урок литературы в 5 классе по рассказам Э.Распэ"Не любо - не слушай, а лгать не мешай".
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Урок включает в себя театрализованное представление, викторину, в увлекательной форме рассказывающей о приключениях барона Мюнхаузена. Урок направлен на развитие речи учащихся, воспитание неприятия ко лжи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_5_klasse_po_rasskazam_r.docx | 15.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе по рассказам Р.Э.Распе «Приключения барона Мюнхаузена»
«Не любо – не слушай, а лгать – не мешай!»
Цель: Познакомить учащихся с творческой историей книги «Приключения барона Мюнхаузена»; показать, как изменялось восприятие произведения разными поколениями читателей; обратить внимание ребят на двойственный характер героя – враля; раскрыть с одной стороны силу, находчивость и изворотливость героя, а с другой – его лживость. Выработать у учащихся практическое умение вживаться в роль. Развивать речь учащихся.
Оборудование и материалы: географическая карта, различные издания книг Распе, рисунки ребят к рассказам, запись на доске «Ложь мне отвратительна, и я счастлив, что все мои близкие всегда считали меня правдивейшим на земле человеком».
Ход урока.
1.Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя.
Книга, с которой мы познакомимся сегодня популярна как за рубежом, так и в России. В Германии «Приключения Мюнхаузена» издавались 300 раз, в Англии150, а в Росии- 70 Какова же история создания книги Распе, кто автор прототип главного героя?
3. Индивидуальное сообщение учащегося.
А) История создания книги. «Приключения барона Мюнхаузена» предшествовали в 15 веке остроумные, наполненные добродушным юмором «народные книги»»шильдбюргеры», а в 16 веке появилась книга Бранта «Корабль дураков» Из этих двух книг были взяты эпизоды произведения, появившегося анонимно на английском языке в 1786 году под названием «Повествование барона Мюнхаузена о его чудесных путешествиях и походах в Россию»
Б) Кто автор произведения? Автором этой замечательной книги стал Рудольф Эрих Распе, выпускник Гетингенского университете, немецкий литератор. Познакомившись с анонимными рассказами о подвигах барона, он прибавил придуманные им истории, связал их в одно целое. Книга была рассчитана на взрослых, автор хотел переименовать её, назвав «Каратель лжи».
В)Что такое прототип? Сам герой Распе – лицо историческое Прообразом стал карл Фридрих Иероним Мюнхаузен, живший с 1720 по 1797 год сначала в Германии, затем в России.
4.Элемент театрализации(неожиданный стук в дверь, заходит ученик –Мюнхаузен- в парике, в ботфортах, с накрашенными усами.
Учитель:-Добрый день. Кто вы такой, господин? Что Вам нужно здесь?
-Как Вы не знаете, кто я! Вы только что упоминали моё имя.
-Ребята, что за гость у нас сегодня? (дети отвечают)
-Да, да, я потомственный рыцарь Карл Иероним Мюнхаузен Прожил длинную, полную приключений жизнь В 13 лет я прибыл в свите герцога Брауншвейгского из Германии в Россию. С юности я обожаю веселые проказы и пирушки. Больше всего люблю псовую охоту Я только тем всю жизнь и занимался, что охотился дни и ночи на оленей, кабанов, русских медведей и жирафов. Под старость вернулся в Германию, хожу на охоту, развлекаю гостей рассказами о своих приключениях. Да вот только проблема, многие истории стал забывать, наверное старею, мне всего лишь где около 300 лет.
Учитель: Ребята, давайте напомним господину Мюнхаузену истории его приключений.
5. Опрос домашнего задания6 пересказ наиболее понравившихся эпизодов.
6. Закрепление материала в форме викторины:
-Назовите средства передвижения барона в его путешествиях( лошадь, волк, ядро, утки, пешком).
-В каких государствах побывал барон?(В России, Турции,Египте, Италии, Америке, на острове Цейлон).
-С какими животными приходилось герою вступать в схватку( Медведями, кабаном, львом, крокодилом).
-Что занесло лошадь барона на крышу?(обильный снегопад).
-Чем стрелял Мюнхаузен на охоте, когда не было патронов? (иглой, косточкой, шомполом).
-Как удобно переносить лошадей по методу Мюнхаузена?(под мышками).
-Что произошло после того, как шубу укусила бешеная собака?(шуба взбесилась).
-Сколько раз побывал Мюнхаузен в желудке у рыбы? (2 раза)
-Герой выстелил в оленя вишневой косточкой? Что произошло? (на голове выросло вишневое дерево).
7. Элемент театрализации(в разговор вмешивается Мюнхаузен):
Да, ребята и вы знаете о моих приключениях. Вот что значит популярность, теперь обо мне знают даже в басах, и я могу путешествовать дальше по России. До свидания, ребята, я покидаю Вас, меня ещё ждут по стране дети.
8.Слово учителя: Да, барон- самый правдивый человек на земле. В его доме, в немецком городе Боденвердене, расположен музей, а в парке воздвигнут памятник- фонтан, сделанный в виде рассеченной лошади, на одной из половины которой он восседает собственной персоной. Ребята, как вы думаете, какие экспонаты хранятся в музее барона? (дети отвечают).
9.Беседа по прочитанному материалу:
-Да, барон Мюнхаузен – самый находчивый человек на земле. А какими чертами характера обладает барон?
- Что помогает ему в затруднительных ситуациях?
10. Творческая работа.
-А среди Вас, ребята, есть «бароны Мюнхаузены», самые находчивые из находчивых. Составьте и запишите свои миниатюры а Ваших необыкновенных приключениях.
11.Чтение учащимися составленных миниатюр.
12. Слово учителя Ребята, думаете только вы самые находчивые люди на земле, но и я то же находчива. Послушайте самую правдивейшую историю, которая случилась со мной. (придумать и рассказать детям историю про себя).
_Что Вы,ребята, улыбаетесь, Вы ведь верите мне? Я самый находчивый человек на земле, конечно, после барона Мюнхаузена.
13 Подведение итогов урока. Оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва
Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...
Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".
Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....
Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"
Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....
Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"
Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...
Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"
Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам еще не под силу понять...