Волшебный мир поэзии.
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Урок литературы "Волшебный мир поэзии" в 5 классе решает несколько задач. И главное, на мой взгляд, это не просто учебное занятие, а урок любви... любви к миру, в котором мы живём. Кроме того, важно, чтобы дети поняли, что уметь чувствовать - это прекрасно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54 КБ |
![]() | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ №3 с.Садовое
ПЛАН-КОНСПЕКТ
УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
В 5 КЛАССЕ
ВОЛШЕБНЫЙ МИР ПОЭЗИИ
ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ СОШ №3 СЕЛА САДОВОЕ КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2009-2010 УЧЕБНЫЙ ГОД
Цели:
- совершенствование навыков анализа лирического произведения
- развитие речи, использование эмоционально окрашенной лексики
- воспитание чуткости, умения видеть красоту окружающего мира
Оформление:
- иллюстрации, выполненные детьми к стихам К.Бальмонта «Снежинка», «Золотая рыбка»
- высказывание С.Я.Маршака «Как Золушка, одетая в платье, которое подарила ей фея, простое обыкновенное слово преображается в руках Поэта»
- высказывание К.Д.Бальмонта «Поэзия говорит своим особым языком»
- выставка поэтических сборников
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
Кому и зачем нужна поэзия? Умеем ли мы читать стихи? Умеем ли ценить то, что названо тонким и красивым словом «лирика»?
Мне хочется верить, что сегодняшний урок поможет нам ответить на эти вопросы, и мы сумеем взглянуть на мир иначе: научимся «вслушиваться», «всматриваться», чтобы открыть сердце прекрасному.
2. Учитель читает сказку. Параллельно дети читают стихи. Ведётся аналитическая беседа.
- Послушайте сказку.
...Жил-был город. Дома в нём были высокие, прочные, улицы широкие, светлые, но все какие-то одинаковые. Даже коренные жители иногда путали один дом с другим. Город был большой, люди в нём жили разные, но каждый, кто приезжал в город и видел его жителей, утверждал, что все они очень похожи, и вот почему: они не умеют радоваться и огорчаться.
Когда им было больно или холодно, они хмурились и даже плакали. Но никому из них не было грустно, когда тучи закрывали солнышко, когда кому-то рядом было одиноко и горько. Никто из них не улыбался, увидев утром проснувшийся цветок, купающегося озорного воробья, окружённого хрустальными брызгами.
Однако все люди не могут быть одинаковыми. Вот и в этом городе жил один чудак. Он был обыкновенный, такой же, как мы с вами. Но жителям города он казался чудаком, потому что подолгу мог смотреть, как кружатся в танце снежинки, слушать, о чём шепчутся листья, мог беседовать с колокольчиками. И всё это он записывал, мечтательно возводя глаза к небу. А порой он не мог молчать и обращался к жителям:
Не то, что мните вы, природа -
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Люди только недоумённо пожимали плечами и продолжали жить своей скучной серой жизнью. А чудак оставался чудаком.
И был в этом городе большой старый сад. И в нём росли деревья, распускались цветы, пели птицы. Но люди приходили сюда только потому, что это было полезно – полезно двигаться, дышать свежим воздухом. И только чудак приходил и любовался, а птицы пели, цветы тянулись к нему, деревья же величаво кланялись.
А чудак замечал то, что чего не видели остальные. И рождалась сказка...
Вы знаете: нам известны некоторые записи чудака.
- Вспомните стихи, в которых царит сказка. (И.А.Бунин «Детство», «Сказка», Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою...», «Вешние воды»)
Ученики читают наизусть перечисленные стихотворения.
- Почему в этих стихах мы видим сказку? Как поэтам удалось создать чудо? (в ответах учеников предполагаются указания на средства изобразительности)
Звучит музыка. Учитель продолжает рассказывать.
- И каждый день чудаку открывалось что-то новое, необыкновенно красивое. А он всегда умел понять горе и радость любого существа, потому что он чувствовал их горе и радость, как свои. И даже неживые предметы оживали в его воображении.
Мы можем понять чудака, потому что знакомы с необычной Снежинкой. Вспомните стихотворение К.Д.Бальмонта «Снежинка»
Кто-то из детей читает наизусть стихотворение «Снежинка».
- Почему снежинка становится героиней?
- А какие чувства поэта передаются и нам?
- Чем восхищается поэт? Какими качествами снежинки?
- Что открыло нам это стихотворение?
Вновь звучит музыка. Учитель продолжает рассказ.
- Вот какие стихи рождались у чудака. Его слушали деревья, ручейки, соловьи в саду, а люди отмахивались от него и обвиняли в пустой трате времени. Трудно человеку, когда его не понимают, когда он одинок. И чудак ушёл из города. Ушёл, чтобы найти тех, кто видел бы и понимал прекрасное.
И родилось стихотворение «Золотая рыбка» ( К.Д.Бальмонт).
Учитель читает стихотворение К.Д.Бальмонта «Золотая рыбка»
Аналитическая беседа.
- Какие картины вам представились?
- С помощью каких метафор и эпитетов поэт создал эти картины?
- Почему, как вы думаете, именно так названо стихотворение?
- Золотая рыбка – это живое существо или сказочная героиня?
- Что произошло благодаря рыбке, а без неё было бы невозможно?
- Какие цвета передали бы настроение этого стихотворения?
- Какие особенные слова помогли поэту передать свои чувства?
- Какими звуками наполнено стихотворение?
- Как играла скрипка?
- О чём она пела? Какой была её музыка?
- А есть ли в этом стихотворении сказка?
- Что подарило нам стихотворение?
Учитель подводит итог беседы.
- В стихотворении изображается реальная жизнь, но рыбка творит чудеса: она дарит людям любовь. Стоит только нам быть внимательнее.
Постарайтесь прочитать стихотворение так, чтобы мы ещё раз увидели чудо.
Работа над выразительным чтением стихотворения.
Учитель продолжает сказку.
- А в это время погибал сад: засыхали цветы, умолкали птицы, трещали засохшие деревья. Как вы думаете, почему?
А вот жители не могли понять причину и впервые загрустили. Кто-то вспомнил, что ушёл чудак, и после этого пришла беда. Разыскали люди чудака и умоляли вернуться, оживить сад. Это было несложно. Чудак шел по саду, и совершалось чудо. А люди не могли оторвать восхищённых взоров от знакомых ранее деревьев, от простеньких, но таких очаровательных цветов. А как сверкали лучики солнца! Солнечными зайчиками рассыпались они и присели каждому жителю на плечо.
И всем стало понятно: они никогда не будут называть этого человека чудаком, потому что он Поэт, Волшебник.
3. Обобщение.
- Для чего же нужна людям поэзия?
Учитель обобщает.
Поэзия учит нас видеть красоту мира, открывает нам души всего живого. Она, подобно волшебнице, делает человека добрее, милосерднее, красивее.
И не уподобимся мы жителям сказочного города и будем благодарны Поэту, открывающему прекрасный мир, в котором мы живём.
4. Домашнее задание. Подготовить чтение наизусть стихотворения К.Д.Бальмонта «Золотая рыбка», иллюстрации к стихотворению.
Предварительный просмотр:
И.А.Бунин. «Сказка»
…И снилось мне, что мы, как в сказке,
Шли вдоль пустынных берегов
Над диким синим лукоморьем,
В глухом бору, среди песков.
Был летний светозарный полдень,
Был жаркий день, и озарён
Весь лес был солнцем и от солнца
Весёлым блеском напоён.
Узорами ложились тени
На тёплый розовый песок,
И синий небосклон над бором
Был чист и радостно высок.
Играл зеркальный отблеск моря
В вершинах сосен , и текла
Вдоль по коре, сухой и жёсткой,
Смола, прозрачнее стекла…
Мне снилось северное море,
Лесов пустынные края…
Мне снилась даль, мне снилась сказка –
Мне снилась молодость моя.
Константин Бальмонт. «Снежинка».
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную –
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нём , лелеющем,
Светло качается.
Константин Бальмонт. «Золотая рыбка».
В замке был весёлый бал,
Музыканты пели.
Ветерок в саду качал
Лёгкие качели.
В замке, в сладостном бреду,
Пела, пела скрипка.
А в саду была в пруду
Золотая рыбка.
И кружились под луной,
Точно вырезные,
Опьянённые весной ,
Бабочки ночные.
Пруд качал в себе звезду,
Гнулись травы гибко,
И мелькала там в пруду
Золотая рыбка.
Хоть не видели её
Музыканты бала,
Но от рыбки, от неё,
Музыка звучала.
Чуть настанет тишина,
Золотая рыбка
Промелькнёт, - и вновь видна
Меж гостей улыбка.
Снова скрипка зазвучит,
Песня раздаётся.
И в сердцах любовь журчит
И весна смеётся.
Взор ко взору шепчет: «Жду!»
Так светло и зыбко,
Оттого что там в пруду –
Золотая рыбка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская "Китайская поэзия - поэзия мысли"
В процессе работы творческой мастерской "Китайская поэзия - поэзия мысли" школьники знакомятся с китайской классической поэзией, занятие организуется таким образом, что дети ставятся в сит...
Урок словесности "Поэзия мира и мир в поэзии"
Урок словесности из цикла уроков, посвященных работе с поэтическими текстами....

« Есть у поэзии начало, нет у поэзии конца».
Саратовскому поэту, бывшему учителю школы № 89, кандидату филологических наук, доценту кафедры общего литературоведения и журналистики СГУ - Книгину Игорю Анатольевичу, посвящается…...

«Поэзия – волшебная страна»
Интеллектуальный конкурс, направленный на развитие кругозора, речевых и читательских навыков, логики и памяти, умения выразительно читать стихотворные тексты, творческих умений и навыков...

Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»
В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...

Сценарий выступления на Фестивале школьных команд "Волшебный мир поэзии" (В.Высоцкий "Белый вальс")
...

«Мифологема дерева в русской и современной мордовской поэзии: к опыту сравнительно-сопоставительного изучения (на материале поэзии С. А. Есенина и В. А. Ващалкина)»
Стихи о родной природе составляют сокровищницу русской литературы. Именно в них, одухотворенно описывая красоты родного и милого сердцу автора края, поэты создают удивительно проникновенные обра...