Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».Мотивы лирики и проблематика романа.
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Задачи:
- обучающие: умение анализировать учебный материал.
-развивающие: учить выражать свои мысли литературным языком, формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
-воспитательные : формирование навыков работы в команде.
Тип урока: литературно-тематический вернисаж.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая ,фронтальная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_6.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА
________________________________НАЧАЛО ФОРМЫ___________________________
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
__________________________________________
(Тема урока)
ФИО (полностью) | Александрова Маргарита Алексеевна | |
Место работы | МОУ Становская сш Ржевского района Тверской обл | |
Должность | Учитель русского языка и литературы | |
Предмет | Литература | |
Класс | 10 | |
Тема и номер урока в теме | Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».Мотивы лирики и проблематика романа. 4 урок | |
Базовый учебник | В.И.Коровин. « Литература, 10 класс» |
- Цель урока:доказать, что все основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова развиты в романе «Герой нашего времени».
9. Задачи:
- обучающие: умение анализировать учебный материал.
-развивающие: учить выражать свои мысли литературным языком, формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
-воспитательные : формирование навыков работы в команде.
- Тип урока: литературно-тематический вернисаж.
- Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая ,фронтальная.
- Необходимое техническое оборудование: проектор, экран или интерактивная доска( для демонстрации презентации) .
- Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
- Вступительное слово учителя. ( Обращаю внимание на основные мотивы творчества поэта) : а) мотив свободы и воли , б) мотив одиночества , в) мотив трагедии поколения , г) мотив назначения художника.
- Литературно-тематическое исследование : мотив свободы и воли в лирике М.Ю . Лермонтова и романе « Герой нашего времени».
Мотив свободы и воли :
- Стихотворение « Прощай , немытая Россия». Побег лирического героя за «стену Кавказа».Комментированное чтение.
- Действие романа также происходит на Кавказе: Печорин также покидает Россию в поисках независимости и духовной свободы. Комментированное чтение эпизодов.
3.Литературоведческие загадки:
- Какое средство художественной выразительности помогает услышать вам мотив свободы в прокомментированном стих-нии ?
- Какое средство художественной выразительности помогает раскрыть свободолюбивый нрав Печорина?
4. Литературно-тематическое исследование. Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова и в романе:
- Комментированное чтение стих-я « Выхожу один я на дорогу».Помочь увидеть одиночество лирического героя ( по схеме анализа стих-я).
- Этот мотив отчетливо звучит в романе. Печорин одинок. Комментированное чтение эпизодов. Раскрыть индивидуализм Печорина ( с использованием материалов характеристики героя в 9 классе).
5. Иллюстрации к стих-нию «Выхожу один я...» и к роману . Помогает ли иллюстрация раскрыть идею произведения ? Предложите свои варианты иллюстраций к данным произведениям(Использую Интернет — ресурсы с сайта http://www. Lermontov.info/biograf.shtml)
6. Художественно-творческое задание. Определите, к каким произведениям созданы иллюстрации. Каких героев вы узнали?(Материалы сайта http://lermontov.niv.ru)
7. Итог урока: принципы романтического контраста в художественном мире поэта.
8. Дом. Задание: Развернутый ответ на один из проблемных вопросов: Есть ли в биографии М.Ю. Лермонтова еще не изученные страницы? Можно ли рассматривать биографию и творчество М.Ю. Лермонтова как единство его жизненного и духовного пути?
Приложение к плану-конспекту урока
__________________________________________
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
________________________________КОНЕЦ ФОРМЫ___________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная игра "Что? Где? Когда?"по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
Литературную игру можно использовать на заключительном уроке по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени", а также на внеклассном мероприятии....
Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)
В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...
РОМАН М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». НАШИ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Статья посвящена анализу романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В рамках проведения юбилейных мероприятий к тексту произведения пришлось обращаться снова и снова. Данный материал составляют во...
Конспект урока литературы в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «Печально я гляжу на наше поколенье!»
Анализ главы «Бэла»Цель урока:1. Вместе с учащимися рассмотреть характер и поступки героев в повести.2.Развивать умение находить в тексте материал о герое3.Заинтересовать обучающихся лично...
Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»
Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»...
Технологическая карта урока по теме «Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - первый психологический роман русской литературы»
Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме "Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"- первый психологический роман русской литературы" содержит технологическую...