внизу? Что связывает верх и низ? (яблоня, тополь, сад - деревья). Вертикаль продолжается в отражении пруда. Деревья как сваи, небо – как крыша. Явленная тайна – таинство, ритуал, священнодействие (как в веру). Сад как храм. Свеча – символ души.
- Выпишите слова, которые означают границу (рядом с прудом): вровень, перехожу, межа, прибой. Сад как мир. По какому принципу, который мы проходили на примерах стихов Маяковского, построено это стихотворение? – Двоемирие. Какие тут два мира? – Сад обычный и сад как отдельный мир, мир природы, стихии.
- За счёт каких средств создаётся наложение одного мира на другой? За счёт метафор и так далее. Худ. средств. Заполните таблицу, работая в парах.
сравнения | метафоры | оксюмороны | олицетворения |
Сад как жаровень | Яблони прибой | Явленная тайна | Сонный сад |
Сад постройкой свайной | Расцветшие миры | Шепчет прибой | |
В ночь как в веру |
- Запишем вывод по стихотворению. Образные средства служат для создания двоемирия, которое показывает, что сад – это мир.
Анализ 2
- Возьмите «Февраль». Наизусть читают два человека, затем – учитель. Прочтём комментарий к незнакомым словам. Читает ученик.
- Заполните таблицу, работая в парах.
звук | цвет | вода |
Плакать | Чернил | Плакать |
Навзрыд | Чёрною | Слякоть |
Грохочущая | Чернил | Ливень |
Благовест | Обугленные | Слёз |
Клик колёс | Грачи | Лужи |
Шумней | Чернеют | Проталины |
Криками | Проталины | |
Навзрыд |
- Что передают звуки? Шум. Напоминают какое весеннее явление природы? Гром. В начале и в конце навзрыд – повторение, усиление.
- Почему так много чёрного, если стихотворение называется «Февраль»? Найдите в стихе признаки зимы. Признаки какого времени года там есть? Автор радуется приходу весны? – Нет. Почему он пишет о феврале со слезами? Ему жаль, что он ушёл. Весна – это плач по зиме. А обычно как авторы относятся к весне? Как к пробуждению природы.
- Запишем вывод: февраль представлен в виде воспоминания, лирический герой грустит о его уходе, весна символизирует плач об ушедшей зиме. В этом необычность раскрытия темы Пастернаком.
Анализ 3
- Возьмите «Ты в ветре, веткой пробующем…». Читает учитель. Прочтём комментарий к незнакомым словам. Читает ученик.
- Заполните таблицу, работая в парах.
слёзы | цвет | звук | время |
Намокшая | Сирень | Петь | Не время ль |
Капель | Синих | Капель | Ночью нынешней |
Обрызганный | Красный | Забормотал | Всю ночь |
Закапанный | Торкался | Тех времён | |
Слёз | Дребезжал | День теперешний | |
Тоскою | |||
Сырой | |||
- Какого цвета анемон? (включает учитель проектор) - Синий, Фиолетовый, Красный. Смотрим слайд. Какое настроение передают колонка звуков и колонка слёз? Как связана колонка времени с тем, что анемон облетает? Выберите наиболее подходящее значение анемона из комментария на листке. – Страдание Христа.
- Запишем вывод: в этом стихотворении анемон является символом страданий Христа, искупивших первородный грех человечества.
Поэтический образ
- Найдите общий образ в этих стихотворениях. Что вы представляли, когда читали все три стихотворения? САД.
- В «Как бронзовой золой жаровень…» - висячие сады Семирамиды. Сообщение ученика о садах Семирамиды, затем – презентация. Сообщение ученика о садах Гесперид, затем – презентация.
- В «Феврале» - Эдем, плодовый сад. Сообщение ученика об Эдеме, затем – презентация.
- В «Ты в ветре…» - Гефсимания. Сообщение ученика, за тем – презентация. Обратите внимание на перекличку: есть змей-дракон, три яблока и три листка анемона, которые символизируют троицу, сад-храм в «Как бронзовой…» и сад-храм в «Ты в ветре…», где Гефсимания – место, где Христос говорит с Богом-отцом.
- Записываем на листках центральный поэтический образ – Эдем, Гефсимания, сады Семирамиды, сад Гесперид.
- Итак, что такое сад в этих стихотворениях? Записываем в тетрадях: САД - человеческая душа, мир. Этот образ создаётся за счёт многоплановости изображения (таблицы), яркости.
- Из чего стоит пейзажная лирика Пастернака? Записываем общий вывод:
- мифологические параллели (на основе образа сада)
- многоплановость (на основе таблиц)
- организована за счёт центрального поэтического образа
25.Учебник с. 190 – со слов «Поэтически образ многозначен…» и до «Так в стихотворении…». Читают ученики. Сформулируйте определение поэтического образа.
26. Записываем определение. Поэтический образ – обобщающее начало множества значений, обращённое ко всем органам чувств, характеризующее как предмет, так и отношение к нему автора.
Творческое задание
27. Подобрать к саду метафоры, эпитеты, олицетворения.
28. Два четверостишия с поэтическим образом сада – каждый за себя, в тетради. Чтение двух стихотворений учениками.
29. Выставление оценок.
30. Выдать домашнее задание. Учитель читает его вслух и комментирует задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по литературе "Лирика Б.Л. Пастернака " 11 класс
В этом материале затронуты темы лирики поэта, дан анализ стихов, показана связь лирики Пастернака с русской и зарубежной музыкой....
план-конспект урока по анализу стихотворения Б.Пастернака "Февраль..."
Данный урок посвящен анализу стихотворения Б.Пастернака "Февраль.."...
План-конспект урока по изучению творчества Б.Пастернака"Быть знаменитым некрасиво".
План- конспект урока по изучению творчества Б.Пастернака "Быть знаменитым некрасиво"....
План- конспект урока по философской лирике Б.Пастернака"Во всём мне хочется дойти до самой сути".
План- конспект урока по философской лирике Б.Пастернака "Во всём мне хочется дойти до самой сути"....
Опорный конспект по теме "Особенности лирики Бориса Пастернака"
Опорный конспект по лирике Бориса Пастернака позволяет сконцентрировать внимание на основных особенностях творческой манеры поэта. Также здесь представлено творческое задание для обучающихся на ...
Конспект урока «Философское осмысление лирики природы в поэзии Тютчева».
Конспект урока по литературе...
Конспект урока литературы "Любовная лирика М.Ю. Лермонтова и её адресаты"
Лермонтов – мечущийся человек, ищущий ласку и любовь. Он ищет истинную любовь, взаимную, но его чувство остается без ответа. М.Ю. Лермонтов искал женщину, способную понять и воспринимать его так...