«Поэзия – волшебная страна»
материал по теме
Интеллектуальный конкурс, направленный на развитие кругозора, речевых и читательских навыков, логики и памяти, умения выразительно читать стихотворные тексты, творческих умений и навыков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poeziya_-_volshebnaya_strana.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
«Профессиональный лицей №7»
Интеллектуальная игра
«Поэзия – волшебная страна»
(Из опыта работы преподавателя русского языка и литературы Васениной Н.А.)
г. Звенигово
2008 г.
Интеллектуальный конкурс «Поэзия – волшебная страна»
Цели:
- Повторение изученного на уроках литературы материала
- Развитие интеллекта и кругозора, речевых и читательских навыков, логики и памяти, умения выразительно читать стихотворные тексты, творческих умений и навыков
- Воспитание устойчивого интереса и любви к поэзии, формирование стремления к собственному творчеству
Оборудование:
Стенды с портретами поэтов, тексты, раздаточный материал.
Жюри:
В конкурсе принимают участие две команды по 8-10 человек. Каждое задание оценивается по пятибалльной системе. Побеждает та команда, которая наберет большее количество баллов.
Домашнее задание:
- Придумать название команды, эмблему, выбрать девиз, единую форму одежды
- Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть
Ход игры
Ведущий:
Я рада приветствовать всех на нашем мероприятии, проводимом в рамках декады русского языка и литературы. И сегодня нам с вами предстоит посетить мир замечательной, загадочной, детской и взрослой, веселой и грустной, понятной и замысловатой – волшебной русской поэзии! Мы постараемся вспомнить творчество всех известных и изученных вами поэтов, а также вы сами попытаетесь постичь процесс создания поэтического произведения.
Внимательно, строго и, надеемся, лояльно будет оценивать вашу работу сегодня наше компетентное и высоко профессиональное жюри, в которое мы пригласили…
А начать нашу игру мне бы хотелось со стихотворения Николая Заболоцкого, который, являясь замечательным поэтом, сам неоднократно интересовался рождением стиха и вложенными в произведение мыслями…
ЧИТАЯ СТИХИ
Любопытно, забавно и тонко:
Стих, почти непохожий на стих.
Бормотанье сверчка и ребенка
В совершенстве писатель постиг.
И в бессмыслице скомканной речи
Изощренность известная есть.
Но возможно ль мечты человечьи
В жертву этим забавам принесть?
И возможно ли русское слово
Превратить в щебетанье щегла,
Чтобы смысла живая основа
Сквозь него прозвучать не могла?
Нет! Поэзия ставит преграды
Нашим выдумкам, ибо она
Не для тех, кто, играя в шарады,
Надевает колпак колдуна.
Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.
Стихотворения различных авторов имеют разную тематику, и каждый сам выбирает для себя творчество того поэта, которое ближе и понятнее. И, может быть, любимых поэтов у вас несколько. И наш первый конкурс покажет, кого же из русских и зарубежных мастеров поэтического слова вы знаете и любите.
Конкурс 1 – «Разминка»: каждая команда по очереди называет фамилии русских и зарубежных поэтов; та команда, которая вспоминает последнего – побеждает.
Ведущий:
Вот мы и вспомнили, как много поэтов оставили в наших сердцах незабываемый след своим творчеством. Но вспомнили пока только их фамилии… А сможете ли вы узнать их произведения?
Конкурс 2 – «Кто автор?»: ведущий зачитывает отрывок из произведения, команда, которая быстрее узнает автора, отвечает на вопрос. (Таблица заданий № 1)
Ведущий:
Со знанием творчества вы тоже справились! Но впереди у нас более сложное задание. Вам необходимо вспомнить, какими же приемами пользуются поэты при создании своих творений!
Конкурс 3 – «Теория литературы»: командам раздаются карточки с литературоведческими терминами, нужно соотнести термин с его определением; оценивается каждое правильно «соединенное» понятие. (Таблица заданий № 2)
Ведущий (домашнее задание):
Команды трудятся над терминами, а мы послушаем домашние задания, которые они приготовили – выразительное чтение стихотворений.
Ведущий:
Интеллектуальное задание команды выполнили… Насколько правильно, оценит наше квалифицированное жюри и подведет предварительные итоги после следующего конкурса, который мы уже начинаем…
Конкурс 4 – «Немое кино»: командам раздаются карточки с цитатами из стихотворений, которые они должны инсценировать без слов так, чтобы другая команда угадала автора и произведение. (Таблица заданий № 3)
Ведущий (игра со зрителями):
Чтобы наши зрители не скучали, я предлагаю им вспомнить стихотворения, которые они когда-либо учили. И так как самая распространенная тема в лирике – тема любви, то именно на любовную тематику давайте и процитируем стихотворения. Кто окажется последним, тот и выиграл…
Ведущий:
Мы даже не сомневались в том, что артистический талант вам присущ в большой степени! А следующий конкурс покажет, насколько вам присущ талант сочинять стихотворения…
Конкурс 5 – «Проба пера»: командам раздаются карточки, на которых по предложенным рифмам участники должны сочинить стихотворение. (Таблица заданий № 4)
Ведущий (конкурс со зрителями):
Чтобы и наши зрители попробовали себя в качестве поэтов, я предлагаю им сочинить четверостишие или небольшое стихотворение к первой строчке: «Я вчера увидел чудо…»
Ведущий:
Да! Поэтический талант у вас тоже есть, и стихи получились замечательные. Но я хочу, чтобы вы сравнили свои сочинения с тем, из которого мы взяли для вас рифмы:
ЧУДО НА УРОКЕ
Я однажды ненароком
Задремала за уроком.
Мне уютно и приятно,
Я на лодочке плыву,
И одно мне непонятно,
Что во сне, что наяву.
Вдруг неведомо откуда
Раздается вдалеке:
- Шура Волкова, к доске!
И вот тут случилось чудо:
Я на лодочке плыву
И во сне кувшинки рву,
А урок я без запинки
Отвечаю наяву.
Получила тройку с плюсом,
Но вздремнула я со вкусом.
А. Барто
Надеюсь, что стихотворение Агнии Барто не про наших учеников. Наши учащиеся самые лучшие! И у них самый богатый словарный запас, который поможет им в следующем нашем конкурсе!
Конкурс 6 – «Словарный запас»: на карточках предложено слово, к которому необходимо подобрать как можно больше рифм; за каждую рифму – 1 балл. (Таблица заданий № 5)
Ведущий:
В это время мы с нашими зрителями подведем итоги конкурса стихотворений с первой строчкой «Я сегодня видел чудо…». А нашему жюри пора подвести общий итог прошедших конкурсов.
Ведущий:
Вот и закончился еще один конкурс, подтверждающий ваши умения и таланты! А вместе с конкурсом подошла к концу наша игра. Чтобы узнать, какая же из команд сегодня оказалась истинным знатоком поэзии, просим жюри подвести итоги.
Ведущий:
Хотелось бы заметить, что сегодня наши учащиеся раскрылись со всех сторон, показали свои таланты. Мы увидели, что поэзию действительно читают, помнят, понимают и любят многие из нас. Убедились, что не зря в таком большом объеме изучаем поэтические произведения по программе. Хочется верить, что поэтическое наследие русских поэтов будет вашим верным спутником на протяжении всей жизни. И, возможно, поэтический талант осчастливит кого-то из вас! А волшебная страна поэзии навсегда останется такой же волшебной и любимой!
1. Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами, Что никогда тяжелый шар земной Не уплывет под нашими ногами. Марина Цветаева | 2. Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. К. Чуковский |
3. Чуть ночь превратится в рассвет, вижу каждый день я: кто в глав, кто в ком, кто в полит, кто в просвет, расходится народ в учрежденья. Обдают дождем дела бумажные, чуть войдешь в здание: отобрав с полсотни---- самые важные!--- служащие расходятся на заседания. В. Маяковский | 4. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! И.С. Тургенев |
5. Жди меня, и я вернусь. К. Симонов | 6. Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет. Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне. С. Есенин | 7. Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном. А.С. Пушкин | 8. Крошка сын к отцу пришел И спросила кроха, Что такое хорошо И что такое плохо? В. Маяковский |
9. Жил человек рассеянный На улице Бассейной. Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки – Оказалось, это брюки. С. Маршак | 10. Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далеко, далеко на озере Чад Изысканный бродит жираф. Николай Гумилев | 11. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом Ф. Тютчев | 12. Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало. А. Фет |
13. Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый король. Вечер осенний был душен и ал, Муж мой, вернувшись, спокойно сказал: «Знаешь, с охоты его принесли, Тело у старого дуба нашли. Жаль королеву. Такой молодой!.. За ночь одну она стала седой». А. Ахматова | 14. В моей душе лежит сокровище И ключ поручен только мне. Ты право, пьяное чудовище, Я знаю, истина в вине. А. Блок | 15. Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу - Потому что он хороший. Агния Барто | 16. Погиб поэт!-невольник чести- Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!.. М.Ю. Лермонтов |
17. Я вас любил… Любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем. Но пусть она вас больше не тревожит, Я не хочу печалить вас ничем. А.С. Пушкин | 18. Клен ты мой опавший, Клен заледенелый, Что стоишь нагнувшись Под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню Погулять ты вышел. С. Есенин | 19. Никого не будет в доме, Кроме сумерек. Один Зимний день в сквозном проеме Незадернутых гардин. Только белых мокрых комьев Быстрый промельк маховой. Только крыши, снег и, кроме Крыш и снега, - никого.
Б. Пастернак | 20. А судьи кто?-за древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забытых газет Времен очаковских и покоренья Крыма. А. Грибоедов |
21. Синенькая юбочка, Ленточка в косе. Кто не знает Любочку? Любу знают все. Девочки на празднике Соберутся в круг. Как танцует Любочка! Лучше всех подруг. Агния Барто | 22. Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века - Все будет так. Исхода нет. Умрешь - начнешь опять сначала И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. А. Блок | 23. Вчерашний день, часу в шестом, Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Лишь бич свистал, играя... И Музе я сказал: "Гляди! Сестра твоя родная!" Н.А. Некрасов | 24. Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. А. Пушкин |
Соотнесите термин и определение, соедините линией | Соотнесите термин и определение, соедините линией | ||
Эпитет Олицетворение Оксюморон Антитеза Сравнение Метафора Эллипсис Гротеск Символ Гипербола | - стилистическая фигура, в основе которой лежит противопоставление одного явления другому - соединение логически несовместимых понятий (например – горячий снег, белая ночь) - пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения - слово или выражение, заключающее в себе преувеличение для создания художественного образа (преувеличение) - стилистическая фигура, в которой одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим - красочное, необычное, яркое определение - стилистическая фигура, в которой употребляются слова в переносном значении на основе аналогии, сходства, сравнения (скрытое сравнение) - условный знак, условное обозначение какого-нибудь понятия, явления, идеи - изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях (сильное преувеличение) - стилистическая фигура, представляющая неживые явления и предметы в образе живого существа, наделяющая качествами живого. | Эпитет Олицетворение Оксюморон Антитеза Сравнение Метафора Эллипсис Гротеск Символ Гипербола | - стилистическая фигура, в основе которой лежит противопоставление одного явления другому - соединение логически несовместимых понятий (например – горячий снег, белая ночь) - пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения - слово или выражение, заключающее в себе преувеличение для создания художественного образа (преувеличение) - стилистическая фигура, в которой одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим - красочное, необычное, яркое определение - стилистическая фигура, в которой употребляются слова в переносном значении на основе аналогии, сходства, сравнения (скрытое сравнение) - условный знак, условное обозначение какого-нибудь понятия, явления, идеи - изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях (сильное преувеличение) - стилистическая фигура, представляющая неживые явления и предметы в образе живого существа, наделяющая качествами живого. |
Разыграйте отрывок без слов так, чтобы было понятно, о каком произведении идет речь. Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. Раз он в море закинул невод - Пришёл невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод - Пришёл невод с травой морскою. В третий раз закинул он невод - Пришёл невод с одною рыбкой, С не простою рыбкой - золотою. Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим: "Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь чем только пожелаешь". Удивился старик, испугался: Он рыбачил тридцать лет и три года И не слыхивал, чтоб рыба говорила. | Разыграйте отрывок без слов так, чтобы было понятно, о каком произведении идет речь. У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской. |
Сочините стихотворение по заданным рифмам НЕНАРОКОМ – УРОКОМ ПРИЯТНО – НЕПОНЯТНО ПЛЫВУ – НАЯВУ ОТКУДА – ЧУДО ВДАЛЕКЕ – ДОСКЕ ПЛЮСОМ – ВКУСОМ | Сочините стихотворение по заданным рифмам НЕНАРОКОМ – УРОКОМ ПРИЯТНО – НЕПОНЯТНО ПЛЫВУ – НАЯВУ ОТКУДА – ЧУДО ВДАЛЕКЕ – ДОСКЕ ПЛЮСОМ – ВКУСОМ |
Подберите к заданному слову как можно больше рифм ТУМАН | Подберите к заданному слову как можно больше рифм ТУМАН |
Таблица оценок
Группа | Конкурсы | |||||||
«Разминка» | «Кто автор?» | «Теория лит-ры» | «Дом. задание» | «Немое кино» | «Проба пера» | «Словарный запас» | Общий счет | |
№ 32 | ||||||||
№ 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 1 классе "Волшебная страна звуков. В гостях у сказки" (по программе В.В. Аллева, Т.Н. Кичак)
Урок проведен в рамках РМОТип урока: комбин6ированныйДидактическая задача урока:создание условий для формирования УУД в условиях решения практических задач.Цели урока:- закрепить умение выражать ...
"Волшебная страна" - занятие творческого объединения "Весёлый карандаш"
Занятие кружка по изобразительному искусству должно быть запоминающимся событием, поэтому в начале занятия я настроила ребят на встречу с чем-то необычным, увлекательным. Продумала своё занятие как ...
Сценарий позновательно-развлекательной игры "В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ГЕРОЕВ НИКОЛАЯ НОСОВА"
Познавательно-развлекательная игра "В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ГЕРОЕВ НИКОЛАЯ НОСОВА" для детей младшего и среднего школьного возраста...
Внеклассное мероприятие по музыку "Путешествие в волшебную страну фольклора"
Данное мероприятие предназначено для учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы. Цель- знакомство с музыкальными жанрами фольклора....
Сценарий литературного вечера «Поэзия – прекрасная страна»
Формируется общекультурная компетентность учащихся через восприятие поэзии....
Праздник "Поэзия - чудесная страна", посвящ. Всемирному дню поэзии.
Праздник "Поэзия - чудесная страна", посвящ. Всемирному дню поэзии....
Вечер художественного чтения "Поэзия - чудесная страна"
Презентация и сценарий к внеклассному мероприятию "Вечер художественного чтения "Поэзия - чудесмная страна". Данное мероприятие можно провести в рамках недели русского языка и литератур...