«Поэзия – волшебная страна»
материал по теме

Васенина Наталия Александровна

Интеллектуальный конкурс, направленный на развитие кругозора, речевых и читательских навыков, логики и памяти, умения выразительно читать стихотворные тексты, творческих умений и навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poeziya_-_volshebnaya_strana.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

«Профессиональный лицей №7»

Интеллектуальная игра

«Поэзия – волшебная страна»

(Из опыта работы преподавателя русского языка и литературы Васениной Н.А.)

г. Звенигово

2008 г.


Интеллектуальный конкурс «Поэзия – волшебная страна»

Цели:

  • Повторение изученного на уроках литературы материала
  • Развитие интеллекта и кругозора, речевых и читательских навыков, логики и памяти, умения выразительно читать стихотворные тексты, творческих умений и навыков
  • Воспитание устойчивого интереса и любви к поэзии, формирование стремления к собственному творчеству

Оборудование:

Стенды с портретами поэтов, тексты, раздаточный материал.

Жюри:

В конкурсе принимают участие две команды по 8-10 человек. Каждое задание оценивается по пятибалльной системе. Побеждает та команда, которая наберет большее количество баллов.

Домашнее задание:

  1. Придумать название команды, эмблему, выбрать девиз, единую форму одежды
  2. Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть


Ход игры

Ведущий:

Я рада приветствовать всех на нашем мероприятии, проводимом в рамках декады русского языка и литературы. И сегодня нам с вами предстоит посетить мир замечательной, загадочной, детской и взрослой, веселой и грустной, понятной и замысловатой – волшебной русской поэзии! Мы постараемся вспомнить творчество всех известных и изученных вами поэтов,  а также вы сами попытаетесь постичь процесс создания поэтического произведения.

Внимательно, строго и, надеемся, лояльно будет оценивать вашу работу сегодня наше компетентное и высоко профессиональное жюри, в которое мы пригласили…

А начать нашу игру мне бы хотелось со стихотворения Николая Заболоцкого, который,  являясь замечательным поэтом, сам неоднократно интересовался рождением стиха и вложенными в произведение мыслями…  

                  ЧИТАЯ СТИХИ

Любопытно, забавно и тонко:

Стих, почти непохожий на стих.

Бормотанье сверчка и ребенка

В совершенстве писатель постиг.

И в бессмыслице скомканной речи

Изощренность известная есть.

Но возможно ль мечты человечьи

В жертву этим забавам принесть?

И возможно ли русское слово

Превратить в щебетанье щегла,

Чтобы смысла живая основа

Сквозь него прозвучать не могла?

Нет! Поэзия ставит преграды

Нашим выдумкам, ибо она

Не для тех, кто, играя в шарады,

Надевает колпак колдуна.

Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык.

Стихотворения различных авторов имеют разную тематику, и каждый сам выбирает для себя творчество того поэта, которое ближе и понятнее. И, может быть, любимых поэтов у вас несколько. И наш первый конкурс покажет, кого же из русских и зарубежных мастеров поэтического слова вы знаете и любите.

Конкурс 1 – «Разминка»: каждая команда по очереди называет фамилии русских и зарубежных поэтов; та команда, которая вспоминает последнего – побеждает.

Ведущий:

Вот мы и вспомнили, как много поэтов оставили в наших сердцах незабываемый след своим творчеством. Но вспомнили пока только их фамилии… А сможете ли вы узнать их произведения?

Конкурс 2 – «Кто автор?»: ведущий зачитывает отрывок из произведения, команда, которая быстрее узнает автора, отвечает на вопрос. (Таблица заданий № 1)

Ведущий:

Со знанием творчества вы тоже справились! Но впереди у нас более сложное задание. Вам необходимо вспомнить, какими же приемами пользуются поэты при создании своих творений!

Конкурс 3 – «Теория литературы»: командам раздаются карточки с литературоведческими терминами, нужно соотнести термин с его определением; оценивается каждое правильно «соединенное» понятие. (Таблица заданий № 2)

Ведущий (домашнее задание):

Команды трудятся над терминами, а мы послушаем домашние задания, которые они приготовили – выразительное чтение стихотворений. 

Ведущий:

Интеллектуальное задание команды выполнили… Насколько правильно, оценит наше квалифицированное жюри и подведет предварительные итоги после следующего конкурса, который мы уже начинаем…

Конкурс 4 – «Немое кино»: командам раздаются карточки с цитатами из стихотворений, которые они должны инсценировать без слов так, чтобы другая команда угадала автора и произведение. (Таблица заданий № 3)

Ведущий (игра со зрителями):

Чтобы наши зрители не скучали, я предлагаю им вспомнить стихотворения, которые они когда-либо учили. И так как самая распространенная тема в лирике – тема любви, то именно на любовную тематику давайте и процитируем стихотворения. Кто окажется последним, тот и выиграл…

Ведущий:

Мы даже не сомневались в том, что артистический талант вам присущ в большой степени! А следующий конкурс покажет, насколько вам присущ талант сочинять стихотворения…

Конкурс 5 – «Проба пера»: командам раздаются карточки, на которых по предложенным рифмам участники должны сочинить стихотворение.  (Таблица заданий № 4)

Ведущий (конкурс со зрителями):

Чтобы и наши зрители попробовали себя в качестве поэтов, я предлагаю им сочинить четверостишие или небольшое стихотворение к первой строчке: «Я вчера увидел чудо…»

Ведущий:

Да! Поэтический талант у вас тоже есть, и стихи получились замечательные. Но я хочу, чтобы вы сравнили свои сочинения с тем, из которого мы взяли для вас рифмы:

ЧУДО НА УРОКЕ

Я однажды ненароком

Задремала за уроком.

Мне уютно и приятно,

Я на лодочке плыву,

И одно мне непонятно,

Что во сне, что наяву.

Вдруг неведомо откуда

Раздается вдалеке:

- Шура Волкова, к доске!

И вот тут случилось чудо:

Я на лодочке плыву

И во сне кувшинки рву,

А урок я без запинки

Отвечаю наяву.

Получила тройку с плюсом,

Но вздремнула я со вкусом.

А. Барто

 Надеюсь, что стихотворение Агнии Барто не про наших учеников. Наши учащиеся самые лучшие! И у них самый богатый словарный запас, который поможет им в следующем нашем конкурсе!

Конкурс 6 – «Словарный запас»: на карточках предложено слово, к которому необходимо подобрать как можно больше рифм; за каждую рифму – 1 балл. (Таблица заданий № 5)

Ведущий:

В это время мы с нашими зрителями подведем итоги конкурса стихотворений с первой строчкой «Я сегодня видел чудо…». А нашему жюри пора подвести общий итог прошедших конкурсов.

Ведущий:

Вот и закончился еще один конкурс, подтверждающий ваши умения и таланты! А вместе с конкурсом подошла к концу наша игра. Чтобы узнать, какая же из команд сегодня оказалась истинным знатоком поэзии, просим жюри подвести итоги.

Ведущий:

Хотелось бы заметить, что сегодня наши учащиеся раскрылись со всех сторон, показали свои таланты. Мы увидели, что поэзию действительно читают, помнят, понимают и любят многие из нас. Убедились, что не зря в таком большом объеме изучаем поэтические произведения по программе. Хочется верить, что поэтическое наследие русских поэтов будет вашим верным спутником на протяжении всей жизни. И, возможно, поэтический талант осчастливит кого-то из вас! А волшебная страна поэзии навсегда останется такой же волшебной и любимой!


1.

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Марина Цветаева

2.

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

К. Чуковский

   

3.

Чуть ночь превратится в рассвет,

вижу каждый день я:

кто в глав,

кто в ком,

кто в полит,                        

кто в просвет,

расходится народ в учрежденья.

Обдают дождем дела  бумажные,

чуть войдешь в здание:

отобрав с полсотни----

самые важные!---

служащие расходятся на заседания.

В. Маяковский

4.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

И.С. Тургенев

5.

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.

К. Симонов

6.

Ты жива еще, моя старушка?

  Жив и я. Привет тебе, привет!

  Пусть струится над твоей избушкой

  Тот вечерний несказанный свет.

  Пишут мне, что ты, тая тревогу,

  Загрустила шибко обо мне,

  Что ты часто ходишь на дорогу

  В старомодном ветхом шушуне.

С. Есенин

7.

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном.

А.С. Пушкин

8.

Крошка сын к отцу пришел

И спросила кроха,

Что такое хорошо

И что такое плохо?

В. Маяковский

9.

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки –

Оказалось, это брюки.

С. Маршак

10.

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далеко на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Николай Гумилев 

11.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом

Ф. Тютчев

12.

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало.

А. Фет

13.

Слава тебе, безысходная боль!

Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал,

Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

«Знаешь, с охоты его принесли,

Тело у старого дуба нашли.

Жаль королеву. Такой молодой!..

За ночь одну она стала седой».

    А. Ахматова

14.

В моей душе лежит сокровище

И ключ поручен только мне.

Ты право, пьяное чудовище,

Я знаю, истина в вине.

А. Блок

15.

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу -

Потому что он хороший.

Агния Барто

16.

Погиб поэт!-невольник чести-

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

М.Ю. Лермонтов

17.

Я вас любил…

Любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем.

Но пусть она вас больше не тревожит,

Я не хочу печалить вас ничем.

А.С. Пушкин

18.

Клен ты мой опавший,

Клен заледенелый,

Что стоишь нагнувшись

Под метелью белой?

Или что увидел?

Или что услышал?

Словно за деревню

Погулять ты вышел.

С. Есенин

19.

Никого не будет в доме,

Кроме сумерек. Один

Зимний день в сквозном проеме

Незадернутых гардин.

Только белых мокрых комьев

Быстрый промельк маховой.

Только крыши, снег и, кроме

Крыш и снега, - никого.

 

Б. Пастернак

20.

А судьи кто?-за древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима,

Сужденья черпают из забытых газет

Времен очаковских и покоренья Крыма.

А. Грибоедов 

21.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Агния Барто

22.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века -

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

А. Блок

23.

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...

И Музе я сказал: "Гляди!

Сестра твоя родная!"

Н.А. Некрасов

24.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

А. Пушкин


Соотнесите термин и определение, соедините линией

Соотнесите термин и определение, соедините линией

Эпитет

Олицетворение

Оксюморон

Антитеза

Сравнение

Метафора

Эллипсис

Гротеск

Символ

Гипербола

- стилистическая фигура, в основе которой лежит противопоставление одного явления другому

- соединение логически несовместимых понятий (например – горячий снег, белая ночь)

- пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения

- слово или выражение, заключающее в себе преувеличение для создания художественного образа  (преувеличение)

- стилистическая фигура, в которой одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим

- красочное, необычное, яркое определение

- стилистическая фигура, в которой употребляются слова в переносном значении на основе аналогии, сходства, сравнения (скрытое сравнение)

- условный знак, условное обозначение какого-нибудь понятия, явления, идеи

- изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях (сильное преувеличение)

- стилистическая фигура, представляющая неживые явления и предметы в образе живого существа, наделяющая качествами живого.

Эпитет

Олицетворение

Оксюморон

Антитеза

Сравнение

Метафора

Эллипсис

Гротеск

Символ

Гипербола

- стилистическая фигура, в основе которой лежит противопоставление одного явления другому

- соединение логически несовместимых понятий (например – горячий снег, белая ночь)

- пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения

- слово или выражение, заключающее в себе преувеличение для создания художественного образа  (преувеличение)

- стилистическая фигура, в которой одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим

- красочное, необычное, яркое определение

- стилистическая фигура, в которой употребляются слова в переносном значении на основе аналогии, сходства, сравнения (скрытое сравнение)

- условный знак, условное обозначение какого-нибудь понятия, явления, идеи

- изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях (сильное преувеличение)

- стилистическая фигура, представляющая неживые явления и предметы в образе живого существа, наделяющая качествами живого.

Разыграйте отрывок без слов так, чтобы было понятно, о каком произведении идет речь.

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод -

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод -

Пришёл невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод -

Пришёл невод с одною рыбкой,

С не простою рыбкой - золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

"Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь".

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Разыграйте отрывок без слов так, чтобы было понятно, о каком произведении идет речь.

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской.


Сочините стихотворение по заданным рифмам

НЕНАРОКОМ – УРОКОМ

ПРИЯТНО – НЕПОНЯТНО

ПЛЫВУ – НАЯВУ

ОТКУДА – ЧУДО

ВДАЛЕКЕ – ДОСКЕ

ПЛЮСОМ – ВКУСОМ

Сочините стихотворение по заданным рифмам

НЕНАРОКОМ – УРОКОМ

ПРИЯТНО – НЕПОНЯТНО

ПЛЫВУ – НАЯВУ

ОТКУДА – ЧУДО

ВДАЛЕКЕ – ДОСКЕ

ПЛЮСОМ – ВКУСОМ

Подберите к заданному слову как можно больше рифм

ТУМАН

Подберите к заданному слову как можно больше рифм

ТУМАН

Таблица оценок

Группа

Конкурсы

«Разминка»

«Кто автор?»

«Теория лит-ры»

«Дом.

задание»

«Немое кино»

«Проба пера»

«Словарный

запас»

Общий счет

№ 32

№ 35



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 1 классе "Волшебная страна звуков. В гостях у сказки" (по программе В.В. Аллева, Т.Н. Кичак)

Урок проведен в рамках РМОТип урока: комбин6ированныйДидактическая задача урока:создание условий для формирования УУД в условиях решения практических задач.Цели урока:- закрепить умение выражать ...

"Волшебная страна" - занятие творческого объединения "Весёлый карандаш"

Занятие кружка по изобразительному искусству должно быть запоминающимся событием, поэтому в начале занятия я настроила ребят на встречу с чем-то необычным, увлекательным. Продумала своё занятие как ...

Сценарий позновательно-развлекательной игры "В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ГЕРОЕВ НИКОЛАЯ НОСОВА"

Познавательно-развлекательная игра "В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ГЕРОЕВ НИКОЛАЯ НОСОВА" для детей младшего и среднего школьного возраста...

Внеклассное мероприятие по музыку "Путешествие в волшебную страну фольклора"

Данное мероприятие предназначено для учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы. Цель- знакомство с музыкальными жанрами фольклора....

Сценарий литературного вечера «Поэзия – прекрасная страна»

Формируется общекультурная компетентность учащихся через восприятие поэзии....

Праздник "Поэзия - чудесная страна", посвящ. Всемирному дню поэзии.

Праздник "Поэзия - чудесная страна", посвящ. Всемирному дню поэзии....

Вечер художественного чтения "Поэзия - чудесная страна"

Презентация и сценарий к внеклассному мероприятию "Вечер художественного чтения "Поэзия - чудесмная страна". Данное мероприятие можно провести в рамках недели русского языка и литератур...