Планирование уроков по литературе 9 класс
календарно-тематическое планирование по литературе по теме
Календарно-тематическое планирование составлено по программе В.Я. Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_litra.doc | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе (базовый уровень) с учётом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также с использованием рекомендаций авторской программы В.Я.Коровиной.
Рабочая программа рассчитана на 105 часов, из расчёта 3 часа в неделю.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
– осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
– выразительное чтение художественного текста;
– различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
– ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
– заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
– анализ и интерпретация произведения;
– составление планов и написание отзывов о произведениях;
– написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
– целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Содержание программы по литературе.
(105 часов)
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час)
Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос.
Литература эпохи Античности
Катулл (1 час). Слово о поэте. Стихотворения: «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга…». Поэзия Катулла – противостояние жестокости и властолюбию Рима.
Литература эпохи Средневековья
Данте (1час)Слово о поэте. «Божественная комедия» («Ад», I, V Песни). Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (6 час)
Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).
«Слово о полку Игореве» Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава.
Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры.
Литература эпохи Возрождения
У. Шекспир (1 час) Жизнь и творчество (обзор).Трагедия «Гамлет».
Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. Гамлет как рефлексирующий герой.
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
Мольер. Мещанин во дворянстве. Проблематика пьесы.(2 часа)
М.В. Ломоносов (1 час) Жизнь и творчество (обзор).
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Импе-
ратрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты) Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.
Д.И.Фонвизин.(3 часа)
Жизнь и творчество (обзор).Сатирическая комедия «Недоросль».Сюжет, композиция, система образов в комедии. Принципы классицизма в комедии «Недоросль».
Г.Р. Державин (1 час) Жизнь и творчество (обзор) Стихотворения: «Фелица», «Памятник» (возможен выбор двух других стихотворений). Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.
А.Н. Радищев (1 час)
Слово о писателе.
«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).
Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…".
Н.М.Карамзин. (2 часа)
Обзор жизни и творчества. Сентиментальная повесть «Бедная Лиза».Гуманистическая позиция автора в произведении.
Европейская литература эпохи Просвещения
И.-В. Гете (1 час)
Жизнь и творчество. Трагедия «Фауст» (фрагменты). Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте. Диалектика добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа.
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
В.А. Жуковский (2 час) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: “Море”, "Невыразимое" (возможен выбор двух других стихотворений). Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта.
И. А. Крылов — мастер басни, музыкант, журналист. Многогранность личности И. А. Крылова.(1 час)
А.С. Грибоедов (8 час) Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума». Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). "Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка. Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”.
А.С. Пушкин (15 час) Жизнь и творчество. Стихотворения: «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»; «Деревня», «Осень» (возможен выбор двух других стихотворений).
Поэтическое новаторство Пушкина. Основные мотивы поэзии Пушкина, их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики.
Поэма «Цыганы» (возможен выбор другой романтической поэмы). Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы.
«Моцарт и Сальери» (возможен выбор другой трагедии из цикла «Маленькие трагедии»)
«Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству.
Роман в стихах «Евгений Онегин»
Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга
в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала. Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа. Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского.
М.Ю. Лермонтов (12 час)
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»),
«И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк». Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение. Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова. Роман «Герой нашего времени». Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вуличас). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.
К.Н. Батюшков (1 час) Слово о поэте. Стихотворения: «Мой гений», «Пробуждение», «Есть наслаждение и в дикости лесов…» (возможен выбор других стихотворений). Батюшков как представитель «легкой» поэзии, «поэт радости» (А.С. Пушкин). Свобода, музыкальность стиха и сложность, подвижность человеческих чувств в стихотворениях Батюшкова.
Н.В. Гоголь (10 час) Жизнь и творчество. Поэма «Мертвые души» (I том).
История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя. Своеобразие гоголевского реализма.
А.А. Фет (1 час) Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (возможен выбор другого стихотворения).
Тема «невыразимого» в лирике Фета.
Н.А. Некрасов (1 час)
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» (возможен выбор другого стихотворения).Представления Некрасова о поэте и поэзии.
Н. А. Островский. «Бедность не порок». Проблематика пьесы.(2 часа)
Ф.М.Достоевский. Петербургская повесть «Белые ночи». Гуманистический пафос произведения.(2 часа)
Л.Н.Толстой. Автобиографическая повесть «Юность».Нравственный идеал героя произведения.(2 часа)
А.П. Чехов (2 час) Жизнь и творчество. Рассказы: «Тоска», «Смерть чиновника».Комическое и трагическое в прозе Чехова. Трансформация темы «маленького» человека.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (25 час)
Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.
Лирика А. Блока.(3 час)
Лирика А.Ахматовой.(3 час)
Лирика с.Есенина.(2 час)
Лирика В. Маяковского.(3 часа)
Лирика М.Цветаевой.(2 часа)
Проза И.Бунина. Тема любви в рассказе «Тёмные аллеи». (3 часа)
М.А.Булгаков. Очерк жизни и творчества. Сатирическая повесть «Собачье сердце». (2 часа).
Основные мотивы лирики Н.Заболоцкого и Б.Пастернака. (2часа).
Поэзия А.Т.Твардовского. (1 час)
М.Шолохов. Рассказ «Судьба человека».Гуманистический пафос произведения.(2 часа).
А.Солженицын. Очерк жизни и творчества. Тема праведничества в рассказе «Матренин двор». (2 часа).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 9 класса.
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать:
● образную природу словесного искусства;
● содержание изученных литературных произведений;
● основные факты жизни и творческого пути А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя;
● изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
● воспринимать и анализировать художественный текст;
● выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
● определять род и жанр литературного произведения;
● выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
● характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
● сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
● выявлять авторскую позицию;
● выражать свое отношение к прочитанному;
● выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
● владеть различными видами пересказа;
● строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
● для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
● определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
Учебно-тематическое планирование по литературе для 9б класса,
3 часа в неделю, за год-105 часов.
2009-2010 учебный год.
Номер урока | Тема урока | Дата урока |
Литература как искусство слова. | ||
Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы. | ||
Художественные особенности «Слова о полку Игореве». | ||
Лиризм «Слова о полку Игореве». | ||
Образ Родины в «Слове о полку Игореве». | ||
Классное сочинение по «Слову о полку Игореве». | ||
Классицизм в русской и мировой литературе. | ||
Мольер. «Мещанин во дворянстве». Идейно-эстетические проблемы пьесы. | ||
Особенности жанра комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». | ||
М. В. Ломоносов. Прославление Родины, мира, науки, просвещения в произведениях Ломоносова. | ||
Г. Р. Державин — поэт-философ. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. | ||
Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Сюжет комедии. | ||
Проблемы гражданственности, образования и воспитания в пьесе Фонвизина «Недоросль». | ||
Сатира в комедии Фонвизина «Недоросль». | ||
Н. М. Карамзин — писатель и историк. Понятие о сентиментализме. | ||
Сентиментальная повесть «Бедная Лиза». | ||
Подвиг А. Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). | ||
Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. | ||
Романтическая лирика начала XIX века. В. А. Жуковский. | ||
Романтическая лирика начала XIX века. К. Ф. Рылеев. К. Н. Батюшков. | ||
И. А. Крылов — мастер басни, музыкант, журналист. Многогранность личности И. А. Крылова | ||
.А. С. Грибоедов: личность и судьба. | ||
Сюжет комедии «Горе от ума». | ||
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». | ||
Чацкий в системе образов комедии «Горе от ума». | ||
Женские образы в комедии «Горе от ума». | ||
Язык комедии Грибоедова «Горе от ума». | ||
И. А. Гончаров. «Мильон терзаний».Оценка комедии А.С.Грибоедова. | ||
Классное сочинение по комедии Грибоедова «Горе от ума». | ||
А. С. Пушкин: жизнь и судьба. | ||
Дружба и друзья в лирике А. С. Пушкина. | ||
Свободолюбивая лирика и поэма «Цыганы» | ||
Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. Адресаты лирики Пушкина. | ||
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. | ||
Специфика пушкинского мировосприятия в философской лирике Пушкина. | ||
Классное сочинение по лирике А.С. Пушкина. | ||
«Евгений Онегин». История создания романа. | ||
Система образов романа «Евгений Онегин». | ||
Татьяна – любимая пушкинская героиня. | ||
Образ автора в романе «Евгений Онегин». | ||
Лирические отступления в романе «Евгений Онегин». | ||
Москва и Петербург в романе «Евгений Онегин». | ||
Русская критика о романе Пушкина «Евгений Онегин». | ||
Классное сочинение по роману «Евгений Онегин». | ||
М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. | ||
Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. | ||
Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. | ||
Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним. | ||
Россия в лирике Лермонтова. Характер лирического героя его поэзии. | ||
Классное сочинение по лирике Лермонтова. | ||
Роман Лермонтова «Герой нашего времени». Сюжет произведения. | ||
Композиция романа Лермонтова «Герой нашего времени». | ||
Печорин как «портрет поколения» в романе Лермонтова «Герой нашего времени». | ||
Женские образы в романе Лермонтова «Герой нашего времени». | ||
Оценка романа Лермонтова «Герой нашего времени» в русской критике. | ||
Классное сочинение по роману Лермонтова «Герой нашего времени». | ||
Н. В. Гоголь: страницы жизни. | ||
Цикл «Петербургские повести» Н.В.Гоголя. | ||
«Шинель» как центральная повесть цикла. Тема «маленького человека» в повести. | ||
Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». История создания. | ||
Система образов в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». | ||
Деталь как средство создания образов героев «Мертвых душ» Н. В. Гоголя. | ||
Образ Руси-тройки в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». | ||
Сатира в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». | ||
Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». | ||
Оценка поэмы Н.В. Гоголя в русской критике. | ||
Лирика Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. | ||
Образ музы в стихах Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Некрасова. | ||
А.Н. Островский. «Бедность не порок». Сюжет комедии. | ||
Нравственные проблемы в комедии А. Н. Островский. «Бедность не порок». | ||
Ф. М. Достоевский. «Белые ночи». Сюжет повести. | ||
«Чувства добрые» в повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи». | ||
Л. Н. Толстой. «Юность» - автобиографическое произведение. | ||
Образ главного героя в повести Толстого «Юность». | ||
А. П. Чехов. «Тоска». Сюжет рассказа. | ||
Тема одиночества в рассказе А.П.Чехова «Тоска». | ||
Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений. | ||
Судьба И.А. Бунина. | ||
Тема любви в рассказе «Тёмные аллеи». | ||
Русская поэзия Серебряного века. | ||
А. А. Блок. Трагедия лирического героя. | ||
Своеобразие чувства любви к Родине в лирике А.Блока. | ||
С. Есенин. Тема Родины в лирике поэта. | ||
Своеобразие чувства любви к Родине в лирике С.Есенина. | ||
Новаторство В.В.Маяковского. | ||
В. В. Маяковский. «Громада-любовь» и «громада-ненависть» в лирике поэта | ||
Классное сочинение по лирике поэтов А.Блока. С. Есенина, В.Маяковского. | ||
Очерк жизни и творчества М.А.Булгакова. | ||
Сатирическая повесть М.Булгакова «Собачье сердце». | ||
М. И. Цветаева. Слово о поэте. | ||
Стихи М.Цветаевой о поэзии и любви. | ||
А. А.Ахматова. Слово о поэте. | ||
Стихи А.Ахматовой о поэзии и любви. | ||
Классное сочинение по лирике М.Цветаевой и А.Ахматовой. | ||
Основные мотивы лирики Н.Заболоцкого. | ||
М. А. Шолохов. «Судьба человека». Сюжет рассказа. | ||
Гуманистический пафос рассказа М. А. Шолохова. «Судьба человека». | ||
Основные мотивы лирики Б.Пастернака. | ||
А. Твардовский. Слово о поэте. Стихи о Родине. | ||
Судьба А.Солженицына. «Матрёнин двор». | ||
Образ праведницы в рассказе А.Солженицына. | ||
Античная лирика. Катулл. | ||
Данте. « Божественная комедия». Сюжет произведения. | ||
Шекспир. Чтение и обсуждение сцен трагедии «Гамлет». | ||
Гёте. «Фауст» - философская трагедия. |
Используемая литература.
- Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И. «Литература: 9 кл.: Учеб.-хрестоматия. – М.: Просвещение, 2006.
Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И. Литература в 9 классе: Методика, советы. – М.: Просвещение, 2005 .
Коровина В. Я., Коровин В. И., Збарский И. С. Читаем, думаем, спорим … Дидактические материалы: 9 кл. - М, Просвещение, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков дальневосточной литературы для 7 класса
Календарно-тематическое планирование уроков дальневосточной литературы в 7 классе. (Хрестоматия по дальневосточной литературе для 7 класса. – Издательство «РИОТИП» Хабаровской краевой типографии, 199...
Планирование уроков по литературе 7 класс
Календарно-тематическое планирование составлено по программе В.Я. Коровиной...
Тематическое планирование уроков русской литературы в 5 классе
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ...
Тематическое планирование уроков русской литературы в 5 классе
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ...
Календарно-тематическое планирование уроков по литературе. 7 класс. Программа Бунеева.
Планирование составлено на основе «Программы по литературе 5-11 класс. Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, М,Баласс, 2008....
Календарно-тематическое планирование уроков по литературе. 7 класс. Программа Бунеева.
Планирование составлено на основе «Программы по литературе 5-11 класс. Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, М,Баласс, 2008....
Календарно-тематическое планирование уроков по литературе. 9 класс. Программа Бунеева.
Планирование составлено на основе Программы по литературе 5-11 класс. Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, М,Баласс, 2008....